Урок по русскому языку в 7 классе.
Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями».
Цели:
познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;
закрепить пунктуационные навыки, навыки синтаксического и морфологического разбора;
развивать орфографические умения и навыки.
Задачи:
1) закрепить умение написания НЕ с разными частями речи;
2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;
3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
Организационный момент.
Синтаксическая пятиминутка
- Запишите предложение, которое вы видите на интерактивной доске
Запись на интерактивной доске:
ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.
- Как вы понимаете эти слова?
- Выполните синтаксический разбор предложения.
- Выполните морфологический разбор причастия.
-Сравните свои записи с разбором на интерактивной доске.
Запись на интерактивной доске.
-В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?
- Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?
- Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие?
- Назовите теперь тему сегодняшнего урока.
- Какой же будет цель урока? (Называют цель урока:
Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и т.д.
Дополнительная информация
Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ
Запись на интерактивной доске:
Стихотворение:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний порядок, потому что существует правило правописания частицы НЕ.
Дома вы должны были повторить его.
IV. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.
Запись на интерактивной доске
Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.
Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.
Слитно, если: Раздельно, если:
- без НЕ не употребляется - есть противопоставление с союзом А
(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)
- можно заменить с синонимом без НЕ - с существительными при отрицании
или близким по значению выражением (не волк);
(неправда – ложь); - с краткими прилагательными (не могуч);
- есть слова далеко не, вовсе не, совсем не;
- зависимое слово – отрицательное
местоимение (никому не интересный);
- прилагательное в сравнительной или
превосходной степени ( не громче,
не красивейший).
V. Объяснение нового материала.
- Теперь нам нужно узнать, как пишется НЕ с причастиями?
Запись на интерактивной доске:
Ощибка не замечена Негодующий взгляд
Не замеченная, а пропущенная ощибка Незамеченная ошибка
Не замеченная учеником ошибка
- Откройте учебники на странице 68. Найдите правило о правописании НЕ с причастиями. Читаем вслух.
- Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?
- Запишем полученные сведения в таблицу. Когда причастие пишется НЕ раздельно, когда –слитно.
Запись на интерактивной доске:
Слитно | Раздельно |
1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание) 2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь) 3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)
| 1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание) 2.С краткими причастиями (не прочитана книга) 3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача) 4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)
|
- А теперь снова обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока.
- Как нужно написать НЕ с причастием желающий?
(Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово)
VI.Закрепление материала.
-Закрепим полученные знания на практике. Перепишите, раскрывая скобки, комментируя:
Запись на интерактивной доске:
(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.
(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)
-Выполните самостоятельно.
Запись на интерактивной доске
Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.
VI.Подведение итогов урока
- Какое правило мы сегодня изучили на уроке?
- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?
Слитно | Раздельно |
1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание) 2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь) 3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)
| 1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание) 2.С краткими причастиями (не прочитана книга) 3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача) 4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)
|
- А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки.
Запись на интерактивной доске
Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
Доволен ты своим результатом или нет и почему?
Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
Что для меня самым полезным было на уроке?
Что на уроке для меня было трудным?
На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
Домашнее задание.
Запись на интерактивной доске:
Всем: § 26 стр.68 – выучить правило