Музыкальные традиции тюркских народов

На этом уроке учащиеся обсуждают музыкальные традиции тюркоязычных народов - узбеков, кыргызов; знакомятся с музыкальными инструментами тюркских народов; слушают мелодии тюркских народов, информацию об их песенном и танцевальном искусстве.

Содержимое разработки

Раздел: Музыкальные традиции народов мира.

Дата: 5 класс 5-3-1

Тема: Музыкальные традиции тюркских народов.

5.1.1.1 – определять муз. жанр и худ. средства, анализировать прослушанную музыку;

5.1.2.4 – использовать муз.терминологию в ходе выполнения устных и письменных заданий;

5.1.3.1 – передавать муз.настроение и худ. образ в процессе исполнения песни;

5.1.1.2. –классифицировать по группам муз.инструменты разных народов мира, сравнивая их в различных контекстах;

5.1.2.3. – определять особенности муз.традиций народов мира.


Цели обучения:





Цели урока:

Все учащиеся:

-обсуждают муз. традиции тюркоязычных народов – тувинцев, хакасов, башкир;

- знакомятся с муз.инструментами тюркских народов; слушают и определяют мелодии тюркских народов;

- слушают горловое пение певцов тюркоязычных народов – тувинцев, хакасов;

- разучивают и исполняют татарскую нар.песню «Жанбыр», «Дождик».

Большинство учащихся:

- то же, что и все, а также могут познакомить со своей работой;

Некоторые учащиеся:

- то же, что и все, а также слушают, проводят исследование и объясняют особенности горлового пения тюркоязычных народов;

- могут познакомить со своей работой и

оценить ее.

Критерии оценки

- находят сходство и различия в традициях и муз.культуре казахов и др. тюркских народов;

- рассказывают об особенностях традиции горлового пения;

- выразительно исполняютпесню

- могут презентовать и оценивать свою работу.


Языковые цели

- описывают различные особенности музыки разных народов;

- вносят предложения по улучшению своей работы и работы др.учащихся.

Вопросы д\обсуждения:

-Звуки каких инстр. вы слышите?

- К какой гр. инструментов по классификации можно отнести эти инструменты?

- Почему вы выбрали именно этот инструмент? …

Привитие ценностей

Научить слушать, понимать к муз.традициямтюркских народов, прививать культурные ценности через народную музыку.

Межпредм. связь

Музыка, история, естествознание.

Начальные знания

Знания, полученные на предыдущих уроках.

Ход урока:

Этапы урока:

Запланированная на уроке деятельность

Ресурсы

Начало урока: Тема: «Музыкальные традиции тюркских народов».

1. (Д,К). Задание. Поиск инф-ии. Анализ.

Заполнить на доске таблицу названиями тюркских народов с помощью словарика в учебнике (башкир, казах, киргиз, грузин, немец, таджик, уйгур, тувинец, укратнец, хакасец, азерб-ц, албанец, кореец и др.).

2. Обсуждение: Сходство и различия каз. народа с др._ изучение муз.трад. других тюркских народов.



Середина урока: (Д,К,Э) Слушание музыки. Поиск инф-ии на тему: «Музыкальные традиции тувинского народа».

К-ратувин. нар.развив. в тесной связи с древними обычаями и нац. муз. традицией. У тувинцев сохранено более 20 видов муз.инстр. Некоторые из них использ. для сопровождения обрядов шаманов. Среди муз.инстр, наиболее попул.: дошпулуур, игил, хомус, чадахан, шоор, дамбыра (барабан). Особое место заним. горл.пение.

Горловое пение - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам- тувинцам, алтайцам, монголам, башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других муз.традициях, по меньшей мере удивление. Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев. «Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передается словами. Это пение называется горловым ­ - «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой. За сим следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме» - инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, далекой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии».

По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение - хоомей - заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей - каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей - думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), ховукаргыраазы (степноекаргыраа). О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение.Мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Именно она как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с ней. Искусные исполнители горлового пения, как и сказители, являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения.

2) (Д,К). Музыкальные традиции хакасского народа.

У хак. хорошо сохранились фольклорные произведения различ. жанров: легенды, мифы, сказки, героич, историч, эпосы, жыр(ыр), стихи (тахпах). Эпосы исп. в сопров.чатхана(струн.-щипк.) и горловых звуков. Муз, ин.: хомыс (похож на домбру), ыык (кобыз). Просмотр видео, обсуждение.

3). (Д,К). Музыкальные традиции башкирского народа.

В жизненном укладе, быту, языке, обычаях, трад., муз.иск-ве башкир с казахами много схожего. Например, эпосы-поэмы о батырах и биях, общие для двух нар. Хорошо развит и жанр терме.У них также развито горловое пение. Имеют сходство и муз.инструменты. Среди них особое место занимает курай.

Слушание, обсуждение.

Традиция –это жизненный уклад, обычаи, язык, к-ра, иск-во, передаваемые из поколения в поколение.

Муз.традиция – формировавшееся веками, свойственное только ему инструм. и певческое иск-во каждого народа.



4. «Дождик» (тат.нар.п.) – вок-хор. работа. (К). Исполнение и оценивание.

Учебник, хрестоматия, фонохрестоматия



ролик

Конец урока

Рефлексия:

- Что я узнал? Чему я сегодня научился? Что было трудным для меня? Что – легко?


Рефлексия для учителя


Два положительных аспекта урока


Что может способствовать повышению кач-ва урока?



Мои наблюдения. На что следует обратить внимание на след.уроках.













Сохранить у себя:
Музыкальные традиции тюркских народов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки