Обобщение изученного по теме "Имя существительное"
Цели урока:
обобщение и систематизация изученного по теме “Имя существительное”;
формирование языковой и речевой компетенций; совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;
воспитание любви к русскому языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Технологии: уровневая дифференциация; ИКТ
Оборудование:
мультимедиапроектор; таблицы; разноуровневые карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
1. Орг.момент
- проверяется готовность к уроку;
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
Повернулись, гостям все улыбнулись, никого не надо бояться, на уроке надо стараться!
Записывается число, тема урока
2. Сообщение темы и целей урока
Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского. Слайд № 1
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – обобщить и систематизировать изученное.
Слайд № 2
Имя существительное как часть речи
Значения существительных
Признаки существительных
Синтаксическая роль
3. Актуализация опорных знаний
- Один из лингвистов сказал об этой части речи так: “Имя существительное – дирижёр грамматического оркестра”.
- Что он хотел сказать этим сравнением?
- Что такое имя существительное?
- Уточните, что конкретно могут обозначать существительные (словарики).
(После ответов учащихся на слайде появляется схема)
Слайд № 3
Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (1 этап) Индивидуальная работа у доски по карточке. Класс выполняет задание со слайда № 4 .
Слайд № 4
Распределите существительные в соответствии с их значением.
Краснота, бегство, ливень, нежность, прыжок, смелость, туман, мороз, обход, белизна, отдых, весна.
Я Явления действительности | Признак как предмет | Де Действие как предмет |
| | |
Самопроверка (по слайду).
Проверка индивидуального задания (способы образования существительных).
- Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Какими обладает имя существительное?
(После ответов учащихся появляется слайд № 5)
Слайд № 5
Постоянные признаки:
Собственное/ нарицательное Одушевлённое/ неодушевлённое
Род Склонение
Непостоянные признаки:
Число Падеж
- Почему одни признаки называются постоянными, а другие непостоянными?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (2 этап)
1. Морфологический разбор существительного: Нужно всем любить свою родную землю.
- Какие существительные называются собственными?
- Как они пишутся?
2. Объяснительный диктант. Слайд 6.
В романе Пушкина “Дубровский”, теплоход “Александр Пушкин”, живём на Волге, купили “Волгу”, молодой орёл, город Орёл, газета “Парус”, программа “Время”. Проверка. Слайд 7.
3. Индивидуальная работа у доски (выписать из текста упр.№ 731-с. 706-ч. имена собственные)
Физкультминутка
Учитель: Руки подняли и помахали.
Дети: Это деревья шумят.
Учитель: В стороны руки и помахали.
Дети: Это к нам птицы летят.
Учитель: Быстро присели, руки сложили.
Дети: В норке зверюшки сидят.
Учитель: Встали и тихо за парты все сели.
Дети: Дети учиться хотят.
- Почему в определении существительного указывается два вопроса?
- Какие существительные называются одушевлёнными?
(После ответов учащихся появляется слайд № 6) Слайд № 8
Одушевлённые имена существительные:
Названия живых существ: мальчик, бабочка
Названия сказочных и мифологических персонажей: кентавр, леший
Названия детских игрушек: кукла, волчок, мишка
Название шахматных и карточных фигур: пешка, валет
- Какие существительные называются неодушевлёнными? Слайд № 9
Неодушевлённые имена существительные:
Предметы действительности: книга, стол
Растения: ромашка, крапива
Собирательные названия множеств живых предметов: народ, стая
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (3 этап)
1 Индивидуальная работа у доски. ( 1 ученик)
2 Индивидуальная работа в тетрадях (3 ученика)
3.Класс выполняет тест Слайд № 10
Тест
1. Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые:
а) пароход, лошадь, кино, кнопка;
б) лес, окно, табун, стекло;
в) кукла, лисица, студент, Снегурочка.
2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:
а) армия, листва, тюльпан, урок;
б) стадо, иволга, веретено, медведь;
в) ученик, карандаш, рассвет, год.
3. Проверка индивидуальных заданий.
4. Самопроверка теста (по слайду)
- Изменяются ли существительные по родам?
- Что нового узнали об этой категории?
- У всех ли существительных легко определить род?
- Как определить род у несклоняемых существительных?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (4 этап)
1. Индивидуальная работа у доски по карточкам (2 ученика)
2. Парная работа Слайд №11
Составьте и запишите предложения, связанные по смыслу, используя следующие словосочетания:
школьн.. кафе, вкусн.. салями, горяч.. кофе, разварист.. пюре, овощн.. рагу, свеж.. безе.
4. Чтение получившихся текстов, определение рода несклоняемых существительных.
5. Проверка индивидуальных заданий у доски.
- Есть ли окончания у несклоняемых существительных?
- Почему существительные на –мя и слово путь называются разносклоняемыми?
5. Работа с таблицей “Падежные окончания существительных”
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (5 этап)
1. Буквенный диктант. Слайд 12
на берёзе о профессии по аллее
о времени в стремени в планетарии
в имени у дочери на заседании
на лекции об опасности из милиции
в инее по территории в брошюре
2. Взаимопроверка Слайд № 13
е и е
и и и
и и и
и и и
е и е
- В современном русском языке 6 падежей. Но в прошлом был ещё один падеж – звательный. Сейчас мы называем это обращением.
- Что вы знаете о категории числа в русском языке?
- В древности ,кроме единственного и множественного числа, было двойственное число, которое обозначало парные предметы.
- Мы обобщили знания о постоянных и непостоянных признаках существительного. Каким членом предложения оно может быть?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (6 этап)
1. Синтаксический разбор предложения
В саду крапива занимала целый угол цветника.
4. Обобщение и комментирование оценок за урок.
Рифлексия слайд 14
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
5. Домашнее задание. Выставление оценок.
6. Заключительное слово
- Я вновь обращаю, ребята, ваше внимание на высказывание Паустовского о русском языке (слайд № 15) Мы с вами должны любить наш русский язык, красоту и волшебство которого вы постигаете на каждом уроке. Успехов вам и новых открытий.