НЕТРАДИЦИОНЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
подготовила
учитель английского языка Гузова Елена Викторовна
Вступление
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсию, видеоурок и т.д. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие социокультурной компетенции учащихся, расширение знаний о культурном наследии стран изучаемого языка и повышение мотивация к учению.
Сегодня педагоги активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видеоурок, урок – праздник, интернет урок и другие формы. Актуальность нашего исследования определена недостаточной изученностью особенностей видов нетрадиционных уроков как единиц учебного процесса.
Нетрадиционные формы урока
Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в нетрадиционной обстановке, создающей атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. На них осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; обеспечивается рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку; предусматривается минимальное участие на уроке учителя.[3] Методически высокоэффективными нетрадиционными формами обучения являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.
Использование Интернета на уроках иностранного языка
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковую среду.
Интернет можно использовать для включения материалов сети в содержание урока, для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом или для ликвидации пробелов в знаниях.[4]
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке: совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет; пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка; формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.
Включение материалов сети в содержание урока создает возможности для "погружения" учащихся в естественную языковую среду.
Метод проектов
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его запоминать и воспроизводить знания, и уметь применять их на практике. Проектная деятельность является творческой. Проектная методика является формой организации исследовательской деятельности, где учащиеся занимают активную позицию. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результат работы - актуализация имеющихся и приобретение новых знаний.
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой самостоятельности, активного исследовательского, исполнительского взаимодействия. Роль учителя - в подготовке учащихся к работе, выборе темы, в оказании помощи, в текущем контроле и консультировании. Основная идея - перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Видео-урок
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеют видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Использование видеофильма помогает также развитию внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Преимуществом видеоурока является приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка. Видеоматериалы представляют учащимся живую речь носителей языка и погружают их в ситуацию знакомства с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений страны изучаемого языка. Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.
Урок-экскурсия
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, (не смотря на санкции Евросоюза и подстрекательства других стран) знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т. д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.
Урок-праздник
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях англоязычных стран, и развивает у школьников способности, позволяющие участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме.
Интегрированный урок
В настоящее время в средней школе все более острую необходимость приобретают решение важных педагогических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. [6] Науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора. Литература влияет на эстетическое развитие учащихся и приобщает учащихся к культуре страны изучаемого языка. На уроках МХК учащиеся знакомятся с представителями в различных видах искусства. Использование интеграции формирует художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения
Урок-игра
Весьма плодотворным видом организации нетрадиционной формы урока английского языка является урок-игра, расширяющая знания учащихся об обычаях англоязычных стран и развивающая способности участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Нетрадиционные формы урока английского языка в виде игры могут проходить в виде следующих игр: деловая игра, время которой может занимать весь урок или несколько занятий; дидактическая игра; логическая игра; ролевые игры на уроке (инсценирование); урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН; игровая организация учебного процесса с использованием заданий, типичных для традиционного урока.
Подводя итог, можно сказать, нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются, урок–праздник, видеоурок, урок-экскурсия, и другие формы занятий.
Нетрадиционный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к. они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится.
Использование уроков нетрадиционной формы
В связи с становлением новой системы образования, введения новых стандартов образования, а также в связи с тенденцией снижения интереса обучающихся к занятиям, отчуждения ребят от познавательного труда, на практике нами постоянно применяются так называемы нестандартные уроки, имеющие главной целью возбуждение и удержание интереса обучающихся к учебному труду.
Анализ нашей педагогической деятельности показал, что наряду с традиционными уроками необходимо внедрять и нетрадиционные формы обучения. При анализе проведенных уроков были выявлены не только результаты достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач, но и картина общения - эмоциональный тонус урока.