Не с причастиями

Урок помогает учащимся разобраться в слитном и раздельном написании не с причастиями

Содержимое разработки


Урок по русскому языку в 7 классе.


Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями».


Цели:

  • познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;

  • закрепить пунктуационные навыки, навыки синтаксического и морфологического разбора;

  • развивать орфографические умения и навыки.


Задачи:

1) закрепить умение написания НЕ с разными частями речи;

2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;

3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы


Тип урока: изучение нового материала



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Синтаксическая пятиминутка

- Запишите предложение, которое вы видите на интерактивной доске

Запись на интерактивной доске:

ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.

- Как вы понимаете эти слова?

- Выполните синтаксический разбор предложения.

- Выполните морфологический разбор причастия.

-Сравните свои записи с разбором на интерактивной доске.

Запись на интерактивной доске.


-В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?

- Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?

- Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие?

- Назовите теперь тему сегодняшнего урока.

- Какой же будет цель урока? (Называют цель урока:


Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и т.д.

Дополнительная информация

Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ

Запись на интерактивной доске:

Стихотворение:

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.


- Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний порядок, потому что существует правило правописания частицы НЕ.


Дома вы должны были повторить его.


IV. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.

Запись на интерактивной доске

Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.


Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.


Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.

Слитно, если: Раздельно, если:

- без НЕ не употребляется - есть противопоставление с союзом А

(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)

- можно заменить с синонимом без НЕ - с существительными при отрицании

или близким по значению выражением (не волк);

(неправда – ложь); - с краткими прилагательными (не могуч);

- есть слова далеко не, вовсе не, совсем не;

- зависимое слово – отрицательное

местоимение (никому не интересный);

- прилагательное в сравнительной или

превосходной степени ( не громче,

не красивейший).






V. Объяснение нового материала.

- Теперь нам нужно узнать, как пишется НЕ с причастиями?


Запись на интерактивной доске:

Ощибка не замечена Негодующий взгляд

Не замеченная, а пропущенная ощибка Незамеченная ошибка

Не замеченная учеником ошибка

- Откройте учебники на странице 68. Найдите правило о правописании НЕ с причастиями. Читаем вслух.

- Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?

- Запишем полученные сведения в таблицу. Когда причастие пишется НЕ раздельно, когда –слитно.

Запись на интерактивной доске:

Слитно

Раздельно

1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)

2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)


1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)

2.С краткими причастиями (не прочитана книга)

3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)

4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)



- А теперь снова обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока.

- Как нужно написать НЕ с причастием желающий?

(Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово)


VI.Закрепление материала.

-Закрепим полученные знания на практике. Перепишите, раскрывая скобки, комментируя:

Запись на интерактивной доске:

(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.

(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)


-Выполните самостоятельно.

Запись на интерактивной доске

Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.


VI.Подведение итогов урока

- Какое правило мы сегодня изучили на уроке?

- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?


Слитно

Раздельно

1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)

2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)


1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)

2.С краткими причастиями (не прочитана книга)

3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)

4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)



- А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки.

Запись на интерактивной доске

  • Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?

  • Доволен ты своим результатом или нет и почему?

  • Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?

  • Что для меня самым полезным было на уроке?

  • Что на уроке для меня было трудным?

  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?


Домашнее задание.


Запись на интерактивной доске:

Всем: § 26 стр.68 – выучить правило 



































Сохранить у себя:
Не с причастиями

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки