Музыка на мольберте
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Герман Гессе, швейцарский писатель
Микалоюс Чюрлёнис
Он был красив, изыскан и… безумен,
Музыка тревожилась в душе.
Словно к скрипке подходил к холсту он
В предконцертно-смертном кураже.
Облекалась музыка в рисунок,
Краски обретали свойство – петь,
Линии рвались. Так рвутся струны –
Нервы, что надорваны на треть.
Остальное заливалось солнцем,
Разбавлялось страстью и тоской,
Называлось всё – «Сонатой солнца»…
Ох, какой же ты, Чюрленис, ох, какой!
Жертвенный, языческий рисунок,
Краски, звуки, руны и покой.
Приступ подступал очередной.
Звездный мир и музыки плетенье,
И усталый ангел на тропе,
И «Соната звезд», как предзнаменье
В частной человеческой судьбе.
Есть в сонатной форме неформальность:
В ней на тему «Быть или не быть?»
Можно конструировать реальность,
Можно в нереальность уходить.
Соната звезд, Соната солнца,
Соната моря, Соната лета,
Соната весны, Соната Ужа,
Соната пирамид,
Симфония похорон.
Микалоюс Константинас Чюрлёнис
1875-1911
Живописец в музыке, музыкант в живописи
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис – человек, сумевший сформулировать и воплотить в жизнь казавшуюся неосуществимой мечту художников русского Серебряного века – Синтез искусств. Чюрленис считал, что главная тенденция в развитии искусства связана с трансформацией отдельных видов искусства в нечто целостное и единое. Он мечтал о звучащей живописи и зримой музыке. И он этого достиг.
… жить, широко раскрыв глаза на все, что прекрасно... и смотреть глазами ребенка...
Живописное творчество Чюрлёниса называли «музыкой на мольберте».
Микалоюс Константинас
Чюрлёнис
(1875-1911)
Литовский композитор,
художник, поэт.
Не знаю, куда исчезает время, куда уходит все, а я путешествую по далёким горизонтам мира своей мечты, мира, который, может, и немного странен, но мне в нём так хорошо». М.К. Чюрлёнис
Микалоюс Константинас Чюрлёнис
Чюрлёнис стал создателем жанра живописной сонаты, в котором синтезировал приёмы музыки и живописи.
«Я полечу в очень далекие миры, в края вечной красоты, солнца, сказки, в зачарованную страну...
Я путешествую по далеким горизонтам взращённого в себе мира»
Микалоюс Чюрленис родился в 1875 г. в городке Варене Виленской губернии. Родители Микалоюса происходили из крестьянского сословия. Мать Адель Радманайте родилась в семье немецких эмигрантов-евангелистов. Отец был органистом. Детские годы провел в Друскининкае — живописнейшем крае. В семье было 5 братьев и 4 сестры, Микалоюс – старший. Две сестры и брат оставили о нем воспоминания. . Музыку почувствовал и полюбил еще пятилетним мальчиком. В 9 лет поступил в музыкальную школу князя М. Огинского и пробыл там до 1888 г. Потом перешел в консерваторию Варшавы, затем Лейпцига. Сокурсники прозвали Микалоюса «литовским медведем»: он отличался особенной силой и необычайным упорством, овладевая не только музыкой и общим образованием. В то время он интересовался естественными науками, философией и древней историей, математикой и космологией. Много читал. Живописцем Чюрленис был скорей от природы, чем профессионалом.
- Двойное имя - по-русски Николай Константин - дано было ему при крещении, отца звали также Константин, поэтому русский вариант имени художника был - Николай Константинович Чурлянис, и только позже утвердилось общепринятое теперь литовское Микалоюс Константинас Чюрленис. Монограмма из букв М-К-Ч приобрела у художника символический характер, он включил ее в композиции целого ряда своих работ, и сегодня она действительно стала графическим, легко узнаваемым знаком всего, что связано с Чюрленисом. Ядвига, сестра Чюрлениса, пишет, что о первом имени Микалоюс (русское Николай) в семье никогда не упоминалось, Дома брата все звали Константом. 3 года спустя после рождения сына семья перебралась в Друскининкай. Чюрленис-отец служит в костеле, мать ведет хозяйство и растит детей (у Константа было восемь младших братьев и сестер).
- Из письма брату: «Знаешь ли ты, кто такая Зося? Догадываешься, наверное, что это моя невеста. Та, о которой я столько мечтал, искал её на своём пути… сейчас так хорошо у меня на душе, так хочется обнять весь мир. Братец мой, знаешь, как хорошо будет у нас дома – какая-то дивная гармония, которую ничто не в силах нарушить. Всё существует, как великолепное сочетание красок, как звучание прекрасного аккорда». Зося, о которой пишет Чюрлёнис, - это невеста, а потом жена его Софья Климантайте.
В самом конце XIX века Чюрленис пишет симфоническую поэму "В лесу", которая стала первым литовским симфоническим произведением. По тематике она близка с его первым живописным произведением "Музыка леса", которое он написал в 1903 году. Между юношескими сочинениями Чюрлениса-композитора и первой работой Чюрлениса-художника лежит семь лет. Как художник он творил всего несколько лет (1903‑1909), но оставил более 300 произведений живописи и графики. Чюрленис-композитор трудился на протяжении около десяти лет. В его наследии более 200 работ – симфонические поэмы «В лесу» и «Море», увертюра «Кестутис», кантата «De profundis», струнный квартет, органные пьесы, хоровые сочинения, большое число обработок народных и фортепианных произведений малых форм. Его виденье мира было синестетическим, полифоничным. Этому способствовал феномен так называемого «цветного слуха».
Его творческое кредо: «Нет человека, который углубившись в себя, пришёл бы к оптимистическим заключениям. Человек, занятый исключительно собой, анализом своей «голой души», несчастен… Всё же не надо удивляться, что такой самоанализ притягателен для людей. Нет интеллигента, который не испытал бы дозу удовольствия, углубляясь в себя. И каков же результат этих путешествий? Могут ли они исчерпывающе охарактеризовать наше «я»? Мне кажется, что подлинное самопознание находится за пределами нашего разума, так же, как и познание вселенной, начало начал. Обидно тратить на это время.
Ну, а раз уж человек, если не спит, то
думает, то пусть мысль его не опускается
в мрачное подземелье, а парит в
бескрайних просторах»…
Необычность творчества Чюрлениса в том, что он в музыке стремился приблизиться к живописи, а своими картинами хотел вызвать в зрителях ощущение, будто они слушают музыку.
Его самые знаменитые музыкальные произведения - симфонические поэмы «В лесу» и «Море». Несмотря на то, что они писались отнюдь не красками, а нотными знаками на обычной бумаге, музыка Чюрлениса заставляет нас не только явственно слышать лес и море, но и зримо представлять их. И наоборот, своей живописью художник вызывает в зрителях ощущение, будто то, что нарисовано, звучит как музыка. У него и картины имеют музыкальные названия - прелюдии и сонаты. Живописные «Сонаты» Чюрлениса, как и обычные музыкальные, имеют отдельные части-картины. Самые знаменитые из них — это «Соната моря» и «Соната звезд».
Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент. Ромэн Роллан
- Написал около 300 произведений, сочетающих символизм с элементами народного декоративно-прикладного творчества, цитатами из японской, египетской, индийской культур, обладал неограниченным стремлением к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства.
М. К. Чюрлёнис. Сказка королей
Мир Чюрлёниса — это мир прекрасный, чистый и непосредственный, все части которого соразмерны, созвучны друг другу.
«Вселенная представляется мне большой симфонией;
люди — как ноты»,
М.К. Чюрленис
«Нет рубежей между искусствами, — говорил Чюрленис. — Музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру. Живопись тоже может иметь такую же архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки».
Картинам своих «сонатных» циклов Чюрленис давал названия в соответствии с частями музыкального жанра сонаты: «Аллегро», «Анданте», «Скерцо», «Финал». К таким произведениям относятся серии картин «Соната солнца», «Соната весны», «Соната лета», «Соната моря», «Соната звезд» и др.
Некоторые творения метафоричны по названию и субъективно символичны по форме: « Истина» «Жертвенник»
М. Чюрлёнис «Покой»
- Особенно явственно стремление М. К. Чюрлёниса к единению живописи и музыки отражают следующие картины:
Соната Солнца. Скерцо.
Соната весны. Анданте.
Соната весны. Финале
Соната лета. Скерцо
Соната звёзд. Аллегро
Соната пирамид. Аллегро
Очень часто Чюрленис объединял свои работы в тематические циклы: « Сотворение мира».
Соната моря
«Почему люди не смотрят? Почему не напрягают свою душу – ведь каждый по-иному подходит, иначе воспринимает произведение искусства» М. К. Чюрлёнис
Его искусство не иллюстрация к философии, а попытка передать своё осознание живого и вечно развивающегося Мира. Музыка живёт в движении и во времени, изобразительное искусство — одним застывшим на секунду мгновением, но в пространстве. Объединив эти два начала, Мастер пытается дать объёмно картину Мира, где мы живём.
Цикл « Знаки Зодиака» «Близнецы» « Весы»
ЛЕВ СТРЕЛЕЦ
ОВЕН ДЕВА
Рыбы Рак
ВОДОЛЕЙ КОЗЕРОГ
- «Чюрленис был странным человеком, и полотна его были многим непонятны. Его даже считали сумасшедшим. Может быть, потому, что художник видел то, чего не видели другие. Он прожил недолго и тяжело, но оставил нам удивительные картины. На них присутствует небывалый, похожий и непохожий на наш мир с нездешними красками и формами. Мир тонкий и прозрачный. В нем нежно и зазывающе, как будто перезвон хрустальных колокольчиков, звучала странная музыка, несущая в себе тайну мироздания...»
- Елена Рерих. У порога нового мира.
- Сам Чюрленис говорил о себе : «Постоянно хочу творить добро, но не знаю, что есть добро. Хочу идти, но не знаю куда. Я слаб, потому что чувствую, что ошибаюсь. Только покажи мне, в какой стране есть эта жизнь, и ты увидишь, сколько во мне найдётся энергии».
Музыкальное творчество
- Литовские симфонические поэмы «В лесу» (1900—1901) и «Море» (1903—1907),
- Увертюры «Кястутис» (1902),
- Кантанты для хора и симфонического оркестра «De profundis» (1899), струнного квартета,
- Произведения для хора
Записал и обработал свыше 60 литовских народных песен. Сочинил свыше 200 произведений для фортепиано (прелюдии, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).
Соната – сложная инструментальная пьеса, в которой сталкиваются, борясь друг с другом различные темы.
- Соната делится на четыре (реже - на три) части.
Первая - аллегро - самая напряжённая, быстрая, наиболее активная.
- Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно.
- Целое небо обводит своею голубизной твои волны,
- А ты… дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь,
- Что нет конца твоей мощи, нет пределов твоему величию,
- Твоё бытие бесконечно.
- Велико, могуче, прекрасно море !
- Анданте - спокойная, величавая
- Скерцо или менуэт
- Финал -мажорный, мощный
Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу, в которой сталкиваются, борясь друг с другом, различные, часто противоположные темы, чтобы в финале прийти к победе основной мелодии. Соната делится на четыре (реже - на три) части. Первая - аллегро - самая напряжённая, быстрая, наиболее активная. В ней конфликт разноречивых чувств с наибольшей полнотой раскрывает душевный мир человека. Эту борьбу трудно передать словами, только музыка способна сделать это.
Сюжетные картины
Мой путь
Летит чёрная беда
Сельское кладбище
Прошлое
Лето 1909 г. Чюрленис проводит в Литве с женой. Он много работает и в сентябре возвращается назад в Петербург. Названия и сюжеты последних картин наглядно отражают его физическое и душевное состояние: «Тоска», «Фантазия (Демон)», «Летит черная беда», «Литовское кладбище», «Жемайтийские кресты».
Картина «Жертва». Мы видим символическую фигуру с огромными белыми крыльями. На алтаре сгорают две жертвы, приносимые огню, от них восходят к небу клубы дыма. Белый дым символизирует победу истины и добра. Контрастный черный дым очертаниями напоминает фигуру мрачного великана, мечущегося в поисках выхода, не находит его и падает вниз. Добро главенствует над злом, свет над тьмой - это основное стремление художника.
« Жертва»
По собственному признанию, он отдавал работе «24-25 часов в сутки». Не доедал, не высыпался, знал, что так нельзя и все же – не сдерживал себя, не мог остановиться. «Идти без устали...» – в этом был смысл жизни художника. Такой напряженный ритм жизни подорвал его здоровье. Жена отвезла его из Петербурга в Друскининкай. Врачи настояли, чтобы Чюрлениса поместили в Пустельницкую больницу для душевнобольных под Варшавой. Возвратившись, он заболел тяжелым воспалением легких, потом случилось кровоизлияние в мозг. 10 апреля 1911 года его не стало. Биение сердца того, кто умел слушать ритм и гармонию сфер прекратилось, он ушел в свой путь.
Каунас, Литва . Музей Чюрлениса – самый старый и крупный художественный музей в Литве. В нем представлена наиболее полная коллекция работ не только Чюрлениса, но и других литовских живописцев, а также изделия народного творчества. Национальный художественный музей был основан в 1921 г., а именем Чюрлениса назван в 1944 г.
В Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска на доме, где жил Чюрлёнис (пр. Римского-Корсакова, д. 65/11).
Чюрлёнис - вестник далекой Страны мечты
Памятник и надгробье в Вильнюсе
Любовь — это восход солнца, полдень долгий и жаркий, вечер тихий и чудный. А родина его тоска. Любовь — это старая песенка. Любовь — это качели радуги, подвешенные на белых облаках. Любовь — это мгновение блеска всех солнц и всех звезд. Любовь — это мост из чистого золота через реку жизни, разделяющую берега «добра и зла». М.Чюрлёнис
Я полечу в очень далекие миры, в края вечной красоты, солнца и сказки, фантазии, в зачарованную страну, самую прекрасную на земле. И буду долго, долго смотреть на все, чтоб ты обо всем прочитала в моих глазах... М. Чюрлёнис
Сам Чюрленис говорил о себе :
«Постоянно хочу творить добро, но не знаю, что есть добро. Хочу идти, но не знаю куда. Я слаб, потому что чувствую, что ошибаюсь. Только покажи мне, в какой стране есть эта жизнь, и ты увидишь, сколько во мне найдётся энергии».
И тоже из Чюрлениса:
"Хрустальный шар – вот все что я хочу! Что б был передо мной большой хрустальный шар, когда я думаю о людях! Хотел бы я положить в изголовье жемчужину печали, сквозящую прозрачной синевой, и слушать, как стонут сосны! Как это чудесно быть нужным людям и чувствовать свет в своих ладонях!»
«Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет» — вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман.
Палитра чувств