Пояснительная записка
В рабочую программу внесены изменения, добавлен новый раздел: Работа с гофрированной бумагой. Свист-дизайн.
Цель программы – развитие мотивации к творческому самовыражению через овладение приемами техники свит- дизайн.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умения и навыки по овладению приемами техники свит дизайн;
- отрабатывать практические навыки работы с различными материалами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление и воображение;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать способность к самоанализу и оценке своих возможностей;
- развивать творческий потенциал, познавательную активность;
- способствовать развитию личностных качеств: памяти, внимательности, аккуратности, терпения.
Воспитательные:
- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;
- прививать культуру труда.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Прекрасное своими руками» является адаптированной программой художественно-эстетической направленности. Актуальная потребность - создание единого курса по художественному труду для воспитанников центра.
Программа соответствует Закону РФ «Об образовании в РФ», примерным требованиям к программам дополнительного образования (пр. к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006г.), методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанных ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки РФ (№ 09-3242) от 18.11.2015 г., Уставу ГКУСО РО Таганрогского центра помощи детям № 3, Положению по составлению программ дополнительного образования в ГКУСОРО Таганрогском центре помощи детям № 3.
Занятия художественным трудом дают воспитанникам возможность получить знания о декоративно - прикладном творчестве, о различных видах материалов и технологии их художественной обработки (работа с тканью, вышивка, лепка, аппликация, рисование). В процессе освоения программы воспитанники приобретают навыки работы и общения в коллективе, развивается интерес к познавательной и творческой деятельности, расширяется кругозор.
В учреждении выросла численность поступающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей – инвалидов. Помочь детям с ОВЗ найти свое место, научить жить в социуме - наша главная задача. В данной программе учтены особенности психофизического развития детей с ОВЗ. Посильные задания, различные формы и методы обучения, создание ситуации успешности мотивируют детей к познанию, развитию творческих способностей, воображения, дают возможность получить положительные эмоции, развивают речевые функции. Занятие по программе дополнительного образования «Прекрасное своими руками» способствует раскрытию у воспитанников творческих способностей, повышению самооценки, способствует социализации личности.
Программа знакомит с народным творчеством, природой, бытом, трудом, ремеслами, национальными традициями, приобщает к национальной культуре, открывает мир красоты и гармонии. Народное творчество воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию творческой гармонично развитой личности, а в случае с детьми с ОВЗ, с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, выполняет корректирующую компенсаторную и терапевтическую функции.
Содержание программы по видам художественного труда выстроено с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей ребенка и сложности обработки материалов.
Многие занятия построены по методу интегрирования, что позволяет решать комплекс задач: дидактических, методических, воспитательных. Такие занятия дают возможность систематизировать знания и умения, определить активные методы обучения, помогают в организации досуговых мероприятий. Способствуют духовно - эстетическому развитию воспитанников.
Новизна:
Программа выстроена на освоение материала с нарастанием сложности. Так как вновь поступившие воспитанники с ОВЗ, не владеют или слабо владеют элементарными навыками игровой, творческой и учебной деятельности. Использование игровых, здоровьесберегающих технологий способствует усвоению определенных знаний, умений, навыков, сохранению и укреплению здоровья, развитию психоэмоциональной сферы. Приобретенные знания совершенствуются в практической деятельности, реализуются в творчестве. С учетом данного фактора, основные формы работы это: коррекционно- развивающие и интегрированные занятия НОД.
Актуальность:
Программа направлена на получение воспитанниками представлений о различных видах декоративно-прикладного творчества и практических навыков работы с различными видами инструментов и материалов, воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование творческой гармонично развитой личности, способной к саморазвитию, дает возможность самовыражения и самореализации личности в конкретных образах. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер ребенка.
В процессе реализации программы происходит личностное развитие воспитанника, подготовка к успешной социализации.
Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных навыков:
умение слышать, воспринимать объяснение, обращаться за помощью;
приобретение способности к концентрации внимания;
приобретение навыков преобразования информации;
повышение уровня развития основных психических процессов (логическое и образное мышление, воображение, память, внимание, речь);
Целостный подход в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности обеспечивает осознанное и активное участие воспитанников, в том числе и детей с ОВЗ в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни. Развитие творческих способностей должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Раскрытию творческого потенциала воспитанников способствует использование различных форм работы (игры, выставки, практические занятия, экскурсии и т. д.) в сочетании с доброжелательной неформальной обстановкой.
Цели и задачи программы: Цель программы: всестороннее развитие детей с ОВЗ. Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала, для формирования нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, приобщения к ценностям художественной культуры. Задачи программы: Обучающие: обучение различным приемам работы с разными видами материалов:
обучение специальным умениям и навыкам рисования, изготовления изделий декоративно-прикладного искусства;
формирование пространственного представления, навыков пространственных преобразований;
формирование умения конструировать;
применение полученных знаний.
Развивающие:
развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
развитие эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;
развитие образного и пространственного мышления, креативности, памяти, внимания;
развитие глазомера и мелкой моторики рук;
социализация в процессе творческой деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитание интереса к художественному творчеству;
приобщение к системе культурных ценностей;
воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;
расширение коммуникативных способностей;
формирование и совершенствование трудовых навыков и культуры труда.
Педагогическая целесообразность - создание благоприятных условий для развития детей с ОВЗ (ЗПР, УО легкой степени) и инвалидностью, с целью наиболее успешной подготовки их к жизни в семье и обществе.
Организационные принципы - программа «Прекрасное своими руками» выстроена на освоение материала с нарастанием сложности. Обучение детей с ОВЗ это длительный многосторонний процесс включения в различные виды декоративно-прикладного искусства.
Индивидуальный подход, всестороннее изучение воспитанников позволяет разработать с учетом выявленных особенностей соответствующие меры педагогического воздействия.
Социальное взаимодействие. Партнерское взаимодействие с педагогом и воспитанниками. Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий - 4 раза в неделю соответственно, по 1 академическому часу (дети – инвалиды занимаются «дробно»: - 2 раза по 20 минут с 10 минутным перерывом на физкультминутку, туалетные процедуры или на смену вида деятельности).Учитывая особенности психофизического развития детей, возраст и другие особенности, для успешного освоения программы занятия проходят индивидуально и небольшой группой (в сочетании с индивидуальной помощью каждому ребенку). Группы формируются с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка.
Тематика занятий строится с учетом индивидуальных особенностей и интересов воспитанников. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений.
Формы обучения - теоретические и практические занятия. Программа предполагает индивидуальные и групповые формы проведения занятий.
Методы обучения – спиральный принцип построения программы (постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одного года обучения к др. и включает различные виды деятельности: художественную, познавательную, практическую).
Для успешной реализации программы исследуются следующие методы и приёмы:
применение стихотворных, сказочных и др. форм;
использование диалоговой формы;
наглядный (практические занятия по образцам и иллюстрациям);
словесный (практические занятия по устному алгоритму);
исследовательский (заготовка материалов);
наблюдение и исследование материалов.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Частично - поисковый – участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Исследовательский – самостоятельная творческая работа;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятии:
Фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
Групповой – организация работы в группе;
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
При реализации программы соблюдаются следующие условия:
Сочетание разных форм занятий;
Содержание материала имеет занимательную форму;
Совместный характер деятельности;
Использование формы соревнования как активизирующей формы;
Диалоговая форма занятия и др.;
Используются формы, способствующие усилению мотивации (экспозиции, праздники, участие в выставках, экскурсии):
Инициируется творческая активность.
Сроки реализации программы - 1год. Возрастная группа от 9-18 лет.
Планируемые результаты освоения программы - в результате реализации программы воспитанники
должны знать:
Правила техники безопасности в мастерской;
Правила безопасной работы с острыми и колющими предметами, клеем, клеевым пистолетом и другими видами инструментов:
Что такое рисование, аппликация, лепка, бумагопластика, конструирование, мозаика.
Виды инструментов и материалов для рисования, лепки, аппликации, бумагопластики, вышивки и шитья;
Знать, какие материалы нужны для поделок из природных материалов;
Знать основные техники декоративно-прикладного искусства.
должны уметь:
использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и техники;
овладеть навыками моделирования и конструирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
уметь сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
работать с различными видами красок и кистей, выполнять ими рисунки;
рисовать в разных техниках;
выполнять поделки с использованием природных материалов;
уметь вышивать декоративными швами и в технике счетный крест;
уметь шить игрушки, делать простейшие народные куклы из лоскутка и ниток;
выполнять работы в технике Топиарий.
Практика показывает, что увлечение ребят изготовлением простейших поделок постепенно перерастает в стремление самим придумывать и создавать образ, а затем воплощать его в материале.
Формами подведения итогов реализации дополнительной адаптированной образовательной программы являются личные работы воспитанников, участие в выставках, участие в фестивалях и конкурсах различного уровня.
Показатели оценки достижений | Уровень достижения | Кол-во балов и словесная характеристика |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
Отсутствие результата |
| 0 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных известных терминов и фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к выполнению задания | Низкий уровень (рецептивный) (1-3 балла) (монолог (удовлетворительно) | 1-2 (почти удовлетворительно) |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
| 3 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Узнавание объекта изучения, |
|
| педагога, | (удовлетворительно) |
|
|
|
| ||||||||||||||||
различение определений, структурных |
| могут только слушать) |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
элементов знаний, проявление волевых усилий и мотивации учения |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Неполное воспроизведение программного материала на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых с помощью педагога ошибок; затруднение в самостоятельном применении умений; стремление к преодолению затруднений; ситуативное проявление ответственности, самокритичности |
|
| Средний уровень (репродуктивный, продуктивный, достаточный) (4-7 баллов
| 4 (весьма удовлетворительно)
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Освоение учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий. | Репродуктивный уровень-наличие обратной связи со стороны воспитанника, воспроизведение знаний. Продуктивный достаточный-действие по получению новых знаний путем повторения действия по образцу; |
| 5 (почти хорошо) |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
Осознанное воспроизведение программного материала различной степени сложности, с несущественными ощибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу с незначительной помощью педагога; настойчивости стремление преодолевать затруднения; проявление стремления | 6 (хорошо) |
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
Владение программным учебным материалом различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; самостоятельное применение умений, навыков, проявление стремления к творческому переносу знаний, организованности, самокритичности, рефлексии; оперирование программным учебным материалом в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие самостоятельно исправляем несущественных ошибок в действиях; наличие определенного опыта творческой деятельности, проявлении добросовестности, ответственности, самооценки. |
| 7 |
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
| (очень хорошо) |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
Свободное оперирование учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции; оперативное трансформирование полученных умений для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремленности, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению. |
|
| Высокий уровень (продуктивный творческий) (8-10 баллов) Продуктивный творческий- самостоятельное получение новых знаний |
| 8-10 (отлично)
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Охрана жизни и здоровья детей
Во время образовательного процесса педагог дополнительного образования должен:
Обеспечить безопасность проведения учебного процесса;
Следить за чистотой помещения и его проветриванием;
Проводить в процессе занятия разминки для рук и тела–физкультминутки;
Проводить инструктаж по технике безопасности в мастерской и пожарной безопасности (ежемесячно);
Проводить инструктаж по технике безопасности в мастерской инструктаж по безопасной работе с материалами и инструментами при смене вида деятельности обучающимися;
Научить правильно использовать инструменты и безопасной работе сними;
Контролировать выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей (Журнал по технике безопасности).
У каждого обучающегося должно быть индивидуальное рабочее место, для того чтобы во время работы (особенно при работе с колющими и режущими предметами) дети не мешали друг другу. Рабочий инвентарь должен быть устойчивым и приспособленным для работы. Работу воспитанники начинают только с разрешения педагога и под его присмотром. Когда педагог обращается к ребенку, он должен приостановить работу, а во время работы не отвлекаться и использовать инструменты по назначению.
Содержание программы
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема программы | Кол-во часов | В т. ч. | |
теория | практика | |||
| Введение в предмет Техника безопасности на занятиях. | 1 | 1 |
|
1 | Обереги славян | 53 | 13 | 40 |
2 | Аппликация | 90 | 20 | 70 |
3 | Топиарий | 126 | 26 | 100 |
4 | Бумагопластика | 192 | 22 | 170 |
5 | Работа с тканью. Мягкая игрушка | 198 | 28 | 170 |
6 | Пластилинография | 72 | 12 | 60 |
7 | Работа с бумагой. Квиллинг | 216 | 26 | 190 |
8 | Работа с бумагой. Айрис-фолдинг | 132 | 32 | 100 |
9 | Работа с гофрированной бумагой.Свист-дизайн. | 162 | 22 | 140 |
| Итого: | 1242 часа | 202 | 1040 |
ТЕМА 1. ОБЕРЕГИ СЛАВЯН - 53 часа Цели: Формирование интереса к творческой деятельности, практических трудовых навыков в процессе обучения. Обогащение словаря ребенка специальными терминами. Умение следовать устным инструкциям. Знакомство с оберегами, народной куклой.
Теория: Техника безопасности на занятиях. Знакомство с историей культурой, бытом, оберегами древних славян. Изготовление оберегов. Правила работы с различными материалами. Народная кукла, знакомство детей с различными праздниками, традициями.
Практика: Изготовление оберегов. Изготовление оберегов из различных материалов. Изготовление народных традиционных обрядовых кукол: Изготовление народных традиционных обрядовых кукол: «крупеничка». «пеленашка», «кувадка».
Индивидуальная методика работы с воспитанником с ОВЗ – повторный показ действий при изготовлении поделки, подбор работ с учетом способностей ребенка. Работа в паре с другими воспитанниками. Работа в паре с педагогом.
ТЕМА 2. АППЛИКАЦИЯ - 90 часов
Аппликация плоская, объёмная, с использованием различных материалов. Содержание темы:
Цель: Развитие творческого мышления, воображения. Расширение кругозора. Формирование настойчивости, аккуратности, трудолюбия. Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев. Развивать зрительный контроль действия рук. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любовь и бережное отношение к живой природе.
Теория: Обучение правилам техники безопасности и правилам поведения на занятиях. Знакомство с различными видами аппликации (плоская, объемная, техника «обрывания»), инструментами и материалами для их создания. Знакомство с техникой «стимпанк», аппликация из бросового материала, аппликация из пуговиц, аппликация из природного материала, изготовление рамок из природного материала.
Практика: Совершенствовать навыки работы с клеем, ножницами, бумагой. Формировать умение самостоятельно выбирать способы украшения работы, активизируя творческие способности детей. Освоение техники плоской аппликации, работая с помощью шаблонов и используя определенный алгоритм действий. Создание объемной аппликации с помощью нетрадиционных техник. Работа с природным материалом, бросовым материалом. Изготовление различных деталей для завершения работы: цветов, веточек, бабочек и других элементов декоративно-прикладного творчества. Индивидуальная методика работы с воспитанником с ОВЗ – повторный показ действий при изготовлении поделки, подбор работ с учетом способностей ребенка. Работа в паре с другими воспитанниками. Работа в паре с педагогом.
Тема 3. ТОПИАРИЙ - 126 часов Цель: Познакомить обучающихся с понятием Топиарий – Дерево счастья. Научить работать детей в нетрадиционных техниках. Развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук. Развивать навыки работать по алгоритму.
Теория: Техника безопасности при работе со степлером, клеевым пистолетом, строительным материалом, ножницами, проволокой. Дерево счастья из чего состоит? Правила работы по алгоритму, последовательность действий.
Практика: Подготовка инструментария для работы в данной технике. Изготовление каркаса дерева разными способами (горшок с песком или горшок с гипсом, шар пенопласт или шар папье-маше). Оформление кроны Дерева счастья цветочками из бумажных салфеток, подручного или природного материала. Декорирование дерева. Изготовление декоративной поделки, сувенира на основе шара (сердца) из сизаля, ракушек или др.элементов декора для оформления домашнего интерьера. Подготовка работ к выставке.
Индивидуальная методика работы с воспитанником с ОВЗ – повторный показ действий при изготовлении поделки. Работа с заготовками. Работа в паре с другими воспитанниками. Работа в паре с педагогом.
Тема 4. БУМАГОПЛАСТИКА- 192 часа. Цель: Знакомство с понятием «Бумагопластика». Раскрытие и развитие творческого потенциала и познавательных способностей ребенка. Обучить навыкам конструирования по схеме, устанавливать пространственное расположение деталей, учить сочетать детали по форме и цвету. Развитие фантазии и воображения, умения работать в коллективе. Учить детей изготавливать объемные поделки из бумаги; развитие творческого мышления и воображения. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Целесообразное использование поделок в повседневной жизни. Теория: 1.Бумагопластика, вводное занятие. Необходимая для работы техника безопасности с ножницами, канцелярским ножом, клеем. Виды коробочек из картона. Виды бумаг. 2. Объемные цветы. Использование подручного материала – газет. 3. Знакомство с понятием «Папье-маше». Применение различных типов бумаг (туалетная бумага, лотки для яиц, газеты) для изготовления поделок в технике папье-маше. Технология изготовления клейстера. 4. Подарки из бумаги. Практика: 1. Создание простой шкатулочки с оформлением. Декор шкатулок из бумаги и картона. 2. Изготовление объемных цветов. Изготовление цветов из гофрированной бумаги. Поделка из газеты «Винтажные розы». Подарочная композиция «Ваза с цветами». 3. Подбор и выбор бумаги из которой изготавливаются поделки. Подготовка и изготовление бумажной кашицы. Заваривание клейстера. Мастер класс – «Копилка – символ года» (форма копилки на выбор воспитанников). 4. Изготовление поздравительных открыток к тематическим праздникам – Новый год, 8 Марта, День матери, С днем рождения. Изготовление открытки «Галстук» из цветного картона ко Дню защитника отечества.
Тема 5. РАБОТА С ТКАНЬЮ. МЯГКАЯ ИГРУШКА - 198 часов
Цель: Формирование интереса к творческой деятельности, практических трудовых навыков в процессе обучения. Обогащение словаря ребенка специальными терминами. Умение следовать устным инструкциям. Знакомство с мягкой игрушкой.
Теория: Техника безопасности на занятиях. Правила раскроя. Знакомство с выкройкой. Изготовление копии выкройки. Присоединение деталей методом аппликаций. Правила работы с различными материалами. Мягкая игрушка, знакомство детей с различными народностями, праздниками, традициями.
Практика: Перевод и изготовление выкройки. Пошив простейших мягких игрушек «Сердечко», «Птица», «Сова». Изготовление мягкой игрушки из подручного материалов. Пошив чехла для телефона. Изготовление новогодних традиционных игрушек -сувениров: «Сапожок», «Снеговик», «Рукавичка», «Звезда» и т.п.
Индивидуальная методика работы с воспитанником с ОВЗ – повторный показ действий при изготовлении мягкой игрушки. Выбор куклы по способностям и желаниям ребенка. Работа в паре с педагогом.
Тема 6. ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ - 72 часа Цель: Развитие мелкой моторики рук. Формирование эстетического вкуса. Пробуждение интереса у детей к лепке. Развитие навыка передачи особенностей изображаемого предмета с помощью пластилина.
Теория: Объяснение правил безопасности. Знакомство с пластилином итехникой пластилинлграфиии, инструментами для работы (доски, стеки). Теория о пластичности, формах, пропорциях и сравнительной величине предметов. Разъяснение техники пластилинографии.
Практика: Формирование умений и навыков работы воспитанников с пластилином, стеком и другими материалами для завершения поделки. Обучение приемам выполнения пластилинографии. Формирование навыков наблюдения за объектами живой природы. Умение копировать с иллюстраций. Создание поделок с помощью нетрадиционной техники пластилинографии. Организация выставки.
Индивидуальная методика работы с воспитанником с ОВЗ – повторныйпоказ действий при изготовлении поделки. Работа с заготовками. Работа в паре с другими воспитанниками. Работа в паре с педагогом.
Тема 7. Работа с бумагой. Квиллинг - 216 часов
Цель: Обучение различным приемам работы с бумагой. Умение следовать устным инструкциям. Обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Теория: Что такое Квилинг? Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Практика создания основных элементов квилинга. Изучение составления схем.
Практика: Заготовка полос.Создание основных элементов квилинга (Ролл, спираль, конус, овал). Изготовление цветка в горшке, бабочки, стрекозы, божьей коровки. Изготовление подарочных открыток к тематическим праздникам «День рождение мамы», «День учителя», «День Матери», «8 Марта». Подготовка и изготовление выставочной работы «Цветочный шар».
Индивидуальная методика работы с воспитанником с ОВЗ – повторный показ действий при изготовлении поделки. Работа с заготовками. Работа в паре с другими воспитанниками. Работа в паре с педагогом.
Тема 8. Работа с бумагой. Айрис-фолдинг - 132 часа
Аппликация плоская, объёмная, айрис-фолдинг, с использованием различных материалов. Содержание темы:
Цель: Развитие творческого мышления, воображения. Расширение кругозора Формирование настойчивости, аккуратности, трудолюбия. Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев. Развивать зрительный контроль действия рук. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Теория: Обучение правилам техники безопасности и правилам поведения на занятиях. Знакомство с техникой айрис–фолдинг, историей возникновения, технологией выполнения, с инструментами и материалами.
Практика: Совершенствовать навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Формировать умение самостоятельно выбирать способы украшения работы, активизируя творческие способности детей. Освоение техники плоской аппликации, работая с помощью шаблонов и используя определенный алгоритм действий. Создание схем для «айрис-фолдинг». Изготовление различных деталей для завершения работы: цветов, веточек, бабочек и других элементов декоративно-прикладного творчества. Индивидуальная методика работы с воспитанником с ОВЗ – повторный показ действий при изготовлении поделки, подбор работ с учетом возможностей ребенка. Работа в паре с другими воспитанниками. Работа в паре с педагогом.
Тема 9. Работа с гофрированной бумагой. Свист-дизайн - 162 часа.
Цель: Знакомство с понятием о свист-дизайне. Раскрытие и развитие творческого потенциала и познавательных способностей ребенка. Развитие фантазии и воображения, умения работать в коллективе. Учить детей изготавливать объемные поделки из бумаги; развитие творческого мышления и воображения. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Целесообразное использование поделок в повседневной жизни. Теория:
Знакомство с историей возникновения сладкой флористики, с особенностями техники изготовления, оборудованием. Женские, мужские, детские композиции. Свадебные композиции. Демонстрация образцов, слайдов, декоративных материалов. Профессии - флорист, дизайнер. Освоение способов оформления. Виды оформления и декорирования изделия.
Практика:
Правила техники безопасности. Отработка приёмов вырезания деталей. Изготовление мини-композиции «Цветик-семицветик». Практическое освоение способов крепления и оформления. Отработка навыков по изготовлению и креплению тычинок, лепестков, листьев. Изготовление бутона розы. Изготовление цветка розы. Освоение базовых навыков изготовления цветов в технике свит-дизайн. Оформление мини-композиции с розами. Изготовление «фунтиков» из органзы для декорирования композиций. Оформление мини-презента. Изготовление пышной розы. Декорирование. Способы крепления цветов и декора. Изготовление композиции «Зонтик с розами». Освоение техники работы с пеноплексом. Декорирование изделия, атласными лентами, тесьмой.
Индивидуальная методика работы с воспитанником с ОВЗ – повторный показ действий при изготовлении поделки. Работа с заготовками. Работа в паре с другими воспитанниками. Работа в паре с педагогом.
Методическое обеспечение программы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Содержание программы предусматривает разнообразные формы занятий: вводное, традиционное, практическое, занятие – ознакомление, усвоение, применение на практике, повторение, обобщения и контроля полученных знаний.
Стимулируют интерес к обучению занятия в виде игр, совместная деятельность воспитанников и педагога на занятиях. Качество содержания программы определяется выбором методов обучения и воспитания. используемых методов обучения:
репродуктивный (педагог сам объясняет материал);
объяснительно – иллюстративный;
проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (педагог помогает в решении проблемы);
эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучающихся);
креативный.
На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания: рассказ, диспут, беседа.
работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов ребенка;
деятельность должна соответствовать возможностям личности ребенка;
необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности:
разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
воспитывающего характера труда;
связи теории с практикой (практике отводится не менее 70% учебного времени);
систематичности и последовательности;
доступности и посильности;
сознательности и активности;
наглядности;
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
обогащение чувственного опыта и опыта мыслительной и практической деятельности во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
процессе занятия большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают воспитанники. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, преодолевается барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.
Формы организации образовательной деятельности:
индивидуальная;
индивидуально-групповая;
групповая (или в парах);
фронтальная;
экскурсия;
конкурс;
выставка.
Основной вид занятий – практический. Используются следующие методы обучения:
репродуктивный;
проблемный;
частично поисковый или эвристический;
исследовательский;
объяснительно-иллюстративный.
Педагогические приемы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка);
сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
Методы проведения занятия:
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у воспитанников интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает воспитанникам о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.
Условия реализации программы Условием реализации программы должна стать подготовка выпускника, соответствующего следующей модели: Познавательный уровень –знание специальных терминов, знание техник и применяемых технологий. Практический уровень -умение применить знания и опыт для творчества и решения жизненных проблем. Творческий уровень -проявление выдумки, фантазии. Эстетический уровень –наличие художественного вкуса. Коммуникативный уровень –умение добывать информацию из различных источников, применять полученную информацию в процессе изготовления изделий.
Эстетическая и трудовая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру и способности детей.
Обучение по программе «Прекрасное своими руками» ориентируется на гарантированные достижения целей и идею полного усвоения обучающих процедур. Поэтому основная форма, используемая на индивидуальных занятиях, это словесно-логическая и трудовая, где основным средством воздействия является обмен информацией от педагога к воспитаннику и обратно, а также трудовая деятельность. Программа включает в себя воспитательные мероприятия, направленные на расширение кругозора ребенка, на развитие его психического и физического здоровья.
Материально- техническое обеспечение программы:
Наличие помещения, соответствующего всем нормам санитарной гигиены.
Тема 1. Введение в предмет
Материалы и оборудование: компьютер, иллюстрированные книги, журналы, методическая литература
Инструментарий при работе в творческой мастерской: ножницы, канцелярский нож, клей, степлер, дырокол, Электрический утюг. Гладильная доска. Клеевой пистолет. Линейки, шаблоны, зубочистки, шашлычные палочки. Кисточки для краски и клея. Скотч.
Бумага: бумага белая, бумага цветная, бумага крафтовая, картон цветной, картон гофрированный, картон гладкий, декоративная бумага, туалетная бумага, лотки для цветочков, газеты, салфетки бумажные.
Краски акриловые, акварельные, гуашь, клейстер, лак, карандаши простые и цветные.
Материалы и оборудование для оформления и декорирования: пуговицы, кружево, атласные ленты, стразы. Образцы поделок, образцы открыток для примера. Виды основ (пенопластиковая или пеноплексовая). Горшочки, песок или камешки, шар пластиковый, палка для ствола. Кружка, горшочки, баночки, бутылки. Зерна кофе. Монеты. Пряжа. Нитки, иголки, булавки, портновские булавки с декоративной бусиной на конце, булавки – гвоздики. Шнуры, веревки, тесьма. Разноцветные лоскутки для аппликации, ткань для основы. Синтепон для придания объема. Набивочный и прокладочный материал.
Пластилин. Подручный и природный материал. Кубики, кирпичики, пластины. Иллюстрированные книги, журналы. Методическая литература.
Список используемой литературы:
1.«Обереги своими руками», Анджела Шептуля, Эксмо, 2007г.
2. «Цветы из разных материалов для начинающих», Москва, Дрофа, 2008г.
3. «Мягкая игрушка»энциклопедия рукоделия, Санкт- Петербург, Валери СПД.2000г.
4. «Вышивка лентами», Изд-во Никола пресс, 2008г.
5. «Декупаж», Ольга Вешкина, Астрель , Москва. 2009г.
6. «Рукоделие» , Т.И.Еременко, Москва, Легпромбытиздат,1992г.
7. Журнал «Ксюша» №6 /2010, № 7/ 2014, № 10/ 2014, №1/2012, № 9/ 2013, № 4/ 2007, № 4, 2006, № 7/ 2011, №8 /2013, № 9/2013.
8. «Подарки к Новому году», Москва ,АСТ ПРЕСС,1996г.
9. «Искусство флористики», Контэнт, 2013г.
10. Журнал «Скрапбукинг» № 5/ 2013.
11. «Bastelspab» ,Volk und Wissen, 1998г.
12. Татьяна Малиновцева, «Подарки из конфет. Техника свит-дизайн», Издательство Аст-Пресс, Москва,2015 г.
13. Татьяна Малиновцева, «Букеты из конфет», Издательство Аст-Пресс Книга, Москва,2015 г.
14. Любовь Чернобаева, «Цветы и букеты из конфет», издательство АСТ, Кладезь, Москва, 2015 г.
15. Любовь Чернобаева, «Букеты из конфет. Новые современные модели», издательство АСТ, Москва, 2015 г.
Интернет-ресурсы:
1.http://stranamasterov.ru/content/popular/inf/1707
2.http://postila.ru/id4181017/svit-dizayn
3.http://filosofyfree.ru/rubric/4333441
4.http://www.maam.ru/detskijsad/tematicheskie-podarki-v-tehnike-svit-dizain.html
5.http://supersweetie.mirtesen.ru/blog/43755635082/Master-klass-po-svit-dizaynu.-Konfetnaya-hrizantema
6.http://www.by-hand.ru/item/list?tag=свит-дизайн
Приложения