Обобщение и систематизация по теме «Правописание корней с чередованием гласных звуков».

Урок нацелен на формирование орфографических умений обучающихся; закрепление ЗУН, связанных с определением вида орфограммы в корне слова; повторение и закрепление умения применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор чередующейся гласной в корнях слов -кас- -кос-, -лаг- -лож-, -зар -зор-, -гар- -гор-

Содержимое разработки


Тема урока: Обобщение и систематизация по теме «Правописание корней с чередованием гласных звуков».

Учитель: Бабенкова Л.А.

Класс: 5Б

Цель: формировать орфографические умения обучающихся; закрепить ЗУН, связанные с определением вида орфограммы в корне слова; повторить и закрепить умения применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор чередующейся гласной в корнях слов -кас- -кос- , -лаг- -лож-, -зар -зор-, -гар- -гор-

Задачи:

- образовательные:

  • повторить и углубить знания о данной орфограмме;

  • отработать практические навыки выбора правильной гласной в корнях с чередованием;

  • узнавать орфограммы и применять соответствующие правила;

  • уметь определять виды (группы) чередующихся гласных в корне слова;

- развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, аналитические способности, монологическую речь;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • умение работать в группе.

-воспитательные:

  • формировать внимательное отношение и интерес к слову, к русскому языку в целом.


Оборудование: кроссворд, изображение страны "Орфография", презентация, текст, тесты, карточки с дифференцированным заданием

Вид урока: урок-путешествие.


Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.


Ход урока

1. Организация начала урока.

1.1. Приветствие:

- Добрый день. (сл.1)

Улыбнемся друг другу, подарим улыбки.

И тогда вся работа пойдет без ошибки,

И тогда нам легко будет думать, читать,

И писать, и творить, и, конечно, мечтать…


- А начнем мы наш урок, как всегда, с записи даты. (сл.2)

(учащиеся записывают)


1.2.Работа с эпиграфом (сл.3,5)

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Учитель просит одного из учеников прочитать текст вслух. Затем учащимся предлагается определить основную мысль текста и объяснить, что хотел сказать автор? (Как надо жизнь прожить.)

- А как надо жизнь прожить? Выскажите предположение, приводя аргументы.

 – Чему учит нас этот текст? (Один из учеников высказывает свое

 – Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия

(чтобы, получить знания и применить их на практике)

2. Постановка проблемы.

Учитель обращает внимание детей на пропущенные в тексте орфограммы: гласные в корнях слов.

- Запишите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы. (1 ученик у доски)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Тема урока появляется на слайде 4)

- Определите задачи урока.


 - Изучали ли вы эту орфограмму раньше? (Изучали в 5 классе.)

 - Что осталось вам непонятным?

- Итак, прежде чем мы отправимся в путь, нам нужно определить направление. А для этого выполним лексическую работу.


3. Лексическая работа (кроссворд – сл.6-14)

Учитель читает определения, а ученики записывают слово в тетрадь, объясняя орфограммы.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Письменный пересказ чего-либо (изложение)

2. Сочетание слов, выражающее законченную мысль (предложение)

3. Математическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел получают новое (сложение)

4. Смуглый цвет кожи, проявляющийся при воздействии солнечных лучей (загар)

5. Часть речи, которая обозначает признак предмета (прилагательное)

6. Число, которое складывается с другим при выполнении математического действия (слагаемое)

7. Вспышка света на горизонте при отдаленной грозе (зарница)

8. Световая окраска горизонта перед восходом и заходом солнца (заря)


ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

ключевое слово (ОРФОГРАФИЯ)



- Итак, ребята, так в какую страну мы с вами сегодня отравимся в путешествие? (в орфографию)

(На доске – изображение сказочной страны)

- Так вот, в стране Орфография есть город Кореньград – ее столица. Сегодня в ней нас ожидают в гости дедушка Корень и его друзья – Орфограммы. Конечно, в течение одного урока мы не успеем побывать в гостях у всех орфограмм. Мы с вами навестим только те, с которыми познакомились в разделе «Морфемика и словообразование».

- Назовите их.

(«Буквы О-А в корне – кос - - -кас- --лаг---лож»

«Буквы О-А в корне – гор - - - гар- -зар—зор»

«Буквы О-А в корне – раст- , ращ-, рос-»

«Буквы Е-И в корнях –бер-бир, мер-мир, пер- пер, стел-стил» и др.)


- Ребята, представляете, стражи города не хотят впускать нас к себе.


Войти никак нельзя туда,

Коль не приложишь ты труда.

Там корни у ворот стоят,

Сомкнулись тесно-тесно в ряд.

А путь откроют лишь тому,

Кто объяснит, что здесь к чему.


4. Повторение и систематизация теоретических сведений

- Ребята, я предлагаю вам составить кластер и рассказать стражникам правила правописания корней с чередованием (Рассказывают правила и оформляют кластер)



- Молодцы, теорию вы знаете хорошо. Путь в Орфографическое государство открыт. Так как мы путешествуем по волшебной стране, нас ждёт много интересных встреч. Вот одна из таких.


5. Практическая работа по теме урока

5.1. Осложненное списывание (ТЕКСТ В МАРШРУТНЫХ ЛИСТАХ)

- Спишите, распределяя слова по группам, объясните орфограмму графически.

Прик...сновение, заг...рать, пол...жение, подг...реть, обм..кнуть, подск..чить, з...рька, р..стение, зар..сли, зап.раем, бл.стательный, притв..рить, разр..внять.

1 ученик у доски подписывает слова в кластер.


- По какому принципу вы распределяли слова?

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу вашего товарища (сл.15)

(ответы выводятся на слайд презентации)

-Молодцы!

5.2. Исправьте ошибки (устно)

УгАрел , загАр, слОжить, кАснулся.

ИзлОгать, подгОреть, кАсательная, зОря.

ВырОсти, утвАрь, зАрянка, подпЕрать.

БлЕстать, отпЕреть, выскАчить, замИрать.

5.3. Введение нового знания: Словарная работа:

- Ребята, а знаете ли вы, что обозначает слово ЗАРЯНКА? (ответы детей)

- А хотите узнать?

5.3.1.Рассказ подготовленного ученика о значении слова ЗАРЯНКА (птичка).

Зарянка - маленькая птица, которую еще называют малиновкой или реполовом, встречается буквально повсюду в Европе, кроме самого крайнего севера. Красногрудые зарянки из России и Скандинавии перелетают на зиму в более теплые края, но одними из первых возвращаются домой с весенним теплом. Небольшие изящные серые зарянки обоих полов обладают ярко-оранжевой грудкой, по которой птицу легко отличить от других. Интересно, что их птенцы появляются на свет с коричнево-бурым окрасом, а оранжевые перья на грудке вырастают только к 3-х месячному возрасту.

Старинная британская притча повествуется о том, как серая зарянка пыталась освободить Иисуса от тернового венца, который впивался в его голову. Так грудь зарянки покраснела от его крови.

Зарянки очень красиво поют. Питаются насекомыми и червяками, часто караулят садоводов, занятых перекапыванием или рыхлением почвы. С середины 19-го века зарянка является неизменным символом Рождества в Великобритании.


5.3.2. Введение нового слова в активный запас учащихся.

- Составьте предложения со словом ЗАРЯНКА. (варианты детей)

5.3.3. Синтаксический разбор предложения

- Запишем получившееся предложение. Выполним его синтаксический разбор. (Один ученик у доски)

Зарянка - маленькая красногрудая птичка.



- Молодцы, хорошо поработали. А сейчас привал.

Физминутка «Я на солнышке лежу»

5.4 Работа с текстом: (в группах)

- У вас на столах лежит текст. Прочитайте его внимательно.

- Подумайте, о чем в нем говорится? ( о походе за ягодами и грибами)

- Как бы вы озаглавили этот текст? («Хорошая прогулка», «Удачная прогулка», ...)

- Определите стиль и тип речи (художественный, повествование)

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожной травы выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
      Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
      Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
      Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких-пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.


Задание для группы С: Выписать из текста слова с чередующимися гласными в корне, объяснить орфограмму графически

(разгорается, блестит, устилали, заря, загорели, касаются, предполагал, предположения)

Задание для группы В: определения понятий заменить синонимичными, используя слова для справок.

1. Слегка дотронуться до чего-то.

2. Подвергаться действию огня.

3. Иметь в распоряжении достаточно времени.

4. Затрагивать важный вопрос.

5. Надеяться на кого-нибудь.

6. Масло, добываемое из растений.

7. Прямая, имеющая общие точки с кривой.

Слова для справок: р…стительное, пол…житься, прик…снуться, г…реть, к…сательная, распол…гать, к…саться.

Задание для группы А: заменить глаголы в тексте синонимичными им глаголами с чередующимися гласными в корне; озаглавить текст.

Школьники устроились на отдых у реки. Быстро поднялись на берегу палатки. Вечерняя заря угасала. Последние лучи солнца чуть трогали вершины деревьев. По оврагу расходился туман. Ребята стали искать сучья. Один за другим вспыхивали костры.

Слова для справок: распол…жились, выр…сли, дог…рала, кас…лись, расст…лался, соб…рать, заг…рались.


По желанию:

закончите рассказ, озаглавьте его, выделите орфограмму.

Полож…ние серьёзное, разрыв в очках р…стёт. Тренер берёт перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки распол…гаются под щитом противника. Болельщики зам…рают. Два-три к…сания, и мяч в кольце. Борьба разг…рается.


5.6. Выполнение теста

- Ребята, так как эта орфограмма находит свое отражение в тестовых заданиях при подготовке к ОГЭ в 9 классе, я вам предлагаю выполнить следующий тест

ТЕСТ

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) воспламенившись 3) молоко

2) положение 4) беспокойный

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) выгребет 3) заря

2) раздавался 4) шорох

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) отбивался 3) задача

2) влетало 4) прикосновение

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) загар 3) завизжали

2) разбился 4) беспокойный

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) появился 3) побежал

2) увернулся 4) возлагать

(сл.17) Ответы: (самопроверка по ключу)

1. 2

2. 3

3. 4

4. 1

5. 4

6. Подведение итогов урока.

- Итак, ворота распахнулись

И стражи мило улыбнулись.

Ведь вы, ребята, молодцы,

За дело правое борцы.


Вот так прошли мы долгий путь.

Пора уже и отдохнуть.

6.1. Рефлексия.

Ну а пока скажите мне:

- Как вам в сказочной стране?

- Что сегодня получилось, а чему вы удивились?

Свой ответ начните так:

НА УРОКЕ Я СЕГОДНЯ…

- Испытывали ли вы какие-нибудь трудности? Какие?


7. Домашнее задание. (сл.18,19)

- А домой возьмите вы наказ Расула Гамзатова: «У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу».

Пусть наказ этого великого поэта будет девизом в вашей жизни.

И выполните задания (сл.19)

Упр.61 или написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений), используя орфограмму «Чередование гласных в корне») с объяснением орфограммы.


Урок окончен. Оценки:


10


Сохранить у себя:
Обобщение и систематизация по теме «Правописание корней с чередованием гласных звуков».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки