Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Поповская основная общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Обобщение знаний об имени прилагательном»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Рыжова Н.А.
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном. Игра «Счастливый случай»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Форма урока: урок – игра.
Цель урока: обобщить знания об имени прилагательном.
Задачи урока:
1.Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного
2. Развивать творческую активность, орфографическую зоркость; память, логическое мышление, внимание, наблюдательность, фонематический слух. Обогатить словарный запас учащихся.
3. Воспитывать умение аккуратно выполнять письменную работу, стремление к самообразованию.
Планируемые результаты
личностные
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
предметные
Уметь находить и записывать имена прилагательные. Знать правописание падежных окончаний имён прилагательных.
метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Регулятивные УУД
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Технологии: игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, групповая, тестовая.
Здоровьесберегающие технологии: проведение физкультурных минуток, организация правильной посадки учащихся.
Оборудование: учебники, мультимедиа, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Организационный этап. Проверка готовности к уроку.
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова,
Начать урок готовы.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Отгадайте тему нашего урока:
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лёд какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я? (Имя прилагательное)
Сегодня мы обобщим наши знания об имени прилагательном.
Пожелаем друг другу успешной работы и победы в игре «Счастливый случай».
Играют 2 команды: «Ловкие» и «Смелые». За правильно выполненное задание команды получают жетоны. Определим лучших знатоков имён прилагательных.
2. Чистописание – гейм «Разминка».
а)- Что общего в названиях команд?
- А чем отличаются эти слова?
-Каждая команда красиво пишет своё упражнение.
1-
2-
б) Найдите на доске строку, которая подходит для названия вашей команды.
Ребята, клоуны, трюки … .
Ребята, воины, поступки … .
-Какие слова вам помогли это определить? Запишите их, добавьте нужное слово.
в) Устная разминка. Отгадайте загадки. (слайд 1)
-Начинает команда «Ловкие», продолжает команда «Смелые»
Есть у ребят зелёный друг —
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане (берёза)
Я бываю разная:
Чёрная и красная,
Грузовая, легковая.
Кто же я такая? (Машина)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
а с водой не знается. ( Кошка)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
где носом поведет,
там заметку кладет. (Карандаш)
Сам алый, сахарный –
кафтан зеленый, бархатный. ( Арбуз)
Маленькая, серенькая,
а хвостик, как шило. (Мышка)
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала. (Лиса)
-Жетон получает команда…
3.Выборочное списывание – гейм «Найди пару» (слайд 2)
- Надо каждому слову из 1 столбика найти подходящее по смыслу слово из 2 столбика, чтобы получилось словосочетание.
Команда «Смелые» - составляют и записывают словосочетания с именами прилагательными ж.р., команда «Ловкие» словосочетания с именами прилагательными м.р.
кислый | трава |
спелый | звонок |
зелёная | речь |
первый | суп |
чистая | музыка |
ароматная | арбуз |
вкусный | человек |
громкая | лимон |
весёлый | вода |
устная | ягода |
-Работаем самостоятельно. Проверяем. (слайд 3)
-Жетон получает команда ….
4. Работа на перфокартах – гейм «Вставлялки» (слайд 4)
шумн… Москва
у лесн… озера
к далёк… планете
в снежн… шубах
красив… картину
с сер… зайцем
про активн… учеников
младш… брату
без вредн… привычек.
-На слайде записаны словосочетания. Прочитайте. Что общего у них?
-А чем они отличаются?
-На перфокартах вы вставляете в окошечко падежное окончание имени прилагательного.
-Проверяем. (слайд 5)
Команду «Ловкие» представляет …..
Команду «Смелые» - ….
- Жетон получает команда ….
Физминутка «Звездопад» (слайды 6-16)
5. Самостоятельная работа – гейм «Тёмная лошадка»
-Этот гейм самый интересный и таинственный. Наш гость исполняет песню. (звучит песенка «Если добрый ты»)
-Узнали, кто исполняет песенку?
-Правильно, кот Леопольд. Он предлагает вам разбить имена прилагательные на 3 группы (задание на карточках):
Красный, спелая, зимнее, тяжёлое, устный, кислая, чистые, холодный, больное, верная, громкое.
-Объясните признак разбиения.
-Проверяем. Жетон получает команда …..
6. Работа над значением слов – гейм «Заморочки из бочки»
-Каждая команда по-очереди достаёт из бочонка записку с фразеологизмом и объясняет его значение. За правильный ответ – жетон.
Волчий аппетит (чрезмерная прожорливость, жадность), бабушкины сказки (нелепые выдумки), божий дар (что даёт человеку природа, самое ценное, необходимое), асфальтовая болезнь (у кого-то постоянно разбиты локти и коленки), верный глаз (хорошее, меткое зрение; человек, способный верно оценить ситуацию), голова бедовая (человек, смелый до безрассудства), внутренний голос (предчувствие, догадка), шут гороховый (посмешище).
7. Выборочное списывание – гейм «Находка»
- У вас на партах карточка № 2. Прочитайте предложения и выпишите все предложения с именами прилагательными во множественном числе дательного падежа. Имена прилагательные подчеркните. Работаем самостоятельно.
Начался осенний листопад. Миша поднимался по каменным ступеням. Мышь живёт в тёмном уголке. Охотники бродят по глухим лесам. Умным детишкам в школе учится легко. Велосипедист едет по гладкой дороге вверх. Ласточки строят гнёзда по крутым берегам рек.
- Проверяем. Каким членом предложения являются имена прилагательные?
Команду «Смелые» представляет …..
Команду «Ловкие» - ….
- Жетон получает команда ….
8. Тест «Имена прилагательные» - гейм «Выбиралки».
Тест
Выбери правильный ответ:
1. Имя прилагательное – часть речи, которая:
а) обозначает признак предмета
б) обозначает действие предмета
2. Род, число, падеж имени прилагательного зависит:
а) от имени существительного
б) от самого себя
3. Имена прилагательные изменяются по родам:
а) изменяются в единственном числе
б) да
в) нет
4. Имена прилагательные во множественном числе изменяются:
а) по падежам
б) по родам
в) по временам
5.Окончания имени прилагательного определяются по:
а) имени существительному
б) по вопросу
9. Итог урока.
Игра завершена.
Команда «Ловкие» набрала …..жетонов.
Команда «Смелые» набрала …..жетонов.
Победила команда ……
-Что помогло нам сегодня в игре?
9.Рефлексия.
– Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
У вас на партах смайлики. Поднимите тот смайлик, если вы все поняли у вас все получилось на уроке. Этот смайлик, если у вас что-то не получилось, есть вопросы.
10. Домашнее задание.
Отгадать кроссворд, ответы записать в тетрадь, составить предложение с одним из слов.
КРОССВОРД
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3. |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Как называется работа, которую выполняют несколько человек? (Коллективная)
2. Поезд, который перевозит людей? (Пассажирский)
3. Человека, которому весело, называют как? (Веселый)
4. Люди, живущие в городе? (Городские)
5. Во мне два К – не забывайте
Таким, как я, всегда бывайте!
Я точный, чистый и опрятный,
Иным, же словом… (аккуратный)