Раздел: Музыкальные традиции народов мира. | Дата: 5 класс 5-3-1 | ||||
Тема: Музыкальные традиции тюркских народов. | |||||
5.1.1.1 – определять муз. жанр и худ. средства, анализировать прослушанную музыку; 5.1.2.4 – использовать муз.терминологию в ходе выполнения устных и письменных заданий; 5.1.3.1 – передавать муз.настроение и худ. образ в процессе исполнения песни; 5.1.1.2. –классифицировать по группам муз.инструменты разных народов мира, сравнивая их в различных контекстах; 5.1.2.3. – определять особенности муз.традиций народов мира. | |||||
Цели обучения:
| |||||
Цели урока: | Все учащиеся: -обсуждают муз. традиции тюркоязычных народов – тувинцев, хакасов, башкир; - знакомятся с муз.инструментами тюркских народов; слушают и определяют мелодии тюркских народов; - слушают горловое пение певцов тюркоязычных народов – тувинцев, хакасов; - разучивают и исполняют татарскую нар.песню «Жанбыр», «Дождик». Большинство учащихся: - то же, что и все, а также могут познакомить со своей работой; Некоторые учащиеся: - то же, что и все, а также слушают, проводят исследование и объясняют особенности горлового пения тюркоязычных народов; - могут познакомить со своей работой и оценить ее. | ||||
Критерии оценки | - находят сходство и различия в традициях и муз.культуре казахов и др. тюркских народов; - рассказывают об особенностях традиции горлового пения; - выразительно исполняютпесню - могут презентовать и оценивать свою работу. | ||||
Языковые цели | - описывают различные особенности музыки разных народов; - вносят предложения по улучшению своей работы и работы др.учащихся. Вопросы д\обсуждения: -Звуки каких инстр. вы слышите? - К какой гр. инструментов по классификации можно отнести эти инструменты? - Почему вы выбрали именно этот инструмент? … | ||||
Привитие ценностей | Научить слушать, понимать к муз.традициямтюркских народов, прививать культурные ценности через народную музыку. | ||||
Межпредм. связь | Музыка, история, естествознание. | ||||
Начальные знания | Знания, полученные на предыдущих уроках. | ||||
Ход урока: | |||||
Этапы урока: | Запланированная на уроке деятельность | Ресурсы | |||
Начало урока: Тема: «Музыкальные традиции тюркских народов». 1. (Д,К). Задание. Поиск инф-ии. Анализ. Заполнить на доске таблицу названиями тюркских народов с помощью словарика в учебнике (башкир, казах, киргиз, грузин, немец, таджик, уйгур, тувинец, укратнец, хакасец, азерб-ц, албанец, кореец и др.). 2. Обсуждение: Сходство и различия каз. народа с др._ изучение муз.трад. других тюркских народов. |
| ||||
Середина урока: (Д,К,Э) Слушание музыки. Поиск инф-ии на тему: «Музыкальные традиции тувинского народа». К-ратувин. нар.развив. в тесной связи с древними обычаями и нац. муз. традицией. У тувинцев сохранено более 20 видов муз.инстр. Некоторые из них использ. для сопровождения обрядов шаманов. Среди муз.инстр, наиболее попул.: дошпулуур, игил, хомус, чадахан, шоор, дамбыра (барабан). Особое место заним. горл.пение. Горловое пение - уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам- тувинцам, алтайцам, монголам, башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других муз.традициях, по меньшей мере удивление. Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев. «Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передается словами. Это пение называется горловым - «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой. За сим следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме» - инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, далекой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии». По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение - хоомей - заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей - каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей - думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), ховукаргыраазы (степноекаргыраа). О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение.Мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Именно она как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с ней. Искусные исполнители горлового пения, как и сказители, являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми среди всех социальных слоев и групп населения. 2) (Д,К). Музыкальные традиции хакасского народа. У хак. хорошо сохранились фольклорные произведения различ. жанров: легенды, мифы, сказки, героич, историч, эпосы, жыр(ыр), стихи (тахпах). Эпосы исп. в сопров.чатхана(струн.-щипк.) и горловых звуков. Муз, ин.: хомыс (похож на домбру), ыык (кобыз). Просмотр видео, обсуждение. 3). (Д,К). Музыкальные традиции башкирского народа. В жизненном укладе, быту, языке, обычаях, трад., муз.иск-ве башкир с казахами много схожего. Например, эпосы-поэмы о батырах и биях, общие для двух нар. Хорошо развит и жанр терме.У них также развито горловое пение. Имеют сходство и муз.инструменты. Среди них особое место занимает курай. Слушание, обсуждение. Традиция –это жизненный уклад, обычаи, язык, к-ра, иск-во, передаваемые из поколения в поколение. Муз.традиция – формировавшееся веками, свойственное только ему инструм. и певческое иск-во каждого народа. 4. «Дождик» (тат.нар.п.) – вок-хор. работа. (К). Исполнение и оценивание. | Учебник, хрестоматия, фонохрестоматия
ролик | ||||
Конец урока | Рефлексия: - Что я узнал? Чему я сегодня научился? Что было трудным для меня? Что – легко? |
| |||
Рефлексия для учителя | |||||
Два положительных аспекта урока |
| ||||
Что может способствовать повышению кач-ва урока? |
| ||||
Мои наблюдения. На что следует обратить внимание на след.уроках.
|
|