Обобщающий урок географии в 8 классе по теме «Африка»

Тема: Обобщающий урок по теме «Африка»

Цель: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Африка».

Задачи:

Образовательные: обобщить знания учащихся по теме «Африка»: географического положения, представителей флоры и фауны, рельефа, природных зон материка; определить умения учащихся находить на карте географические объекты.

Развивающие: продолжить развивать умение работать с географическими и контурными картами; развивать географическое мышление, устную речь, память, географическую зоркость, познавательный интерес к предмету.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживать другому.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.

Форма урока: урок-игра

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация, муз. сопровождение, видеофизминутка, отрывок из мультфильма, настенные карты: Физическая карта полушарий, Физическая карта Африки, Страны Африки.

У учителя: названия групп, памятки для каждого «Рекорды Африки», черные ящики, зерна кофе, финики, маркеры для работы с интерактивной доской.

У учеников: лист с контурами материков, разрезанная картинка с изображением различных природных зон Африки: саванны, тропический лес, карточки с изображением контуров государства (выделены разными цветами), « 4 лишний» (в конвертах на карточках).

Содержимое разработки


краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат № 1»















Обобщающий урок географии в 8 классе

по теме «Африка»












Разработала и провела

учитель географии

Ильина Ирина Ивановна
















Рубцовск

2017г.



Тема: Обобщающий урок по теме «Африка»

Цель: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Африка».

Задачи:

Образовательные: обобщить знания учащихся по теме «Африка»: географического положения, представителей флоры и фауны, рельефа, природных зон материка; определить умения учащихся находить на карте географические объекты.

Развивающие: продолжить развивать умение работать с географическими и контурными картами; развивать географическое мышление, устную речь, память, географическую зоркость, познавательный интерес к предмету.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживать другому.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.

Форма урока: урок-игра

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация, муз. сопровождение, видеофизминутка, отрывок из мультфильма, настенные карты: Физическая карта полушарий, Физическая карта Африки, Страны Африки.

У учителя: названия групп, памятки для каждого «Рекорды Африки», черные ящики, зерна кофе, финики, маркеры для работы с интерактивной доской.

У учеников: лист с контурами материков, разрезанная картинка с изображением различных природных зон Африки: саванны, тропический лес, карточки с изображением контуров государства (выделены разными цветами), « 4 лишний» (в конвертах на карточках).

Ход урока

Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Здравствуйте, ребята!

Сейчас улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем наш урок.

-Назовите сегодняшнюю дату.

СЛАЙД 1-ДАТА

-Какой урок по расписанию?

-Что изучаем на уроках географии?

Повторение

- Назовите материки Земли.

-Назовите океаны Земли.

-Покажите на карте материки.

-Покажите на карте океаны.

-Какой материк мы с вами изучили полностью? ( Мы изучили материк Африка)

Сообщение темы урока

СЛАЙД 2-ТЕМА УРОКА

-Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие по материку, вспомним его географическое положение, основные природные зоны, государства, повторим растения и животных Африки.

И перед тем, как нам отправиться в путешествие вокруг Африки, послушаем одного знатока этого материка.

(слова Бармалея: отрывок из м/ф «Доктор Айболит»)

Посмотрите и скажите, о чем предупреждает нас герой?

ОТРЫВОК ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА

-О чем предупреждает нас герой?

Но мы с вами не боимся трудностей, поэтому отправляемся в «Путешествие вокруг Африки»

Перед началом урока способом случайного выбора вы разбились на две группы.

1 группа путешественников будет называться - « Африканцы»

2 группа путешественников – «Туареги»

Работать будете под девизом: «Один за всех и все – за одного!» - это значит, что зарабатывать очки, а значит и оценки, вы будете всей командой.

СЛАЙД 3

Разминка

Учитель читает текст поочередно для групп, затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.

-Африка посередине пересекается … ЭКВАТОРОМ.

-Африку омывают океаны,… ИНДИЙСКИЙ и АТЛАНТИЧЕСКИЙ.

-С севера материк омывается …СРЕДИЗЕМНЫМ МОРЕМ.

-Самый большой остров близ берегов Африки …МАДАГАСКАР.

Остановка «Картографическая»

Каждой команде дается лист с контурами материков

Задание: Найдите Африку и подпишите ее.



-Назовите природные зоны Африки.

Остановка «Собираем пазлы»

Каждая команда получает картинку, разрезанную на 9 частей, с изображением различных природных зон Африки: саванны, влажный тропический лес.

Задание: собрать картинку и назвать природную зону.

-Что такое саванна? (Саванна - природная зона, покрытая  травянистой растительностью с редкими деревьями и кустарниками.)

-Прочти, Денис.

-Прочти, Вика.

-Что такое влажный тропический лес?

Остановка «Кто где живет?»

Работа на интерактивной доске.

Физминутка

Остановка «Заморочки из бочки»

Учащимся предлагается отгадать загадки.( отгадки появляются на слайде)

Толстокожий, неуклюжий

И огромный, как гора

Любит воду, но не лужи

В речке плещется с утра

Лотос ест, камыш жует

Житель Нила ……. БЕГЕМОТ

Обнимая хозяина, вьюсь,

Лезу вверх, высоты не боюсь,

И, с хозяином так обнимаясь,

Я все выше и выше взбираюсь

Чтоб гирляндой потом с высоты ниспадать…

Кто я есть? Постарайся знаток, угадать. ЛИАНА

В Египте, в Палестине,

В Алжире он живет –

Древнейший мусульманский –

Выносливый народ. АРАБЫ.

Я – зонт живой,

Но подо мной

Ты тени

Не найдёшь порой. ЗОНТИЧНАЯ АКАЦИЯ

Совсем одна в пустыне

Я выгляжу величественно,

А потому зовут меня божественно ……ВЕЛЬВИЧИЯ

Ноги держит в воде ледяной,

А на голову «падает» зной.

Хлебом служат народам плоды

Без нее «ни туда, ни сюда». ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА

Я - птица чемпион по бегу.

Меня не обогнать атлету. СТРАУС

Я - растенье древний житель,

Я в саваннах долгожитель. БАОБАБ

Остановка «Черный ящик»

(Звучит музыка из программы «Что? Где? Когда?)

Что находится в черном ящике?

1. В этом ящике лежит то, что родом из Африки, но известен больше как бразильский; то, что используется людьми всего мира и очень ценится, так как обладает приятным вкусом и ароматом; то, что делает человека бодрым и весёлым (кофе).

2. В этом ящике находятся плоды растения, которые жители африканской пустыни называют «хлебом пустыни» (финики).

Остановка « 4 лишний» ( в конвертах на карточках)

Из перечня слов исключите то, которое, по вашему мнению, является лишним.

Объясните ваш выбор.

Нил, Конго, Чад, Лимпопо. ( Чад - озеро)

Мадагаскар, Альмади, Сомали. ( Мадагаскар –остров)

Виктория, Чад, Танганьика, Нил. ( Нил-река)

Пигмеи, туареги, окапи, арабы ( Окапи- животное)
Остановка «Страны и столицы»

Каждая команда получает карточки с изображением контуров государства (выделены разными цветами).

Задание: определить название страны, назвать столицу.


1. 2.










Страны:

  1. Египет – столица Каир

  2. Эфиопия – столица Аддис-Абеба


Остановка «Найди ошибку»

Где-то под руками были близко

Капитана Врунгеля записки.

Он себя считает знатоком.

Африканский мир ему знаком.

Постарайтесь-ка найти при чтении,

Что здесь подвергаете сомнению?

Капитан Врунгель, побывав в Африке, так описал природу, что я не согласна с его мнением. А вы сумеете найти ошибки в его записках? Услышав в тексте ошибку, хлопните в ладоши.

Вот и сбылась ты мечта моя!

Ликует команда: Ура! Земля!

Мы в Африке. Тихий прощай океан,

Помог воплотить мне блестящий план;

На волнах прибоя доставил корвет.

Большей земли на всем свете нет.

Сентябрьской весной оживает природа.

Снега осталось совсем немного.

Хвоя тихонько летит с эвкалипта,

Пингвины купаются в глине липкой.

Смотрите! Куда-то бежит кенгуру,

Наверное, тигр с ней затеял игру.

Оленей берем. Чтоб добраться в Сахару.

Прошу караван, но дают только пару.

В Сахаре нас ждет и покой, и уют,

Может быть сока березы дадут.

Ну, а пока я ловлю в Танганьике

Щук и китов. Но пока невеликих.

Африка очень понравилась мне,

О чем сообщаю в этом письме.

Хоть заданье было и с подвохом,

Справились вы с ним совсем неплохо.

Остановка «Итог урока»

-Чем занимались на уроке?

-Что вы узнали нового для себя на уроке?

Вручение каждому уч-ся памятки «Рекорды Африки»




Рекорды

Африка – самый жаркий материк планеты – максимальная температура +58°С.

Величайшая пустыня мира – Сахара, площадью 7.820 тыс. км. кв.

Самая длинная река мира – Нил - 6.671 км

Самое большое озеро материка – озеро Виктория, второе по площади из пресноводных озер мира (69 тыс. км. кв.)

Самое глубокое озеро материка – озеро Танганьика (1.435 м.), второе по глубине в мире.

Самая высокая вершина материка – вулкан Килиманджаро (5.895 м.).

Только в Африке встречаются:

Муха Це-це – насекомое, вызывающее сонную болезнь;

Окапи – «очень скромный родственник» жирафа;

Вельвичия – дерево-карлик пустыни Намиб;


Сохранить у себя:
Обобщающий урок географии в 8 классе по теме «Африка»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки