Обновление содержания и методики преподавания школьного курса математики в условиях реализации ФГОС

Большинство школ страны включены в инновационную деятельность,

потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства.

Все публикации в СМИ, касающиеся вопросов введения ФГОС, условно можно разделить две части: разъясняющие отличия нового стандарта от старого и описывающие круг новых статусов и требований к педагогу. Это объясняется тем, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника.

Содержимое разработки









ДОКЛАД

ПО ТЕМЕ:

«Обновление содержания и методики преподавания школьного курса математики в условиях реализации ФГОС»



Выполнила: учитель математики

МБОУ СОШ с. Братовщина имени

Героя Советского Союза В. С. Севрина

Соловьева Наталья Алексеевна































2016

Обновление содержания и методики преподавания школьного курса

математики в условиях введения ФГОС


Большинство школ страны включены в инновационную деятельность,

потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства.

Все публикации в СМИ, касающиеся вопросов введения ФГОС, условно можно разделить две части: разъясняющие отличия нового стандарта от старого и описывающие круг новых статусов и требований к педагогу. Это объясняется тем, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника.

Чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, педагог новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей. Содержание этих компетентностей по Н.Л. Галеевой отражено в таблице.


Система профессиональных компетентностей учителя


Компетентность

Содержание компетентности

Предметно-методологическая компетентность.

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.

Психолого-педагогическая компетентность.

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.

Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика.

Компетентность в области валеологии образовательного процесса.

Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).

Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий.

Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса.

Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.

Владение методиками и технологиями медиа-образования.

Коммуникативная компетентность.

Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»

Компетентность в области управления системой «учитель-ученик».

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса).

Исследовательская компетентность.

Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

Компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).

Акмеологическая компетентность.

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.



Следует отметить, что в условиях введения ФГОС содержание этих компетентностей значительно расширяется, так как усложнен и расширен круг задач учителя, который представлен в таблице.


Задачи педагогической деятельности учителя школы по введению ФГОС


Структура ФГОС

Необходимые изменения

Способы реализации изменений в практике

Новые задачи учителя

Требования к результатам освоения

Введение трех видов результатов:

1. Предметные результаты.

2. Метапредметные результаты.

3. Личностные результаты.

4. Модель выпускника как общие требования к конечным результатам образования.

Изменение содержания и методов контроля планируемых результатов.

Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки.

1. Отбор методов оценивания для создания внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов

2. Разработка (отбор) контрольных материалов для оценки предметных планируемых результатов образования.

3. Составление (выбор) комплексных проверочных работ

4. Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся).

5. Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ.

Требования к содержанию образования.

1. Направленность содержания образования на:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

- духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

2. Перевод содержания образования в деятельностную парадигму.

1. Разработка и реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

2. Разработка и реализация программы укрепления физического и духовного здоровья учащихся.

3. Разработка и реализация программы формирования УУД учащихся.

4. Введение новых образовательных технологий: обучение на основе учебных ситуаций; проектных задач; проектные методы обучения и др.

1. Разработка для своего класса программы развития и воспитания, нацеленной:

- на становление их гражданской идентичности;

- укрепление физического и психического духовного здоровья.

2. Выявление и отбор способов и средств формирования УУД у учащихся (анализ учебников, отбор системы заданий и проч.).

3. Разработка (корректировка и уточнение авторских) рабочих программ по учебным предметам.

4.Отбор и освоение образовательных технологий деятельностного типа (ТРИЗ, исследовательских, проектных и др.).



Для того, чтобы педагог овладел системой обозначенных компетентностей и был готов решать поставленные перед ним задачи на современном этапе развития образования, ему необходима переподготовка и повышение имеющейся квалификации.

В настоящее время наиболее актуальными задачами для системы повышения квалификации учителей являются:

- принятие идеологии нового государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению;

- освоение структуры и содержания основных документов нового государственного стандарта;

- овладение технологиями системно-деятельностного и развивающего обучения;

- обучение новой системе требований к оценке итогов образовательной деятельности учащихся.

Основными затруднениями, которые отмечены педагогами школ, участвующих в реализации нового Стандарта:

- психологическая и профессиональная готовность учителя к реализации требований освоения ООП учащимися;

- реализация требований к результатам освоения ООП общего образования по «старым учебникам»;

- контрольно-измерительные материалы, которые составляют систему оценки в данных ОС или УМК по реализации требований ФГОС;

- недостаточное методическое обеспечение учителя;

- недостаточное взаимодействие с другими ОУ, имеющими опыт в реализации требований ФГОС;

- сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока (авторитарный стиль проведения уроков).

Итак, для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».

Таким образом, в 2015 – 2016 учебном году перед МО МИФ предстоит достичь следующей цели:


Цель работы МО МИФ:

Подготовка педагогов к введению ФГОС ООО второго поколения


Задачи МО МИФ:

1.           Продолжать совершенствовать методическое мастерство педагогов с целью повышения качества образования посредством расширения применения современных образовательных технологий  средствами ИКТ с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся на основе ФГОС ООО второго поколения.

2.           Создать систему интегрированных уроков, расширения межпредметных связей как средства внедрения требований ФГОС ООО.

3.   Создавать оптимальные условия для овладения учащимися стандартами образования и оказывать содействие становлению личности, способной реализовать себя в продуктивной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

4.           Создавать условия для самоопределения, построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов, тем самым формировать у учащихся выпускных классов базу знаний для успешного прохождения независимой экспертизы оценки знаний, сдачи ЕГЭ, ОГЭ и поступление в ВУЗы и ССУЗы.

5.           Активизировать развитие творческих способностей, познавательной активности у учащихся, формирование навыков проектной и исследовательской деятельности на школьном, муниципальном и региональном уровне.

6.           Совершенствовать работу МО посредством создания новых дистанционных форм работы.

7.           Обобщать и распространять накопленный опыт работы преподавателей, публиковать материал в муниципальном сборнике методических разработок. 


Развитие профессиональной компетенции учителей в условиях

введения новых образовательных стандартов


Основные направления работы

Содержание работы

Сроки

I

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса

1.Нормативное и учебно- методическое обеспечение обучения математике, физике и информатике в 2014-2015 учебном году:

-Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Методические рекомендации преподавания математики, физики, информатики в 2014-2015 учебном году;

-ФГОС основного общего образования по математике, физике, информатике;

-Профессиональный стандарт педагога (проект)

- анализ и формирование учебно-методических комплексов (УМК) по предмету, включающих: рабочие программы, учебники, календарно- тематическое планирование, тесты, памятки, таблицы, наглядные пособия, мультимедийные средства;

- определение (корректировка) тем по самообразованию педагогов;

- формирование банка мультимедийных средств;

- проведение общественной экспертизы альтернативных учебников, в соответствии ФГОС для основной школы.

сентябрь

 

 

 

 

 

 

сентябрь

 

 

сентябрь

 

в течение года

декабрь-январь

 

 

 

январь

II

Повышение профессионального уровня педагогов

- Разработка рабочих программ учебного предмета в соответствии с положением о рабочей программе

-Создание базы диагностических методик и дидактических материалов по параллелям.

- Разработка (совершенствование) критериев и диагностического материала для отслеживания уровня сформированности учебно-познавательных компетенций обучающихся и уровня вычислительных навыков обучающихся

- аттестация учителей

- работа по научно-методическим темам;

- обобщение опыта;

-участие в работе школьных и городских проблемных групп

- Проектирование, реализация и анализ современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

- курсовая подготовка

ноябрь

 

 

январь

апрель

 

 

 

март-апрель

 

 

в течении года

март

III

Диагностика обученности и развития обучаемых

-входные срезы на «выживаемость» (5-11кл.)

-сформированность ОУУН

-сформированность надпредметных компетенций по предмету (учебно-познавательные компетенции)

-диагностические работы по предварительной аттестации в форме ЕГЭ и ГИА;

- Проведение диагностики уровня сформированности вычислительных навыков обучающихся. (5- 11 кл.)

-подготовка и проведение промежуточной аттестации в 5,6,7,8,10-х классах




в течении года


IV

Работа с одарёнными детьми

-работа с учащимися по подготовке к участию в олимпиадах различного уровня (в том числе дистанционных, заочных);

-организация спецкурсов; элективных курсов, внеурочной деятельности.

сентябрь- апрель

V

Внеклассная работа

-утверждение программ и организация спецкурсов, элективных курсов, внеаудиторных занятий, внеурочной деятельности.

-подготовка и проведение школьных олимпиад, конкурса «Кенгуру», Всероссийских и Международных дистанционных олимпиадах и конкурсах по математике, физике и информатике; организация предметных декад

сентябрь-май

 

 

март

 

март, апрель













Некоторые инновационные формы методической работы


Теоретические Практические

Коллективные

  • Проблемные семинары и конференции по обсуждению значимых педагогических явлений, докладов, технологий, методик и т.д.

  • Научно-практические конференции с показом фактических инновационных достижений

  • Педагогические чтения и дискуссии по актуальным проблемам экспериментальной деятельности

  • Методические советы как форма поиска, изучения и обсуждения интересных подходов и решений

  • Лекции по актуальным проблемам дидактики, методики предмета

  • Обзоры и аннотирование педагогических изданий

  • Педагогические консилиумы по обсуждению актуальных методических проблем

  • Методический ринг

  • Панорама методических идей и педагогических достижений

  • «Педагогический Гайд-парк»

  • «Круглые столы» по проблемам эксперимента

  • Практикумы по разработке конкретных методических продуктов (ЭОР, дидактических и диагностических материалов, проектов, уроков)

  • Практикумы по изучению нормативных документов

  • Анализ творческих, исследовательских, контрольных работ учащихся

  • Проблемные творческие группы

  • Мастер-классы

  • Педагогические мастерские по формированию у педагогов творческих умений

  • Демонстрационные уроки

  • Профессионально-педагогические экскурсии

  • Межшкольные научно-методические обмены

  • Проблемные научно-исследовательские лаборатории

  • Школы профессионального мастерства

  • Коллективная подготовка и издание сборников, методичек.

  • Профессиональные педагогические и психологические тренинги

  • Деловые, ролевые, проблемно-ситуационные, игры, «мозговой штурм»

Индивидуальные

  • Самообразование

  • Собеседование с учителем по определению целей исследования, пути и средств достижений цели

  • Рефлексия и самоанализ научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности

  • Подготовка доклада, сообщения, реферата, презентации, методических сборников и т.п.

  • Создание блога, странички на школьном сайте.

  • Индивидуальная консультация


  • Наставничество

  • Творческий отчет по проблеме исследования

  • Посещение учебных занятий коллег с целью обсуждения конкретной проблемы

  • Разработка индивидуального творческого проекта (авторских ЭОР, дидактического обеспечения, технологии и т.д.)

  • Самостоятельное проведение исследований, работа над инновационным проектом

  • Педагогическое общение в сети творческих учителей, на форумах Интернет- порталов



Сохранить у себя:
Обновление содержания и методики преподавания школьного курса математики в условиях реализации ФГОС

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки