НПК на тему "Исследование биоритмов учащихся"

Исследование биоритмов учащихся. данная работа позволяет учащимся организовать свой режим дня.

Содержимое разработки

  1. Введение


Состояние организма, отдельных его органов и клеток изменяется, повторяясь в различные интервалы времени. «Пробегают» импульсы по нервным волокнам, бьется сердце, сокращаются и вновь расслабляются мышцы, меняется артериальное давление, температура тела, настроение, самочувствие, деловая активность.

Забота о сохранении здоровья и увеличении продолжительности жизни, повышение нервно-эмоционального напряжения в учебной деятельности, физического напряжения в спортивной деятельности ставят перед медико-биологической наукой ряд практических задач.

Понимание и правильная интерпретация различных физиологических процессов, происходящих в живом организме при адаптации, невозможны без знания природы биологических ритмов. Сейчас, как известно, многие люди ведут малоподвижный образ жизни; отсюда - особая необходимость в занятиях физкультурой и спортом. Знание закономерностей биологических ритмов помогает правильно строить режим тренировочных занятий, смены нагрузок и отдыха, своевременных восстановительных мероприятий.

Изучением ритмов активности и пассивности, протекающих в нашем организме, занимается особая наука – биоритмология. Согласно этой науке, большинство процессов, происходящих в нашем организме, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными, а также космическими влияниями.

Любая живая система, в том числе и человек, постоянно находится в состоянии обмена информацией, энергией и веществом с окружающей средой. Если по каким-либо причинам этот обмен (на любом уровне – информационном, энергетическом и материальном) нарушается, то это отрицательно сказывается на развитии и жизнедеятельности организма.

Поэтому человеку важно учитывать свои индивидуальные биоритмы при разработке и обосновании различных режимов деятельности, так как обнаружено, что они могут влиять на работоспособность, а, следовательно, на успеваемость.

Цель: выявить влияние биоритмов и хронотипа на работоспособность и интеллектуальную активность  учащихся.

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования для определения основных теоретических понятий и положений исследования.

2. Провести изучение биоритмов и хронотипов учащихся 9 класса.

3. Разработать рекомендации по улучшению работоспособности и упорядочиванию режима дня учащихся, оптимизации собственной учебной деятельности;

Актуальность работы. Проведенное исследование является актуальным на сегодняшний день, так как изучение биологических ритмов человека открывает новые возможности для регуляции и управления процессами, протекающими в организме человека под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Изучение характера биологических ритмов имеет большое значение при организации рационального режима труда и отдыха человека.

Объект исследования: ученики 9 класса школы села Улюкчикан.

Предметом изучения являются биологические ритмы и хронотипы учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что я смогла скоординировать собственную учебную деятельность, свой режим дня, общее физическое состояние. Удалось заинтересовать других, привлечь их к исследованию, при наличии знаний улучшить их учебную деятельность.


  1. Методика и методы исследования.

  1. Изучение литературы по данной проблеме, составление кратких характеристик основных биоритмологических типов.

  2. Проведение анкетирования учащихся 9 класса, ведение дневников самонаблюдения, построение диаграмм.

  3. Анализ результатов исследований.

Объем выборки составил 10 человек.


  1. Понятие биологического ритма.

 Под биологическим ритмом понимают закономерное воспроизведение через определенные приблизительно равные промежутки времени какого-либо функционального состояния организма в целом, или его отдельных органов, систем, тканей, клеток. Например, периодические сокращения сердечной мышцы через каждые 0,6 – 0,7 секунды, периодически наступающее состояние сна через каждые 24 часа, периодическая активизация моторики желудочно-кишечного тракта через каждые 90 минут. При этом очень важно помнить, что биоритм  – это не ответ организма на периодически действующие факторы внешней среды, а внутреннее свойство организма, сохраняющиеся и в постоянных, изолированных от внешней среды условиях жизнедеятельности.


    1. Суточные биоритмы

Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам. Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам. При энергетическом возбуждении организма происходит взаимодействие главных органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды. Ниже приводится время максимальной активности человека в его суточном биоритме:

  • печень - с 1 до 3 часов ночи;

  • легкие - с 3 до 5 часов утра;

  • толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;

  • желудок - с 7 до 9 часов утра;

  • селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;

  • сердце - с 11 до 13 часов дня;

  • тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;

  • мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;

  • почки - с 17 до 19 часов вечера;

  • органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;

  • органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;

  • желчный пузырь - с 23 до 1 часа ночи. 

«Совы» и «Жаворонки»

Многие родители знают, как тяжело поднимать ребенка с постели в ранние утренние часы. А вечером его не легче уложить спать - в это время он наиболее активен. Однако есть дети, которые любят рано вставать и охотно укладываются спать. Подобные различия сохраняются на всю жизнь. В чем их причины?

Ученые выявили, что по различному и всегда индивидуальному расположению пиков биоритмов люди делятся на три основные хронотипа - «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние). Их различия проявляются в функциональных возможностях организма в те или иные часы суток. «Жаворонки» в утренние часы имеют четко выраженную синхронизацию работоспособности. У «сов» же в утренние часы отмечено повышенное напряжение функций центральных регуляторных систем. Статистически доказано, например, что в утренние часы «совы» делают в полтора раза больше ошибок при чтении и письме, чем «жаворонки».

"Жаворонки" просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером у них появляется сонливость и они рано ложатся спать. "Совы" засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны, бывают во второй половине дня. Половина людей – аритмики - "голуби" приспосабливаются и к утреннему и вечернему режиму труда.


    1. Недельные ритмы

В недельных ритмах выражен социальный компонент - недельный ритм работы и отдыха, в соответствии с которым изменяются функциональные отправления нашего организма. Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает.

Недельному биоритму подвержены не только физиологические, но и психические процессы, а точнее целостное протекание тех и других. Вот почему особенно удачным распорядком оказывается тот, когда попеременно усиливается то физическая, то интеллектуальная активность человека. 

  • В воскресенье (день Солнца) жизненные силы организма проявляются активней, чем в другие дни.

  • В понедельник (день Луны)  труднее собраться, сосредоточиться.

  • Вторник (день Марса), наоборот, отличается повышением возбудимости.

  • В среду (день Меркурия) усиливается деятельность нервной системы, повышается восприимчивость, активность мышления.

  • В четверг (день Юпитера) выше общительность, контактность.

  • Пятница (день Венеры) день повышенной эмоциональной активности, более тонкой чувствительности.

  • Суббота (день Сатурна) понижает коммуникабельность, дает психический спад, но и повышает сосредоточенность, это день нового накопления сил.

Конечно, нельзя жить строго по расписанию, но учитывать особенности каждого дня и, сообразуясь с этим, контролировать себя вполне возможно. Распределяя рабочую нагрузку, учитывайте следующее:

а) не планируйте большую нагрузку в понедельник. Понедельник – день конфликтов, инфарктов и инсультов.

б) дни активных действий – вторник, среда, четверг;

в) пятница – день спокойной работы, не требующей нагрузки и напряжения. 


3. 3. Месячные ритмы

Месячный ритм в отличие от недельного существует объективно в окружающей нас природе. Это так называемый - период вращения Луны вокруг Земли - 27 дней и - время от одного новолуния до другого - 29 дней. Мы хорошо знаем, что основное действие Луны на Землю связано с взаимодействием их масс (закон всемирного тяготения), проявляющихся в виде приливов и отливов в реках и морях, а так же с экранированием Земли Луной от электромагнитного излучения солнца или дополнительным потоком в виде отраженного света.


    1. Годичные ритмы

В другую очень важную группу биологических ритмов, имеющих огромное значение для высших и низших организмов, входят сезонные и годичные ритмы, обусловленные вращением Земли вокруг Солнца. Сезонные изменения растительного покрова Земли, миграция птиц, зимняя спячка ряда видов животных - это примеры ритмов с годичным периодом. Сезонные колебания жизненных функций характерны и для человека. Так, в регионах с сезонными контрастами климата интенсивность обмена веществ выше зимой, чем летом. Холод является стимулятором функции щитовидной железы. Артериальное давление, количество эритроцитов, гемоглобина обычно ниже в жаркое время года. Весной и летом у большинства людей работоспособность выше, чем зимой. Хорошо известно волнообразное течение многих заболеваний, при котором периоды обострения сменяются длительными ремиссиями, так, туберкулез чаще обостряется весной, а язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки - весной и осенью.


  1. Внешняя и внутренняя регуляция  биоритмов.

  Для нормального функционирования организма необходимо, чтобы каждая функция осуществлялась ритмично в соответствии с меняющимися на протяжении разных циклов состояния организма. Нужно, чтобы все  биоритмы  были определенным образом согласованны между собой (синхронизированы). Только в этом случае обеспечивается оптимальный уровень здоровья и наилучшие адаптационные возможности. Если по какой-то причине согласованность функций нарушается, - наступает рассогласование (десинхронизация)  биоритмов. В лёгких случаях это состояние сопровождается некоторым недомоганием. Если же десинхроноз достаточно силен и продолжается длительное время, то адаптационные возможности организма ослабевают и возникают различные заболевания. Какое заболевание возникает в каждом конкретном случае, зависит от предрасположенности, наличие скрытой патологии и от целого ряда других причин. В данном случае справедлива народная пословица «где тонко там и рвется».


  1. Внутренние и внешние факторы, нарушающие  биоритмы  организма человека.

а) переходные сезоны года (весна, осень – «сезонный десинхроноз»), перемещение в

трансширотном направлении (например, из средних широт на Крайний Север);

б) сменная работа, трансмеридианальные перелеты, вахтовый труд, изменение привычных условий жизни (для детей – начало занятий в школе, переход из одной смены в другую и т.д.).

в) стрессовые ситуации. Нарушение ритма сна-бодрствования, активности-отдыха, режима питания.


6. Основная часть.

1. Исследование суточного хронотипа школьников.

Всего испытуемых: 10 человек.

Цель эксперимента: определение хронобиологического типа учащихся.

С помощью тестов (приложение № 1) было проведено исследование учащихся 9 класса и установлены их хронотипы.

Результаты:

Совы – 25 %;

Голуби – 40 %;

Жаворонки – 35%.

Рис. 1. Хронобиологический тип учащихся 9 класса.



2. Изучение околонедельных ритмов учебной активности учащихся

Используемые материалы:

  • Дневники самонаблюдения учащихся. (приложение № 2)


Цель анализа: Выявление закономерностей изменения интеллектуальной активности различных хронобиологических типов с недельным графиком учебной деятельности.


Рис.4. Закономерности изменения интеллектуальной активности хронобиологического типа «голуби» с недельным графиком учебной деятельности.


Рис. 5. Закономерности изменения интеллектуальной активности хронобиологического типа «жаворонки» с недельным графиком учебной деятельности.

Рис. 6. Закономерности изменения интеллектуальной активности хронобиологического типа «совы» с недельным графиком учебной деятельности.

При анализе данных полученных из дневников самонаблюдения необходимо отметить, что закономерности околонедельных ритмов существуют и выражаются в нарастающей активности начиная с понедельника по среду, и особенно выделяется четверг – как один из самых продуктивных дней недели.


7. Результаты работы.


В исследовании приняли участие 10 учащихся. В результате были определены хронотипы учащихся, выявлено: жаворонков - 35%, голубей- 40%, сов - 25%.

Была установлена закономерность изменение интеллектуальной активности и физического состояния у «сов» и «жаворонков» в течение дня в соответствии с их хронотипом, что невозможно сделать по хронобиологическому типу – «голуби». 

На первом уроке у учащихся хронотипа «жаворонки» значительно лучше усваивают а, следовательно, и степень усвоения учебного материала. Активность «сов» на первом уроке понижена. Начиная со второго урока «совы» просыпаются и их работоспособность не ниже, чем у других хронотипов. Работоспособность и степень усвоения учебного материала» голубей» зависит от уровня подготовки ребенка к процессу обучения.

Проведено изучение околонедельных ритмов учебной активности учащихся. Было установлено, что закономерности околонедельных биоритмов выражаются в нарастающей активности начиная с понедельника по среду, и особо выделяется четверг – как один из самых продуктивных дней недели, с последующим спадом активности. Были выявлены признаки десинхроноза, которые возникают при нарушение режима дня, после окончания каникул и начале учебных занятий.


8. Выводы и рекомендации:

1) Ритмичность функционирования – фундаментальная биологическая закономерность, которой подчиняется всё живое на Земле, и человеческий организм в частности.

2) В целом биоритмологический тип оказывает определенное влияния на интеллектуальную и физическую активность  школьников.

3) Учащимся для продуктивной интеллектуальной деятельности необходимо знать и соблюдать определенные правила рациональной организации суточного и недельного режима учебы, труда и отдыха.

4) Учитываю существование суточных и недельных биоритмов работоспособности учителям-предметникам все контрольные и проверочные работы необходимо проводить в середине недели в наиболее продуктивное время.

5) Провела с учащимися 9 класса беседу по биоритмологии с анализом проведенного исследования, дала конкретные рекомендации (приложение № 3)

Таким образом, для сохранения своего здоровья и продуктивной интеллектуальной деятельности необходимо знать и соблюдать определенные правила рациональной организации суточного и недельного режима труда и отдыха, активности и покоя, предупреждающие рассогласование внутренних биологических ритмов, нарушение «внутреннего временного порядка» в организме.














Литература:


  1. Дильман В.М. Большие биологические часы. Введение в интегральную медицину.- М.: Знание, 1996.-256 с.

  2. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Биологические ритмы. – М.: Медицина, 1980.-161 с.

  3. Куприянович Л.И. Биологические ритмы и сон.–М.: Наука,1989.-112 с.

  4. Лэмберг Л.И. Ритмы тела. Здоровье человека и его биологические часы. – М.: Вече АСТ, 1998.-274 с.

  5. Оранский И.Е. Часы внутри нас. – Свердловск, 1998.-164 с.

  6. Путилов А.А. Руководство по хронобиологии и хрономедицине. – М.: Медицина, 1989.-234 с.








































Приложение №1

Определение хронотипа человека по тесту Остберга


Выберите наиболее подходящий ответ в каждом из вопросов:

1. Трудно ли вам вставать рано утром?

да, почти всегда 3

Иногда 2

Редко 1

крайне редко 0

2. Если у вас есть возможность выбора, в какое время вы бы ложились спать?

после 1часа ночи 3

с 23 до 1часа ночи 2

с 22 до 23 часов 1

до 22 часов 0

3. Какой завтрак вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения?

Плотный 0

не очень плотный 1

можно ограничиться вареным яйцом 2

достаточно чашки чая или кофе 3

4. Если вспомнить ваши последние размолвки на работе и дома, когда они преимущественно происходили?

в первой половине дня 1

во второй половине дня 0

5 .От чего легче отказаться:

от утреннего чая или кофе 2

от вечернего чая 0

6. Как точно вы отсчитываете время в течение 1 минуты?

меньше минуты 1

больше минуты 2

7. Как легко вы можете изменить привычки, связанные с едой, во время отпуска?

Очень легко 0

Легко 1

Трудно 2

не можете изменить 3

8. Если рано утром предстоят важные дела, насколько раньше вы ложитесь спать?

более чем на два часа 3

на час-два 2

менее чем на час 1

как обычно 0

9. Если вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень вашей усталости?

очень уcталый 5

относительно усталый 3

слегка усталый 2

совсем не усталый 0




10. Какова степень вашей зависимости от будильника, если утром вы должны встать в определенное время?

совсем независим 4

иногда зависим 3

в большой степени зависим 2

Зависим 1

11. Как вы деятельны в первые полчаса после утреннего вставания?

Большая вялость 1

небольшая вялость 2

относительно деятелен 3

Очень деятелен 4

12. Вы решили заниматься физкультурой .Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю, по 1 часу утром, между 7 и 8 часами утра. Будит ли это благоприятным временем для вас?

Мне очень благоприятно 4

относительно приемлемо 3

относительно трудно 2

трудно 1

13. Вам предстоит какая-либо работает или отъезд ночью, между 4 и 6 часами .На следующий день у вас нет никаких обязанностей. Какую из следующих возможностей вы выберете?

Сплю сразу после ночной работы 1

перед ночной работой дремлю, а после нее сплю 2

перед ночной работой сплю, а после нее дремлю 3

высыпаюсь перед ночной работой 4

14. Иногда говорят “утренний человек ” и “вечерний человек”. К какому типу вы себя относите ?

Жаворонок 6

Голубь 3

Сова 0

15. У вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю, по 1 часу , между 22 и 23 часами вечера. Как вас устраивает это время?

Да, устраивает 1

буду в хорошей форме 2

в плохой форме 3

не устраивает 4


Расчет: Жаворонок 0-20, Голубь 21-29,Сова 30- выше














Приложение №2

Карта наблюдения для учащегося

ФИ _______________________

№ п/п


Параметры оценки


Дата



Как ты себя чувствуешь?

(плохо, хорошо, удовлетворительно)



Какое у тебя настроение? (отличное, удовлетворительное, хуже некуда)


Какие оценки ты сегодня получил?





Понедельник






Вторник






Среда






Четверг






Пятница






Суббота






































Приложение №3


Памятка  учащимся.

  1. После окончания учебных занятий рекомендуется в течение получаса побыть на воздухе (суммарная двигательная активность должна ежедневно составлять не менее 2 ч.)

2. Стремитесь к правильному распределению умственной и физической нагрузки в течение дня:

    • К выполнению домашнего задания старайтесь приступать не позже 19ч.

    • Для рационального обучения советуем учитывать трудность предметов, используя шкалу трудности предметов, приложенную к работе.

  • Стремитесь к соблюдению временных рамок при выполнении домашних заданий (не более 4 ч.).

  • Соблюдайте режим продолжения сна (не менее 8-8,5ч.) и правильного времени отхода ко сну (не позже 23ч.)

 3. Типовой режим дня рассчитан на «голубей», они легко настраивают себя по социальным часам:

и встают, когда надо, и вовремя заснут.

4. Распорядок дня «жаворонков» и «сов» нуждается в корректировке, которая будет грамотно сочетать природные пики работоспособности с нагрузками социальными. И, прежде всего, с учебой.

5. Для «жаворонков» рекомендуется: перенести часы учебных занятий на утро. Стихи, которые многие рекомендуют учить перед сном, жаворонку просто необходимо повторить, собираясь в школу. Плотный завтрак. Посильные домашние и собственные дела рекомендуется сделать с утра (позавтракать, полить цветы, накормить или погулять с животными). Для «сов» рекомендуется: домашние задания, сборку портфеля стоит сделать с вечера. Не рекомендуется делать зарядку.

6.Лучший завтрак для «голубя» – хлеб с маслом, мармелад, кофе. Часов в 10 будет полезно добавить мюсли с молоком. Обед обязательно солидный: суп, мясо или рыба с гарниром, пудинг. А на ужин – хлеб, творог, чай, желательно не позже 9.30 вечера.

7. «Сове» лучше всего утром обойтись чашечкой кофе. Через пару часов добавить небольшое количество пищи с углеводами. В обед – снова углеводы и жиры в небольшом количестве. Главная часть дневного рациона должна приходиться на вечер – салаты, макаронные изделия, даже шоколад.

8. «Жаворонку» необходим обильный завтрак: сок, кофе, мюсли, хлеб с колбасой или сыром. Этого вполне хватит, и на обед достаточно будет большого салата. А вечером, между 7 и 8 часами, съешьте бутерброд с сыром или колбасой, удовлетворив потребность в сладком простым бананом.

Итак, важнейший принцип корректировки типового режима - не ломать природный ритм ребенка, а действовать в такт с ним. Грамотно составленный распорядок дня сбережет не только время, но и энергию психическую и физическую.


Сохранить у себя:
НПК на тему "Исследование биоритмов учащихся"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки