СОДЕЙСТВИЕ В СОЗДАНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЕЙ, МЕТОДИСТОВ, АДМИНИСТРАТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ, А ТАКЖЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Новосибирск, 30 января - 03 февраля 2017 г.
Команда проекта:
- Ткаченко Светлана Владимировна;
- Шилкова Марина Сергеевна;
- Шитова Вероника Валериевна;
- Шульга Александр Алексеевич;
- Червякова Елена Васильевна;
- Юркина Татьяна Александровна.
Наши консультанты:
- Гоманова Татьяна Константиновна, к.э.н.;
- Гуськова Анна Геннадьевна, к.п.н.
Цель проекта – создание методической разработки внеурочного мероприятия
«Мы создаем наше будущее»
Содержательная характеристика
Предмет
Финансовая грамотность
Класс
9
Раздел:
Человек и государство: как они взаимодействуют.
Базовый учебник
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И.В. Липсиц, О.И. Рязанова — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 352 с., ил.
Тема
«Мы создаем наше будущее»
Вид деятельности
Внеурочная
Форма мероприятия
Квест-игра
Образовательные ресурсы
Мультимедиа, интернет-ресурсы, раздаточный материал
Цель: Формирование социального интереса и представления об ответственности в отношении своей будущей пенсии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- получить дополнительный опыт командной работы и развития коммуникативных навыков;
- понимать личную ответственность за накопительную часть пенсионного обеспечения.
Предметные результаты:
- оперировать базовыми понятиями, связанными с пенсионной системой РФ: пенсия и пенсионная система, пенсионный фонд, негосударственные пенсионные фонды;
- осознать факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения;
- уметь использовать «пенсионный калькулятор» - ресурс ПФР.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты:
- умение находить актуальную информацию в сети Интернет;
- умение анализировать проблему, определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
- анализ и интерпретация информации о пенсионной системе из различных источников.
Ведущая технология: обучение ( деятельность ) в сотрудничестве (learning together)
Технологическая карта
Этапы учебного занятия
Деятельность учителя
- Организационный
Деятельность учащихся
- Мотивационно - целевой блок.
ПРИВЕТСТВИЕ
Учитель приветствует учащихся
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ
Учитель предлагает к просмотру видеоролик, ассоциативный ряд из картинок по теме
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
В форме беседы актуализируется информация о необходимости подумать о пенсии уже сегодня, (например, учитель может рассказать о том, как и когда американские дети заботятся о своей будущей пенсии)
Помогает формулировать цель занятия, задачи.
Учитель сообщает, что занятие пройдет в необычной форме, в форме квеста. Сегодня вы будете искать такие условия, факторы, которые помогут вам увеличить размер вашей будущей пенсии.
Учащиеся приветствуют учителя и друг друга
Ресурс
Социальная форма
Учащиеся формулируют тему занятия
Беседуют по вопросам, по ситуациям, которые задает учитель.
Формулируют цель и задачи квеста.
Класс, фронтальная
Время
Мультимедиа проектор, компьютер с выходом в интернет (Приложение8)
1 мин.
Класс, фронтальная
3мин
2 мин.
Технологическая карта
Этапы учебного занятия
Деятельность учителя
- Операционно-деятельностный
Деятельность учащихся
Ребята, для нашей дальнейшей работы разделимся на 3 группы. Посмотрите на спинку своего стула, там находится, жетон с цифрой, который укажет вам на принадлежность к определенной группе. Соберитесь в группы и определите капитана.
Капитан команды подходит к учителю и получает маршрутный лист.
Учитель акцентирует внимание на формате занятия.
Сегодня вы пройдете увлекательный квест. Вам предстоит пройти 5 сложных, но интересных станций и выполнить задания. Ваши родители будут выполнять роль модераторов, организаторов на станциях.
Ресурс
Обучающиеся определяют номер и формируют группы
Определяют лидера
Лидер получает маршрутный лист (Приложение1)
Начинают движение по маршрутному листу
Обучающиеся осуществляют переход по «остановкам», выполняя соответствующие задания
Остановка
«Что есть что?» (приложение 2)
Остановка «Посчитаем ! Подумаем!» (приложение 3)
Остановка «Угадайка» (приложение 4)
Остановка «Реклама » (приложение 5)
Остановка «Черный ящик»
(приложение 6)
Социальная форма
Жетоны с номерами (Приложение 9)
Маршрутный лист
На станциях:
Маркеры для кроссворда, компьютер с выходом в интернет, раздаточные материалы, Черный ящик, картинка «снилс»
Время
Групповая
3 мин.
6 мин.
10 мин.
10 мин.
7 мин.
4 мин.
Технологическая карта
Этапы учебного занятия
Деятельность учителя
- Оценочно -рефлексивный
Учитель организует процесс завершения квеста.
Ребята, вы замечательно потрудились, давайте вернемся к вопросу: какие факторы влияют на формирование вашей будущей пенсии? Собранные вами призы на станциях, монеты со словами положите в «мешок». Иными словами, соберите свою будущую пенсию .
А теперь давайте сделаем совместное фото в память о нашем мероприятии.
Учитель объявляет окончание мероприятия, желает всем уверенности в будущем!
Деятельность учащихся
Ресурс
Учащиеся собираются в учебном кабинете и в «денежный мешок», символизирующий будущую пенсию, складывают собранные «призы» на станциях . (приложение7)
Один из ребят называет все факторы, формирующие будущую достойную пенсию .
Ребята и родители собираются на совместную фотографию и все вместе говорят «Сниииилс»!
Мешок нарисованный, «призы», полученные группами на станциях
Социальная форма
Время
Коллективная
8 мин.
Источники информации
- Сайт Пенсионного фонда России https:// www . pfrf . ru
- Сайт Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» https://fmc.hse.ru/
- УМК по финансовой грамотности: для 8-9 класса
- «Красивая реклама негосударственного пенсионного фонда» https://www.youtube.com/watch?v=0n_vYF9IowQ
Благодарим за внимание!