Обобщение и распространение педагогического опыта преподавания истории

Методическая разработка содержит задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарскому занятию №2. Задания помогают студентам повторить изученный на лекционных занятиях материал, приобрести новую информацию, используя рекомендуемые источники, сформировать собственное мнение, развивать способности содержательного анализа и сравнения.

Содержимое разработки

Департамент здравоохранения Брянской области

ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»


.





Методические указания для самостоятельной работы студентов







Специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело

31.02.03 Лабораторная диагностика

Учебная дисциплина: История

Тема: Изучение экономики и политической ситуации в СССР после второй мировой войны.

Курс: 2

Форма: Самостоятельная работа





















Брянск, 2021

Рассмотрена

на заседании методической комиссии

по специальности «Сестринское дело»

«______ » _______ 2021г.

Протокол № __

Председатель ___________ Г.И.Славянская

на заседании методической комиссии

по специальности «Лабораторная диагностика»

«______ » _______ 2021г.

Протокол № __

Председатель ___________ Р.И.Странадко

Рекомендована

методическим советом

«_______ » __________ 2021__г.

Протокол № __


Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

ГАПОУ «Брянский

базовый медицинский колледж»

___________________М.А. Захарова

«_______ » ________________2021г.




Методическая разработка содержит задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарскому занятию №2. Задания помогают студентам повторить изученный на лекционных занятиях материал, приобрести новую информацию, используя рекомендуемые источники, сформировать собственное мнение, развивать способности содержательного анализа и сравнения.


Автор: Фещенко Елена Николаевна, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин высшей категории квалификационной категории ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»

Рецензенты:

1. Богданова Е.В.методист ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»

2. Горошко Л.В., преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин высшей квалификационной категории ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»











Задания

для самостоятельной работы

к семинару №2 «Изучение экономики и политической ситуации в СССР после второй мировой войны.»

Цели:

Образовательная: повторение, углубление знаний студентов по данной теме.

После изучения темы студент должен:

Знать: -Итоги Великой Отечественной войны

- Варианты после сталинского развития СССР. Борьба за власть. "Новый курс Г.Маленкова".

-XX съезд партии, его историческое значение. Усиление личной власти Н.С.Хрущева. Реконструкция органов власти и управления. Изменения в области права. Национально-государственное развитие. Антирелигиозная политика.

-Основные тенденции развития советской экономики. Аграрная политика. Социальная цена реформ. Реабилитация репрессированных.

- Специфику экономики в 70- начале 80х гг. в Советском Союзе. Трудности в развитии и планы и их преодоления.

- Политическую систему в 70- начале 80хгг. в СССР. Особенности новой советской конституции 1977 года.

- Жизнь народа: характерные черты.

Уметь: - делать содержательный анализ исторических источников и соответствующие выводы;

- сравнивать методы и итоги реформирования;

- осуществлять эффективный поиск информации;

- аргументированно отстаивать собственную позицию по данной теме.

Воспитательная: способствовать формированию нравственной ответственности и гражданской позиции.

Развивающая: активизация мыслительной деятельности;

развитие общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Междисциплинарные связи: основы философии, история медицины, история родного края,литература.

Рекомендуемые источники:

1. Артемьев В.В., Лубченков Ю.Н. История.Учебник для студентов СПО. / В.В.Артемьев, Ю.Н.Лубченков.- М.: Академия, 2020.- 448с.

2. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. Учебник. / М.В.Пономарев. - М.: Юрайт, 2019.416с.

3. Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник. / Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2010. – 416с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.istorya.ru

2. http://www.bibliotekar.ru

3. http://www.ronl. ru

4. http:// ru.wikipedia.org

5. http://student. Ru


Задание 1. Выполните тест

  1. Кто в СССР возглавил работы по созданию атомной бомбы

А. Курчатов

Б. Маленков

В. Попков

Г. Сталин

2. В октябре 1952 г.

А. прошло испытание первой атомной бомбы в СССР

Б. ВКП (б) была переименована в КПСС

В. Первым секретарем Московского комитета ВКП (б) стал Н.С. Хрущев

Г. «Ленинградское дело»

3. И.В. Сталин умер

А. 21 января 1947 года

Б. 29 августа 1949 года

В. 5 марта 1953 года

Г. 26 июня 1953 года

4. Главный противник Хрущева за власть

А. Маленков

Б. Жуков

В. Ворошилов

Г. Берия

5. январь 1955 г.

А. отставка Г.М. Маленкова

Б. XIX съезд партии

В. амнистия заключенных

Г. главой СССР стал В.М. Молотов

6. Для стабилизации финансовой системы советское правительство провело денежную реформу

А. 1945 год

Б. 1947 год

В. 1953 год

Г. 1956 год

7. Закон о пятилетнем плане восстановления и развитии народного хозяйства.

А. 1945 год

Б. 1946 год

В. 1949 год

Г. 1956 год

8. Кто лишний и почему

Берия, Хрущев, Жуков, Маленков

9. Кто не относился к «старым сталинским кадрам»

А. Л.М. Каганович

Б. К.Е. Ворошилов

В. Н.С. Хрущев

Г. В.М. Молотов

10. 22 июня 1957

А. снят с должности министра обороны Г.К. Жуков

Б. От руководства Совмином СССР отстранен Н.А. Булганин

В. арестован Берия

Г. состоялся XIX съезд партии


Задание 2. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Как происходило восстановление хозяйства в Советском Союзе в первые послевоенные годы?

  2. Какие изменения в стране произошли после смерти И.В. Сталина?

  3. Какие реформы проводились в СССР в 50-60 гг XX в.?

  4. Выявите причинно-следственные связи проводимые в социальной политике?

  5. Охарактеризовуйте борьбу за власть после смерти И.В. Сталина?

  6. Дайте свою оценку Н.С. Хрущеву, как политическому деятелю. Его плюсы и минусы как политического деятеля?

Задание 3. В приведенном ниже списке представлены события и явления, связанные с правлением Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева. Выберите из списка события и явления, связанные с правлением Л.И. Брежнева.

  1. принятие четвертой советской конституции 2) развенчание культа личности Сталина 3) освоение целины 4) запуск первого советского спутника Земли 5) нефтедоллары 6) «золотая» пятилетка

Задание 4. Проанализируйте и ответьте на вопросы к документам.

1. Выдержки из Конституции СССР 1977 г.

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

2. Данные статистики –

а) Выборы в Верховный Совет СССР в марте 1984: приняли участие 184 миллиона человек (99,99% всех избирателей, внесённых в списки); на каждое депутатское место было выставлено по одному кандидату от блока коммунистов и беспартийных; за предложенных кандидатов проголосовало свыше 99,99% избирателей;

б) в 1984 г. доля женщин в общей численности депутатов Верховного Совета СССР – 32,8%, в краевых, областных и местных советах – 49,4%. Доля работающих женщин среди всего населения, занятого общественно-полезным трудом, составляла 51,2%;

в) численность КПСС к 1 января 1985 г. – 18 743 611 человек. Среди коммунистов, имевших местом своей основной работы ЦК КПСС, 86,4% являлись при этом и депутатами Верховного Совета СССР.

Сферы управленческой деятельности членов ЦК

Количество членов ЦК в этих сферах

В том числе являются депутатами Верховного Совета
( в %)

В том числе являются Героями СССР и Социалистического труда
(в %)

Министерства

102

79,4

32,4

Советы и общественные организации

27

92,6

44,4

Армия

23

100,0

76,9

Производство

26

11,5

76,9



3. Свидетельство современника о выборах в СССР (выдержка из статьи писателя и публициста, члена редколлегии журнала “Новый мир” Ю.Буртина, опубликованной в газете “Известия” в конце 1980-х гг.)

“Когда учительский коллектив одной из школ Костромской области вместо того, чтобы дружно поддержать рекомендованные горкомом партии кандидатуры в Верховный Совет СССР, предложили в дополнение к ним свою (поэта А.Твардовского), обком партии объявил это решение недействительным. Второй секретарь обкома разъяснил обескураженным учителям: “Вы, товарищи, не поняли, что выдвижение кандидатов производится организованно. В этом деле есть чёткий порядок. Загодя, когда избирательная кампания ещё не объявлена, мы получаем разнарядку. Поскольку установлено – каков должен быть состав Верховного Совета, какой процент рабочих, служащих, сколько женщин и т.д., нам говорят: “У вас четыре округа. По одному будет баллотироваться ваш первый секретарь, а по другим представьте кандидатуры. В промышленности у вас текстильный уклон – значит должна быть одна работница-текстильщица. Далее, поскольку область в основном сельскохозяйственная, желателен один председатель колхоза - член партии и одна рядовая колхозница”. Мы эту разнарядку спускаем в районы – подготовьте конкретные предложения. Потом предложения приходят к нам. Мы их рассматриваем, передаём список наверх. Там утверждают и снова спускают к нам для выдвижения в трудовых коллективах. Дело, как видите, большое, сложное. А вы вот взяли так сами и выдвинули. Пришли бы в горком посоветоваться – вам бы объяснили: есть порядок! И самодеятельность здесь не нужна”.

4. Первый лист газеты “Правда” от 23 февраля 1980 г., посвящённой выборам в Верховные Советы союзных, автономных республик и местные Советы народных депутатов. На нём помещён призыв: “Все как один отдадим свои голоса за кандидатов нерушимого блока коммунистов и беспартийных!” и отчёт о встрече избирателей с Л.Брежневым, кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР.

Задание: 1. Как, судя по приведённым данным, реализовывалось на практике положение 6-й статьи Конституции СССР о руководящей и направляющей роли Коммунистической партии? 2. Охарактеризуйте выборы в высшие органы власти страны в тот период. В чём вы видите их основные отличия от системы формирования властных органов, существующих в России сейчас? 3. Какие сведения о политической элите советского общества 1970-80-х гг. сообщают данные таблицы?





Сохранить у себя:
Обобщение и распространение педагогического опыта преподавания истории

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки