О детской дружбе

Разработка родительского собрания по теме "О детской дружбе"

Содержимое разработки

Разработка родительского собрания «О детской дружбе»


Цели:

1) выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

2) способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха.

Участники: учащиеся 4-го класса, родители и классный руководитель Подготовка.

I. За две-три недели до собрания классный руководитель приглашает членов родительского комитета и вместе с ними обсуждает замысел собрания и содержание материалов книг и журналов, предполагаемых для использования при подготовке и проведении совместного собрания родителей и учащихся.

II. Одному из членов родительского комитета поручается изучить статью «Снова о драках» (Семья и школа. 1987. № 3.) и познакомить с ее содержанием на родительском собрании всех родителей.

III. Члены родительского комитета заказывают экскурсию в Покровский комплекс.

IV. С детьми читаются и обсуждаются тексты из книг «Азбука нравственного воспитания» и «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками»

- «Один за всех и все за одного» М Водопьянова,

— «Перышко» В Осеевой:

— «Высшая мера наказания» Б. Никольского;

— «Терешка» В. Косова;

— «Мои друзья Колька и Сергей» В. Клевцова;

— «Над кем лучше смеяться» Л. Сергеева;

— «Требуется друг» А. Барто.

V. За неделю до собрания родителям раздаются бланки анкеты, ответы на вопросы которой анализируются членами родительского комитета вместе с классным руководителем.

Анкета для родителей

1. Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?

2. Знаете ли вы друзей вашего ребенка?

3. Как вы встречаете друзей своего ребенка?

— Всегда доброжелательно, приветливо;

— в зависимости от настроения;

— сухо, с недовольным видом.

4. Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?

5. Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка?

— Только отличника;

— хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем вашему ребенку;

— вам все равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребенку.

6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?

7. Дружите ли вы семьями?

8. Замечали ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?

9. Как вы считаете, ваш ребенок — хороший друг? Почему?

10. Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?

VI. Классным руководителем проводится анкетирование учащихся.

Анкета для детей

1. Есть ли у тебя в классе друг?

2. Что ты больше всего ценишь в своем друге?

3. Какие радости и огорчения бывают в дружбе?

4. Что значит дружить хорошо?

5. Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты еще с кем-то дружил?

6. Когда мы говорим, «ябеда», а когда — «хороший товарищ»?

7. Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?

8. Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?

— Отличника;

— хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всем подчиняться;

— тебе все равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.

9. Приходит ли друг к тебе домой?

10. Как его встречают твои родители?

— Приветливо;

— по настроению;

— с недовольным видом.

11. Бываешь ли ты в гостях у друга? 12. Как тебя там встречают?

— Приветливо;

— по настроению;

— с недовольным видом.

1 3. Ты считаешь себя хорошим другом?

14. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?

15. Что можешь сделать для этого ты?

Оформление, оборудование и инвентарь:

I. В классной комнате оборудуются рабочие места для четырех микрогрупп и ведущих собрания. На столах, за которыми будут работать члены той или иной микрогруппы родителей и учащихся, лежат: текст для коллективного обсуждения, фломастеры и половинка листа ватмана.

11. Классная доска условно разделена на три части. На первой части выписано определение понятия «дружба» из «Толкового словаря» В.И. Даля: «Дружба — ...бескорыстная стойкая приязнь», а на второй помещены следующие пословицы о дружбе:

1. Без беды друга не узнаешь.

2. Друг познается в несчастии.

3. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

4. Недруг поддакивает, а друг спорит.

5. Дружба дружбе рознь, а иную брось.

6. Твоя свобода махать кулаками заканчивается там, где начинается нос твоего соседа.

Третья часть доски остается свободной, так как на это место микрогруппы в ходе собрания будут прикреплять листы ватмана с ответами на полученные ими задания.

Ход проведения.

Первая часть

I. Родители и их дети занимают отведенные места для работы микрогрупп. В каждую микрогруппу входит один из членов родительского комитета. Он выполняет роль организатора работы группы.

II. Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему собрания, называет причины, побудившие его провести, знакомит с регламентом совместной работы, а затем предоставляет слово классному руководителю.

III. Классный руководитель: Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, — эгоизм. Если человек — эгоист, то у него не может быть настоящего друга... Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, на доске.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки — буду с ним дружить, нет — не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив... Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы,

IV. Работа в микрогруппах. Каждая группа получает один или два текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные в конце них вопросы и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывается на листе ватмана.

Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие тексты:

— первая микрогруппа — «Как на свете жить?» В. Сухомлинского;

— вторая микрогруппа — «Надежный человек» Е. Пермяка;

— третья микрогруппа — «Дружба» И. Туричина;

— четвертая микрогруппа — «Одинаковые» Н. Чабаевского.





Тексты для работы микрогрупп

В. Сухомлинский

КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?

У маленькой Кати большая радость — поправился ее папа Больше года, он болел, в больнице лежал, три операции перенес Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью

— Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять в мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы»

— Наш папа выздоровел, — сказала она. Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

— Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала

Вопрос для коллективного обсуждения: почему заплакала Катя?

Е. Пермяк

НАДЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК

На первой парте и в первом классе сидел сын отважного летчика-испытателя Андрюша Рудаков Андрюша был крепким и смелым мальчиком Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его

Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, еще можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться, Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной собачон­ки, убегала от гусей. Даже муравьи и те ее страшили

Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А ее не пересаживали.

Однажды Андрюша принес в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

С этого и началось... Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков.

Андрюша сразу догадался, в чем дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущенно сказал учительнице'

— Я ведь не зря принес паука. Я хотел приучить Аню ничего не бояться. А она опять испугалась.

— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна. — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.

Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом— на Асино.

— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребенком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня часто хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздем ногу. Да так поранила, что не могла прихо­дить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришел к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась. «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно! Над нами будет хохотать вся школа...» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и смогла вместе со всеми ребятами перейти в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.

— А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.

— Вова стал прекрасным летчиком-испытателем. Это твой отец Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.

Андрюша опустил глаза. Так он просидел за своей партой долго.

Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову: своего отца, на которого ему так хотелось походить.

Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна

— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей — Если хочешь, Ася, пойдем в школу вместе.

Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:

— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьется, и мальчишкам в обиду не даст.

— Да, — тихо, но очень твердо сказал Андрюша.


И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей Они не уступили дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.

Рядом с Андрюшей она вдруг почувствовала себя сильной и смелой

Вопросы

1 Действительно ли вначале Андрюша хотел помочь Асе избавиться от трусости?

2. О чем рассказала Андрюше учительница Анна Сергеевна?

3. Почему после рассказа Анны Сергеевны Андрюша изменил свое отношение к Асе?

4. Почему рассказ называется «Надежный человек»?


V. Защита правил. Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, дает на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.

Правило еще раз читается хором всеми участниками собрания. Среди пословиц учащиеся находят ту, которая подходит к данному правилу, читают ее хором и объясняют ее смысл.

Затем учитель зачитывает подходящие к данному правилу ответы на вопросы анкеты детей.

Слово предоставляется следующей микрогруппе и т.д.

В конце представления правил дружбы дети читают последние две пословицы, объясняют их смысл, приводят примеры из жизни класса.

Правила дружбы еще раз читают учащиеся хором. Делается обобщение. Принимается решение собрания: ежедневно жить по правилам дружбы. В качестве возможного варианта таких правил могут быть опубликованные в книге «Азбука нравственного воспитания» следующие правила товарищества:

1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.

2. Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностямивсем, что могло бы помочь другу.

3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить — значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.

4. Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.

VI. После принятия решения дети уходят из класса, одеваются и ждут на улице автобус для совершения совместной экскурсии в Покровский культурно-исторический комплекс. А родители продолжают еще работать в течение 15—20 минут.



Вторая часть

1. Родители читают и обсуждают статью «Снова о драках» из журнала «Семья и школа» № 3, 1987 г. Эту работу организует заранее подготовленный член родительского комитета.

2. Другой член родительского комитета информирует о результатах анкетирования родителей. Наиболее интересные анкеты, в которых родители очень подробно отвечали на вопросы, высказывали полезные для жизни класса предложения, зачитываются. При этом фамилии авторов этих анкет не называются.

Список использованной литературы

1. Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. М., 1975.

2. Богданова О.С, Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М., 1982.

3. Семья и школа. 1987. № 3.

Сохранить у себя:
О детской дружбе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки