Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Карсинский детский сад»
НОД в подготовительной группе:
Тема: Слог
Приготовила: воспитатель
С.Н. Моторина
2020г
Понятие СЛОГ
Тема: Слог
Цель: дать детям понятие о слоговом составе слова; формировать умение выполнять слоговой анализ
Оборудование: предметные картинки, инд. лотки, схемы.
Ход занятия
Организационный момент.
Задание: выделить гласный звук в слове. У детей предметные картинки (мак, кит, стол…). Дети называют предмет, выделяют гласный звук.
Понятие «слово».
Все предметы вокруг имеют свои (понятия) названия. И вы имеете каждый своё имя. Давайте называть…
Не только предметы, но и действия имеют свои названия: встать, сесть, иди, хлопай, гуляй, играй. Всё мы называем словами.
Придумай одно, два, три слова. Придумай слово-действие.
Знакомство со слоговым составом слова.
Но слова бывают разные: короткие и длинные. В коротких словах мало частей, в длинных – много.
Представьте, что мы с вами находимся в лесу. Если кто-то заблудился, как мы зовем? Ва-ля, Ма-ша, Ве-ра (хором и индив-но). Посмотрите, как я делю слова на части и хлопаю на каждую часть; «укладываю» слово на ладошку: ма-ма, лес, ре-бя-та. Сколько частей в слове, столько и хлопков. Их можно посчитать
Вы заметили, что имена можно сказать по частям? Давайте посчитаем, сколько частей в ваших именах? Итак, разбрелись по лесу и зовем каждого.
Послушайте (говорит логопед): Ро-ма. При повторении дети отхлопывают.
Сколько раз хлопнули? 2 Кто догадался, сколько частей в этом слове? (2 части) Также разбираются др. имена детей: Ма-ри-на…
Часть слова называется слог.
Слово делится на слоги,
Как на дольки апельсин.
Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
Ты и ква, а вместе тыква,
Со и ва – итак, сова.
Проведя наблюдение, дети приходят к выводу, что, сколько в слове гласных звуков — столько и слогов. Разучивается четверостишие:
Сколько в слове гласных
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Игра с мячом (в кругу или по рядам)
Я называю 1-ю часть вашего имени, вы возвращаете мяч и говорите 2-ю часть. (в конце итог)
Картинки (отхлопать части в словах)
-Вы видите, что все слова можно делить на части.
- Назовите 1-ю, 2-ю, 3-ю.
А) игра «ушки-послушки».
Послушайте слово и хлопните столько раз, сколько вы услышите частей (отхлопать, затем проверить с проговариванием); Слова: мама, лапа, лис, кот, лопата, луна, панама, сестра, брат, колбаса, собака, кошка.
Б) игра «угадай»(картинки): - Я загадала слово, а вы отгадайте – какое? По количеству хлопков. (Затем дети учителя (по 3 карточки))
Физкультминутка.
Только в лес зашли, Появились комары. Руки вверх – хлопок над головой, Руки вниз – хлопок другой. | Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки. |
Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем И вразвалочку идем. | Ходьба на внешней стороне ступни с покачиванием влево, вправо. |
Вдруг мы видим у куста – Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем И в гнездо его кладем. | Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх. |
Продолжение темы. Итак, каждая часть слова называется слог.
Достать слоговые картинки (прямоугольники с 1, 2, 3-мя полосками)!!!
Одна полосочка – одна часть слова, один слог. Например, (прямоугольник с одной полосочкой) – жук, сом, зонт; а (прямоугольник с двумя полосочками) – это 2 слога – доска, парта; (прямоугольник с тремя полосочками) – 3 слога, 3 части – ма-ши-на, ка-ли-на.
Начинаем игру: поднять нужную картинку на слово: сын, папа, мать, мама, брат, внучка, внук, бабушка, тетя, дядя, дедушка, дочка.
Игра «Прочти слог». Итог. О чем вы узнали на занятии? 1) Все предметы и действия называются словами. 2) каждое слово делится на части – слоги.
Итог НОД
Итак, как называется тема сегодняшнего занятия? (Слог.) Что такое слог? (Часть слова.)
Как узнать, сколько в слове слогов?
Кто запомнил стихотворение? (Чтение стихотворения хором.)