Разработка родительского собрания «О детской дружбе»
Цели:
1) выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
2) способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха.
Участники: учащиеся 4-го класса, родители и классный руководитель Подготовка.
I. За две-три недели до собрания классный руководитель приглашает членов родительского комитета и вместе с ними обсуждает замысел собрания и содержание материалов книг и журналов, предполагаемых для использования при подготовке и проведении совместного собрания родителей и учащихся.
II. Одному из членов родительского комитета поручается изучить статью «Снова о драках» (Семья и школа. 1987. № 3.) и познакомить с ее содержанием на родительском собрании всех родителей.
III. Члены родительского комитета заказывают экскурсию в Покровский комплекс.
IV. С детьми читаются и обсуждаются тексты из книг «Азбука нравственного воспитания» и «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками»
- «Один за всех и все за одного» М Водопьянова,
— «Перышко» В Осеевой:
— «Высшая мера наказания» Б. Никольского;
— «Терешка» В. Косова;
— «Мои друзья Колька и Сергей» В. Клевцова;
— «Над кем лучше смеяться» Л. Сергеева;
— «Требуется друг» А. Барто.
V. За неделю до собрания родителям раздаются бланки анкеты, ответы на вопросы которой анализируются членами родительского комитета вместе с классным руководителем.
Анкета для родителей
1. Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?
2. Знаете ли вы друзей вашего ребенка?
3. Как вы встречаете друзей своего ребенка?
— Всегда доброжелательно, приветливо;
— в зависимости от настроения;
— сухо, с недовольным видом.
4. Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?
5. Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка?
— Только отличника;
— хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем вашему ребенку;
— вам все равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребенку.
6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?
7. Дружите ли вы семьями?
8. Замечали ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?
9. Как вы считаете, ваш ребенок — хороший друг? Почему?
10. Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?
VI. Классным руководителем проводится анкетирование учащихся.
Анкета для детей
1. Есть ли у тебя в классе друг?
2. Что ты больше всего ценишь в своем друге?
3. Какие радости и огорчения бывают в дружбе?
4. Что значит дружить хорошо?
5. Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты еще с кем-то дружил?
6. Когда мы говорим, «ябеда», а когда — «хороший товарищ»?
7. Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?
8. Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?
— Отличника;
— хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всем подчиняться;
— тебе все равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.
9. Приходит ли друг к тебе домой?
10. Как его встречают твои родители?
— Приветливо;
— по настроению;
— с недовольным видом.
11. Бываешь ли ты в гостях у друга? 12. Как тебя там встречают?
— Приветливо;
— по настроению;
— с недовольным видом.
1 3. Ты считаешь себя хорошим другом?
14. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?
15. Что можешь сделать для этого ты?
Оформление, оборудование и инвентарь:
I. В классной комнате оборудуются рабочие места для четырех микрогрупп и ведущих собрания. На столах, за которыми будут работать члены той или иной микрогруппы родителей и учащихся, лежат: текст для коллективного обсуждения, фломастеры и половинка листа ватмана.
11. Классная доска условно разделена на три части. На первой части выписано определение понятия «дружба» из «Толкового словаря» В.И. Даля: «Дружба — ...бескорыстная стойкая приязнь», а на второй помещены следующие пословицы о дружбе:
1. Без беды друга не узнаешь.
2. Друг познается в несчастии.
3. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
4. Недруг поддакивает, а друг спорит.
5. Дружба дружбе рознь, а иную брось.
6. Твоя свобода махать кулаками заканчивается там, где начинается нос твоего соседа.
Третья часть доски остается свободной, так как на это место микрогруппы в ходе собрания будут прикреплять листы ватмана с ответами на полученные ими задания.
Ход проведения.
Первая часть
I. Родители и их дети занимают отведенные места для работы микрогрупп. В каждую микрогруппу входит один из членов родительского комитета. Он выполняет роль организатора работы группы.
II. Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему собрания, называет причины, побудившие его провести, знакомит с регламентом совместной работы, а затем предоставляет слово классному руководителю.
III. Классный руководитель: Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, — эгоизм. Если человек — эгоист, то у него не может быть настоящего друга... Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, на доске.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки — буду с ним дружить, нет — не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив... Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы,
IV. Работа в микрогруппах. Каждая группа получает один или два текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные в конце них вопросы и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывается на листе ватмана.
Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие тексты:
— первая микрогруппа — «Как на свете жить?» В. Сухомлинского;
— вторая микрогруппа — «Надежный человек» Е. Пермяка;
— третья микрогруппа — «Дружба» И. Туричина;
— четвертая микрогруппа — «Одинаковые» Н. Чабаевского.
Тексты для работы микрогрупп
В. Сухомлинский
КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?
У маленькой Кати большая радость — поправился ее папа Больше года, он болел, в больнице лежал, три операции перенес Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью
— Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять в мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы»
— Наш папа выздоровел, — сказала она. Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
— Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала
Вопрос для коллективного обсуждения: почему заплакала Катя?
Е. Пермяк
НАДЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК
На первой парте и в первом классе сидел сын отважного летчика-испытателя Андрюша Рудаков Андрюша был крепким и смелым мальчиком Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его
Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, еще можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться, Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те ее страшили
Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А ее не пересаживали.
Однажды Андрюша принес в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С этого и началось... Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков.
Андрюша сразу догадался, в чем дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущенно сказал учительнице'
— Я ведь не зря принес паука. Я хотел приучить Аню ничего не бояться. А она опять испугалась.
— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна. — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.
Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом— на Асино.
— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребенком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня часто хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздем ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришел к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась. «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно! Над нами будет хохотать вся школа...» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и смогла вместе со всеми ребятами перейти в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
— А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.
— Вова стал прекрасным летчиком-испытателем. Это твой отец Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
Андрюша опустил глаза. Так он просидел за своей партой долго.
Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову: своего отца, на которого ему так хотелось походить.
Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна
— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей — Если хочешь, Ася, пойдем в школу вместе.
Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьется, и мальчишкам в обиду не даст.
— Да, — тихо, но очень твердо сказал Андрюша.
И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей Они не уступили дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.
Рядом с Андрюшей она вдруг почувствовала себя сильной и смелой
Вопросы
1 Действительно ли вначале Андрюша хотел помочь Асе избавиться от трусости?
2. О чем рассказала Андрюше учительница Анна Сергеевна?
3. Почему после рассказа Анны Сергеевны Андрюша изменил свое отношение к Асе?
4. Почему рассказ называется «Надежный человек»?
V. Защита правил. Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, дает на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.
Правило еще раз читается хором всеми участниками собрания. Среди пословиц учащиеся находят ту, которая подходит к данному правилу, читают ее хором и объясняют ее смысл.
Затем учитель зачитывает подходящие к данному правилу ответы на вопросы анкеты детей.
Слово предоставляется следующей микрогруппе и т.д.
В конце представления правил дружбы дети читают последние две пословицы, объясняют их смысл, приводят примеры из жизни класса.
Правила дружбы еще раз читают учащиеся хором. Делается обобщение. Принимается решение собрания: ежедневно жить по правилам дружбы. В качестве возможного варианта таких правил могут быть опубликованные в книге «Азбука нравственного воспитания» следующие правила товарищества:
1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то — научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
2. Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями— всем, что могло бы помочь другу.
3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить — значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.
4. Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.
VI. После принятия решения дети уходят из класса, одеваются и ждут на улице автобус для совершения совместной экскурсии в Покровский культурно-исторический комплекс. А родители продолжают еще работать в течение 15—20 минут.
Вторая часть
1. Родители читают и обсуждают статью «Снова о драках» из журнала «Семья и школа» № 3, 1987 г. Эту работу организует заранее подготовленный член родительского комитета.
2. Другой член родительского комитета информирует о результатах анкетирования родителей. Наиболее интересные анкеты, в которых родители очень подробно отвечали на вопросы, высказывали полезные для жизни класса предложения, зачитываются. При этом фамилии авторов этих анкет не называются.
Список использованной литературы
1. Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. М., 1975.
2. Богданова О.С, Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М., 1982.
3. Семья и школа. 1987. № 3.