«Обобщающее повторение по теме «Причастие». (Второй урок)

Тема урока: « Обобщающее повторение по теме «Причастие».

(Второй урок)

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Методы контроля учебной деятельности: Фронтальная, групповая, индивидуальная (устный и письменный).

Цели урока:

Содержимое разработки

Тема урока: « Обобщающее повторение по теме «Причастие».

(Второй урок)

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Методы контроля учебной деятельности: Фронтальная, групповая, индивидуальная (устный и письменный).

Цели урока:

Обучающие:

обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;

обращение внимания на различие действительных и страдательных причастий, их глагольных форм и признаков прилагательных;

отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.

Развивающие:

развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом.

развитие творческих способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий;

Воспитательные:

воспитание интереса к изучению русского языка;

воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

Оборудование: текст теста, цифровой диктант, карточки,

учебник, двухуровневые задания, рабочие тетради, тест: «Найди четвёртое лишнее».

Ход урока


1. Организационный этап.

2. Сообщение темы и целей урока, запись эпиграфов.

  1. «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного». ( В. И. Даль.)

(о какой части речи говорил Даль?)-объявляется тема, уч-ся ставят цели урока

1.Проверка домашнего задания

Выполнение теста.

1.Причастие обозначает:

а) признак предмета;

б) признак предмета по действию;

в) признак другого признака.

2. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса:

а) –вш-;

б) –ш-;

в)-ущ_.

3. Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса:

а) –нн-;

б) –вш-;

в) –ом-.

4. Причастие с зависимым словом называется:

а) предложением;

б) причастным оборотом;

в) словосочетанием.

5. Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия:

а) вид;

б) время;

в) лицо.

6. Чаще всего в предложении причастие бывает:

а) дополнением;

б) обстоятельством;

в) определением.

Самопроверка (открыть ответы 1-б; 2-в; 3-а; 4-б; 5-в; 6-в.)

2. Этап всесторонней проверки знаний, полученных ранее.

Диагностика усвоения темы.

1.Как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

Двое учеников записывают на доске.

1-й ученик записывает суффиксы, при помощи которых образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени, приводит примеры;

2-й ученик записывает суффиксы, при помощи которых образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени и приводит примеры.

Класс в это время выполняет

цифровой диктант со следующими словосочетаниями:

Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

1- действительное причастие;

2- страдательное причастие.

Код ответов: 1,2,2,1,2,1,2,2.

2.Что такое причастный оборот?

Ученики дают развёрнутый ответ с примерами.

Задание: От указанных в скобках глаголов образуйте причастия, согласуйте их с определяемыми словами и дополните предложения причастными оборотами, составленными самостоятельно.

Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

1) Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту…(образоваться).

2) Она вдруг остановила взгляд на ежевичнике…(расти).

3) Вода в пруду была покрыта листьями (опадать) с деревьев (расти)….

3. Повторение «Н и НН в причастиях».

Учитывая разный темп работы, задание разработано на два уровня:

1-й уровень - сильные ученики;

2-й уровень - слабые ученики.

Задание для учеников первого уровня.

Списать словосочетания, вставив одну или две буквы Н.

Составить с одним из словосочетаний предложение и сделать синтаксический разбор

данного предложения.

Карточка со словосочетаниями. Ученики сильного уровня получают карточки и работают самостоятельно.

Окруже(н,нн)ый врагами; аллея усыпа(н,нн)а листьями; машины, груже(н,нн)ые товаром:картина, писа(н,нн)ая масля(н,нн)ыми красками; смышлё(н,нн)ый мальчик; посаже(н,нн)ый отец; тучи рассея(н,нн)ы; незапряже(н,нн)ая лошадь; кабинет, оборудова(н,нн)ый по последнему слову техники..

Задание для учеников второго уровня.

Уч-ся поочередно работают у доски (5 словосоч)

Посаженный сад, вырубленный лес, услышанный разговор, склеенный клеем, потерянное время,/ пойманные птицы, развеянные ветром, выкаченная из подвала бочка, замешанный в преступлении, выкачанная нефть,/ замешенное тесто, обожженное лицо.

Вяза…ый свитер; слома…ый пенал; мороже…ая рыба; /свежезамороже…ые ягоды;

выкраше…ый пол; организова…ый вечер; испечё…ый хлеб; хорошо покраше…а; квалифицирова…ый работник; ;масле…ая сковородка; ране…ый в руку; ране…ый зверь; ;гружё…ая машина; жже…ый сахар.

Подводим итог по орфограмме «Н и НН в причастиях».

Так сколько Н пишется в полных страдательных причастиях ?

А в кратких?

4. Не с причастиями.

Рассказать правило слитного и раздельного написания не причастиями.

Работа с учебником. Упр. 152 (самостоятельно).

Выполнение перфокарт по теме «Не с причастиями и прилагательными».

Первый вариант.

Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно.

1. Вовсе (не) избалованный ребёнок

2. окно (не) завешено шторой

3. (не) достоверная информация

4. (не) лишённый юмора

5. (не) помогающий никому

6. (не) зависимый кандидат

7. (не) устрашимый боец

8. (не) удачная шутка

9. отнюдь (не) праздничный

10. никогда (не) хвастающийся

Второй вариант.

Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно.

1. ещё (не) появившийся

2. далеко (не) лукавый

3. (не) ограниченные возможности

4. свобода (не) провозглашена

5. ничем (не) обладающий

6. (не) слушающий никого

7. (не) мечтающий о богатстве

8. средства (не) изысканы

9. гармония (не) достигнута

10. очень (не) учтивый

5.Тестирование по теме «Причастие».

Найди четвёртое «лишнее».

1. а) увид..нный; б) сброш..нный; в) обвенч..нный; г) просмотр..нный.

2. а) леч..щий; б) маяч..щий; в) готов..щийся; г) не знач..щих.

3. а) озаряемый; б) ненавид..мый; в) слыш..мый; г) вид..мый.

4. а) замеш..нное тесто; б) застро..нный город;

в) высуш..мные грибы; г) замеш..нный в преступлении.

5. а) обстоятельство; б) определение; в) дополнение; г) подлежащее.

6. а) -ущ-; б) -ящ- ; в) -ом-; г) -ащ-.

7. а) тучи рассея(н,нн)ы; б) избалова(н,нн)ый ребёнок;

в) решё(-н,нн)ый вопрос; г) некраше(н,нн)ый пол.

8. а) (не)пролазная чаща; б) никем (не)исследованная местность;

в) (не)устрашимая армия; г) (не)проходимая глушь.

9. а) девочка испуга..а; б) созда..ый людьми;

в) работа выполн..а; г) выписа..а газета.

10. а) тронутый утренником осенний лист; б) пожелтевшие лис­тья;

в) опалённый дыханием осени; г) оставленные на столе вещи.

……………………………………………………………………………………………………..

Ответы: 1 – В; 2 – Б; 3 – А; 4 – Г; 5 – В; 6 – Г; 7 – Г; 8 – Б; 9 – Б; 10 – Б.


Сохранить у себя:
«Обобщающее повторение по теме «Причастие». (Второй урок)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки