«Новые подходы к управлению воспитательной системой организации образования в условиях обновления содержания образования»

Одним из важнейших ресурсов модернизации казахстанской системы образования является повышение качества управления школой, ее воспитательной системой. Современное управление основано на принципах системности, личностно ориентированном, синергетическом и рефлексивном подходах. В любой школе невозможно управлять вообще, без точной диагностики происходящих процессов, детального анализа полученной информации, прогнозирования и системного планирования развития школы, ее воспитательной системы.

Мир вокруг нас изменяется каждый день и вместе с ним меняются дети, которые как губка впитывают все, что их окружает. Надо понимать, что прежние методики воспитания сегодня уже не актуальны. Так, например, давление на ребенка, строгий контроль и физическое наказание сегодня уже не имеют эффекта, а наоборот провоцируют ребенка к бунту и лишают его возможности эмоционального развития в обществе.

Содержимое разработки

689240ДОКЛАД

Кульшарипова Гульнара Кадылбековна заместитель директора по воспитательной работе КГУ «Средняя школа с. Калкаман Калкаманского с.о. г. Аксу»


Слайд 1 Тема: «Новые подходы к управлению воспитательной системой организации образования в условиях обновления содержания образования».



Слайд 2 В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Президент нашей страны особо подчеркнул значимость воспитательной работы в школе: «Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения».

В Послании Главы государства народу даётся установка нам учителям, воспитателям на развитие у учащихся казахстанского патриотизма, воспитание личности с критическим мышлением. Развитие основных навыков критического мышления: наблюдение, интерпретация, анализ, выводы, оценка, объяснение, мета познание является необходимым процессом не только на уроке, но и в проведении воспитательной работы в школе, классе. Сегодня нельзя достичь поставленной цели, решить задачи  без создания  системы воспитательной работы как упорядоченной целостной совокупности компонентов, способной целенаправленно  и эффективно содействовать развитию личности.

Одним из важнейших ресурсов модернизации казахстанской системы образования является повышение качества управления школой, ее воспитательной системой. Современное управление основано на принципах системности, личностно ориентированном, синергетическом и рефлексивном подходах. В любой школе невозможно управлять вообще, без точной диагностики происходящих процессов, детального анализа полученной информации, прогнозирования и системного планирования развития школы, ее воспитательной системы.

Мир вокруг нас изменяется каждый день и вместе с ним меняются дети, которые как губка впитывают все, что их окружает. Надо понимать, что прежние методики воспитания сегодня уже не актуальны. Так, например, давление на ребенка, строгий контроль и физическое наказание сегодня уже не имеют эффекта, а наоборот провоцируют ребенка к бунту и лишают его возможности эмоционального развития в обществе.

Новые методики воспитания подрастающего поколения устремлены на формирование и развитие новой личности. Вся система воспитательной работы должна быть ориентирована на сохранение наших наследий, обычаев, традиций и общечеловеческих ценностей. Более убедительны, бывают те знания и навыки, когда дети вовлечены в более эффективные формы активного конструктивистского обучения, обеспечивающего понимание и применение этих знаний в ситуациях вне класса.

Система воспитательной работы.

Слайд 3 Воспитание высоконравственных, образованных, творческих, здоровых, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, коллективе, о Родине, с целью улучшения себя и окружающей жизни – это цель воспитательной работы в школе.

Задача: Сохранение и приумножение культурного наследия, духовное развитие и патриотическое воспитание молодежи.



Слайд 4 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В 2019-2020 УЧЕБНОМ ГОДУ



Слайд 5

Слайд 6 Система воспитательной работы в средней школе с. Калкаман.

Контингент учащихся составляет 464 ученика в 30 классах , а также 2 пред школьных класса. Из всего контингента учащихся 143 ребенка из малообеспеченных, многодетных семей, ОБПР, сироты и дети инвалиды, что составляет 30% от общего числа учащихся. 24 ученика с разных сел Павлодарской области обучаются в кадетском классе, проживают в пришкольном интернате, расположенном в селе Калкаман.

Слайд 7 В школе функционируют кружки и факультативы, направленные на развитие навыков и умений учащихся, способствующих развитию конкурентоспособной, прагматичной, сильной, творческой, патриотичной и проактивной. Личностью Единой Нации. Учащиеся имеют возможность обучаться в ДШИ г. Аксу открытой на базе школы. Здесь обучению охват 114 ученика.

Воспитательный корпус СШ Калкаман состоит из - ЗДВР, соц педагога, вожатой, психолога, 32 классных руководителя.

В школе функционирует целостная система образовательного процесса, интегрирующая воспитание с обучением на основе ценностей «Мәңгілік Ел»:

• казахстанский патриотизм и гражданская ответственность;

• уважение;

• сотрудничество;

• труд и творчество;

• открытость;

• образование в течение всей жизни.,

и задач программного документа «Рухани жанғыру», реализация проектов.

Слайд 9-20 В воспитательном процессе ведется работа по реализации социальных проектов и практик, программ, мероприятий, инициатив, направленных на воспитание у молодежи чувства патриотизма и гордости за свою страну, формирование конкурентоспособной и ответственной Личности Единой Нации. Планируется развитие интеллектуального движения среди учащихся для поддержки молодежных инициатив по пропаганде лучших достижений образования и науки, волонтерского движения и формирование традиций взаимодействия учащихся и выпускников совместно с командой Центра развития молодежных инициатив г. Аксу. Примером служит: проведение в нашем селе просмотров семейного кинопросмотра отечественных фильмов, защита социального проекта проводимом в г. Аксу ЦРМИ, наша команда СШ Калкаман награждена Дипломом и ценным призом музыкальным центром. Данный проект долгосрочный, руководителем, которого является вожатая школы, ведут работы, и есть результаты. 4 группы учащихся закреплены за одиноко проживающими и ветеранами ВОВ, ведется на постоянной основе помощь по мере обращений и по плану.

Деятельность школы направлена на развитие благополучной и счастливой школы для улучшения психологического климата, развития взаимоуважения, навыков управления своими эмоциями, формирования позитивного мышления и создания ситуаций успеха. Психологи школы Вагнер Оксана Вячеславовна компетентный психолог, имеет опыт работы с разной категорией детей, которые доверяют и открыты для обсуждения своих проблем, что предотвращает проблемные ситуации в целом. Комплексный подход в работе с применением разных методик и форм в работе с детьми и коллективом прослеживается в течении года. Тренинги при проведении пед.советов, встреч общешкольных и классных родительских собраний, а также с учащимися оказывают положительный результат.

Ярким подтвеждением этому является опыт классных руководителей и предметников нашей школы Жаксылыковой Толкын Каирбевовны, Мусай Алтынай, Сейтбатталовой Аяны Шукуровны, Сайбель Н.Д., Камитовой Г.М., Московченко Н.И., Невидловской Е.И. и др. по созданию и качественному развитию воспитательной системы школы, неформальной, творческой работе МО классных руководителей, детской организации.

Достижения учащихся в творческих конкурсах, конкурсах рисунков, танцевальных, интеллектуальных играх, участие на выставках с работами выполненные на занятиях кружков, участие в городских конкурсах «Город мастеров», «Шанырак», «Бала достары», «Дети читают стихи о войне», участие детейв концертах в ДК с.Калкаман и сценах города, конкурс чтецов городского, областного и республиканского уровня, а также призовые места в спортивных соревнованиях . По итогам учебного года наша выпускница Жунисхан Айтолган призер конкурсов чтецов, руководитель учитель казахского языка Мусай Алтынай добились успеха, поступила на грант в Евразийский национальный университет им Л.Н Гумилева факультет «Журналистика и репортерское дело».

Хочется отметить, что успешность деятельности воспитательной системы любой школы зависит от компетентности заместителя директора по воспитательной работе, его творческого подхода к делу, умения найти единомышленников среди учащихся, коллег, родительской общественности, НПО

Слайд 20-26 Современные подходы, 
в организации воспитательного процесса

Обновление структуры образования, заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников.

Программа обновления образования предполагает, что обучение и воспитание должно быть активными, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна  осуществляться дифференциация  обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи.

У педагога сегодня разносторонний спектр функций, главная из которых - воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности классного руководителя.  Обновление содержание 
образования требует от педагогов применения новых современных форм и подходов:

1. Исследовательский подход на его основе и осуществляется переход на новое содержание образования. Введение методов научного исследования в процесс учебного познания на всех этапах (от восприятия до применения на практике);

– организацию учебной и внеучебной поисково-творческой деятельности.

Исследовательский подход способствует изменению характера взаимоотношений

«учитель обучающийся» в сторону сотрудничества, а также воспитанию познавательного интереса, созданию положительной мотивации обучения и образования, формированию глубоких, прочных и действенных знаний. Использование исследовательского подхода способствует развитию интеллектуальной сферы личности, формированию умений и навыков самообразования, т.е. формированию способов активной познавательной деятельности.

Организация вне учебной поисково-творческой деятельности в школе прослеживается в деятельности кружка во время учебного процесса, а также летного периода в пришкольном профильном лагере « Проба пера», по созданию книги «История нашего села», сборника стихотворений и выпуска школьной газеты.

2. Ценностно-ориентированный подход

Ценностно-ориентированный подход к обучению – это способ организации и выполнения учебной деятельности, получения и использования ее результатов с позиции определенных ценностей. Ценностные ориентации – это способность (качество) личности выбрать в качестве ориентира в своей деятельности определенные ценности (способность ориентироваться в ценностях), а также способность осознать и воспринять их как собственные социально значимые ценности. Значение ценностей проявляется в сфере формирования норм, привычек, образа жизни, стиля поведения, необходимых для успешного функционирования определенного общества. Ценности стимулируют поведение и поступки, действуя как важный фактор мотивации личности. Ценности общего среднего образования основаны на национальной идее «Мәңгілік Ел». В качестве ценностей среднего образования определены:

  • казахстанский патриотизм и гражданская ответственность;

  • уважение;

  • сотрудничество;

  • труд и творчество;

  • открытость;

  • образование в течение всей жизни.

В воспитательной работе школы надо чаще привлекать родителей, пропагандируя семейные ценности. Это мероприятия в школе «Презентация моей семьи», «Моя родословная», «История моей страны в истории моей семьи», Доска почёта лучших родителей, конкурсы сочинений «Я и моя семья», «Традиции моей семьи», соревнования, весёлые старты с родителями и т.д. Родителей необходимо привлекать при разработке плана развития школы, в работе попечительского совета, родительского комитета. «Голос родителя» должен звучать везде.

3.Личностно-ориентированный подход

Целью личностно-ориентированного подхода является индивидуализация учебного-воспитательного процесса, гармоничное формирование и всестороннее развитие личности обучающегося, полное раскрытие его творческих сил с учетом его индивидуальных особенностей психического и физического развития, потребностей и мотивов поведения с учетом потенциальных возможностей

4. Деятельностный подход.

Деятельностный подход заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, что способствует активному и успешному формированию его знаний, учебных умений и навыков и навыков широкого спектра. Деятельность обучающихся сгруппирована по таким категориям, как «знать», «понимать», «применять», «анализировать», «оценивать», «синтезировать». Деятельностный подход предполагает самостоятельный поиск, интерпретацию, анализ, обобщение и оценку различных источников информации, графических данных и других обучающих ресурсов.

5.Дифференцированный подход

Дифференцированный подход подразумевает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей обучающихся.

Дифференцированный подход включает организацию учебной деятельности различных групп, обучающихся с помощью специально разработанных средств обучения предмету и приемов дифференциации деятельности. Условием организации дифференцированной работы является применение дифференцированных заданий, которые различаются по сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны учителя.

6.Компетентностный подход

Целью компетентностного подхода является не усвоение суммы сведений, а освоение учениками таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Главной задачей компетентностного подхода является мотивиция учащихся на проявление инициатив и самостоятельности. Он способствует организации самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Компетентностный подход предполагает усвоение обучающимися знаний и умений в комплексе, а не отдельно друг от друга.

7. Системный подход.

Системный подход строится на основе организации самостоятельных учебных действий учащихся, обеспечивает возможность формирования и развития у них системы универсальных учебных действий. Он обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации.

Системный подход также предполагает изучение не изолированно, а в их взаимосвязи.

8. Коммуникативный подход.

Коммуникативный подход к обучению – это передача и сообщение информации, обмен знаниями, навыками и умениями в процессе речевого взаимодействия двух или более людей. Результатом коммуникативного подхода является способность осуществлять общение посредством языка в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения. В соответствии с коммуникативным подходом в процессе обучения используются задания, способствующие формированию умений общения, и режимы работы, адекватные условиям реальной коммуникации (парная и групповая работа

9. Интегративный подход

При интегративном подходе процесс обучению строится по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития обучающихся. Интегративный подход включает в себя много видов двигательной активности: физкультминутки, подвижные паузы, театрализованные игры.

Интегративный подход способствует обогащению словаря обучающихся, развитию коммуникативных умений; развитию эстетического вкуса, умению понимать и ценить произведения искусства.

Данный подход способствует воздействию на психические процессы, устраняет нагрузки и позволяет на новом, более эффективном, доступном уровне освоить учебный материал.

10. Игровое обучение.

Использование игровых форм в качестве метода обучения и воспитания способствует активизации познавательных интересов обучающихся. . Игровые приемы, направленные на организацию коллективных форм деятельности, способствуют тому, что ученики учатся уважать мнение других членов малой группы, прогнозировать конечные результаты, самостоятельно планировать деятельность, определять методы достижения целей.

11. Проектный подход

Учебный проект – учебно-познавательная деятельность, направленная на решение обучающимся или группой обучающихся научно-исследовательской, творческой или практической проблемы. Проектный подход реализуется с учетом возрастных особенностей обучающихся. При использовании проектного подхода рекомендуется организация деятельности обучающихся по подготовке коллективных, групповых проектов. Проектные работы не ограничиваются только лишь урочными часами, поэтому предусматривается и интеграция с внеурочной деятельностью.

12) Использование информационно-коммуникационных технологий.

Компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) строится на базовых ИКТ-навыках и включает в себя правильное и творческое применение технологий для работы, досуга и коммуникации.

Использование в средней школе ИКТ включает:

  • применение мультимедийных ресурсов и СМИ;

  • поиск информации в Интернете выбор и обработка данных с цифровых и Интернет-источников и умение судить об их точности, надежности и важности; умение получать, извлекать и систематизировать данные, используя количественную, текстовую, визуальную информацию и базы данных, включая использование гиперссылки, электронных таблиц, а также графических и других приложений;

  • использование ИКТ для создания мультимедийных презентаций;

  • общение и обмен информацией по каналам связи для работы с другими обучающимися и преподавателями через использование электронной связи, участие в онлайн форумах, в виртуальной среде обучения; использование интерактивных досок для технической поддержки активных видов обучения и воспитания.












4


Сохранить у себя:
«Новые подходы к управлению воспитательной системой организации образования в условиях обновления содержания образования»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки