Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток

разработка урока по математике в 1 классе по теме "Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток"

Содержимое разработки

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ОБЩИЙ ПРИЁМ СЛОЖЕНИЯ ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК»

Целевые установки:

предметные: раскрыть общий прием прибавления по частям для случаев сложения однозначных чисел с переходом через десяток;

метапредметные: формировать универсальные учебные действия:

регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

познавательные – ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя, развивать приемы умственных действий: умения проводить сравнения, определять закономерность составления таблицы, использовать знания в измененных условиях;

коммуникативные – работать в паре, обосновывать сделанные выводы;

личностные: способствовать развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности.

Оборудование:

- учебник «Математика. 1 класс, 2 часть», М. И. Моро, М. А. Бантова;

- рабочая тетрадь «Математика. 1 класс. 2 часть», М. И. Моро, С. И Волкова;

- электронное приложение к учебнику «Математика. 1 класс».











Ход урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приготовились к уроку?

В нем иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Лучше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушайте внимательно,

Поймете все обязательно!

  1. Актуализация знаний

1. Устный счет

- Сегодня к нам на урок пришел Математикус-путешественник, и решил он подняться на гору, но гора эта непростая, а математическая. Чтобы забраться на вершину этой горы, нужно выполнить несколько заданий. Попробуем их выполнить?

- Первое задание находится у подножия горы: для каждого числа: 4, 8, 3, 9, 5 надо назвать число, которое дополнит его до 10 (числа 4, 8, 3, 9. 5 можно записать на доске).

- Молодцы, справились с заданием! Математикус начал свой подъем, но перед ним оказался огромный камень. Чтобы его сдвинуть, надо записать в окошки такие числа, чтобы равенства стали верными:

10 = □ +□ (на доске записываются 5 равенств такого вида)

- Какие вы молодцы: нашли все ответы. Общими усилиями мы сдвинули этот камень. Поднимемся еще выше.

- Тут еще одно задание – число: 1, 4, 2, 7, 10 увеличьте на 10 (числа: 1, 4, 2, 7, 10 записываются на доске).

- Поднялись еще выше. Математикус решил перекусить. В рюкзаке у него пирожки с повидлом и с капустой: 3 пирожка с повидлом, а с капустой на 4 больше. Сколько у Математикуса пирожков с капустой? Сколько всего пирожков у Математикуса в рюкзаке?

- Когда Математикус выпил из термоса 2 кружки какао, то в нем осталось какао ровно на 6 кружек. Сколько всего кружек какао было в термосе сначала?

2. Создание проблемной ситуации

- Мы уже почти у вершины. Но что это? Перед нами отвесная скала. Чтобы подняться по ней, надо пройти по камням. С одного камня на другой можно перейти тогда, когда вычислишь результат:

1 + 5 4 + 2 9 + 4 7 + 2

7 + 4 5 + 3 3 + 4 6 + 5

(На каждой парте заготовлен листок с записью всех сумм).

- Попробуйте найти результат вместе с соседом по парте. Если в каких-то случаях возникнет затруднение, подчеркните эту сумму.

- Все ли результаты удалось найти? В каких случаях возникли затруднения?

(9 + 4, 7 + 4, 6 + 5).

- Почему вы не справились с заданием в этих случаях?

(Такие суммы еще не вычисляли).

3. Определение темы урока.

- Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Решать примеры, где получается больше 10.)

- Какие цели поставите перед собой?

4. Организация поиска решения проблемной ситуации:

- Как же нам помочь Математикусу? У Математикуса есть волшебные кармашки и фишки двух разных цветов: синего и красного (работа с фишками и наборным полотном)

- Сосчитайте, сколько карманов в верхнем ряду (10), а в нижнем (Тоже 10).

- Сколько всего карманов в этих двух рядах? (20).

- Давайте подумаем, как эти кармашки и разноцветные фишки помогут нам вычислить сумму 9 + 4.

(Ответы детей, из которых учитель выбирает тот, в котором предлагается положить в верхний карман 9 синих фишек).

- Остались ли свободные кармашки? (Да, один в верхнем ряду и 10 в нижнем). Надо, чтобы все кармашки верхнего ряда были заполнены.

- Разложим красные фишки. Как мы это сделаем? (Сначала заполним свободный кармашек в верхнем ряду, в него поместим 1 фишку).

- Сколько стало фишек в верхнем ряду? (10)

- У нас есть еще 3 красных фишки. Куда разместим их? (В нижний ряд).

- Сколько фишек в нижнем ряду? (3)

- Сколько всего фишек в карманах, если в верхнем ряду их 10, а в нижнем – 3? (13).

5. «Открытие» нового приема вычислений.

- Как же мы к 9 прибавили 4? (По частям: сначала к 9 добавили 1, получили 10, затем к 10 прибавили оставшиеся 3 фишки, значит всего 13 фишек).

- Попробуем это записать на языке математики:

9 + 4

- Сколько прибавляем сначала? (Сначала прибавляем такое число, чтобы в сумме с первым слагаемым получить 10, в нашем случае – прибавляем 1).

На доске запись: 9 + 1 = 10

- Что делаем дальше? (Второе слагаемое 4, вспоминаем, что 4 – это 1 и еще 3. Один уже прибавили, значит, к 10 надо прибавить еще 3).

На доске: 10 + 3 = 13.




- Можно записать короче:

9 + 4 = 13 9 + 4 = 13 9 + 1+ 3 = 13

/ \

1 3

Параллельно с записью учитель еще раз словесно описывает прием, выделяя все операции.

- У нас остались еще не вычисленные суммы:

7 + 4 и 6 + 5

Проводится первичное закрепление приема сложения с переходом через десяток – дети выполняют вычисления с комментированием (внешняя речь).

- Давайте проверим, всё ли верно мы с вами объяснили.

(Интерактивная доска, видео-фрагмент из электронного приложения к учебнику «Математика. 1 класс»)

- Оправдались ли наши предположения?

- Молодцы! Хорошо помогли Математикусу. Теперь он добрался до самой вершины.

III. Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

IV.Закрепление изученного материала.

Стр.64, №1 – письменно, с устным объяснением

Стр.65, №4 – 1 и 2 столбик – работа в парах: сколько всего прибавили.

Рабочая тетрадь, стр. 34, №1.


V. Самостоятельная работа.

Рабочая тетрадь, стр. 34 № 2. Проверка устно.

VI. Рефлексия.

- Вспомните, какие цели ставили вы в начале урока?

- Кто достиг своей цели?

- Кто уже достаточно хорошо решает примеры?

- Кому было трудно?

- Что надо сделать для того, чтобы преодолеть трудности?

VII. Подведение итогов.

- Какие примеры решали?

- Как выполнить сложение, если получается больше 10?


Сохранить у себя:
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки