![Музыкальное искусство барокко](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_0.jpg)
Музыкальное искусство барокко
![Барокко ( от итал. barocco –причудливый, странный), стиль главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIIIв. Родина барокко – Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим, мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_1.jpg)
Барокко
( от итал. barocco –причудливый, странный), стиль главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIIIв. Родина барокко – Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим, мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.
![Бартоломео Франческо Растрелли Джованни Баттиста Тревано](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_2.jpg)
Бартоломео Франческо
Растрелли
Джованни Баттиста
Тревано
![Клаудио Монтеверди - блестящий реформатор жанра оперы • Углубил содержательный смысл оперы • Сюжеты его опер включали интриги, заговоры, измены, покушения • Расширил выразительные средства и формы вокальных и оркестровых партий • Ввел в нее увертюру и дуэт • Создал «Взволнованный стиль», передающий драматизм и напряженность действия, глубину страстных чувств и переживаний • Заложил традиции оперной венецианской школы • Создал новый тип арии – «Жалобную песнь»• 1567 - 1643](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_3.jpg)
Клаудио Монтеверди - блестящий реформатор жанра оперы
• Углубил содержательный смысл оперы
• Сюжеты его опер включали интриги, заговоры, измены, покушения
• Расширил выразительные средства и формы вокальных и оркестровых партий
• Ввел в нее увертюру и дуэт
• Создал «Взволнованный стиль», передающий драматизм и напряженность действия, глубину страстных чувств и переживаний
• Заложил традиции оперной венецианской школы
• Создал новый тип арии – «Жалобную песнь»•
1567 - 1643
![Наследие Монтеверди ■ Разнообразие его творческой деятельности: ♦ 8 сборников светских мадригалов ♦ Духовные сочинения ♦ Оперы ■ «Взволнованный стиль» опер : ♦ «Орфей» ♦ «Коронация Поппеи» ♦ «Ариадна](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_4.jpg)
Наследие Монтеверди
■ Разнообразие его творческой деятельности:
♦ 8 сборников светских мадригалов
♦ Духовные сочинения
♦ Оперы
■ «Взволнованный стиль» опер :
♦ «Орфей»
♦ «Коронация Поппеи»
♦ «Ариадна
![Арканджело Корелли 1653-1713 Итальянский скрипач и композитор, считающийся создателем художественной игры на скрипке. В отличие от большинства итальянских композиторов той эпохи, писавших много и во всех жанрах, Корелли опубликовал при жизни лишь отдельные инструментальные сочинения. Красота мелодий, отточенность стиля, строгость форм вызывали всеобщее восхищение. Он противостоял увлечению виртуозной игрой на струнных и заложил основы классической скрипичной техники.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_5.jpg)
Арканджело Корелли 1653-1713
Итальянский скрипач и композитор, считающийся создателем художественной игры на скрипке.
В отличие от большинства итальянских композиторов той эпохи, писавших много и во всех жанрах, Корелли опубликовал при жизни лишь отдельные инструментальные сочинения. Красота мелодий, отточенность стиля, строгость форм вызывали всеобщее восхищение. Он противостоял увлечению виртуозной игрой на струнных и заложил основы классической скрипичной техники.
![Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижер. ♦ Вивальди осуществил вклад в развитие инструментовки ( он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты) ♦ 23 марта 1703г – посвящен в духовный сан 1678 - 1741](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_6.jpg)
Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижер.
♦ Вивальди осуществил вклад в развитие инструментовки ( он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты)
♦ 23 марта 1703г – посвящен в духовный сан
1678 - 1741
![«Времена года» Вивальди сумел передать: ♦ Весеннее радостное обновление природы ♦ Жаркий летний зной ♦ Пышное осеннее увядание природы ♦ И зимнюю стужу](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_7.jpg)
«Времена года»
Вивальди сумел передать:
♦ Весеннее радостное обновление природы
♦ Жаркий летний зной
♦ Пышное осеннее увядание природы
♦ И зимнюю стужу
![Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор барокко, органист ♦ Один из наиболее известных композиторов мира ♦ За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений ♦ В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы ♦ Он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко 1685-1750](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_8.jpg)
Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор барокко, органист
♦ Один из наиболее известных композиторов мира
♦ За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений
♦ В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы
♦ Он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко
1685-1750
![Одним из величайших творений Баха стали «Страсти по Матфею» - грандиозное произведение из 78 номеров, исполнявшееся в течение четырёх часов . По замыслу автора, в нём участвовали два четырёхголосных хора с солистами и оркестр из 34 музыкантов . Страница Рукописи Партитуры И.С.Баха «Страсти по Матфею»](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_9.jpg)
Одним из величайших творений Баха стали «Страсти по
Матфею» - грандиозное произведение из 78 номеров,
исполнявшееся в течение четырёх часов . По замыслу автора,
в нём участвовали два четырёхголосных хора с солистами и
оркестр из 34 музыкантов .
Страница
Рукописи
Партитуры
И.С.Баха
«Страсти по Матфею»
![Наследие И.С. Баха ♦ «Страсти по Матфею» (1729) ♦ Высокая месса (Месса си минор) (1747 – 1749) ♦ Бранденбургские концерты (1711 – 1720) ♦ «Хорошо темперированный клавир» (1722 - 1744) ♦ «Крестьянская кантата» (1742) ♦ «Кофейная кантата» (1732)](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_10.jpg)
Наследие И.С. Баха
♦ «Страсти по Матфею» (1729)
♦ Высокая месса (Месса си минор)
(1747 – 1749)
♦ Бранденбургские концерты (1711 – 1720)
♦ «Хорошо темперированный клавир» (1722 - 1744)
♦ «Крестьянская кантата» (1742)
♦ «Кофейная кантата» (1732)
![Дилецкий Николай Павлович главный теоретик партесного стиля пения, автор «Мусикийской грамматики» (1681), отмечал , что в основе такого концерта лежит «борение гласов», т. е. противопоставление голосов солистов общему хору. Композиторам предписывалось создавать композиции на 4, 8, 12 и даже 48 голосов! 1630 - 1681](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_11.jpg)
Дилецкий Николай Павлович
главный теоретик партесного стиля пения, автор «Мусикийской грамматики» (1681), отмечал , что в основе такого концерта лежит «борение гласов», т. е. противопоставление голосов солистов общему хору. Композиторам предписывалось создавать композиции на
4, 8, 12 и даже 48 голосов!
1630 - 1681
![Василий Поликарпович Титов Автор многочисленных духовных хоровых концертов на 12 голосов .Совместно с Симеоном Полоцким он создал «Рифмотварную Псалтырь». В. П. Титов был в числе первых русских композиторов, прославивших воинскую доблесть и реформаторскую деятельность Петра 1. 1650- 1715](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_12.jpg)
Василий Поликарпович Титов
Автор многочисленных духовных хоровых концертов на 12 голосов .Совместно с Симеоном Полоцким он создал «Рифмотварную Псалтырь». В. П. Титов был в числе первых русских композиторов, прославивших воинскую доблесть и реформаторскую деятельность Петра 1.
1650- 1715
![Максим Созонтович Березовский В течение нескольких лет он сочинял для Придворной капеллы церковные концерты, вызывав- шие восхищение знатоков и одобрение царского двора. Наибо- лее известные среди них: «Господь воцарился в лепоту облечеся», « Не отверже мене во время старости», « Хвалите Господа с небес» и др. Вершиной творческих исканий Березовского стал и поныне знаменитый концерт «Не отверже мене во время старости» ( 1760-е гг .) 1745 - 1777](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_13.jpg)
Максим Созонтович Березовский
В течение нескольких лет он сочинял для Придворной капеллы церковные концерты, вызывав-
шие восхищение знатоков и одобрение царского двора. Наибо-
лее известные среди них: «Господь воцарился в лепоту облечеся»,
« Не отверже мене во время старости», « Хвалите Господа с небес»
и др.
Вершиной творческих исканий Березовского стал и поныне
знаменитый концерт «Не отверже мене во время старости»
( 1760-е гг .)
1745 - 1777
![Дмитрий Степанович Бортнянский В историю русской музыки он вошёл прежде всего как автор 35 хоровых духовных композиций для четырёхголосного хора, 10 концертов для двух хо- ров . Одним из лучших сочинений Бортнянско- го был концерт М32 «Скажи ми, Господи, кончину мою» 1751-1825](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_14.jpg)
Дмитрий Степанович Бортнянский
В историю русской музыки он вошёл прежде всего как автор 35 хоровых духовных композиций для четырёхголосного хора, 10 концертов для двух хо-
ров . Одним из лучших сочинений Бортнянско-
го был концерт М32 «Скажи ми, Господи, кончину мою»
1751-1825
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2022/03/17/i_6232ac2cec9f0/img_phpv5WBsJ_15.jpg)