Исследовательская работа
«Во что играть?»
Научно-исследовательская работа
учеников 2 д класса:
Петровой Анастасии, Дуденко Варвары
руководитель:
Очнева Людмила Александровна ,
учитель начальных классов
г. Жердевка
2023 г.
Содержание:
Введение 3
Цели, задачи и методы исследования 4
Виды детских игр 5
Анкетирование учащихся начальных классов 6
Практическая часть исследовательского проекта (результаты опроса)
Заключение 8
Список используемой литературы 9
Приложение 10
Введение.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский Василий Александрович (педагог)
Предыстория игры уходит в глубину веков, когда происходили испытания различных способностей, знаний, умений диктовались самой природой. Но в нашем восприятии игра неразрывно связана именно с детством. Мир детства невозможно представить без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребенка.
В игре ребенок не просто стремится удовлетворить свою потребность в развлечении, получить удовольствие. Она побуждает играющего использовать определенные усилия для преодоления трудностей. В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться.
С помощью игры дети укрепляют не только ловкость и выносливость, но и учатся мыслить логически, развивают речь, формируют дикцию. Во время игры дети переживают и поддерживают друг друга, стараются не обидеть и понять товарищей. Игра служит становлению и сплочению коллектива. Поэтому мы все так любим игры!
Структура игр позволяет вовлекать играющих во взаимодействие. Дети сами регулируют взаимоотношения, решают спорные вопросы, находят приемлемый выход из конфликтной ситуации, то есть игры способствуют развитию самостоятельности с самого раннего возраста. Они являются уникальным средством для воспитания в детях инициативы, самостоятельности и организованности.
Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.
В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно! Но мы, конечно, играем только в те игры, которые сохранились в народе до нашего времени. Дошли, наверное, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными.
Ребенок - "существо играющее". Игра - это неотъемлемая часть его детства. Вот почему как взрослый человек обязан работать, так и ребенку необходимо играть.В настоящее время игры во дворе или в хорошей компании дома вытесняются виртуальными развлечениями. Дети становятся все более одинокими, остаются один на один с компьютером, погружаясь в виртуальный мир. Детям больше нравится играть дома в компьютер, чем на улице. Но разве заменит компьютер общение с друзьями, разве с ним можно побегать, посмеяться, поговорить или побороться?
Актуальность работы:
На сегодняшний день в школе стоит проблема задействовать учащихся начальной школы на перемене. Многие ученики не знают, как реализовать энергию, начинают бегать, прыгать по коридорам и лестницам создавая опасность травмирования. Многие учащиеся все перемены напролет играют в планшет или телефон. Мы обратили внимание на то, что многие ребята 1-4 классов не заняты, и неохотно вовлекаются в предложенные им игры. Возможно, они не приучены к играм, или им не нравились предложенные игры. Мы решили попробовать исправить эту ситуацию с помощью организованных переменок для учеников.
Цель исследования–Изучение игр разных поколений и создание условий
для организованного отдыха на перемене учащихся 1-4 классов.
Поставленная перед нами цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
Изучить литературу и другие информационные источники об истории возникновения игр;
Выяснить влияние игры на развитие личности ребёнка;
Выяснить в какие игры играют дети сейчас, а в какие играли наши родители, бабушки и дедушки;
Составить анкету и провести опрос учащихся начальной школы;
Поиграть в эти игры с ребятами и показать им, что игры наших предков интересные и веселые;
Создать книжку – малышку с описанием игр для учащихся начальных классов.
Объект исследования – учащиеся начальной школы.
Предмет исследования – игры наших родителей, бабушек и дедушек.
Гипотезы исследования:
Мы в нашем классе работаем по поручениям. Участник команды «Молния», Никита Колосков, работая затейником, принёс в класс, простую игрушку, которую сделал своими руками. Это была обычная пуговица на нитке. Этой игре Никиту научил его отец. Весь наш класс с увлечением играл в эту игру.
Предположим, что игры наших родителей, бабушек и дедушек заинтересуют учеников начальной школы.
В своей работе мы использовали следующие методы исследования:
Подбор и изучение различных источников информации по данной теме;
анализ и обобщение информации;
анкетирование, составление диаграмм;
сравнение и обобщение;
моделирование и практическая работа по изготовлению книжки
Виды детских игр.
Игра – это занятие для развлечения, отдыха, укрепление здоровья и т.п. Явное желание играть появляется у малыша тогда, когда мама вместе с ним рисует, сочиняет разные сказки, не стесняясь побыть и страшным волком, и боязливым зайчонком и другим героем. Если она не забывает при этом что-то подсказать малышу, делая это, очень ненавязчиво, придумать интересную идею, воплотить ее в жизнь, довести задуманное до конца. Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов - от самых простых до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Выделяют различные виды игры, в том числе: подвижные игры (способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения). Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё; спортивные игры (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т.д.); строительные игры - с кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками; настольные игры(монополия, угадай кто, и т.д.); дидактические игры - специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания); сюжетно-ролевые игры - игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу; игры-драматизации представляют собой исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким и неизменным, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность; и, наконец, компьютерные игры – игры за компьютером, игровыми приставками, планшетами и другими электронными устройствами.
Анкетирование детей начальных классов
Весёлые подвижные игры – это детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.
Чтобы изучить игры разных поколений, выяснить, как проводят перемены учащиеся в начальной школе, в какие игры предпочитают играть, выяснить желают ли ребята разучить новые игры, в которые играли наши предки, мы провели анкетирование.
В анкету мы включили следующие вопросы:
1.Как ты проводишь перемены в школе?
а) играю в планшет, телефон
б) бегаю
в) общаюсь
2.В какие игры ты любишь играть?
а) компьютерные
б)подвижные
в)настольные
3.Хотел (а) бы ты разучить новые игры?
а) да
б) нет
После того как мы провели анкетирование учащихся начальных классов и получили ответы на эти вопросы, мы собрали результаты в таблицу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Рисунок 1. Как ты проводишь перемены в школе?
Вывод:из опроса «Как ты проводишь перемены в школе?» видно, что 5 детей бегает на переменах, 3 играют в планшет или в сотовый телефон, а 23 общаются.
Рисунок 2. В какие игры ты любишь играть?
Вывод:из анкетирования следует, что 18 детей предпочитают подвижные игры, 10- компьютерные и 7опрошенных - настольные.
Рисунок 3. Хотел бы ты научиться новым играм?
Вывод:при подсчете голосов на последний вопрос мы были приятно удивлены тем, что 19 опрошенных хотели бы научиться новым играм и лишь 4 - нет.
Проанализировав результаты, мы выяснили, что у 10 детей (из 26)любимые игры – компьютерные. А жаль! В последнее время говорят не только о пользе компьютера, но и о вреде, ведь дети используют его не для учебы и работы, а только для игры. У них может испортиться зрение, искривиться позвоночник. Долгое времяпрепровождение без движения приносит ребятам большой вред. А подвижные и спортивные игры приносят только пользу.
В чем же польза подвижных игр? Первый и самый главный плюс – общение. Общение детей друг с другом, общение детей и родителей. В отличие от компьютерных игр в эти игры в одиночку не поиграешь. Если ребенок играет с папой и мамой, он может объяснить правила, посоветовать что-то, то есть побыть старшим и взрослым, что в обычной жизни ему удается крайне редко. Второй плюс – формирование умения договориться, ведь необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д.Третий плюс – умение разрешения конфликтной ситуации. Возможно, кто-то сделал неправильный ход или сжульничал. Ребенок получает важную науку, которая в игре усваивается легко, между делом. Четвертый плюс – умение достойно проигрывать. Победитель, как правило, один, зато остальные получают значимый урок. Пятый плюс – физическое развитие. Ребята в ходе игры становятся ловкими, сильными, развивают быстроту и реакцию. Таким образом, подвижные игры воспитывают в ребенке важные качества, стороны личности, которые так необходимы в современном обществе, развивают его физически.
Заключение:
В ходе работы цель, поставленная нами в самом начале, была достигнута. В результате исследования мы узнали различные народные игры, в которые играли наши бабушки и дедушки, наши мамы и папы.
Мы провели анкетирование родителей и узнали, что наши родители любили играть в следующие игры: «Казаки-разбойники», «Зарница», «Классики», «Десяточки» и т.п.
Также мы узнали, какого влияние игр на развитие ребёнка, узнали, что они несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Каждая игра сопровождается закличками, кричалками, сговорками, жеребьевками. Игры объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.
Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть. Мы подобрали подвижные игры для игр на переменах в начальной школе и у нас получились вот такие книжки-малышки. Эти книжки мы хотим подарить всем классным коллективам нашего лицея, чтобы дети играли в подвижные игры, а не бегали и не играли в телефоны.
Гипотеза, которую мы выдвинули, подтвердилась полностью: игры наших родителей, бабушек и дедушек интересуют учеников начальной школы.
Список используемой литературы:
С.К. Якуб «Вспомним забытые игры», Москва «детская литература», 1988г.
Г. М. Науменко «Русские народные детские игры с напевами», Москва, 2003г.
Т.И. Осокина «Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии, Москва, 2013г.
П.А. Киселев, С.Б. Киселева, Е.П. Киселева «Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие», Москва, 2013г.
В. Абраменкова «Ребенок в «заэкранье», Москва, 2012г.
http://wiki.uspi.ru/index.php/Виды_детских_игр_и_их_влияние_на_развитие_ребенка
Приложение 1
Анкета «Игры наших родителей».
1.Как ты проводишь перемены в школе?
а) играю в планшет, телефон
б) бегаю
в) общаюсь
2.В какие игры ты любишь играть?
а) компьютерные
б)подвижные
в)настольные
3.Хотел (а) бы ты разучить новые игры?
а) да
б) нет