План – конспект урока
русского языка в 8 классе
Учитель русского языка и литературы Елисеева Галина Петровна
Тема урока: Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.
Цели урока:
1) вспомнить, что такое приложение; познакомить с условиями обособления приложений;
2) продолжить развивать мотивации к учению, формировать взгляд на учение как на ценность;
3) формировать умения создавать зрительный образ учебного материала, приёмов сопоставления и выделения общего признака, умений видеть логические связи между языковыми явлениями; развивать коммуникативные навыки; совершенствовать орфографическую зоркость;
4) обобщить известную информацию об обособлении определений; вырабатывать умения различать обособленные определения и обособленные приложения.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, тетради-справочники.
1. Организационный момент
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбку подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю всем вам!
2. Актуализация и пробное учебное действие (Лингвистическая сказка (слайд2)
- Сегодня мы начнём урок с повторения. И поможет нам в этом сказка. Не обычная, а лингвистическая. (Заранее подготовленные учащиеся показывают сказку)
В синтаксическом царстве, в синтаксическом государстве жили- были члены предложения.
Однажды на синтаксическом собрании слово попросило Определение.
Определение. Меня возмущают некоторые члены предложения: все мы работаем рука об руку, а они только и думают, как бы обособиться, отгородиться запятыми.
Подлежащее. Отчасти я с вами согласно, - отвечало подлежащее, - если все мы обособимся, то перестанем существовать как единое предложение. Но, дорогое Определение, вы не обратили внимание на то, что Обособленные члены – это почти вторые сказуемые, а не обычные второстепенные члены предложения.
Думаю, все со мной согласятся, когда я приведу два примера:
1.Шумели под ветром сосны, высокие и стройные.
2.Шумели под ветром сосны, они были высокие и стройные.
Определение. В таком случае нужно договориться о правилах. Личное местоимение, с какой стороны Вы позволите стоять возле Вас Обособленным Определениям?
Личное местоимение. С любой.
Определение. А Вы, Существительное?
Существительное. Только позади меня. Если же хотят непременно спереди, пусть приобретут ещё и обстоятельственное значение причины, времени или уступки.
Определение. Вот и славно! На этом и остановимся.
- Назовите условия обособления определений.
3. Повторим! ( слайд 3)Прочитайте выразительно предложения, перепишите, расставьте знаки препинания, графически обозначьте определения. (Р
абота в парах)
Стоявшие по колено в сугробах ели были гр.мадно высоки (В. Катаев).
Но ещ. выше было небо все засыпа(н,нн)ое зимними звездами (В. Катаев).
Над домами в.сели мутные обл.ка а (в)низу лежал белый снег пушистый и холодный (В. Короленко).
Рассвет сопровождает.ся снегом; мелкий и холодный он иголками колет лицо.
Озаря.мый луною светился тихо край родной. (Н.Рубцов)
4.Проверим! (слайд4) (проверяем по цепочке)
Стоявшие по колено в сугробах ели были грОмадно высоки. (В. Катаев)
Но ещЁ выше было небо, все засыпаННое зимними звездами. (В. Катаев)
Над домами вИсели мутные облака, а ВНИЗУ лежал белый снег, пушистый и холодный. (В. Короленко)
Рассвет сопровождаеТСЯ снегом; мелкий и холодный, он иголками колет лицо. (Е.Фёдоров)
ОзаряЕмый луною, светился тихо край родной. (Н.Рубцов)
5. Вспомним. Что такое приложение? (Слайд5)
Приложение – это особый вид определения, выраженный именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
6. Устная работа. Найдите приложения. Объясните употребление дефиса в приложениях (слайд 6,7,8)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.Некрасов
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф.И.Тютчев
7. Обособленные приложения. Изучение нового материала, (слайд 9)
Словарная работа
- Заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова и найдем значение слова «ОБОСОБИТЬ»:
1) что-кого. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.
2) что. В грамматике: сделать самостоятельной (по интонации), а на письме - при помощи запятой или тире - часть предложения. О.определение
- Опираясь на толкования, вспомните что такое «обособление».
- Какие члены предложения обособляются?
8.Запись темы урока (слайд 10)
9.Материал для наблюдения (слайд 11)
Прочитайте, найдите приложения, к каким словам они относятся.
Чем выражены определяемые слова?
Какую синтаксическую роль выполняют приложения?
Где находятся по отношению к определяемым словам приложения?
Известная картина, она является лучшим пейзажем художника.
Картина «Февральская
лазурь», шедевр русской живописи, была создана И.Грабарём в 1904 году.
3) И. Грабарь, талантливый художник, признавался, что из всех деревьев он больше всего любит берёзу.
4) Мастер своего дела, И. Грабарь в этом пейзаже достиг предельной цветовой насыщенности.
Сделайте вывод об обособлении приложений. Результат наблюдений запишите в таблицу.
10.Заполнение таблицы (слайд 12)
Условия обособления | Примеры |
1) если относится к личному местоимению | Известная картина, она является лучшим пейзажем художника. |
2) если распространённое приложение стоит определяемого существительного | Картина «Февральская лазурь», шедевр русской живописи, была создана И.Грабарём в 1904 году. |
3) если приложение относится к имени собственному и стоит после него | И. Грабарь, талантливый художник, признавался, что из всех деревьев он больше всего любит |
4) если приложение имеет добавочное обстоятельственное значение | Мастер своего дела, И. Грабарь в этом пейзаже достиг предельной цветовой насыщенности |
11. Проверим заполненную таблицу. (Слайд 13)
12. Работа с учеником. (Стр.172 правило)
Сверяем с учебником, делаем вывод о правильности заполнения таблицы.
13.Закрепление нового (изученного) материала (слайд 14)
Прочитайте текст, выпишите предложения с приложениями. ( Комментированное письмо)
Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие недвижные спят сосны, снежные великаны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Они, сугробы, таят в себе невидимую глазу жизнь. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пёстрый дятел. Белка, шустрая проказница, теребит у вершины ели спелую шишку.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки мышей и птиц, лесных жителей. Только очень внимательный человек, настоящий следопыт, может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.
(по Соколову-Микитову)
14. Итог урока. (Рефлексия)
Назовите условия обособления приложений. (Слайд 15)
15.Укажите неверные утверждения:
1) Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно называются обособленными.
2) На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире.
3)Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного.
4)Не обособляются определения, если они относятся к личному местоимению.
Д/з. Составьте сочинение о зиме, употребляя обособленные приложения