Музыкальные традиции восточных народов. Индия и Китай.

На уроке обсуждают музыкальные традиции китайского и индийского народов; знакомятся с их музыкальными инструментами, слушают и сравнивают с музыкой казахского народа.

Содержимое разработки

Раздел: Музыкальные традиции народов мира.

Дата: 5 класс 5-3-4

Тема: Музыкальные традиции народов Востока. Китай. Индия.

5.1.1.1 – определять муз.жанр и худ. средства, анализировать прослушанную музыку;

5.1.2.4 – использовать муз.терминологию в ходе выполнения заданий;

5.1.1.2. – классифицировать по группам муз.инструменты разных народов мира, сравнивая их в различных контекстах;

5.1.2.3. – определять особенности муз.традиций народов мира.


Цели обучения:





Цели урока:

Все учащиеся:

- обсуждают муз.традицию кит. и индийского народов;

- знакомятся с муз.инструментами кит. и индийского народов;

- слушают музыку кит.и индийского народов;

- могутоценить свою работу.

Большинство учащихся:

- то же, что и все, а также собирают инф. о муз. инструментахНекоторые учащиеся:

- то же, что ибольшинство, а также могутпознакомитьсосвоей работой и оценитьее.

Критерии оценки

- находят сходство и различие в муз.трад. казахов и восточных народов;

- могут презентовать и оценивать свою работу.


Языковые цели

- описывают различные особенности музыки разных народов;

- вносят предложения по улучшению своей работы и работы др.учащихся.

Вопросы д\обсуждения:

- Звуки каких инстр. вы слышите?

- К какой гр. инструментов по классификации можно отнести эти инструменты?

- Почему вы выбрали именно этот инструмент? …

Привитие ценностей

Научить слушать, понимать к муз.традициямтюркских народов, прививать культурные ценности через народную музыку.

Межпредм. связь

Музыка, история, естествознание.

Начальные знания

Знания, полученные на предыдущих уроках.

Ход урока:

Этапы урока:

Запланированная на уроке деятельность

Ресурсы

Начало урока.

1. (Д,К). Слушание кит.нар музыки в инструм. варианте. Обмен впечатлениями.

- Музыка какого народа прозвучала? Жанр? Что вы знаете о культуре и традициях этой страны? Ее столица?

Тема: «Музыкальные традиции восточных народов».

Рассказ. Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Ср. Востока, Центр. И Юж. Азии, Юго-восточной Азии. Она также впитала элементы музыки народов, входивших в состав китайского государства -уйгуровтибетцевмонголовчжурчженейманьчжуров и т. д.), и в свою очередь, оказала значительное влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-восточной Азии и бассейна Тихого океана. Каким образом? Почему? (Великий Шелковый путь).

- Почему торговый путь наз. так? (Великий – потому что путь соединял обширные терр. Запада и Востока. Шелковый, потому что в Китае изобрели шелк, которыйочень ценился и пользовался особым спросом.

- Какие страны соединял это путь? КитайКыргызстан - Казахстан - Таджикистан - Узбекистан - Туркмения - Иран - Азербайджан - Грузия

Шёлк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из Центральной Азии вывозились кони, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и сереброполудрагоценные камнии изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты — арбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое.

Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов КавказаСредней Азии и Китая, он, например, служил проводником распространения технологий и инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура), религии (христианствобуддизмисламманихейство), технологии (само производство шёлка, а также порохабумаги и т. п.). При этом почти все технологии (за исключением, пожалуй, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении.

Великий кит.философ и мыслитель Конфуций гов. «Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыкеВ его трактатах разрабатывалась глубокая связь природы музыки с Космосом, подчёркивалась её общественная и политическая роль. Буддийское мировоззрение подчеркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека.

Музыка в конфуцианстве рассматривалась как одно из средств управления государством, а также как основной фактор воспитания людей и достижения общественной гармонии. Музыкантам, как носителям традиции, отводилась существенная роль при дворе. В некоторых источниках их изображают политически грамотными мыслителями и носителями личных добродетелей. 

Долгое время смысл китайской музыки не доходил до европейцев, и даже приводил к неприятию её европейскими музыкантами. В книге «Вечера в оркестре» (1853) Гектор Берлиоз писал о кит.музыке: «Напев, гротескный и даже весьма неприятный, заканчивался, как в любом нашем самом пошлом романсе, на ключевой ноте; ни разу не отклонился он от тональности и лада, заданных в самом начале. Дробный, монотонный по ритмическому рисунку аккомпанемент исполнялся… в полнейшем диссонансе с нотами голоса… Музыка у китайцев и индийцев, если бы она у них вообще была, походила бы на нашу; но в этой области они пребывают в полнейшем мраке варварства и инфантильного невежества, сквозь которые едва пробиваются малочисленные, неуклюжие и неуверенные ростки. Народы Востока называют музыкой то, что мы назвали бы шумом».

По традиции, инструменты классифицируются в зависимости от материала звучащего элемента: бамбук, глина, дерево, камень, кожа, металл, тыква-горлянка, шёлк. (Показ – демонстрация кит.нар.инструментов)

Деревянные духовые, ударные:дицзышэнгонгпайгупайсяогуаньколокольчикицимбалы. Смычковые струнные:эрхучжунхудахубаньхуцзинхугаохугэхуехуцичжунхудиингэхулэйцинь

Щипковые и молоточковые: струнные:гуциньсаньсяньянциньгучжэн, жуань, кунхоулюциньпипачжу

Инструментальное исполнение в традиционной китайской музыке сольное и ансамблевое (небольшие оркестры, играющие на щипковых и смычковых струнных, флейтах, цимбалах, гонгах и барабанах).

Китайская бамбуковая флейта и гуцинь относятся к древнейшим инструментам человечества.

3. Слушание Индийской трад. музыки .

- Какому народу принадлежит эта музыка? Почему так решили? На каком инструменте прозвучала музыка? Это древний струнно-щипковый инструмент – ситар.

Индия с давних пор притягивает к себе внимание, взоры, мысли ученых -- исследователей, поэтов, художников, композиторов. Известного рус.художника, ученого, мыслителя, философа Н.К. Рериха и его семью всегда влекла мудрая, загадочная Индия, ее культура, мудрость, древние знания. В 1923 году Н.К. с женой Е.И. (философ, писатель), сыновьями Ю. Н. (историк, лингвист, индолог, тибетолог, монголист) и Св. (изв. рус.художник) после многих попыток попасть в желаемую страну, наконец, приезжают в Индию и сразу же начинают изучение, исследования ее истории, культуры, традиций. Особенно их восхитили Гималаи. Величие, красоту и притягательность этих гор Н.К и Св.Н. отразили в своих картинах. «Певцом гор» справедливо называют Н.К.

Демонстрация слайдов с картинами Рерихов.

4. Рага - как основа музыки Индии. Музыка для народа Индии является свя­щенным видом искусства. Индусы верят, что музыка дает человеку энергию и силу духа, здоровье телу и душе, что музыкальный звук – «дар небес» - сильней­шим образом воздействует на человека. Индийская классическая музыка имеет народные кор­ни. Сердце всей индийской классической музыки - это рага. Каждая рага имеет свой определенный ритм и соот­ветствущее ему настроение. Индийская музыка - един­ственная в своем роде, так как определенная рага соответствует определенному времени суток. Например, ни в коем случае нельзя слушать утреннюю рагу вечером, так как это может неправильно отразиться на состоянии души человека.

Слушание инструментальной «Утренней» раги. Обмен впечатлениями.

Отсюда несколько принципов исполнения раги: определенный звукоряд, интонации и то время, которое ей предписано. В Индии же сутки поделены на восемь частей. Считается, что в эти промежутки времени меняется состояние человека и природы.

Слушание вокальнойраги «Восход солнца». Обмен впечатлениями.

Однажды великий индийский музыкант Тансен был вынужден петь рагу, несоответствующую времени, связанную с жарким («огненным») временем дня. Дело кончилось плохо: сначала во дворце сами по себе загорелись свечи, а затем самого музыканта охватило пламя, которое с трудом удалось потушить. А некоторые раги до сих пор используются в Индии для вызывания дождя.

5. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Н. Римского – Корсакова.

Интерес к культуре Индии был как среди ученых - исследователей, поэтов, художников, так и композиторов.

Д/З: с. , доп. мат-л о культуре Индии, найти изображения культурных памятников, музыкальных инструментов, костюмов, воспользовавшись, интернет – ресурсами.













Карта






















Портрет Конфуц.
























кит.нар. инструм.












Конец урока

Рефлексия:

- Что я узнал? Что общего между музыкой индийского и казахского народов? Чему я сегодня научился? Что было трудным для меня? Что – легко?


Рефлексия для учителя


Два положительных аспекта урока






Что может способствовать повышению кач-ва урока?








Мои наблюдения. На что следует обратить внимание на след.уроках.





Сохранить у себя:
Музыкальные традиции восточных народов. Индия и Китай.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки