О проблемах школьной журналистики

Мы сидим в просторном светлом школьном кабинете, куда постоянно заглядывают любопытные детские головки. Обычная пересменка в школе. Но то, что лежит перед нами на большом учительском столе - совершенно не обычно. Это удивительные материалы лицейской школьной газеты «Престиж». Чего только здесь нет! Многочисленные грамоты за победы в разных смотрах и конкурсах. Фотографии выпускников 25-летней давности. Кипа исписанных мелким ребячьим почерком черновиков. Календарики, поздравительные открытки. И, конечно, сами номера «Престижа». На добротной фотобумаге, в цвете. «Всё, что вы видите у меня на столе, сделано руками самих ребят, - говорит Александр Иванович Бер - бессменный главный редактор школьной газеты, он же вдохновитель многих идей по организации школьного пресс-центра, он же учитель русского языка и литературы высшей категории с 39-ти летним стажем, он же победитель первой городской предметной учительской олимпиады по русскому языку, он же руководитель элективного курса «Основы журналистики», работа по которому в прошлом году была признана лучшей в Южно-Казахстанской области, а опыт деятельности Александра Ивановича в этом направлении был обобщён в масштабе города на Методическом совете Городского отдела образования.

Содержимое разработки

Наша газета… (О проблемах школьной журналистики)

Мы сидим в просторном светлом школьном кабинете, куда постоянно заглядывают любопытные детские головки. Обычная пересменка в школе. Но то, что лежит перед нами на большом учительском столе - совершенно не обычно. Это удивительные материалы лицейской школьной газеты «Престиж». Чего только здесь нет! Многочисленные грамоты за победы в разных смотрах и конкурсах. Фотографии выпускников 25-летней давности. Кипа исписанных мелким ребячьим почерком черновиков. Календарики, поздравительные открытки. И, конечно, сами номера «Престижа». На добротной фотобумаге, в цвете. «Всё, что вы видите у меня на столе, сделано руками самих ребят, - говорит Александр Иванович Бер - бессменный главный редактор школьной газеты, он же вдохновитель многих идей по организации школьного пресс-центра, он же учитель русского языка и литературы высшей категории с 39-ти летним стажем, он же победитель первой городской предметной учительской олимпиады по русскому языку, он же руководитель элективного курса «Основы журналистики», работа по которому в прошлом году была признана лучшей в Южно-Казахстанской области, а опыт деятельности Александра Ивановича в этом направлении был обобщён в масштабе города на Методическом совете Городского отдела образования.

-Александр Иванович, давно вы занимаетесь выпуском школьной газеты?

-29 лет. Как пришёл в 46-ю школу. Только окончил институт, школа новая, хотелось что-то сделать сразу своё, по специальности, чтобы заложить какие-то традиции. Вот и стали с ребятами выпускать школьную газету. Тогда она называлась «А у нас...» Помню и первый девиз «Всё, что было, будет, есть в школе номер сорок шесть!» Давно это было. Всё приходилось делать своими руками, в прямом смысле слова: писать, рисовать. Не было ни компьютеров, ни цифровых фотоаппаратов.

-А сейчас?

-А сейчас есть всё. По крайне мере у нас в школе. А вот в других, насколько мне известно, с техникой по выпуску своей газеты большие проблемы.

-Тогда давайте по порядку. Во-первых, нужна ли в школе своя газета? Ведь сейчас столько электронных изданий, интернет, море журналов и газет.

-Нужна однозначно. Школьная газета - это свой мир, не похожий ни на что! Это мир детства, непосредственности, честности, открытости, наивности и мудрости одновременно. Это не застоявшиеся раз и навсегда взгляды и мысли. Дети растут, взрослеют, становятся умнее и практичнее, а значит, и газета школьная будет постоянно меняться и тоже расти, взрослеть и становиться лучше.

-И какой же, по-вашему, должно быть школьное издание, чтобы оно не потерялось и не утонуло в океане печатных изданий?

-У нас свои критерии, выработанные практикой. Газета должна быть на 90% о той школе, в которой она издаётся. Во-вторых, она должна быть сделана полностью руками детей. В-третьих, газета должна быть красочной, с фотографиями, в этом мы не раз убеждались. И, в-четвёртых, она должна быть интересной и полезной. Вроде бы прописные истины, но я знаю много газет в школах города, где материалы скачиваются с интернета, где работа ведётся лишь для галочки, для комиссий из ГОО, где нет профессиональных учителей, способных организовать подобную работу. Это не в осуждение сказано. Я понимаю тех, кому поручается выпуск школьных газет. Это же лишнее время, которое необходимо тратить на поиск материалов, распечатку, распространение и тд. Это колоссальный труд, многообъёмный. И совершенно не оплачиваемый. А при нашей загруженности добровольно вряд ли кто на это согласится.

-Ну, и, наверно, дорогостоящий?

-Безусловно. Чтобы выпустить газету в школе, необходимы фотоаппараты, принтеры, компьютер, фотобумага... Никто бесплатно ничего не даст. Вот и пропадает интерес у школ выпускать газету.

-А вы?

-А мы выпускаем. Причём, в цвете. У нас есть свой стенд, на котором мы постоянно размещаем новые номера, в фойе школы на первом этаже. Его читают все: и школьники, и родители, и учителя. Мы чётко организовали распределение обязанностей среди членов редколлегии. У нас есть своя эмблема, гимн, логотип. Материалы готовят сами ученики. Можете посмотреть выпуски, они разнообразны, интересны, красочны. Они о школе, наших достижениях, наших проблемах. Газета помогает учиться, решать многие школьные вопросы. И это не пустые слова. К мнению газеты прислушиваются. Попасть на страницы нашей газеты считается почётным.

-У вас много грамот, дипломов.

-Да, мы не ограничиваемся только выпуском газет. Мы участвуем в различных городских конкурсах. К сожалению, мероприятий городского масштаба, где можно показать работу по журналистике, очень мало. Лишь областная газета «Южный Казахстан» ежегодно проводит конкурс школьных электронных изданий. Мы участвовали в нём, заняли первое место, были награждены компьютером. Кстати, именно с этой газетой мы поддерживаем дружеские отношения. Отсылаем свои материалы в «Южанку», и они часто публикуются. Есть наши статьи в «Панораме Шымкента», «Устаз нұры», «Время».

-А что это за календарики, коллажи?

-Как я уже сказал, наши ребята не ограничиваются выпуском только газеты. Мы выпускаем памятные календари, на которых размещаем фотографии учителей, учеников. Для выпускников мы делаем виньетки. Сами снимаем фильмы, записываем на диски и дарим всем желающим. Фильмы о нашей школе, наших учителях и учениках. Мы выступаем инициаторами различных школьных акций: «Подари книге вторую жизнь», «Помоги ветерану», «Детскому дому – наши подарки», «Укрась школу цветами»… У нас есть свой пресс-центр и радиоузел. Мы взяли шефство над двумя первыми классами. Причём, делаем это всё абсолютно бесплатно. Вы спросите, где мы находим средства? Есть родители, искренне заинтересованные в развитии своих детей, в воспитании у них подлинной гражданственности, в раскрытии творческого потенциала. И когда отец видит, какую красоту делает сын и чем он занимается, когда дитя приносит домой газету, в которой напечатаны стихи или рассказы его ребёнка, родители не жалеют средств. Потому что это нужно. Им, их сыну, школе.

-Есть ли у вас материалы, которые, действительно, интересные, неожиданные?

-Конечно. Дети народ удивительный, творческий. Такое иногда придумают взрослому не под силу. Они и учителей заставляют окунуться в мир выдумок, остроумия и фантазии. Например, благодаря ребятам в нашей газете появилась рубрика «А ещё был случай...», в которой учителя и учащиеся делились воспоминаниями о своих забавных школьных приключениях. И первой заметкой была история нашего директора. Привожу её полностью. «Помню, выпускала я когда-то класс. Как принято, решили мы на прощание сделать виньетки. Пригласили фотографа, обо всём договорились и... началось. В первый раз он перепутал все фамилии: то неправильно написал, то не под той фотографией поместил. Во второй раз - одно и то же лицо трижды вклеил, забыв про других учеников. В третий раз вместо директора поставил фотографию двоечника. Потом назвал нашу школу именем Чингиз хана Айтматова. Короче, намучились мы с ним достаточно, и любопытство потом разбирало: какой же фокус в очередной раз нас ожидает. Выпускники со смеху умирали. Наконец, вроде всё правильно сделал. Не к чему придраться. Посмотрела я в последний раз придирчивым взглядом и раздала ребятам. А через минуту класс закатился гомерическим хохотом. Подходит ко мне одна ученица, тычет пальцем в фотографию и слёз от смеха сдержать не может. Оказывается, в надписи «выпускники 2001-2002 учебного года» в слове «учебного» была пропущена буква «ч». Тут и я хохота не сдержала». И таких историй очень много. Потому что школа - зеркало жизни. И зеркало ещё чистое, не запачканное взрослой жизнью, чистое от детских улыбок, искрящихся глаз, заразительного смеха и большой доброты. И наша газета «Престиж» - частичка этой жизни.



Сохранить у себя:
О проблемах школьной журналистики

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки