ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат»
Ростовская область Белокалитвинский район п. Шолоховский
Нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся как одно из условий развития личности школьников.
(МО воспитателей – доклад)
Воспитатель: Шепелина Н.Ю.
(высшая квалификационная
категория)
2023
Каждый воспитанник «должен быть смелым,
мужественным, честным, трудолюбивым патриотом своей Родины»
А.С. Макаренко
Нравственно – патриотическое воспитание
Это процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирования патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Патриотизм открывает в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства, культуры межнационального общения.
Коренные преобразования в нашей стране конца XX – начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются негативными изменениями в социально-экономической, политической, духовной и культурной сферах жизни общества.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
В современной ситуации, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитания населения, особенно молодежи, в духе любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости.
Важным фактором в данной ситуации выступает патриотическое воспитание молодого поколения, главная цель которого состоит в создании условий духовно-культурного, экономического возрождения России, формирование социальных и личностных качеств человека для наиболее полной их реализации на благо общества, воспитания гражданина, патриота своей Родины.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Патриотическое воспитание является одной из важнейших составляющих воспитательного процесса
Его задачами являются:
воспитание у детей и подростков любви к Родине и ее историческому прошлому;
формирование у воспитанников представления о России, как о многонациональном Отечестве, общем доме;
воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества;
Блоками воспитывающей деятельности учащихся являются:
создание школьных музеев (музейная педагогика);
воспитание на традициях семьи, родного края;
туризм и краеведение;
подготовка к защите Родины;
формирование единой общности россиян;
формирование патриотического воспитания во внеурочное время (открытые уроки, классные часы, диспуты, общешкольные мероприятия, поездки по местам боевых действий);
экологическое воспитание как элемент патриотического воспитания;
Патриотизм включает в себя:
чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре;
желание заботится о других людях и об интересах Родины;
осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости, готовность к защите Отечества;
проявление гражданских чувств и верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за своё Отечество, символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотическое воспитание включает в себя следующие направления:
1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
2. Культурно-историческое направление, предполагающее:
воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
развитие реально действующего школьного самоуправления.
4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Краеведческая работа
Одним из важнейших направлений патриотического воспитания является краеведение. Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания граждан, формированию гордости за тот город, район, в котором человек родился и вырос, где проходят его учеба и трудовая деятельность. Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми - земляками, посещение музеев, памятных мест расположенных в черте города - все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания.
Поисковая работа
Молодое поколение мало знает о событиях и героях воин и локальных конфликтов времен «холодной войны», где участвовали наши военнослужащие. Изучение военной истории и поисковая работа приведут к осознанию важности подвигов защитников Отечества, уважение к событиям боевой славы нашей страны. Базой для этой работы являются школьные музеи и военно-патриотические организации.
Формы работы:
Поисковая и экскурсионная работа, работа в школьных музеях.
Система классных часов.
Патриотическое воспитание учащихся через систему классных часов
Изучение государственной символики России;
Уроки мужества (встречи с ветеранами ВОВ);
Беседы, посвященные чествованию памятных дат, дней воинской славы;
Классные часы, посвященные Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню матери и др.
Работа с ветеранами Великой Отечественной войны
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи проводятся уроки памяти, классные часы, памятные акции.
Взаимодействие школы и семьи по формированию и развитию патриотизма
Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, укоренённости в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви.
Мероприятия военно-патриотической направленности
Для патриотического воспитания имеют большое значение мероприятия, рассчитанные на пропаганду военной службы, прикладных видов спорта, рассчитанные на участие большого количества молодежи.
Будущий защитник Отечества должен быть человеком здоровым, физически сильным.
Важна пропаганда ЗОЖ среди учащихся, создание условий для сохранения здоровья школьников – использование здоровьесберегающих технологий на уроках, развитие физических возможностей на уроках физкультуры и через систему спортивных мероприятий
Активное вовлечение учащихся для участия в спортивных соревнованиях, военно-спортивных праздниках, туристических слётах.
6 заповедей, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ;
БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ;
БУДЬ НАСТОЯЩИМ ПАТРИОТОМ СВОЕЙ СТРАНЫ
Выводы:
Школа как образовательное учреждение должна представлять собой специально созданный организованный социум, все элементы которого компенсируют учащимся недостаточность образовательного, культурного, гуманитарного влияния общества на развитие личности.
Таким образом, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.