Образы симфонической музыки «Метель»

Содержание: Данный урок предполагает создание условий для формирования представлений учащихся о музыкальной иллюстрации через осмысление музыкального образа на основе сюиты русского композитора Г.Свиридова «Метель». Дети постепенно убеждаются в возможности симфонического оркестра раскрытия образов литературного произведения, расширят свои представления о связях музыки и литературы. Учащиеся познакомятся со стилистическими особенностями музыкального языка Г.Свиридова. В процессе урока расширяется представление детей о средствах музыкальной выразительности, развивается умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства, пробуждается интерес к отечественной музыкальной культуре, к симфонической музыке. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Содержимое разработки

Учебник 6кл. «Музыка» Сергеевой Г.П.


6кл. №25 «Музыка» Егорычева С.Л. Дата –

Тема: Образы симфонической музыки «Метель»

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Цель урока: создать условия для формирования представлений учащихся о музыкальной иллюстрации через осмысление музыкального образа на основе сюиты русского композитора Г.Свиридова «Метель».

Содержание: Данный урок предполагает создание условий для формирования представлений учащихся о музыкальной иллюстрации через осмысление музыкального образа на основе сюиты русского композитора Г.Свиридова «Метель». Дети постепенно убеждаются в возможности симфонического оркестра раскрытия образов литературного произведения, расширят свои представления о связях музыки и литературы. Учащиеся познакомятся со стилистическими особенностями музыкального языка Г.Свиридова. В процессе урока расширяется представление детей о средствах музыкальной выразительности, развивается умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства, пробуждается интерес к отечественной музыкальной культуре, к симфонической музыке. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Задачи: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; - актуализировать жизненно музыкальные впечатления учащихся;
- формировать систему новых понятий, знаний;
Познавательные:  - формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
Коммуникативные: - создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учеником и учителем;
Регулятивные: - способствовать самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью;
Предметные: Обучающиеся смогут: - оценивать музыкальные произведения с точки зрения тембровой и динамической окраски звучания;
- исследовать значение тембров инструментов для воплощения музыкальных образов;
- совершенствовать навыки вокально-хорового пения;

Понятия: - группы инструментов симфонического оркестра ; - динамика;- форте;- фортиссимо;- пиано;- пианиссимо;- крещендо;- диминуэндо; сюита, музыкальные иллюстрации;

Метапредметные: Учащиеся смогут: - размышлять о темброво-живописной красоте музыки;
- расширить представление о тембре и динамике как средстве музыкальной выразительности;
Личностные: Учащиеся будут обладать: - основами познавательной и информационной культуры;
- умением анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- группы инструментов симфонического оркестра;
Методы. Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный.

Музыкальный материал: Г.В. Свиридов, музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» «Тройка», «Романс». Ж. Цыбров «Мамина улыбка»..

Ресурсы урока:  Портрет Г.В. Свиридова, символы F, FF, P ,PP, cres. , иллюстрация к произведению

Г. Свиридова «Метель», Видео-ролик (минус) к песне Ж. Цыбров «Мамина улыбка»

ТСО: Компьютер, проектор, экран, колонки, аудиозаписи, видеозаписи.

Ход урока

Организационный этап. Проверка готовности к уроку.

Сегодня мы продолжаем постигать секреты одного из самых совершенных видов искусства – музыки.

-Жизнь является единой основой для всех видов искусства.

Перед человеком всегда стояли и будут стоять вопросы добра и зла, любви и ненависти.

И поэт, и композитор, и художник отражает эти вечные темы жизни в виде образа: поэтического, музыкального, художественного

Цель: Закрепить полученные ранее знания.

Актуализация. Этап проверки знаний, умений, навыков.

• Какими могут быть музыкальные образы?

• Какие два способа развития музыки вы знаете?

• Какие формы музыкальных произведений вы знаете?

Постановка учебной задачи.

Мотивация: Я хочу начать наш урок с музыкального фрагмента.

О чем вам расскажет музыка? : какой страны эта мелодия?

Слушание. «Весна» «Осень» : Г.В. Свиридов в исполнении симфонического оркестра.

Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Анализ. Опишите, какие чувства, какое настроение вы слышите в этой музыке.

Одухотворенные зарисовки природы. Носят лирический оттенок, спокойные по характеру. Но есть чувственность и переживания.

Музыкальная иллюстрация «Весна» - светлая, одухотворённая, «Осень» - задумчивая , печальная.

Назовите инструменты, которые композитор выбрал для создания образа природы.

А какие инструменты являются солирующими?.

Изучение нового материала.

: Композиторы рассказывают о жизни людей с помощью музыкальных звуков.

Музыка – один из языков на нашей планете. 

Начать урок нам помогла музыка выдающегося русского композитора

Г.В. Свиридова. Композитор ХХ века, он учился в Ленинградской консерватории и некоторое время работал в Ленинграде.

- Г. В. Свиридов (демонстрирует портрет) и его музыкальные иллюстрации к по-

вести А. С. Пушкина «Метель» - взгляд нашего современника на Россию XIX в. (события 1812 г.).

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Г.Свиридов.

Композитор придал жанру музыкальных иллюстраций более глубокий смысл:
каждая пьеса - самостоятельное сочинение.

Постановка учебной задачи:

Познакомиться с произведениями «Метель» А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова
Сравнить образы литературного и музыкального произведений.
Анализировать, сравнивать и сопоставлять звучание различных частей сюиты «Метель» Г.В. Свиридова.
Открытие нового знания.

- Если мы говорим об образах и о том, как музыка симфонического оркестра помогает их раскрыть, значит, тема нашего урока? (рассуждения детей)

Тема нашего урока - «Образы симфонической музыки» . Запишите в тетради.

Давайте попробуем посмотреть, как пожелания Г.В. Свиридова воплощались в его музыкальных произведениях, связанных с литературой.
Задание 1.

А.С.Пушкин. Одна из его повестей носит название «Метель». В 1964 г. вышел одноименный фильм режиссера В. Басова. Музыку к этому фильму написал Георгий Свиридов. Фильм этот не стал киноклассикой, а вот у музыки его совсем другая судьба. Через 10 лет Свиридов переработал эти произведения и объединил их в сюиту под тем же названием.

-А теперь, слушаем музыку Без обьявления«Тройка».

Слушаем, какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты;

с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы.? Просмотр фрагмента начала фильма

: Сегодня мы обсудим одно из средств, которым пользуется композитор, когда сочиняет музыку.
Динамика. Что оно отображает? (ответы детей)

:Это слово может использоваться в разных жизненных ситуациях, в различных науках, поэтому оно имеет много толкований. 
ДИНАМИКА (от греч. – сила, мощь) – наука о движении тел, о силах двигающих.
ДИНАМИКА – различная степень силы звучания, громкости и её изменения.

 : Запишите в тетрадь толкование слова «ДИНАМИКА», которое мы сегодня будем изучать на уроке: Какая динамика может встречаться в музыкальных произведениях?: (ответы детей)

Композитору важно, с какой громкостью будут исполнять его музыку? Почему?: (ответы детей)

:  Композитор фиксирует громкость с помощь знаков: f – громко, ff – очень громко. p – тихо,  pp – очень тихо.
Если музыка становится громче, происходит это постепенно, то используют знак если музыка постепенно затихает, то знак переворачивается в другую сторону (diminuendo)

Актуализация полученных знаний:

: Сегодня на уроке мы напишем динамический диктант. Как вы думаете, что это такое?

: Мы будем записывать, как меняется громкость в музыкальном произведении.

Планирование действий: Записывать нужно в строчку, используя те знаки, с которыми мы познакомились. Если музыка звучит громко, мы пишем знак f, если музыка резко изменилась и стала очень тихой - в тетради появится знак pp. Если музыка изменяет громкость постепенно (была очень тихой, постепенно прибавляя звучание, стала громкой), мы будем использовать знаки , если музыка постепенно затихала.

Это требует от вас внимательности.
Усвоение новых знаний: Внимание! Готовы? А если музыка начнется очень громко?
Слушание. (Г.В. Свиридов.«Тройка»): (дети записывают динамический план в тетрадь)

После завершения звучания предлагаю записать на доске результаты прослушивания, обсуждаем правильность записи. Зачем композитору нужно было так изменять громкость?: (ответы детей).

Проверка и применение новых знаний:

: Какую историю хотел рассказать нам автор с помощью звуков?: (ответы детей)

: Что изменилось бы, если громкость была бы другой? : (ответы детей)

: Музыкальное произведение, с которым мы работали, называется «Тройка». Г.В. Свиридов сочинил его, как музыкальную иллюстрацию к повести А.С. Пушкина «Метель».  Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести:

« Кони мчатся по буграм Топчут снег глубокой… Вот, в сторонке божий храм Виден одинокий…»

: Какое средство музыкальной выразительности было объектом нашего исследования на уроке?: (ответы детей).

Это единственное средство музыкальной выразительности, которым пользуется композитор?: (ответы детей).

Только взаимодействие, система средств музыкальной выразительности создает яркое музыкальное произведение.
Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания.

Физ.минутка. Пластическое интонирование. Повторное слушание.

. Продолжение работы над произведением Г.Свиридова

Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно так глубоко раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр? (ответы детей)

: Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание более мощное. И, соответственно, исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное.

: Удивительный мир искусства создает для нас разные шедевры.

Вокально-хоровая работа.

При исполнении песни использовать видео-клип (минус).

Ж. Цыбров «Мамина улыбка».

Рефлексия: Что нового вы для себя узнали на этом уроке?

Какие открытия сделали для себя?

: С каким новым жанром вы сегодня познакомились?

Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке.

: Мы познакомились с жанром – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Г.Свиридов.

: Перечислите средства музыкальной выразительности.

( «Средства музыкальной выразительности»)

: Согласны ли вы с утверждением, что симфоническая музыка выразительна и изобразительна?

: Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки.

Это дает композитору воплотить через музыку образы литературных героев.

: Так что же объединяет А. С. Пушкина и Г.В. Свиридова?

Да, их объединяет любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта А.С.Пушкина, так и в музыке Свиридова.

: Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать. Но всё это будет на следующем уроке.

: А сегодня за активную работу на уроке получают оценки

Если урок прошел для вас продуктивно, то прошу выразить это ОЧЕНЬ ТИХИМИ аплодисментами, если вы скучали на уроке, можете показать это ГРОМКИМИ хлопками.



Сохранить у себя:
Образы симфонической музыки «Метель»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки