Музыка страны гор

Формирование у учащихся патриотического воспитания.

Содержимое разработки


ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МБОУ «Многопрофильная гимназия №38»



Методическая разработка урока по музыке

в 5 классе


Тема урока:

«Музыка страны гор»






Учитель музыки

МБОУ «Многопрофильная гимназия №38»

Мусаев И.Н.


Махачкала 2019 г.


Тема урока: «Музыка страны гор»


Тип урока: Эвристический урок.

Цели и задачи:


  1. Образовательные:

А) Знакомство учащихся с историей музыкальной культуры Дагестана.

Б) Знакомство учащихся с понятиями вокальной, инструментальной и танцевальной музыки.

В) Углубить знания учащихся по теме, убедить, что музыка – это искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом.


  1. Развивающие:

А) Развитие у учащихся интереса к дагестанской музыке.

Б) Развития у учащихся словарного запаса, а также художественного вкуса и воображения.

В) Расширение мотивационной сферы в творческих видах деятельности.


  1. Воспитательные:

А) Воспитание эмоционального отклика на звучавшую музыку и видео материал.

Б) Воспитывать любовь, интерес к музыке.

В) Воспитывать бережное отношение друг к другу.

Г) Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.


  1. Здоровьесберегающие:

А) Игровые упражнения, создание положительного эмоционального настроя, развитие выразительности движения.

Б) Активизация слухового восприятия музыкального фона.


Визуально-музыкальный ряд:

  1. Презентация.

  2. Текст песни «Всадник пришпорь скакуна».


Необходимое оборудование:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано.


Ход урока:

Пусть висит в моем доме подвластный руке

Колокольчик над дверью – покоя смутьян,

И пускай у него будет на языке

Днем и ночью одно: «Дагестан! Дагестан!»

Пусть на склонах звенят колокольчики все,

Чтобы слышалось мне: «Дагестан! Дагестан!»


Я приветствую вас на уроке музыки! Здравствуйте! Этими словами Расула Гамзатова я хочу начать свой урок музыки.

На гору взошел я и с той высоты,

Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:

"Немало краев повидал я, но ты

По-прежнему самый любимый на свете.


А какие звуки услышали в этих строках?

А как вы понимаете слово любовь к Дагестану?

А как вы можете выразить свои чувства родному краю?

Какие мысли в голове у вас возникают услышав эти слова? (ответы учащихся)

Если все ваши ответы собрать в единое целое, то получится вот что – любовь к культуре, традициям, обычаям, духовным ценностям и.т.д.


Сейчас предлагаю вам прослушать одно музыкально произведение,


Слушание дагестанской танцевальной мелодии.


Ребята, какую ассоциацию вызывает это музыка?


(ответы учащихся)


Правильно! Удобно под такую музыку танцевать.

Многие прославленные деятели культуры, музыканты, певцы, композиторы связали свое творчество с дагестанской музыкой. И сегодня у нас речь пойдет именно о ней, о дагестанской музыке, о музыке известных композиторов Дагестана, чьи имена прозвучат на нашем уроке. И тема сегодняшнего урока «Музыка страны гор»


Ребята! Тему урока мы раскрыли!


Дагестанская музыка очень красива и разнообразна. Слушая музыку родного края всегда восхищаешься:


  1. Красивыми быстрыми и протяжными песнями!


  1. Мелодичными, нежными и красочными мелодиями!


  1. Зажигательными, завораживающими энергичными танцами!


Посмотрите на экран! Что вы видите? Какое направление музыки?


(ответы учащихся)


Правильно! Это вокальная музыка. Музыка исполняемая голосом. Вокал в переводе с итальянского – искусство пения!

А это картина вам, о чем говорит?



(ответы учащихся)

Это инструментальная музыка! Исполняемая на музыкальных инструментах!

И третья картина! Что это означает?


(ответы учащихся)

Совершенно правильно! Удобно под такую музыку танцевать. И такое направление называется танцевальная музыка.

А какие дагестанские танцы вы знаете?


(ответы учащихся)


Многие дагестанские композиторы в своем творчестве пишут музыку – это инструментальные мелодии, песни и в том числе танцы. Я предлагаю вам окунутся в атмосферу дагестанской музыки, которые написали дагестанские композиторы.

Сели поудобнее…….

Учитель играет фрагмент из балета «Горянка» Мурада Кажлаева.

Беседа о прослушанной мелодии!

Что же вы услышали, какую картину нарисовали в своем воображении?

Менялась ли мелодия? И какое направление вы услышали?

(ответы учащихся)


Правильно ребята! Это инструментальная мелодия! Именно Мурад Кажлаев с которым вы уже знакомы сделал переложения из оркестровой версии для фортепиано! Обратите внимание на экран! Еще раз вспомним этого композитора и его величайшее произведение по поэме Расула Гамзатова «Горянка».


Скажите пожалуйста! Есть ли среди вас те, которые ходят в разные танцевальные кружки, студии, ансамбли? Может, продемонстрируете свое умение, мастерство в нашем любимом танце.


Пару учеников исполняют лезгинку под игру учителя.


Молодцы ребята. А сейчас предлагаю всем встать и постараться повторять движения за нашими юными танцорами. Проведем физминутку.


Весь класс повторяют за ними движения


И вот это направление музыки называется танцевальное!

А вот скажите, какой жанр музыки нас сопровождает еще с колыбели?


(ответы учащихся)


Правильно! Это колыбельные песни. Песня – это одна из форм вокальной музыки. Самым любимым жанром многих композиторов является вокальный. Такие композиторы как Готфрид Гасанов, Сергей Агабабов, Наби Дагиров, Мурад Кажлаев, и многие другие особое внимание уделяли песенному жанру. Многие стихи дагестанских поэтов ложились в основу известных песен. А сейчас я предлагаю послушать одно произведение созданным дагестанским композитором на стихи Расула Гамзатова.


Учитель исполняет песню «Всадник пришпорь скакуна»


А теперь что вы скажете? Какая была музыка? Каков характер этой песни? Менялась ли музыка? Что хотелось делать под такую музыку? Какие два направления присутствовали в этом произведении?


(ответы учащихся)


Когда композитор Магомед Касумов впервые увидел эти стихи, то ему захотелось сочинить песню именно в ритме лезгинки. Показать как молодой, горячий, отважный и храбрый джигит, прыгает на скакуна и скачет по горным полям Дагестана, где нет ему там равных! И думаю у него это получилось! Не правда ли?

А почему бы и не разучить эту песню, хотя бы два куплета!


Разучивание песни. ВХР.


А давайте и мы представим что мальчики – храбрые, смелые и отважные джигиты, а девочки – красивые, стройные, изящные горянки.


Исполнение песни в характере!

Текст песни на экране!


Итог урока:


  1. Назовите 3 жанра с которыми мы сегодня познакомились?


(вокальная, инструментальная и танцевальное направление)


  1. Назовите фамилии двух известных деятелей культуры и искусства Дагестана, о которых мы сегодня говорили на уроке! Авторами известного балета «Горянка»


(Мурад Кажлаев и Расул Гамзатов)


  1. Какое чувство вы испытали, когда пели и танцевали под дагестанскую музыку?

(любовь к родному краю)


Молодцы ребята. Вы сегодня справились с поставленной задачей, и очень старались отвечать на мои вопросы и это у вас получилось. Оцениваю ваше старание на отлично. И попрошу записать домашнее задание в тетрадях. На следующий урок вам надо по выбору и с помощью родителей или бабушек и дедушек выписать название песен, или мелодий или танцев на своем родном языке. Тем самым вы познакомитесь с музыкой своего народа. И очень важно чтобы вы никогда не забывали музыку своего родного края, любили, ценили ее, традиции, обычаи и сохраняли, передавали дальше вашему поколению, так как это очень важно и очень нужно.


Д\З. Выписать народные песни, мелодии и танцы своего народа.

Всего хорошего и до свидания!


Под музыку уч-ся выходят из кабинета!

8


Сохранить у себя:
Музыка страны гор

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки