Научная статья «Формирование типа правильной читательской деятельности как средства развития универсальных учебных действий по работе с информацией

Статья посвящена проблеме формирования типа правильной читательской деятельности как средства развития универсальных учебных действий по работе с информацией. Подчѐркивается, что технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом уроке и полностью соответствует системнодеятельностному подходу. Ключевые слова: тип правильной читательской деятельности, технология продуктивного чтения.

Содержимое разработки

Научная статья в федеральный образовательный журнал

Тема: «Формирование типа правильной читательской деятельности как средства развития универсальных учебных действий по работе с информацией МБОУ г.Астрахани «СОШ № 35» (Россия, Астрахань)

Аннотация Статья посвящена проблеме формирования типа правильной читательской деятельности как средства развития универсальных учебных действий по работе с информацией. Подчѐркивается, что технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом уроке и полностью соответствует системнодеятельностному подходу. Ключевые слова: тип правильной читательской деятельности, технология продуктивного чтения.

Abstract: The article is devoted to the problem of forming the type of correct reader activity as a means of developing universal educational actions for working with information. It is emphasized that the technology of productive reading is possible when working with any text in any lesson and fully complies with the system-activity approach. Key words: type of correct reading activity, productive reading technology.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО) вводит новое требование к современному уроку – формирование универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД в совокупности направлены на реализацию общей цели современного образования – обучение учащихся умению учиться, что включает в себя «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [3]. Основное правило работы учителя сегодня – не давать ребенку знания в готовом виде. Главная задача уроков литературного чтения и остальных дисциплин – формирование элементарной целостной научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. Важное место при этом занимает работа с информацией. Школьная практика подтверждает, что в досуге младших школьников чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к чтению заметно снижается. Главная проблема заключается в неумении школьников находить в тексте нужную информацию и интерпретировать еѐ. Следовательно, одной из важнейших образовательных задач является обучение пониманию текста [1;2;3;4]. Что значит понимать текст? Во-первых, разбираться в событиях, фактах, описанных в нем. Эту текстовую информацию называют фактуальной. Во-вторых, в тексте часто бывает необходимо понять информацию, заложенную между строк, – подтекстовую. И, наконец, самое главное – добиться понимания смысла текста, или концептуальной информации. Это мысли и чувства автора, создающего текст, которыми он хочет поделиться с читателями. При работе с текстом необходимо учить детей вдумчивому чтению. Ученик должен продумывать смысл каждого слова, задавать вопросы, находить в тексте на них ответы, делать элементарный анализ прочитанного текста. Для формирования типа правильной читательской деятельности как средства развития универсальных учебных действий по работе с информацией работа с текстом должна проводиться в три этапа: I. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Это означает, что по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям дети определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют его героев. II. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя). Повторное чтение текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов. III. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Выполнение творческих заданий. Технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом уроке, т.к. она основана на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Но, конечно, наиболее полно ее применение представлено на уроках литературного чтения [1;2;3;4]. На уроках математики при работе с текстовой задачей ребята также могут применять элементы этой технологии. Она позволяет детям легко извлекать из текста задачи необходимую информацию, устанавливать взаимосвязи и переходить к созданию вспомогательной математической модели. Такая работа производится также по определенному алгоритму.

Тенденции развития науки и образования – 103 –

  1. Фронтальное чтение задачи и подчеркивание всех информационных единиц.

  2. Разбор текста задачи, выписывание опорных слов, построение оптимальной вспомогательной модели

  3. Еѐ оценка с точки зрения понятности и доступности

  4. Составление плана решения.

  5. Решение задачи.

  6. Запись решения.

  7. Совместное оценивания результата

На уроках окружающего мира, конечно же, не обойтись без работы с текстом, иллюстрациями, схемами. Но не воспроизведение текста требуется от ученика, а овладение первоначальными умениями передачи, поиска и преобразования, хранения информации. Они формируют умения:

1 вычитывать фактуальную информацию;

2. ориентироваться в структуре текста;

3 объяснять и оценивать прочитанное;

4 тематическую принадлежность текста;

5 выделять главную мысль текста; 6 составлять свой небольшой текст на основе творческого пересказа.

Хочется отметить, что именно такой подход к работе с текстами отвечает требованиям ФГОС НОО. В его основе лежит деятельностный подход в обучении, обеспечивающий формирование функционально грамотной личности и ориентированный на развитие у учащихся ключевых компетенций. Технология продуктивного чтения направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Безусловно верно то, что включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом способствует как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи [1;2;3;4]. Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

Список используемой литературы

1. Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст. – М., 2009. 2. Турчанинова Т.В. Работа над пониманием текста в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – № 8. 3. Асмолов А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М., 2009. 4. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. –

Сохранить у себя:
Научная статья «Формирование типа правильной читательской деятельности как средства развития универсальных учебных действий по работе с информацией

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки