СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «ОБЩИЙ ПРИЁМ СЛОЖЕНИЯ ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК»
Целевые установки:
предметные: раскрыть общий прием прибавления по частям для случаев сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
метапредметные: формировать универсальные учебные действия:
регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
познавательные – ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя, развивать приемы умственных действий: умения проводить сравнения, определять закономерность составления таблицы, использовать знания в измененных условиях;
коммуникативные – работать в паре, обосновывать сделанные выводы;
личностные: способствовать развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности.
Оборудование:
- учебник «Математика. 1 класс, 2 часть», М. И. Моро, М. А. Бантова;
- рабочая тетрадь «Математика. 1 класс. 2 часть», М. И. Моро, С. И Волкова;
- электронное приложение к учебнику «Математика. 1 класс».
Ход урока:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Приготовились к уроку?
В нем иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Лучше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушайте внимательно,
Поймете все обязательно!
Актуализация знаний
1. Устный счет
- Сегодня к нам на урок пришел Математикус-путешественник, и решил он подняться на гору, но гора эта непростая, а математическая. Чтобы забраться на вершину этой горы, нужно выполнить несколько заданий. Попробуем их выполнить?
- Первое задание находится у подножия горы: для каждого числа: 4, 8, 3, 9, 5 надо назвать число, которое дополнит его до 10 (числа 4, 8, 3, 9. 5 можно записать на доске).
- Молодцы, справились с заданием! Математикус начал свой подъем, но перед ним оказался огромный камень. Чтобы его сдвинуть, надо записать в окошки такие числа, чтобы равенства стали верными:
10 = □ +□ (на доске записываются 5 равенств такого вида)
- Какие вы молодцы: нашли все ответы. Общими усилиями мы сдвинули этот камень. Поднимемся еще выше.
- Тут еще одно задание – число: 1, 4, 2, 7, 10 увеличьте на 10 (числа: 1, 4, 2, 7, 10 записываются на доске).
- Поднялись еще выше. Математикус решил перекусить. В рюкзаке у него пирожки с повидлом и с капустой: 3 пирожка с повидлом, а с капустой на 4 больше. Сколько у Математикуса пирожков с капустой? Сколько всего пирожков у Математикуса в рюкзаке?
- Когда Математикус выпил из термоса 2 кружки какао, то в нем осталось какао ровно на 6 кружек. Сколько всего кружек какао было в термосе сначала?
2. Создание проблемной ситуации
- Мы уже почти у вершины. Но что это? Перед нами отвесная скала. Чтобы подняться по ней, надо пройти по камням. С одного камня на другой можно перейти тогда, когда вычислишь результат:
1 + 5 4 + 2 9 + 4 7 + 2
7 + 4 5 + 3 3 + 4 6 + 5
(На каждой парте заготовлен листок с записью всех сумм).
- Попробуйте найти результат вместе с соседом по парте. Если в каких-то случаях возникнет затруднение, подчеркните эту сумму.
- Все ли результаты удалось найти? В каких случаях возникли затруднения?
(9 + 4, 7 + 4, 6 + 5).
- Почему вы не справились с заданием в этих случаях?
(Такие суммы еще не вычисляли).
3. Определение темы урока.
- Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Решать примеры, где получается больше 10.)
- Какие цели поставите перед собой?
4. Организация поиска решения проблемной ситуации:
- Как же нам помочь Математикусу? У Математикуса есть волшебные кармашки и фишки двух разных цветов: синего и красного (работа с фишками и наборным полотном)
- Сосчитайте, сколько карманов в верхнем ряду (10), а в нижнем (Тоже 10).
- Сколько всего карманов в этих двух рядах? (20).
- Давайте подумаем, как эти кармашки и разноцветные фишки помогут нам вычислить сумму 9 + 4.
(Ответы детей, из которых учитель выбирает тот, в котором предлагается положить в верхний карман 9 синих фишек).
- Остались ли свободные кармашки? (Да, один в верхнем ряду и 10 в нижнем). Надо, чтобы все кармашки верхнего ряда были заполнены.
- Разложим красные фишки. Как мы это сделаем? (Сначала заполним свободный кармашек в верхнем ряду, в него поместим 1 фишку).
- Сколько стало фишек в верхнем ряду? (10)
- У нас есть еще 3 красных фишки. Куда разместим их? (В нижний ряд).
- Сколько фишек в нижнем ряду? (3)
- Сколько всего фишек в карманах, если в верхнем ряду их 10, а в нижнем – 3? (13).
5. «Открытие» нового приема вычислений.
- Как же мы к 9 прибавили 4? (По частям: сначала к 9 добавили 1, получили 10, затем к 10 прибавили оставшиеся 3 фишки, значит всего 13 фишек).
- Попробуем это записать на языке математики:
9 + 4
- Сколько прибавляем сначала? (Сначала прибавляем такое число, чтобы в сумме с первым слагаемым получить 10, в нашем случае – прибавляем 1).
На доске запись: 9 + 1 = 10
- Что делаем дальше? (Второе слагаемое 4, вспоминаем, что 4 – это 1 и еще 3. Один уже прибавили, значит, к 10 надо прибавить еще 3).
На доске: 10 + 3 = 13.
- Можно записать короче:
9 + 4 = 13 9 + 4 = 13 9 + 1+ 3 = 13
/ \
1 3
Параллельно с записью учитель еще раз словесно описывает прием, выделяя все операции.
- У нас остались еще не вычисленные суммы:
7 + 4 и 6 + 5
Проводится первичное закрепление приема сложения с переходом через десяток – дети выполняют вычисления с комментированием (внешняя речь).
- Давайте проверим, всё ли верно мы с вами объяснили.
(Интерактивная доска, видео-фрагмент из электронного приложения к учебнику «Математика. 1 класс»)
- Оправдались ли наши предположения?
- Молодцы! Хорошо помогли Математикусу. Теперь он добрался до самой вершины.
III. Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо встать.
IV.Закрепление изученного материала.
Стр.64, №1 – письменно, с устным объяснением
Стр.65, №4 – 1 и 2 столбик – работа в парах: сколько всего прибавили.
Рабочая тетрадь, стр. 34, №1.
V. Самостоятельная работа.
Рабочая тетрадь, стр. 34 № 2. Проверка устно.
VI. Рефлексия.
- Вспомните, какие цели ставили вы в начале урока?
- Кто достиг своей цели?
- Кто уже достаточно хорошо решает примеры?
- Кому было трудно?
- Что надо сделать для того, чтобы преодолеть трудности?
VII. Подведение итогов.
- Какие примеры решали?
- Как выполнить сложение, если получается больше 10?