Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

Обособленные приложения. Материал для урока

Содержимое разработки

План – конспект урока

русского языка в 8 классе

Учитель русского языка и литературы Елисеева Галина Петровна

Тема урока: Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Цели урока:

1) вспомнить, что такое приложение; познакомить с условиями обособления приложений;

2) продолжить развивать мотивации к учению, формировать взгляд на учение как на ценность;

3) формировать умения создавать зрительный образ учебного материала, приёмов сопоставления и выделения общего признака, умений видеть логические связи между языковыми явлениями; развивать коммуникативные навыки; совершенствовать орфографическую зоркость;

4) обобщить известную информацию об обособлении определений; вырабатывать умения различать обособленные определения и обособленные приложения.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, тетради-справочники.

1. Организационный момент

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбку подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю всем вам!

2. Актуализация и пробное учебное действие (Лингвистическая сказка (слайд2)

- Сегодня мы начнём урок с повторения. И поможет нам в этом сказка. Не обычная, а лингвистическая. (Заранее подготовленные учащиеся показывают сказку)

В синтаксическом царстве, в синтаксическом государстве жили- были члены предложения.

Однажды на синтаксическом собрании слово попросило Определение.

Определение. Меня возмущают некоторые члены предложения: все мы работаем рука об руку, а они только и думают, как бы обособиться, отгородиться запятыми.

Подлежащее. Отчасти я с вами согласно, - отвечало подлежащее, - если все мы обособимся, то перестанем существовать как единое предложение. Но, дорогое Определение, вы не обратили внимание на то, что Обособленные члены – это почти вторые сказуемые, а не обычные второстепенные члены предложения.

Думаю, все со мной согласятся, когда я приведу два примера:

1.Шумели под ветром сосны, высокие и стройные.

2.Шумели под ветром сосны, они были высокие и стройные.

Определение. В таком случае нужно договориться о правилах. Личное местоимение, с какой стороны Вы позволите стоять возле Вас Обособленным Определениям?

Личное местоимение. С любой.

Определение. А Вы, Существительное?

Существительное. Только позади меня. Если же хотят непременно спереди, пусть приобретут ещё и обстоятельственное значение причины, времени или уступки.

Определение. Вот и славно! На этом и остановимся.

- Назовите условия обособления определений.

3. Повторим! ( слайд 3)Прочитайте выразительно предложения, перепишите, расставьте знаки препинания, графически обозначьте определения. (Р





абота в парах)

  • Стоявшие по колено в сугробах ели были гр.мадно высоки (В. Катаев).

  • Но ещ. выше было небо все засыпа(н,нн)ое зимними звездами (В. Катаев).

  • Над домами в.сели мутные обл.ка а (в)низу лежал белый снег пушистый и холодный (В. Короленко).

  • Рассвет сопровождает.ся снегом; мелкий и холодный он иголками колет лицо.

  • Озаря.мый луною светился тихо край родной. (Н.Рубцов) 

4.Проверим! (слайд4) (проверяем по цепочке)

  • Стоявшие по колено в сугробах ели были грОмадно высоки. (В. Катаев)

  • Но ещЁ выше было небо, все засыпаННое зимними звездами. (В. Катаев)

  • Над домами вИсели мутные облака, а ВНИЗУ лежал белый снег, пушистый и холодный. (В. Короленко)

  • Рассвет сопровождаеТСЯ снегом; мелкий и холодный, он иголками колет лицо. (Е.Фёдоров)

  • ОзаряЕмый луною, светился тихо край родной. (Н.Рубцов) 

5. Вспомним. Что такое приложение? (Слайд5)

  • Приложение – это особый вид определения, выраженный именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

6. Устная работа. Найдите приложения. Объясните употребление дефиса в приложениях (слайд 6,7,8)

  • Не ветер бушует над бором,
    Не с гор побежали ручьи,
    Мороз-воевода дозором
    Обходит владенья свои.
    (Н.Некрасов

  • Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама
    Идет
    волшебница-зима.

  • Чародейкою Зимою
    Околдован, лес стоит –
    И под снежной бахромою,
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит.
    Ф.И.Тютчев

7. Обособленные приложения. Изучение нового материала, (слайд 9)

Словарная работа

- Заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова и найдем значение слова «ОБОСОБИТЬ»:

1) что-кого. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.

2) что. В грамматике: сделать самостоятельной (по интонации), а на письме - при помощи запятой или тире - часть предложения. О.определение

- Опираясь на толкования, вспомните что такое «обособление».

- Какие члены предложения обособляются?

8.Запись темы урока (слайд 10)

9.Материал для наблюдения (слайд 11)

Прочитайте, найдите приложения, к каким словам они относятся.

Чем выражены определяемые слова?

Какую синтаксическую роль выполняют приложения?

Где находятся по отношению к определяемым словам приложения?

  1. Известная картина, она является лучшим пейзажем художника.

  2. Картина «Февральская

лазурь», шедевр русской живописи, была создана И.Грабарём в 1904 году.

3) И. Грабарь, талантливый художник, признавался, что из всех деревьев он больше всего любит берёзу.

4) Мастер своего дела, И. Грабарь в этом пейзаже достиг предельной цветовой насыщенности.

Сделайте вывод об обособлении приложений. Результат наблюдений запишите в таблицу.

10.Заполнение таблицы (слайд 12)

Условия обособления

Примеры

1) если относится к личному местоимению

Известная картина, она является лучшим пейзажем художника.

2) если распространённое приложение стоит определяемого существительного

Картина «Февральская

лазурь», шедевр русской живописи, была создана И.Грабарём в 1904 году.

3) если приложение относится к имени собственному и стоит после него

И. Грабарь, талантливый художник, признавался, что из всех деревьев он больше всего любит

4) если приложение имеет добавочное обстоятельственное значение

Мастер своего дела, И. Грабарь в этом пейзаже достиг предельной цветовой насыщенности



11. Проверим заполненную таблицу. (Слайд 13)

12. Работа с учеником. (Стр.172 правило)

Сверяем с учебником, делаем вывод о правильности заполнения таблицы.

13.Закрепление нового (изученного) материала (слайд 14)

Прочитайте текст, выпишите предложения с приложениями. ( Комментированное письмо)

Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие недвижные спят сосны, снежные великаны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Они, сугробы, таят в себе невидимую глазу жизнь. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пёстрый дятел. Белка, шустрая проказница, теребит у вершины ели спелую шишку.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки мышей и птиц, лесных жителей. Только очень внимательный человек, настоящий следопыт, может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.

(по Соколову-Микитову)

14. Итог урока. (Рефлексия)

Назовите условия обособления приложений. (Слайд 15)

15.Укажите неверные утверждения:

1) Члены предложения,  выделяемые по смыслу и интонационно называются обособленными.

2) На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире.

3)Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного.

4)Не обособляются  определения, если они относятся к личному местоимению.

Д/з. Составьте сочинение о зиме, употребляя обособленные приложения



Сохранить у себя:
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки