Обобщение по темам "Причастие и деепричастие"

Урок предназначен для обобщения знаний по темам "Причастие и деепричастие".

Содержимое разработки

Тема: Повторение и обобщение изученного о причастиях и деепричастиях.

Класс: 7

Учитель : Газитулина Наталья Ивановна

Тип урока. Урок рефлексии.

Цели:

Познавательные:

систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Причастия. Деепричастия»;

закрепить умения находить причастия и деепричастия в тексте, определять причастный и деепричастный обороты;

знать морфологические признаки изучаемых частей речи, правильно писать не- с причастиями и деепричастиями.

Обучающие: научить составлять творческий проект: лингвистические сказки, рисунки по теме, сочинять стихи, составлять инструкции;

Развивающие:

развивать мышление и связную речь,

совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой.

способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой и исследовательской деятельности;

прививать навык само- и взаимопроверки;


Воспитательные:

привить учащимся интерес и любовь к урокам русского языка, показать богатство и разнообразие его морфологического строя;

воспитывать внимательное отношение к рассказам других детей;

воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.

воспитывать любовь к русскому языку, внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.


Оборудование: проектор, компьютер, сказки-проекты по теме «Причастие. Деепричастие» , презентации к уроку.

Межпредметная связь: литература.


Цели деятельности учеников - УУД:

Владеть приемами отбора и систематизации материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы.

Задавать вопросы, работать в группе. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать и слышать других.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные УУД:

Повторить изученное о причастии и деепричастии, обобщить и систематизировать изученный материал;


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: побудительная мотивация.

(3 мин)

1. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2. В царстве Морфологии,

Столице Филологии,

У Глагола , Прилагательного и Наречия

Возникли противоречия.

Мы в них тоже примем участие

И вспомним о причастии и деепричастии.


Ребята! Вы любите сказки? Тогда я расскажу вам одну. А в конце урока вы расскажете свои сказки…

Было это или не было, не знаю, но слышала эту сказку, когда училась в школе, как и вы в 7 классе.


Есть на свете государство с гордым названием Морфология. Живет в нем губернатор Глагол. Лучше него правителя трудно найти: справедливый, внимательный, добрый. И всё у него в жизни есть: и слава, и богатство, и молодая распрекрасная жена по имени Прилагательное. Жить бы ему да радоваться! Но была у него печаль тайная. Не дает Бог детей. Совсем отчаялись Глагол и Прилагательное, приуныли.

И вот однажды проснулся ночью губернатор от какого-то шороха. Глядь, а у его кровати сидят какие-то маленькие человечки. Начал он будить свою жену.

– Кто вы, добрые человечки? – спросила жена губернатора.

– Мы великая семья гномов. Услышали, что у вас беда, и поспешили на помощь. Меня зовут Ущ, а еще здесь мои братья – Ащ, Ящ, Ющ, сестры Ом, Ем, Им, дядьки Вш и Ш, их жены Нн, Енн , их дети Ённ и Т, а также племянники А, Я, В и Вши. Все мы готовы помочь вам. Не печальтесь, утро вечера мудренее. И только проговорил он эти слова, гномы исчезли.

Не обманули суффиксы Глагол и Прилагательное. Через некоторое время родились у них детки: красавица дочка и лапочка сыночек. Дочка была похожа на маму и на папу, а сыночек – ну вылитый папочка, только неизменяемый.

И стали они жить счастливо в своем королевстве Морфологии.


Учитель: Ребята, как вы думаете, о ком идет речь в этой сказке?



Слушают, добавляют недостающие слова





















(О причастии и деепричастии)


Познавательные УУД:

1. Анализировать, делать выводы.

Личностные УУД:

1. Интерес к изучению русского языка.

Регулятивные УУД:

1. Умении сформулировать цель


Коммуникативные УУД:

  1. Слушать и слышать других.

  2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


II.АктуализацияВыявление места и причины затруднения.

Формулирование темы и целей урока.

Цель – определение содержательных рамок урок, формулирование темы и цели урока

(3 мин)

Сформулируйте цель нашего урока, зная, что основные сведения об этих частях речи мы уже знаем…

– Правильно. На этом уроке мы с вами подведем итог тому, как вы усвоили тему “Причастие. Деепричастие”. Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков. Покажем, что умеем образовывать причастия и деепричастия от глаголов, исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением этих частей речи в тексте( слайды 1, 2)

Необычен он тем, что мы выполним краткосрочный проект.


Откройте тетради, запишите число.

РАБОТАТЬ БУДЕМ В ПАРАХ И ГРУППАХ

В группе один из учащихся - консультант, который в течение урока поможет в выполнении заданий, а в конце урока оценит ваши ответы и поставит вам оценки за работу на уроке.


Цель- повторить и обобщить знания о причастии и деепричастии




Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Высказывать предположения на основе наблюдений.

3. Формулировать тему и цель урока.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

III .Построение проекта выхода из затруднения.

Цель – применить знания, полученные при повторении

(10 мин)

1.Домашним заданием 3 и 4 групп было выполнение презентаций с целью повторения основных признаков и правил правописания причастий и деепричастий

Учитель: во время рассказа, записывайте те пункты из выступлений, о которых вы не знали или забыли, чтобы применить эти знания на уроке.

2. Чтобы проверить готовность к работе, проведём ЭСТАФЕТУ. Каждый запишите в тетради вопрос, который вы зададите одному из одноклассников по темам причастие и деепричастие. (поочерёдно задают друг другу вопросы)

Что называется деепричастием?

Что называется причастием?

Какие признаки глагола имеет причастие?

Какие признаки глагола имеет деепричастие?

Как изменяется деепричастие?

Как изменяется причастие?

Что называется деепричастным оборотом?

Что называется причастным оборотом?

Какова синтаксическая роль деепричастия?

Какова синтаксическая роль причастия?

Как пишутся деепричастия с НЕ?

Как выделяется на письме деепричастный оборот?

Как пишутся причастия с НЕ?

Как выделяется на письме причастный оборот?

1.Слушают одноклассников, записывают те пункты, которые забыли 2.Записывают в тетрадях вопрос, затем задают друг другу вопросы. В это время консультант группы фиксирует количество правильных ответов участников группы

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Строить связное монологическое высказывание.

IV. Реализация построенного проекта.

Цель –Тренировать способность к самоконтролю

(10 мин)





Физ. минутка.

Продолжим повторять части речи, знание которых нам необходимо ……ГДЕ? Мы можем применить эти щнания?

в следующих класса и на экзаменах

  1. – Перед вами слова. Примените ту информацию, которую мы услышали из сообщений одноклассников.

Сгруппируйте слова в два столбика. По какому принципу вы будете их делить? (причастия и деепричастия)

Итак, 3 группы будут работать с причастием, и 3 группы – с деепричастием.

(слайды 3, 4 – проверка)

Недоумевающий, согреваясь, убаюкивая, летящий, занятый, повелевая, блеснув, блестящий, взглянув, управляемый, покорившись, написавший, пойманный

– Докажите, что слова 1-й группы – причастия, а 2-й группы – деепричастия. Самопроверка

Вывод: назовите суффиксы причастий и деепричастий.

признаки каких частей речи соединяет причастие? (Глагола и прилагательного). А деепричастие? (Глагола и наречия).


2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (слайды 5, 6 – проверка)

– Теперь я предлагаю вам проверить свои знания по теме “Не с причастиями и деепричастиями”. Выписать только те причастия и деепричастия, которые пишутся с НЕ- раздельно.

Зачитывают варианты ответов, сверяют со слайдом.

Вывод: правило о написании НЕ с ч.р.


3. Групповая работа (слайд 7). Обсудите , какие варианты ответов должна выписать ваша группа. Выпишите нужные предложения.

Сравните правила выделения причастных и деепричастных оборотов на письме. Какое из них учитывает позицию оборота в предложении? (Дается без знаков препинания).

Высоко в небе проносятся тучи, роняя белый снег.

Высоко в небе, роняя белый снег, проносятся тучи.

Роняя белый снег, высоко в небе проносятся тучи.

Пригретые солнцем листья падали на сырые дорожки.

Листья, пригретые солнцем, падали на сырые дорожки.

На уроке мы трудились засучив рукава.

(работа проверяется на месте, читается со знаками препинания).

Самопроверка

Вывод: учащиеся делают выводы о постановке знаков препинания при причастном и деепричастном обороте.


Выполняют задания в тетрадях, выполняют проверку и взаимопроверку, озвучивают ответы

Консультант группы фиксирует результат каждого в оценочном листе Формулируют правило «НЕ с …..»


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.


Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

VI. Самостоятельная работа

Цель – зафиксировать знания.

(10 мин)

– Ребята, у вас было домашнее задание – сочинить или найти стихи в Интернет-ресурсах, сочинить сказки о причастии и деепричастии.


4 группы - Защита причастия и деепричастия в стихах и сказках - обсуждение в группах, выбор лучшего варианта из предложенных ( важно учесть морфологические признаки частей речи и орфографические правила, которые повторили на уроке и учили на предыдущих уроках)


2 группы – связный рассказ о причастии и деепричастии, либо –синквейн о причастии и деепричастии


Кто готов?

Обсуждают записанные сказки, выбирают из предложенных вариантов тот, который более точно даёт характеристику части речи



Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

(2 мин)

– Сегодня на уроке мы подвели итоги изучения причастия и деепричастия, представили их в виде сказочного образа. У нас получился так называемый «продукт», который я буду использовать в дальнейшем при изучении этой темы в других классах с другими детьми.

– Сегодня мы постарались вспомнить все о причастии и деепричастии.

– Что вам понравилось, запомнилось на уроке?

Какие вопросы о изученных частях речи ещё остались?

Пролетел и наш урок,

Школьный прозвенел звонок,

Все трудились, не ленясь,

Не медля и не торопясь.

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо ПРИЧАСТИЮ и ДЕЕПРИЧАСТИЮ



Личностные:
1
.Уметь проводить самооценку

2. Определять степень успешности работы.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.



Заштрихуй рисунок, соответствующий твоему настроению

Похлопайте те учащиеся, кому урок понравился, кому было легко и интересно работать.


VII. Домашнее задание.

Цель : дальнейшее закрепления изученных частей речи

Творческое задание: составить текст на тему «Друзья познаются в беде», включив в него причастия и деепричастия;

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вести поиск информации.



Сохранить у себя:
Обобщение по темам "Причастие и деепричастие"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки