Раздел: Музыкальные традиции народов мира. | Дата: 5 класс 5-3-4 | |||
Тема: Музыкальные традиции народов Востока. Китай. Индия. | ||||
5.1.1.1 – определять муз.жанр и худ. средства, анализировать прослушанную музыку; 5.1.2.4 – использовать муз.терминологию в ходе выполнения заданий; 5.1.1.2. – классифицировать по группам муз.инструменты разных народов мира, сравнивая их в различных контекстах; 5.1.2.3. – определять особенности муз.традиций народов мира. | ||||
Цели обучения:
| ||||
Цели урока: | Все учащиеся: - обсуждают муз.традицию кит. и индийского народов; - знакомятся с муз.инструментами кит. и индийского народов; - слушают музыку кит.и индийского народов; - могутоценить свою работу. Большинство учащихся: - то же, что и все, а также собирают инф. о муз. инструментахНекоторые учащиеся: - то же, что ибольшинство, а также могутпознакомитьсосвоей работой и оценитьее. | |||
Критерии оценки | - находят сходство и различие в муз.трад. казахов и восточных народов; - могут презентовать и оценивать свою работу. | |||
Языковые цели | - описывают различные особенности музыки разных народов; - вносят предложения по улучшению своей работы и работы др.учащихся. Вопросы д\обсуждения: - Звуки каких инстр. вы слышите? - К какой гр. инструментов по классификации можно отнести эти инструменты? - Почему вы выбрали именно этот инструмент? … | |||
Привитие ценностей | Научить слушать, понимать к муз.традициямтюркских народов, прививать культурные ценности через народную музыку. | |||
Межпредм. связь | Музыка, история, естествознание. | |||
Начальные знания | Знания, полученные на предыдущих уроках. | |||
Ход урока: | ||||
Этапы урока: | Запланированная на уроке деятельность | Ресурсы | ||
Начало урока. 1. (Д,К). Слушание кит.нар музыки в инструм. варианте. Обмен впечатлениями. - Музыка какого народа прозвучала? Жанр? Что вы знаете о культуре и традициях этой страны? Ее столица? Тема: «Музыкальные традиции восточных народов». Рассказ. Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Ср. Востока, Центр. И Юж. Азии, Юго-восточной Азии. Она также впитала элементы музыки народов, входивших в состав китайского государства -уйгуров, тибетцев, монголов, чжурчженей, маньчжуров и т. д.), и в свою очередь, оказала значительное влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-восточной Азии и бассейна Тихого океана. Каким образом? Почему? (Великий Шелковый путь). - Почему торговый путь наз. так? (Великий – потому что путь соединял обширные терр. Запада и Востока. Шелковый, потому что в Китае изобрели шелк, которыйочень ценился и пользовался особым спросом. - Какие страны соединял это путь? Китай- Кыргызстан - Казахстан - Таджикистан - Узбекистан - Туркмения - Иран - Азербайджан - Грузия Шёлк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из Центральной Азии вывозились кони, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камнии изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты — арбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое. Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Кавказа, Средней Азии и Китая, он, например, служил проводником распространения технологий и инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура), религии (христианство, буддизм, ислам, манихейство), технологии (само производство шёлка, а также пороха, бумаги и т. п.). При этом почти все технологии (за исключением, пожалуй, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении. Великий кит.философ и мыслитель Конфуций гов. «Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке?»В его трактатах разрабатывалась глубокая связь природы музыки с Космосом, подчёркивалась её общественная и политическая роль. Буддийское мировоззрение подчеркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека. Музыка в конфуцианстве рассматривалась как одно из средств управления государством, а также как основной фактор воспитания людей и достижения общественной гармонии. Музыкантам, как носителям традиции, отводилась существенная роль при дворе. В некоторых источниках их изображают политически грамотными мыслителями и носителями личных добродетелей. Долгое время смысл китайской музыки не доходил до европейцев, и даже приводил к неприятию её европейскими музыкантами. В книге «Вечера в оркестре» (1853) Гектор Берлиоз писал о кит.музыке: «Напев, гротескный и даже весьма неприятный, заканчивался, как в любом нашем самом пошлом романсе, на ключевой ноте; ни разу не отклонился он от тональности и лада, заданных в самом начале. Дробный, монотонный по ритмическому рисунку аккомпанемент исполнялся… в полнейшем диссонансе с нотами голоса… Музыка у китайцев и индийцев, если бы она у них вообще была, походила бы на нашу; но в этой области они пребывают в полнейшем мраке варварства и инфантильного невежества, сквозь которые едва пробиваются малочисленные, неуклюжие и неуверенные ростки. Народы Востока называют музыкой то, что мы назвали бы шумом». По традиции, инструменты классифицируются в зависимости от материала звучащего элемента: бамбук, глина, дерево, камень, кожа, металл, тыква-горлянка, шёлк. (Показ – демонстрация кит.нар.инструментов) Деревянные духовые, ударные:дицзы, шэн, гонг, пайгу, пайсяо, гуань, колокольчики, цимбалы. Смычковые струнные:эрху, чжунху, даху, баньху, цзинху, гаоху, гэху, еху, цичжунху, диингэху, лэйцинь Щипковые и молоточковые: струнные:гуцинь, саньсянь, янцинь, гучжэн, жуань, кунхоу, люцинь, пипа, чжу Инструментальное исполнение в традиционной китайской музыке сольное и ансамблевое (небольшие оркестры, играющие на щипковых и смычковых струнных, флейтах, цимбалах, гонгах и барабанах). Китайская бамбуковая флейта и гуцинь относятся к древнейшим инструментам человечества. 3. Слушание Индийской трад. музыки . - Какому народу принадлежит эта музыка? Почему так решили? На каком инструменте прозвучала музыка? Это древний струнно-щипковый инструмент – ситар. Индия с давних пор притягивает к себе внимание, взоры, мысли ученых -- исследователей, поэтов, художников, композиторов. Известного рус.художника, ученого, мыслителя, философа Н.К. Рериха и его семью всегда влекла мудрая, загадочная Индия, ее культура, мудрость, древние знания. В 1923 году Н.К. с женой Е.И. (философ, писатель), сыновьями Ю. Н. (историк, лингвист, индолог, тибетолог, монголист) и Св. (изв. рус.художник) после многих попыток попасть в желаемую страну, наконец, приезжают в Индию и сразу же начинают изучение, исследования ее истории, культуры, традиций. Особенно их восхитили Гималаи. Величие, красоту и притягательность этих гор Н.К и Св.Н. отразили в своих картинах. «Певцом гор» справедливо называют Н.К. Демонстрация слайдов с картинами Рерихов. 4. Рага - как основа музыки Индии. Музыка для народа Индии является священным видом искусства. Индусы верят, что музыка дает человеку энергию и силу духа, здоровье телу и душе, что музыкальный звук – «дар небес» - сильнейшим образом воздействует на человека. Индийская классическая музыка имеет народные корни. Сердце всей индийской классической музыки - это рага. Каждая рага имеет свой определенный ритм и соответствущее ему настроение. Индийская музыка - единственная в своем роде, так как определенная рага соответствует определенному времени суток. Например, ни в коем случае нельзя слушать утреннюю рагу вечером, так как это может неправильно отразиться на состоянии души человека. Слушание инструментальной «Утренней» раги. Обмен впечатлениями. Отсюда несколько принципов исполнения раги: определенный звукоряд, интонации и то время, которое ей предписано. В Индии же сутки поделены на восемь частей. Считается, что в эти промежутки времени меняется состояние человека и природы. Слушание вокальнойраги «Восход солнца». Обмен впечатлениями. Однажды великий индийский музыкант Тансен был вынужден петь рагу, несоответствующую времени, связанную с жарким («огненным») временем дня. Дело кончилось плохо: сначала во дворце сами по себе загорелись свечи, а затем самого музыканта охватило пламя, которое с трудом удалось потушить. А некоторые раги до сих пор используются в Индии для вызывания дождя. 5. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Н. Римского – Корсакова. Интерес к культуре Индии был как среди ученых - исследователей, поэтов, художников, так и композиторов. Д/З: с. , доп. мат-л о культуре Индии, найти изображения культурных памятников, музыкальных инструментов, костюмов, воспользовавшись, интернет – ресурсами. |
Карта
Портрет Конфуц.
кит.нар. инструм.
| |||
Конец урока | Рефлексия: - Что я узнал? Что общего между музыкой индийского и казахского народов? Чему я сегодня научился? Что было трудным для меня? Что – легко? |
| ||
Рефлексия для учителя | ||||
Два положительных аспекта урока
|
| |||
Что может способствовать повышению кач-ва урока?
|
| |||
Мои наблюдения. На что следует обратить внимание на след.уроках.
|
|