Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»
Обобщенный опыт работы воспитателя Первой квалификационной категория Теклевой Галины Викторовны по теме: «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности.
Результатами работы должны стать:
- Активность и самостоятельность детей в рисовании
- Умение находить новые способы для художественного изображения
- Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Целью моей работы стало развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Добиться цели планировалось через реализацию следующих задач:
1. Создать условия в группе для организации творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник
2. Познакомить детей с новыми способами для художественного изображения
3. Сформировать умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности
4. Организовать взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам развития творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Педагогические принципы
Свою работу я строила с соблюдением следующих дидактических принципов:
• Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме, предусмотрен переход от простых заданий к сложным.
• Принцип гуманистичности – предполагает индивидуально – ориентировочный подход и всестороннее развитие ребенка.
• Принцип связи с жизненным опытом. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка.
• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развито наглядно – образная память, поэтому мышление опирается на восприятие и представление. Учитывая психологию, возрастные особенности детей, наглядность играет большую роль в сочетании со словами.
• Принцип поэтапности. Приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий.
•Принцип интеграции. Различные направления образовательной работы и виды деятельности детей. Реализуется через организацию различных форм деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей.
• Принцип научности. Дети получают знания о форме, цвете, композиции и т. д.
Методы и приемы обучения
В своей работе я использовала различные методы и приемы:
- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- игровой метод (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр). Использование игровых приёмов, сказочных образов, эффектов неожиданности помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество;
- метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия. Метод направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.) - частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
- метод сотворчества (создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой);
- информационно – рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого);
- эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы, т. е. предлагаем ребенку выполнить ребенку часть работы самостоятельно;
- исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества;
В основу моей работы положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Это придает ребенку уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, могучее дерево, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Организация развивающей предметно – пространственной среды
В группе создана предметно – развивающая среда, которая опирается на принципы, выделенные в моей работе. Уголок изодеятельности оснащен разнообразным изобразительным материалом, подобран наглядный и информационный материал. Созданы условия для творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами и способами рисования. Для систематизации работы я так же изготовила и разместила в функциональном месте «Изостудия» дидактические игры, которые способствуют развитию творческих способностей детей. Их я применяю в совместной и самостоятельной работе с детьми по реализации задач образовательной области «Художественное творчество».
Развивающая среда играет важную роль в развитии ребенка, поэтому при организации предметно – развивающей среды я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, было доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. В оснащении предметно – развивающей среды активно участие приняли родители. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчёски, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Вышли погулять, присмотрелись, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
В своей работе я использовала:
- комплексные занятия - расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.
- комбинированные занятия - используются традиционные и нетрадиционные техники.
- коллективную и индивидуальную форму работы: детей радуют коллективные занятия, совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что вместе могут создать более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их. Коллективные изображения можно организовывать в разных возрастных группах.
- для самостоятельной деятельности я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляем детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Во многом результата работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в совместной деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Творческая деятельность ребенка станет еще успешней, если педагог оценивает ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание я уделяю обсуждению детских работ, обязательно ввожу в практику анализ работ ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараюсь оценивать достижения ребенка в соответствии с его же прежними, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.
Развивая интерес к деятельности, я стараюсь предоставлять детям как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. В данном случае я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у ребенка желание творить самому, изменять, усовершенствовать.
Конспекты разрабатываю с учётом возрастных особенностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно- продуктивной деятельности дошкольников, придерживаясь примерного плана:
- создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры- драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);
- изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приёмов изображения);
- доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства - правильно подобранные нужные цвета, интересные детали); - рассматривание полученной работы (детским рисункам даётся только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).
Несомненно, в процессе занятий главную роль отвожу игре и созданию атмосферу увлеченности. В процессе работы использую такие техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов.
У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.
Во время образовательного процесса для сохранения работоспособности ребенка, для удовлетворения потребности детей в движении провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, рефлексию, сказкотерапию.
Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционные способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.
На занятиях изодеятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
С детьми младшего возраста использовала техники:
- рисование пальчиками,
- оттиск печатками,
- рисование ладошками,
- рисование жесткой полусухой кистью,
- рисование манкой и др. крупами.
С детьми среднего возраста:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- печать поролоном,
- печать пробками,
- восковые мелки + акварель,
- свеча + акварель,
- отпечатки листьями,
- рисунки из ладошки,
В старшем дошкольном возрасте дети осваивали более трудные методы и техники:
- рисование песком, солью,
- мятой бумагой,
- кляксография с трубочкой,
- монотипия обычная,
- монотипия пейзажная,
- пластилиновая живопись,
- витражными красками на пленке, на стекле,
- использование смешанных техник.
Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ, целью которых является демонстрация достижения детей. Проводятся консультации, на которых я рассказываю родителям, как рисовать нетрадиционными техниками, для более глубокого ознакомления предоставляю им памятки о техниках нетрадиционного рисования. Так же организуются семинары – практикумы для родителей, где я знакомлю родителей не только с теоретическими основами нетрадиционных техник рисования, но и принимают активное участие в мастер – классах, с целью повышения своей компетентности.
Родители воспитанников заинтересовались моей работой. Многие из них стали активными участниками педагогического процесса: участвуют в создании выставок совместного творчества, находят оригинальные идеи для творчества и охотно делятся ими с педагогами группы. Родители участвуют в оформлении предметно – развивающей среды, своими руками изготавливают материал для рисования (тычки, предметы для рисования из бросового материала и т. д.). Многие родители более бережно и с интересом стали относиться к продуктам детского творчества, экспонируют их дома.
Показателем повышения уровня заинтересованности родителей данным вопросом является и тот факт, что дети чаще стали заниматься дома с родителями. Приносят интересные работы и демонстрируют их воспитателям, сверстникам. Это несомненно, является так же отличным средством развития у них начальных ключевых компетентностей.
Родители стали активными субьектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности. Активно участвуют с детьми в различных дистанционных конкурсах, фотографируют и отправляют работы. Ждут с нетерпением оценки своего труда и труда своих ребятишек. С радостью приносят дипломы, грамоты и сертификаты.
Мною подготовлены консультации для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка через использование нетрадиционных техник рисования»; «Изобразительная деятельность в семейном воспитании»; «Как организовать домашнее занятие по рисованию»; «Волшебные пальчики» и др.
Проводятся открытые занятия, консультации «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования», «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста», Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» и мастер класс для педагогов «Изготовление цветка из кленовых листьев» Актуальность и результативность педагогического опыта по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования выражается в новых подходах, которые раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что – то не получится. Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается доволен своим результатом, а следовательно вовлекается в собственное творчество. Развитию инициативы и самостоятельности детей способствовали созданные условий в изостудии «Веселая палитра» для организации творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник. Это способствовало более успешному знакомству детей с новыми способами художественного изображения. Мною были сформированы и закреплены умения детей передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах, а так же способствует проявлению инициативности и самостоятельности детей. Мой опыт работы показал, что знакомство с нетрадиционными техниками изображения доставляет детям истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно выполнять то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, демонстрируя свой успех.
Литература
1. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» техники) 2. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
3. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
4. Гудилина С. И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998
5. Доронова Т. Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности» Москва, Школа – Пресс, 2005
6. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
7. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992
8. Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)
9. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»
10. Казакова Т. Г. «Детское »
11. Комарова Т. С. « Творчество в детском саду»
12. Копцева Т. А. Методические рекомендации к программе «Природа и художник» Москва, 1994
13. Копцева Т. А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994
14. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004
15. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика,
16. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»»
17. «Методика обучения » под ред. Комаровой Т. С., Москва, Просвещение, 1992
18. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по искусству» научный руководитель Безруких М. М.
19. Алексеевская Н. «Озорной карандаш» Москва, Лист, 1998