Дата: 26.01.18 Класс: 9 Алейникова О. А. | |||
Тема: Отношение автора и рассказчика к Емельяну Пугачеву в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
| |||
Цель урока: Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в романе; выявить основные черты образа Пугачёва Развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач. Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство". Воспитывать интерес к истории и культуре России. Ожидаймый результат: Научатся синтезировать все полученные знания; Научатся анализировать, рассуждать, обобщать и работать в группе.
| |||
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. | С помощью разрезанных пазлов, класс делится на группы. | Пазлы |
10 мин. | II. Подготовка к восприятию новой темы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме. I. Оргмомент. II. Мотивация и целеполагание.
Пушкин изображает … как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного …. С.М.Петров
… - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. В.Б. Броневский
-Перед вами высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского историка В. Броневского. О ком идет речь?
- Как бы вы сформулировали тему урока: " Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Запись в тетрадях темы урока.
- Попробуйте сформулировать цели урока.
Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка», выявить основные черты образа Пугачёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв – народный защитник или злодей?
| Демонстрируют свои знания, умения. | Карточки |
20 мин. | III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации. III. Практический этап (работа в группах, составление кластера).
Учитель: Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Роман Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век, который вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. В 1762 году произошел еще один переворот: был свергнут с престола, а затем тайно убит император Петр3. На трон взошла его жена-Екатерина2. Подробнее об этом времени, о причинах крестьянского бунта нам расскажут «историки».
Выступления 1 группы - историки Крестьянская война под предводительством Пугачева – одна из самых масштабных гражданских войн в России. В этом восстании участвовали тысячи людей, причем ряды Пугачева росли очень быстро и постоянно пополнялись. Предводитель появился как раз в нужное время, многие тогда были не довольны текущим положением. Недовольство народа – главная причина восстания. «В России с крестьян драли три шкуры, но если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачёв – содрали бы всe десять», - отмечал историк М. Я Эйдельман.
Крестьяне были возмущены своим бесправным положением. Их могли продавать, проигрывать в карты, отдавать без их согласия для работы на завод и т.п. Ситуация усугубилась тем, что в 1767 году Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться в суд или императрице на помещиков.
Присоединенные национальности (чуваши, башкиры, удмурты, татары, калмыки, казахи) были недовольны притеснением их веры, изъятием их земель и строительством на их территориях военных сооружений.
Казакам тоже не нравилось, что ущемляют их свободу, ограничивают их права. Государство также установило монополию на соль, что подорвало экономику казаков. Дело в том, что казаки в основном жили за счет продажи рыбы и икры, а соль играла важную роль в увеличении их срока годности. Наконец, казачье войско отказалось от погони за калмыками, которая была приказана им сверху. Правительство отправило отряд с целью усмирить казаков. На это казаки ответили только новым восстанием, которое было жестоко подавлено. Люди были в ужасе от наказаний главных зачинщиков и были напряжены.
К причинам восстания также можно отнести всевозможные слухи, которые ходили в народе. Поговаривали, что император Петр III выжил, что планируется в скором времени освобождение крепостных и дарование им земель. Эти не подтвержденные ничем слова держали крестьян в напряжении, которое было готово вылиться в восстание.
Также говоря о причинах восстания, нельзя не сказать о самом предводителе. Ведь в те времена появлялось много самозванцев, и только Пугачев смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности.
Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. По происхождению казак; грамоте обучен не был. В семнадцатилетнем возрасте Пугачев участвует в Семилетней войне. «За отличную проворность» он взят полковником в ординарцы. 1768 – 1770 годы – Пугачев участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость (младший казачий офицерский чин). 1771 год – Пугачев дезертирует из армии после того, как ему отказано в увольнении по причине болезни. Его трижды арестовывают, и трижды он бежит из-под стражи. Конец 1772 года – Пугачев пробирается на Яик, к казакам. Здесь он пытается подбить людей на восстание, но его снова арестовывают и доставляют в тюрьму Казани. Он обвиняется в государственной измене. Приговор утверждает сама Екатерина II – пожизненные каторжные работы. Исполнение приговора назначено на 1 июня 1773 года, но за три дня до этого Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога. После побега Пугачев скрывается в Яицких степях, где встречается с участниками неудачного крестьянского восстания 1772 года. В этом же году Пугачев на казачьем Кругу объявляет себя Петром III и предлагает свою политическую программу: построение казацко-крестьянского государства во главе с «мужицким царем». Участники восстания Емельяна Пугачева По социальному составу: казаки, крестьяне, рабочие заводов По национальному составу: русские, чуваши, калмыки, татары, казахи, башкиры, удмурты Яицкие казаки были первыми, кто присоединился к Пугачеву, дальше его войско росло очень стремительно. За две недели оно выросло с 80 человек до 2,5 тысяч. Захватив несколько мелких городов, восставшие направились к Оренбургу. Сразу Оренбург взять не удалось, пришлось осаждать город. Часть войска Пугачева время от времени отлучалась от главной цели и захватывала мелкие населенные пункты, в том числе были попытки взять Уфу и Челябинск. На первом этапе шла организация войска Пугачева, которое достигло по одним данным 30 тыс. человек, по другим – 40. Постоянно расширялись территории, вовлеченные в восстание. Но несмотря на это, 22 марта 1774 года Пугачев потерпел крупное поражение под Татищевской крепостью и вынужден был бежать. Пугачев быстро восполнил свои ряды, так как люди сами рвались к нему в войско. Восставшие захватили несколько крепостей и заводов на Урале. После взятия Казани восставшими, их разбили правительственные отряды Михельсона. Побежденный Пугачев с отрядом в 500 человек переправился на другой (правый) берег Волги. Народы и крестьяне Поволжья с радостью вступали в войско Пугачева. Так были взяты (многие без боя) города Саранск, Саратов, Пенза. Восставшие уже были близ Москвы. Екатерина и представители власти уже ждали похода Пугачева на старую столицу, но тот двинулся на юг, с целью поднять донских казаков на восстание. В августе Пугачев и его измотанное войско попыталось взять Царицын, но это им не удалось. Вскоре армия восставших была разбита. Пугачев бежал с небольшим отрядом. В сентябре 1775 года приближенные Пугачева, чтобы заслужить помилование, сдали предводителя правительству. Закованного в цепи, в клетке его доставили в столицу. После нескольких заседаний суд приговорил Пугачева к смертной казни: «Емельку четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь». Казнь Пугачева и других приговоренных состоялась 21 января 1775 года в Москве на Болотной площади. По рассказам современников, на казни бунтаря присутствовало очень много народу, стоял лютый мороз. По прочтении манифеста Пугачев, стоя на эшафоте, перекрестился на соборы, поклонился на все стороны и покаялся перед народом. Рядовые люди Пугачева также были сурово наказаны – многих повесили и пустили плоты с виселицами по течению главных рек (для устрашения населения)
Так кончился мятеж, начатый горсткой непослушных казаков, но взволновавший страну от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов.
Учитель: Екатерина 2 после подавления бунта создает Манифест, Литературоведы отмечает, что с Пугачевым происходят метаморфозы, он предстает перед читателем в различных образах. Давайте рассмотрим их подробнее, слушая представителей 2 группы и составляя по ходу кластер «Пугачев»
Выступления 2 ГРУППЫ – пушкинистов 1. Первая встреча с Пугачевым. Глава 2 «Вожатый». "Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское ". Подобное описание показывает, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор заставляют Гринёва напряжённо вглядываться в лицо незнакомца, но он остаётся неразгаданным как для него, так и для читателя. Пушкин использует в данном эпизоде весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику – брат. Савельич тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке. В противовес ему - позиция Гринёва: но ведь этот бродяга ведь тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с практической точки зрения, Гринёв же, мы считаем, - с точки зрения христианской морали, милосердия и благодарности.
2. Глава 6 Само название главы «Пугачевщина» несет на себе большую смысловую нагрузку. Попробуем подобрать примеры слов с тем же суффиксом -щин: военщина, боярщина, разинщина. Они обозначают общественные явления под стать стихийным. Им невозможно сопротивляться, они, как вулканическая лава, как океанская волна, неотвратимо надвигаясь, накрывают вас с головой. Военной вылазки, набега Пугачёва можно избежать, пугачёвщины — нет. Значит, пугачевщина—страшное стихийное явление, а Пугачев—злодей. Подтверждение этому мы находим в письме, которое получает капитан Миронов. Из этого письма мы узнаем, что Пугачев—самозванец, так как выдает себя за Петра 3. Он предстает злодеем, который собрал шайку, разорил крепости, произведя везде грабежи и «смертные убийства». В разговорах жителей крепости Пугачев предстает как «неведомая сила». Капитан Миронов читает воззвание Пугачева, где разбойник предупреждает командиров о бесполезности сопротивления, угрожая им казнью. Все в ужасе и понимают, что «дни их крепости сочтены». В 6 главе Пугачев представлен как злодей, а пугачевщина как стихийное, опасное явление, непонятно почему нарушающее спокойную жизнь обитателей Белогорской крепости. 3. Просмотр видеофрагмента «Пугачев в Белогорской крепости». - Как характеризует данный фрагмент Пугачева?
4. В главе 7 Приступ Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ предводителя: "Между ними на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость". Атрибутика, которой окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать представлению народа о командире. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев — центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями. 5. Глава 8 «Незваный гость» Название главы « Незваный гость» Указывает нам на Гринёва, который на пирушке Пугачёва действительно был незваным гостем. В главе даётся портрет Пугачёва, каким видит его Гринёв. «Черты лица его, правильные и довольно приятные» . В разговоре с Гринёвым Пугачёв пытается доказать, что он царь Пётр 3. Но речь Пугачёва выдаёт его народное происхождение. В не много пословиц и поговорок: «Кто не поп, тот батька», «Казнить так казнить, миловать так миловать». Кроме этого мы слышим народную песню « Не шуми, мати зелёная дубровушка» в исполнении Пугачёва. Из разговора Гринёва с Пугачёвым мы понимаем, что Гринёв не боится Пугачёва. Он отказывается ему служить, не верит в то, что он царь. Речь Гринева поразила Пугачёва своей искренностью. Он поступает как благородный человек и отпускает Гринёва. 6. Демонстрируется кластер (или вывешивается на доске). -Таким увидел Емельяна Пугачева А.С. Пушкин, но и художники не могли оставаться равнодушными и неоднократно изображали предводителя восстания. Сегодня на презентации вы уже видели репродукции картин именитых наших художников: А.Пластова, В.Перова, В.Маторина и др. 3 группа расскажет нам историю еще одного портрета.
Слово 3 группе – искусствоведы.
В Историческом музее Москвы хранится портрет Емельяна Ивановича Пугачева, написанный неизвестным художником. Сравнительно недавно реставраторы обнаружили, что он написан поверх другого портрета. Когда же частично был снят наружный красочный слой, то обнаружилось, что портрет написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину II. Пытаясь восстановить историю двойного портрета, писательница О. Чайковская отмечала: "Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули, но потом кто-то сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать. И может быть, тут же возникла идея поверх портрета императрицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили, обрезали по краям - и он стал основой для единственного подлинного пугачевского портрета (если не считать того, где Пугачев изображен уже пленным, в цепях)
- Разделяете ли вы точку зрения О. Чайковской, которая утверждает: "Этот "двойной" портрет являет собой как бы сопоставление двух царей (тем более что одним замазали другого - это значит, что в народном сознании один другого уже победил)?
| Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер. | Флипчарт |
5 мин. | IV. Рефлексивно-оценочный этап. -Ребята, возвращаясь к целям нашего урока, как бы вы ответили на вопрос: Пугачев – народный защитник или злодей? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Пугачев у Пушкина многолик и противоречив. Сложность характера Пугачева явилась символом сложности времени, раздираемого социальными противоречиями. В романе «Капитанская дочка» ярко проявился реализм Пушкина, который учит нас воспринимать человека во всем многообразии социальных и личных отношений.
Пушкин в своем Пугачеве дал нам неразрешимую загадку: злодеяния – и чистого сердца. Пушкин в Пугачеве дал нам доброго разбойника. (М.Цветаева)
Составление синквейна «Пугачев».
| Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. | Бумага А4 |
2 мин. | VI. Объясняет выполнение домашней работы. V.Домашнее задание. Выбрать одну из тем к сочинению на стр.313, составить сложный план.
| Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
Итог урока:__________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
________________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________