Музыка как средство активизации младших школьников в процессе обучения (на примере использования оборудования Ресурсного центра «Педагог будущего»)

анализ теоретических аспектов проблемы и экспериментальное подтверждение влияния музыки на активизацию младших школьников в процессе обучения (на примере использования оборудования ресурсного центра «Педагог будущего»).

Содержимое разработки

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский колледж»



Допустить к защите

Зам. директора по УР

О.Ю. Овчинникова

_________________

«____»___________



Выпускная квалификационная работа

на тему: Музыка как средство активизации младших школьников

в процессе обучения (на примере использования оборудования Ресурсного центра «Педагог будущего»)



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах



Выполнил

Студент_____________Е.А. Домничева

подпись

Группа 446А курс 4

Руководитель____________О.В.Ветренко

подпись





Нижний Новгород

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1 МУЗЫКА, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 



    1. Приемы и методы активизации младших школьников


6



1.2 Методические рекомендации по активизации младших школьников в процессе обучения с помощью музыки на примере ресурсного центра «Педагог будущего».




13

Выводы по первому разделу

17

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО") 19

2.1 Констатирующий эксперимент 20

2.2 Формирующий эксперимент 28

2.3 Контрольный эксперимент 30

Выводы по 2 разделу 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39









ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В условиях постоянно развивающегося общества, высоких достижений в информационно-технологической среде, современное образование нуждается в постоянном обновлении. Все это, прежде всего, требует кардинальных изменений в системе образования: привычные традиционные методы обучения и преподавания становятся устаревшими и неэффективными, в результате чего складывается одно из ведущих противоречий современной образовательной среды - забывается, что человек воспринимает окружающий мир преимущественно через образы, переводя свои чувства и ощущения в слова и фразы.  Так, на наш взгляд, музыка способна не только развивать воображение детей младшего школьного возраста, но и помогает развивать их физические, эмоциональные и умственные способности, а, следовательно – всестороннее активизировать их деятельность в процессе обучения.

Цель исследования: анализ теоретических аспектов проблемы и экспериментальное подтверждение влияния музыки на активизацию младших школьников в процессе обучения (на примере использования оборудования ресурсного центра «Педагог будущего»).

Объект исследования: процесс использования музыки в обучении младших школьников.

Предмет исследования: возможности музыкальных занятий в развитии и активизации младших школьников (на примере использования оборудования ресурсного центра «Педагог будущего»).

Гипотеза исследования: музыка как средство активизации младших школьников в процессе обучения будет эффективна если:

- педагог систематически использует музыку в обучении младших школьников;

- педагог учитывает возрастные особенности школьников;

- педагог создает особую познавательную среду в обучении, применяя оборудование ресурсного центра «Педагог будущего».

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

  • Использовать музыку в обучении младших школьников;

  • Дать теоретический анализ проблемы использования музыки как средство активизации младших школьников в процессе обучении;

  • Изучить возможности использования ресурсного центра «Педагог будущего» по активизации познавательной деятельности на внеурочных музыкальных занятиях в начальной школе.

  • Разработать программу по внеурочной музыкальной деятельности, направленную на активизацию младших школьников в процессе обучения.

Методологическими основами исследования являются системный подход; личностно-ориентированный подход, с помощью которого стало возможным разработать методические рекомендации по активизации младших школьников в процессе обучения с помощью музыки на примере ресурсного центра «Педагог будущего»; междисциплинарный подход, позволивший использовать результаты исследования проблемы активизации младших школьников в психологии, педагогике, социологии и др. науках.

Теоретическими основами исследования выступают многочисленные труды педагогов и психологов, посвященные как процессу активизации учащихся младших классов в образовательной среде, так воспитанию через музыку и роли творческой деятельности в процессе обучения, а именно работы: Н. К. Гаджиевой, С. А. Наврузовой, А. К. Васильевского, О. А. Апраксиной, С. М. Каргапольцева, А. А. Титова, Л. С. Выготского, Г. И. Щукиной, Дж. Д. Уилсона, Г. А. Струве, и других.

Для решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования: теоретические методы (анализ и синтез ряда психологической литературы, дедукция), эмпирические методы (наблюдение, опрос, эксперимент).

В качестве психодиагностических методик, позволивших проанализировать особенности активизации младших школьников в процессе обучения мы использовали опросник Ч. Д. Спилбергера, методику «Настроение», «Анкета по оценке уровня школьной мотивации» (Н. Лусканова).

Опытно-экспериментальной базой исследования, заявленного в данной выпускной квалификационной работе, выступает Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №11 г. Бор. В исследовании участвовали обучающиеся 1 «в» класса в количестве 20 человек. Из них – 14 мальчиков и 6 девочек.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем раскрыта сущность проблемы всесторонней активизации учащихся младших классов в психолого-педагогической литературе; выявлены психолого-педагогические особенности развития внимания, активности и познавательной деятельности младших школьников, а также возможности использования музыки в процессе обучения младших классов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучены особенности активизации учащихся младшего класса в процессе обучения; разработаны методические рекомендации по активизации младших школьников в процессе обучения с помощью музыки на примере оборудования ресурсного центра «Педагог будущего».

Материалы проведенного исследования могут быть использованы при проведении семинаров, на курсах повышения квалификаций, при проведении спецкурсов для педагогов.

Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка.

1 МУЗЫКА, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

    1. Роль музыки в процессе активизации познавательной деятельности младших школьников

Так, как нами уже говорилось, находясь на самом высоком уровне интенсивности в периоды младенчества и детства, сенситивным периодом воспитания и активизации познавательной деятельности выступает младший школьный возраст: именно здесь, согласно исследованиям формируются психологические новообразования, а также идет активное отождествление ребенком себя с новым социумом. Согласно их исследованиям, процесс активизации младшего школьника в обучении осуществляется «как целенаправленное развитие многоплановой деятельности ребенка» [5].

Такое целенаправленное развитие многоплановой деятельности ребенка, на наш взгляд, означает, что для ребенка необходим положительный пример со стороны старших. Иными ловами – своеобразное сотрудничество ребенка и педагога, позже перерастающее в оценивание ребенком своих успехов, понимание, им собственных талантов, иначе говоря – формирование активного познавательной интереса к процессу обучения.

Для этого педагог обязан четко продумать объем преподаваемых навыков, а требования его должны быть четко сформулированы и периодически подкрепляться оценкой (одобрение или осуждение), разъяснением и показом. Важно так строить социально-педагогическую помощь так, чтобы социальный педагог руководил деятельностью ребёнка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Так, опираясь на психолого-педагогические исследования современных учёных в качестве основных приемов и методов всесторонней активизации младшего школьника в процессе обучения можно выделить методы и приемы системности, оптимальности и личностно-ориентированный подход [4].

Поскольку успешный процесс активизации младших школьников проявляется в следующих показателях:

  1. Избирательность подхода к объектам познания;

  2. Постановка перед собой цели, задачи, которую необходимо решить;

  3. Преобразование объекта в деятельность, направленную на решение проблемы;

  4. Желание получить новые знания;

  5. Восприятие цели, а также творческий поиск путей и средств решения проблемы и применение этих средств для достижения цели;

то нам представляется целесообразным использовать методы и приемы, позволяющих преподавателю обращать внимание на готовность учащегося овладевать знаниями с помощью настойчивых, систематических волевых усилий, способности к самообучению, самостоятельному планированию, организации процесса познания, контролю и оценке полученных результатов.

Отметим, что необходимо также учитывать и то, что развитие познавательной активности младшего школьника, а, следовательно, его активизация в процессе обучения, напрямую связано с формированием познавательного интереса - стремления познать объект или явление, овладеть тем или иным видом деятельности.

В соответствии с этими компонентами оговариваются критерии выбора методов и приемов для активизации учащихся младших классов в процессе обучения. Так, в рамках нашего исследования, мы выделяем следующие критерии: когнитивный, мотивационно-требовательный, оперативно-практический и эмоциональный.

В соответствии же с ранее рассмотренными нами психофизиологическими особенностями развития младшего школьника, нам представляется разумным использовать средства, способные ненавязчиво побудить обучающихся к предстоящей работе, сформировать у них положительное отношение ко всему образовательном процессу, с чем в свою очередь успешно справляется музыка, что подтверждается рядом исследований из области нейромузыкологии – науки, изучающей влияние музыки на мозг.

Так, согласно проведенным исследованиям, учащимся легче усваивать и сохранять информацию, когда ее сопровождает музыка. В течение последнего десятилетия несколько исследований человеческого мозга и памяти показали, что воздействие музыки не только изменяет функцию мозга, но и усиливает ее. Уоллес задокументировал и подтвердил использование музыки для повышения производительности памяти. Шелленберг изучал влияние музыки на общую интеллектуальную работоспособность, а Фокс, Найт и Зелинский исследовали связь между музыкой и настроением. Результаты исследований показывают, что вербальное обучение с фоновой музыкой улучшает мозговую активность в области мозга, участвующей в вербальном кодировании, а также задает эмоциональный настрой всего урока. Кроме того, было показано, что музыка сильно влияет на отношение, мотивацию, уровень тревожности, аккультурацию, личность и настроение ученика[3].

Хотя и существует литература, в которой утверждается, что музыка отличается от лингвистической и другой когнитивной обработки, исследования ясно свидетельствуют о том, что музыка влияет на лингвистический и когнитивный процесс. В свете этих данных неудивительно, что педагоги, в частности преподаватели иностранных языков, постоянно находящиеся в поиске методов, которые могут улучшить обучение, если не ускорить его, увеличить удержание преподаваемого материала и легко включить в учебную программу в классе, рассмотрели возможность использования музыки для улучшения второго языка познающий.

Один из первых сторонников применения музыки в качестве средства обучения языку был доктор Георгий Лозанов, педагог и психиатр, работающий в Университете Софии, в Болгарии, который в конце 1960-х и 70-х годах пионером в области ускоренного обучения по включают в себя различные психологические техники, такие как играет негромкая музыка, поощряя методы релаксации, используя положительные предложение и администрирование биологической обратной связью для улучшения когнитивных процессов.

Учитывая более широкое использование музыки в качестве учебного пособия и внимание, мы можем утверждать, что все жанры музыки обладают способностью вызывать множество когнитивных, аффективных и двигательных реакций в зависимости от слушателя. В течение последнего десятилетия несколько исследований человеческого мозга и памяти показали, что воздействие музыки не только изменяет функцию мозга, но и усиливает ее. Так, музыка является мощным инструментом для улучшения когнитивных способностей учащихся, а, следовательно, способна привести к всесторонней активизации познавательных, учебных и психофизиологических функций учащихся.

Более того, наличие временного элемента музыки развивает у ребенка способность думать заранее. Этот факт мы можем объяснить действием игры на каком-либо инструменте, когда ребенку нужно сыграть одну ноту, чем несколько из них, затем строку из нескольких аккордов, и в этот момент ребенку нужно подумать заранее, чтобы решить, что играть дальше. Помимо этих действий, ребенок использует большую часть своих чувств во время игры на каком-либо инструменте. Так, например, задействуется зрение и глаза для чтения нот, рука и двигательные способности для воспроизведения этих нот при игре на каком-либо инструменте (скрипке); и ноги для синхронизации и нажатия на педаль (пианино).

Все эти виды деятельности требуют определенного уровня концентрации, способности к запоминанию, координации движений и распознавания символов. В результате проанализированной психолого-педагогической литературы, нами было выявлено также и то, что у детей, играющих или использующих в процессе свое обучения музыкальные инструменты или средства музыки, выработан более высокий уровень исполнительных функций, категория межъязыковых задач, которая включает в себя игру, выработку стратегии и внимание к деталям и требует одновременного анализа как когнитивных, так и эмоциональных аспектов. Они более гибки и лучше решают проблемы, что делает их более способными адаптироваться к технологическим достижениям и справляться с изменениями, а также использовать новые возможности. Заметим также и то, что в выполнении вышеперечисленных нами действий участвуют обе стороны коры головного мозга, а также лобная и профессиональная доли.

Проанализировав труды вышеупомянутых ученых, отметим и то, что воспроизведение музыки соединяет и развивает двигательные системы мозга так, как этого нельзя было бы достичь при любой другой деятельности. Ко всему прочему, во время игры на музыкальном инструменте задействуются те же области головного мозга, которые используются в аналитическом и математическом мышлении. Между тем, в некоторых школах для детей школьная программа не предусматривает никаких музыкальных занятий, потому что им нужны только занятия, которые помогут им стать независимыми от других людей (например, специальные коррекционные школы, в которых уделяется наибольшее внимание бытовым занятиям и навыкам).

Между тем, коррекция эмоциональных процессов, таких как толерантность к тревоге и вовлеченность в решение задач, также связаны с использованием музыки в процессе обучения. Наконец, когнитивные способности, такие как дивергентное мышление, широта знаний и суждений, также связаны с использованием музыкальных средств в процессе обучения младших школьников. Ко всему прочему, музыка не ограничивается художественным или творческим выражением - оно также необходимо для науки, математики и даже социального и эмоционального развития.

Музыка способствует когнитивному и социальному развитию. Все хотят вырастить детей, достигших наивысшего интеллектуального и социально-эмоционального потенциала. В раннем детском образовании навыки критического мышления и способности к решению проблем являются целями для развития детей. Использование музыки и музыкальных инструментов, опробование новых способов действий и экспериментирование помогают развивать критическое мышление у детей. Кроме того, такой педагогический подход к процессу образования способствует социально-эмоциональному развитию, позволяя детям обдумывать различные решения, тем самым повышая уверенность детей в апробации чего-то нового, которая может быть использована во взаимодействии с другими людьми. 

Было прямо доказано, что музыка помогает запоминанию в изучении языка. Так, наибольших успехов в изучении языка можно добиться с помощью пения на нем. Более того, наше естественное чувство синтаксиса проистекает из каждого слова, которое мы слышим, независимо от того, поется оно или произносится. Музыка и язык для нас -одно и то же. Колыбельные влияют на то, как мы начинаем говорить, и точно так же речь, которую мы воспринимаем, влияет на наше пение и музыкальную чувствительность. Ко всему прочему, использование музыки на уроках изучения языка позволяет активизировать учащихся младших классов, а, следовательно, задать им импульс для последующего изучения преподаваемого предмета.

Одним из примеров использования музыки как средства активизации учащихся младших классов в процессе обучения могут являться уроки изобразительного искусства с музыкальным тематическим сопровождением (например, для рисования на тему весны учитель выбирает музыкальную подборки: весенняя капель – журчание ручья – пение птиц) [2].

Также отметим, что различные виды музыкальной деятельности помогают детям развивать свои способности в обеих категориях движения. Например, когда ребенок играет на музыкальном инструменте, он вовлекает и развивает свою мелкую моторику. Показательным является использование музыкальных компьютерных клавиш для изучения русского языка (правильный и неправильный набор слова подтверждается музыкальным сопровождением); MIDI-клавиатур при изучении аудиовизуальных программ на уроках информатики. Ко всему прочему, в век развивающихся технологий нам представляется целесообразным использовать дидактические музыкальные компьютерные игры, способные развивать чувство ритма, памяти, слуха.

Для педагога также открываются новые возможности, позволяющие в процессе обучения утверждать право каждого ребенка на индивидуальность и отсутствие критики, для развития познавательной активности ребенка, где основный упор делается на развитие познавательных процессов и самостоятельность в выполнении работ.

Сама идея развития мотивации индивидуума к познанию с помощью музыкальных технологий, способствует развитию одаренности и воображения, созданию дополнительной возможности для педагога развития творческих способностей каждого учащегося и повышения мотивации к выполнению учебной деятельности.

Более того, грамотное использование музыкальных технологий с целью активизации ребенка в процессе обучения, позволяет в короткие сроки вспомнить и закрепить ряд изобразительных приемов, а также обеспечить овладение новыми, расширить спектр средств обучения.

Использование музыки во время обучения позволяет детям снять усталость и напряжение посредством смены деятельности с учебной на игровую. Так, для реализации данной цели используются музыкальные дидактические игровые программы, динамические паузы с музыкальным сопровождением, позволяющие задать эмоциональный настрой и темп занятия. Например, с целью эмоциональной и физической разгрузки можно использовать также и игру на музыкальных инструментах (бубен, барабан). Все это, несомненно, позволяет ребенку активно включаться не только в образовательный процесс, но и видеть новое решение ранее заданной задачи, обогащать первоначальный замысел своей работы, прививает ему умение работать в разных техниках.



    1. Методические рекомендации по активизации младших школьников в процессе обучения с помощью музыки на примере оборудования ресурсного центра «Педагог будущего».

Проведенное нами в параграфе 1.2. исследование особенностей активизации младших школьников с помощью музыки в процессе обучения, позволяет утверждать: музыка играет важную роль в процессе обучения младшего школьника, а, следовательно, и в процессе его активизации. Именно музыка способна оказываться заметное влияние на обучение, успеваемость в школе и отношения со сверстниками, а также позволяет задать эмоциональный настрой и отношение к изучаемому предмету.

Начало учебной деятельности в стенах общеобразовательного учреждение, поступление в первый класс, является важным этапов в жизни ребенка младшего школьного возраста. Именно здесь формируется ряд новых личностных качеств, возникает ряд новых обязанностей и появляются новые знакомства.

В рамках реализации разработанных нами методических рекомендаций по активизации младших школьников в процессе обучения с помощью музыки на примере оборудования ресурсного центра «Педагог будущего» педагогу следует учитывать, что процесс активизации младших школьников в процессе обучения с помощью музыки происходит не сразу, а потому занимает определенный период времени и требует комплексной, непрерывной, работы педагога.

Более того, реализуя методические рекомендации по активизации младших школьников в процессе обучения с помощью музыки на примере оборудования ресурсного центра «Педагог будущего», педагог обязан знать психологические особенности детей младшего школьного возраста и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе. Работая в рамках разработанных рекомендаций, педагогу необходимо также учитывать принцип меры.

И, как уже говорилось ранее, активизация в процессе обучения у младших школьников, при правильном педагогическом подходе, происходит на всех стадиях его развития. При активизации учащихся в процессе обучения с помощью музыки следует учитывать следующий момент: активизация должна быть концептуализирована как сочетание трех компонентов в циклическом процессе – развитие внимания, познавательной деятельности и выявления и реализации учебных коррективов по мере необходимости.

И, поскольку отсутствие активизации учащегося младшего класса вполне может называться итогом деструктивной педагогики, то и преодолеваться она должна рядом педагогических методов и приемов, направленных на исправление (коррекцию) тех особенностей психологического поведения, которые отклоняются от «оптимальной модели поведения.

Используемые методы обучения и воспитания должны быть направлены на то, чтобы помочь учащимся младшего школьного возраста контролировать собственные эмоции, мотивацию, развить в них умение положительно относится к себе и окружающим, уметь оценивать собственные действия, развивать познавательную деятельность и другие психологические функции, а, значит, производить активизацию учащихся младших классов. Однако же большой проблемой в использовании музыки как средства активизации младших школьников в процессе обучения во многих образовательных организациях является отсутствие необходимой учебно-методической базы, а также отсутствия необходимой материально-технической базы. На наш взгляд, данную проблему успешно решает наличие оборудования ресурсного центра «Педагог будущего» ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж».

Так, в результате использования музыки как средства активизации младших школьников и аналога оборудования ресурсного центра «Педагог будущего» в образовательном учреждении предполагается также и формирование доверительных отношений в модели поведения «Педагог – ученик» посредством контроля и помощью в учебной деятельности; авансированием доверия к школе; расширение сферы интересов учащихся с неадекватной самооценкой, а также привитие навыков самовоспитания, нравственных ценностей.

Таким образом, к возможностям музыкальных технологий при активизации учащихся младших классов необходимо также учитывать всестороннее изучение ребенка и способствование его развитию. Так, опираясь на материально-техническую базу предложенного нами ресурсного центра, это могут быть и многообразные групповые тренинги, семейная психотерапия, коррекция педагогического процесса, ход которых сопровождается игрой на музыкальных инструментах, музыкальных дидактических играх, и просто музыкальным сопровождением наиболее значимых моментов тренинга. Так, например, в ходе ряда музыкальных игр развиваются навыки сотрудничества, музыкально-дидактические игры нередко выступают как средство сенсорного развития детей всех возрастов.

Развитие музыкально-ритмических движений возможно через игровые методы и приемы, посредством использования следующих музыкальных инструментов: классические и народные музыкальные инструменты, электропиано, синтезаторы.

Более того, выбирая то или иное музыкальное произведение, педагог может использовать метод сравнения, исполняя данное музыкальное произведения на нескольких музыкальных инструментах: электропиано, синтезаторе, классических и народных инструментах. Учащиеся, прослушав одно и то же произведение в разных исполнениях, в свою очередь, осуществляют сравнительный анализ. С этой же целью, при изучение наиболее литературных произведений, можно использовать различные мелодии, соответствующие определенной эмоциональной окраске описываемой сцены.

Также заметим, что форма представления изучаемого материала обуславливается видом занятия, а также ролью преподавателя. Например, изучение творчества Пушкина нам представляется целесообразным сопровождать нотными примерами. Активизирует познавательный интерес учащихся младших классов и использование различных видов театров, а также самостоятельная театральная постановка изучаемого литературного произведения.

В более старших классах (3-4) начальной школы, возможно, предложить учащимся самим придумать музыкальное сопровождение к той или иной сценке. Для снятия эмоционального напряжения группы, развития ее сплоченности, а также чувства ритма и эстетики, возможно, использовать музыкальные инструменты в таких играх, как «Паровозик», «Смена ритма». Следовательно, формы работы возможны как индивидуальные, парные, так и групповые.

Для изучения математики и счета целесообразно проводить интегрированные занятия по типу «Музыка в гостях у математики», с использованием следующих занятий и моментов: музыкального приветствия, наводящих вопросов («сколько нот в нотном стане?» или «Как называется исполнение музыкального произведения с тремя исполнителями?»). Благодаря наличию интегративных панно для изучения музыкальных инструментов в ресурсном центре, возможно также и составление математических ассоциативных задач, например:

  1. «На какую геометрическую фигуру похож инструмент - балалайка?» (треугольник);

  2. «На какую геометрическую фигуру похож инструмент - гусли?» (трапеция);

  3. «На какую геометрическую фигуру похож инструмент - барабан?» (круг);

Также заметим, что база ресурсного центра «Педагог будущего» позволяет использовать дополнительные материалы (статьи, учебные издания, и так далее).


Используемые на базе ресурсного центра «Педагог будущего» технологии позволяют активизировать учащихся младшего класса, повысить их мотивационную и познавательную деятельность, актуализировать получаемые знания, а, следовательно, обогатить весь учебный образовательный процесс эмоциональными красками во всех сферах:  так, средства музыки позволяют наглядно изучить не только музыкальные произведения, но и историю, театры, балеты, а также русский и иностранные языки, явления окружающего мира, математику, что в свою очередь соотстве6ствует концептуальным основами современной теории образования – всестороннем развитии учащегося общеобразовательной школы, включающей в себя нравственной, эстетическое, социокультурное и интеллектуальное развитие.


Выводы по первому разделу

Музыка, по нашему мнению, создает особенно благоприятные условия для усвоения детьми новых знаний и умений, а также способствует развитию способностей, дающих ребенку возможность в дальнейшем самостоятельно приобретать разнообразные знания и их использовать в соответствии с требованиями жизни, а, следовательно, ведет к активизации учащегося в процессе обучения.

В условиях позитивного микроклимата, которому также способствует музыка, способная задать эмоциональный настрой учащихся, учащиеся не только лучше и плодотворнее трудятся на уроке, усваивая учебный материал, отличаются примерным поведением, но и меньше устают. Более того, проведенный нами анализ роли музыки как средства активизации учащихся младших классов в процессе обучения позволяет нам сделать вывод о том, что младший школьный возраст является критическим периодом для развития познавательной деятельности и активизации в процессе обучения. Отсутствие же познавательной деятельности, всесторонней активности ребенка может поставить под угрозу эмоциональную регуляцию ребенка и его всестороннею активизацию в процессе обучения. Подтверждают данную мысль и проведенный анализ среди учащихся 1 «в» класса, позволяющий заключить, что среди испытуемых нами детей преобладает средний уровень познавательной мотивации, большинство обучающихся в данном классе осознают важность и необходимость обучения, однако испытывают некоторые затруднения в процессе обучения, и предпочитают учебе общение.

Также заметим, что учащиеся, показавшие высокий уровень познавательной деятельности проявляют инициативу во время образовательного процесса, в том числе находят достаточно интересными уроки, организации которых используются музыкальные технологии, а также испытывают положительные эмоции от учебного процесса. Первоклассники с низким уровнем познавательно интереса демонстрируют безразличие к изучаемым предметам, пассивны во время урока, часто отвлекаются и характеризуются отсутствием познавательной мотивации как таковой.

Необходимо также учитывать, что приведенные в наших методических рекомендациях примеры использования музыки на базе ресурсного центра «Педагог будущего» ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж» помогают детям сформировать гибкое, ориентированное на рост мышление, сосредоточить их внимание на уверенности в себе и своих положительных сторонах.






  1. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА "ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО")



Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней школа №11 г. Бор ул. Лермонтова д. 2. При реализации опытно - экспериментальной работы учитывались: желание и интерес младших школьников заниматься музыкальной деятельностью. Желание родителей привлечь ребенка к данному виду деятельности и использовать музыку в обучении на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности как средство активизации.

Опытно – экспериментальная работа состояла из 3х этапов:

1.Констатирующий эксперимент

Цели:

- Определение отношения детей к музыкальному искусству.

- Определение психического состояния младших школьников в ходе учебной деятельности.

- Определение насколько обоснованно дети могут, при сопоставлении трех-четырех фрагментов, найти созвучные по содержанию.

2. Формирующий эксперимент

Цели:

- Повышение уровня успеваемости при использовании разных видов музыкальной деятельности.

- Формирование у детей умения слушать и слышать музыку.

3. Контрольный эксперимент

Цель:

- Анализ результатов педагогической деятельности, выявление эффективность работы.



2.1 Констатирующий эксперимент



Цели:

1. Определение отношения детей к музыкальному искусству.

2. Определение психического состояния младших школьников в ходе учебной деятельности.

3. Определение насколько обоснованно дети могут, при сопоставлении трех-четырех фрагментов, найти созвучные по содержанию.

Методики исследования:

1. Методика доктора психологических наук, профессора Николая Петровича Фетискина «Градусник» (экспресс-вариант методики САН);

2. Методика доктора педагогических наук, профессора Людмилы Валентиновны Школяр «Выбери музыку»;

3. Методика профессора кафедры искусства, балетмейстера Ирины Эвальдовны Бриске «Уровень творческого развития».

В исследовании участвовали обучающиеся 1 «В» класса в количестве 20 человек. Из них – 14 мальчиков и 6 девочек. Обучение велось по индивидуальной программе студентки Нижегородского Губернского колледжа Домничевой Е.А.. Музыка включалась в уроки, а так же во внеурочную деятельность.

Перед внеклассным занятием был проведён тест по методике доктора психологических наук, профессора Фетискина Н.П. «Градусник» (экспресс-вариант методики САН).

Цель методики «Градусник» – оперативная оценка эмоционального состояния (самочувствия, активности, настроения).

Дети должны были выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент эксперимента. По полученным баллам рассчитывается среднее арифметическое как в целом (общее состояние), так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.

Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное,

4 –хорошее, 5 – отличное.

Детям была дана следующая инструкция:

Сначала оцените свое самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей ячейке. Аналогично оцените степень активности (А) и настроение (Н).

Интегральный коэффициент высчитывается по формуле:

САН = (С+А+Н): 3

По результатам, приведённым в Таблице 1, видно, что до прослушивания музыки лишь три учащихся оценили своё самочувствие в «5» баллов, до прослушивания музыки в «5» баллов состояние активности не оценил ни один ученик, настроение до прослушивания музыки в «5» баллов оценили двенадцать учеников. Плохое функциональное состояние наблюдалось у двадцати одного ученика («1» и «2» балла). Общий интегральный коэффициент функционального состояния до прослушивания музыки – 3,5.



Таблица 1 - Функциональное состояние учащихся до прослушивания музыки

Функциональное состояние в баллах

До прослушивания музыки


«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

С (самочувствие)

3

6

3

15

3

А (активность)


6

9

15


Н (настроение)


6


12

12

САН

3,5



После теста с детьми было проведено мероприятие ««Во поле берёза стояла», «В хороводе были мы»» (Приложение Ж) с использованием музыкального материала (П.И. Чайковский «Жаворонок», «Подснежник», «Времена года»; Ф. Шопен «Капли дождя», «Осенний вальс» и др.). На мероприятии применялся игровой метод для активизации учащихся.

После мероприятия детям было предложено ещё раз выполнить тест. По результатам, приведённым в таблице 2, мы видим, что после прослушивания музыки функциональное состояние учащихся значительно улучшилось. После прослушивания музыки двенадцать учащихся оценили своё самочувствие в «5» баллов. Соответственно повысились активность и настроение: в «5» баллов состояние активности оценили девять учеников, настроение в «5» баллов оценил двадцать один ученик. Плохое функциональное состояние наблюдалось только у трёх учеников, оценивших своё состояние в «2» балла. Также значительно повысился и общий интегральный коэффициент функционального состояния после прослушивания – 4,3 балла.



Таблица 2 - Функциональное состояние учащихся после прослушивания музыки

Функциональное состояние в баллах

После прослушивания музыки


«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

С (самочувствие)



6

12

12

А (активность)


3


18

9

Н (настроение)




9

21

САН

4,3



Результаты данного исследования подтверждает рисунок 1.

Рисунок 1 - Результат исследования функционального состояния младших школьников до прослушивания музыки и после по методике «Градусник» (экспресс-вариант методики САН)



На рисунке 1 мы видим, что самочувствие учащихся после прослушивания музыки возросло с 3,3 до 4,2 баллов, активность поднялась с 3,3 до 4,1 балла, а настроение увеличилось с 4 до 4,7 баллов.

Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) младших школьников, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект.

В результате улучшение само­чувствия отмечено у 70% учащихся, повысилась степень активность у 60% учащихся, а положительное изменение настроения наблюдалось также у 60% учащихся.



Данные результаты мы можем увидеть на рисунке 2.

















Рисунок 2 - Результаты функционального состояния учащихся 1-го класса в % соотношении по методике «Градусник» (экспресс-вариант методики САН)



На следующем этапе эксперимента использовалась методика доктора педагогических наук, профессора, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования Л.В. Школяр «Выбери музыку».

Цель данной методики - выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений-стимулов.

Детям были предложены следующие музыкальные фрагменты:
- Э. Григ. «Одинокий странник»,

- П. И. Чайковский. «Весенняя песня»,

- П. И. Чайковский «Новая кукла».

Дети должны были прослушать данные музыкальные фрагменты и выявить, какие из трех произведений схожи по характеру, а какие отличается от них.

В процессе проведения данного задания была проведена оценка действий каждого ребенка.

Анализ полученных данных представлен в Таблице 3.



Таблица 3 -Уровень эмоционально-смыслового содержания музыки

Уровни

Количество человек

%

Достаточный уровень

2

10

Уровень близкий у достаточному

9

43

Недостаточный уровень

10

47



По данным таблицы была составлена диаграмма (рисунок 3).



Рисунок 3 - Уровень развития эмоционально-смыслового содержания музыки



Из результатов диаграммы видно, что у 10% детей преобладает достаточный уровень анализа эмоционально - смыслового содержания музыки. Это, в основном, дети, которые занимаются в музыкальной школе. У 43% - близкий к достаточному уровню и у 47% - недостаточный уровень.

Таким образом, можно сделать вывод, что у младших школьников плохо развит анализ эмоционально–смыслового содержания музыки.

Следующая методика, которая была проведена – методика профессора кафедры искусств балетмейстера Ирины Эвальдовны Бриске "Уровень творческого развития" (приложение В).

Цель данной методики – выявление уровня музыкального и эмоционального развития ребенка.

Ребятам было предложено поиграть в игру «Повторяй за мной». Педагог просит повторить ритмический рисунок. Педагог молча хлопает в ладоши какой-нибудь ритм, примерно секунд 5-7, ребенок старается этот ритм повторить как можно точнее, выдерживая все паузы и длительность. Повторить так 5 раз, постепенно усложняя рисунок. Таким образом, проверялся музыкальный слух. Игра на проверку эмоциональности «Попробуй, повтори». Ребенку предлагается рассмотреть изображение и повторить эмоциональное состояние. И последняя игра на воображение «Расскажи без слов». Ребенку предлагается «рассказать» стихотворение «Идет бычок качается» без слов.

В процессе проведения данного задания была проведена оценка действий каждого ребенка.

Анализ полученных данных представлен в Таблице 4.



Таблица 4 -Уровень музыкального и эмоционального развития ребенка

Уровни

Количество человек

%

Высокий уровень

8

20

Средний уровень

12

42

Низкий уровень

10

38





По данным таблицы была составлена диаграмма (рисунок 4).

Рисунок 4 -Уровень музыкального и эмоционального развития ребенка



Из результатов диаграммы видно, что у 20 % детей преобладает высокий уровень музыкального и эмоционального развития. Это, в основном, дети, которые занимаются в музыкальной школе. У 38% - средний уровень и у 42% - низкий уровень.

Можно сделать вывод, что уровень музыкального и эмоционального развития у детей ближе к среднему.

На констатирующем этапе исследования были проведены наблюдения за детьми во время внеурочной деятельности с использованием музыки. В процессе выяснилось, что у детей развит интерес к музыкальным занятиям, но они с неохотой отвечают на поставленные вопросы после прослушивания музыкальных произведений, невнимательны, слушают музыку без особого желания, отдают предпочтение певческой деятельности и танцам. На занятиях практически не используются произведения живописи как наглядный материал, в беседах по прослушанным произведениям не используются примеры из литературных произведений.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что дети не увлекаются классической и русской народной музыкой, не знают, как можно нарисовать её, затрудняются в поиске чего-то общего в нескольких музыкальных произведениях, эмоциональное состояние детей, их настроение и активность меняются после прослушивания музыки.

2.2 Формирующий эксперимент



Цели:

1. Повышение уровня успеваемости при использовании разных видов музыкальной деятельности.

2.Формирование у детей умения слушать и слышать музыку.

В ходе формирующего эксперимента была реализована программа

активизации младших школьников в процессе обучение (на примере использования оборудования Ресурсного центра “Педагог будущего”).

С детьми была проведена система музыкальных внеклассных занятий и открытых уроков в форме игр, упражнений, творческих заданий, инсценировок с использованием музыки и применением современных педагогических технологий. Музыка использовалась на различных уроках и во время физкультминуток.

Форма проведения таких занятий повысила интерес учащихся предметом обучения, способствовала лучшему усвоению изучаемого материала.

Благодаря проведенной работе дети стали музыкально-творческими, открытыми, самостоятельными, более активными, сосредоточенными в учебе.

Во время первых занятий дети были скованны, не все задания им удавались, но с каждым новым занятием дети всё больше и больше развивали в себе творческие навыки, музыкальный слух, все дети были активны, отмечался интерес к данному виду работы, старание учащихся, хорошее взаимодействие в коллективе, наличие коммуникативных контактов.

В ходе работы, исходя из наблюдений, отмечалось, что детям интересны занятия, и они с удовольствием слушают музыкальные произведения, определяют характер, сравнивают их, пользуются знаниями в своей жизни. А также детям очень нравилось петь и танцевать. Некоторые дети, занимающиеся в музыкальной школе, играли для всех на музыкальных инструментах.

Чтобы выяснить, насколько ребята идентифицируют себя с музыкой, использовалась методика Л.В. Школяр «Ребёнок и музыка».

Цель данной методики - определение, насколько ребенок идентифицирует себя с музыкой как огромным и важным явлением в мире.

Дети должны были представить, что музыка — живое существо и это существо слепить из пластилина так, как они ее чувствуют, понимают, когда ее слушают. Кроме того, каждый ребёнок должен изобразить самого себя в своем рисунке. Дети выполняли рисунки под классическую музыку (Бетховен «Лунная соната»).

При прослушивании музыкального произведения у ребят возникли следующие ассоциации: классическую музыку дети характеризуют как спокойствие, духовность, легкость, гармония, нежность. Под классическую музыку дети выполнили свои поделки, используя светлые и яркие цвета. Под классическую музыку дети выполнили работы за урок, при этом они были спокойными и сосредоточенными на работе. В итоге, классическая музыка ускорила процесс выполнения работ и положительно повлияла на эмоциональное состояние школьников.





2.3 Контрольный эксперимент



Цель:

1. Проанализировать результаты педагогической деятельности, выявить эффективность работы.

В ходе эксперимента были использованы следующие методы: наблюдение, игры с детьми, беседы с детьми, педагогами и родителями, анализ, сравнение, рефлексия.

Методика констатирующего этапа эксперимента была использована вторично на контролирующем этапе экспериментального исследования, что позволило получить следующие данные.

На первом этапе контрольного эксперимента была использована методика Л. В. Школяр «Выбери музыку».

Детям были предложены следующие музыкальные фрагменты:

- А. Лядов «Прелюдия ре минор»;

- П. Чайковский «Баркарола»;

- Д. Кабалевский «Печальная история».

Ответы детей представлены в приложении Б.

Повторное проведение данной методики показало следующие результаты:





Таблица 6 - Уровень эмоционально-смыслового содержания музыки

Уровни

Количество человек

%

Достаточный уровень

9

42

Уровень близкий к достаточному

11

52

Недостаточный уровень

1

6





На основе данных таблицы была составлена диаграмма (рисунок 6).



Рисунок 6 - Уровень развития эмоционально-смыслового содержания музыки



Обрабатывая результаты, имеем, что у большинства испытуемых (52%) -наблюдается уровень близкий к достаточному, у 42% -достаточный уровень, у 6% недостаточный уровень развития эмоционально-смыслового содержания музыки.

На этапе контрольного эксперимента методику профессора кафедры искусства балетмейстера Ирины Эвальдовны Бриске «Уровень творческого развития» повторили еще раз. Повторное проведение данной методики показало следующие результаты:









Таблица 7 - Уровень музыкального и эмоционального развития

Уровни

Количество человек

%

Высокий уровень

11

35

Средний уровень

14

51

Низкий уровень

5

14





На основе данных таблицы была составлена диаграмма (рисунок 7).

Рисунок 7 - Уровень музыкального и эмоционального развития



Из диаграммы видно, что высокий уровень стал преобладать, процент низкого уровня стал ниже. Это значит, что после всех проведенных музыкальных занятий, уровень творческого развития стал выше.

На заключительном этапе эксперимента выяснялось, насколько развито мышление детей. Для этого использовались диагностические задачи доктора психологических наук А.З. Зака.

Цель: определение уровень развития мышления младших школьников.

Детям выдавались 2 листа: на одном напечатаны задачи, на другом дети писали ответы. Время выполнения задания 30 минут. Первая половина класса решала задачи под классическую музыку, вторая половина класса решала те же задачи, но без использования музыки. Дети, выполняя задания под классическую музыку, показали результаты гораздо выше, чем без её прослушивания. Таким образом, следуют отметить, что классическая музыка развивает у детей память, мышление, помогает им сосредоточиться, придает энергии и позитивного настроя. А также повысился уровень развития словесно - логического мышления.

По итогам контролирующего эксперимента можно сделать вывод, что проводимая работа имеет положительный результат. Она эффективна и результативна, это говорит о том, что у детей повысился уровень интереса к музыкальному развитию.

Благодаря проведенной работе по сравнению с началом месяца дети стали музыкально-творческими, открытыми, самостоятельными, более сосредоточенными в учебе.



Выводы по 2 разделу



Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что музыка помогает в обучении ребенка, влияет на его здоровье и эмоциональное состояние.

Под действием музыки такие психические процессы, как память и ориентация улучшаются на 45–50%, а внимание – на 25–30%. Музыкальное воздействие на организм человека осуществляется не только на центральную нервную систему, но и на мышечную, пищеварительную системы.

Классическая музыка положительно влияет на физическое и психическое состояние человека. «Живая» музыка композиторов–классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог.

Развитие современных информационных и учебных технологий показывают, что с помощью Интернета и специально разработанных методик можно обучать младших школьников музыке дистанционно.

Разработаны индивидуальные уроки для детей. В результате обучения развивается музыкальный слух, чувство ритма. Ученики постигают нотную грамоту и теорию музыки. Анимационные способы подачи информации делают уроки привлекательными (ритмические схемы, представление нот в виде цветов радуги и т. д.).

Таким образом, урок музыки на ДО для детей служат общей цели - воспитание музыкальной культуры учащихся.

Причины для обучения ребенка музыке:

1. Занятия музыкой учат концентрации внимания и умению держать в голове много каналов информации, что просто необходимо в овладении многими современными профессиями.

2. Занимаясь музыкой, ребёнок тренирует математические способности и развивает пространственное мышление.

3. Музыка стимулирует работу мозга, помогает формированию аналитических способностей.

4. Музыка оказывает благотворное влияние на интеллектуальный рост детей, учит мыслить. Мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять всё, что ему нужно.

5. Музыкальные дети многое видят и лучше чувствуют, их труднее вывести из себя, и они меньше подвержены паническим настроениям.

6. У музыкального ученика меньше проблем с успеваемостью – эту истину подтверждают наблюдения психологов и педагогов.

7. Музыкальные занятия способствуют самодисциплине и учат правильно организовывать свой досуг.


























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начальное школьное образование сегодня ориентировано на формирование у детей фундаментальных навыков грамотности и счета, а также на развитие их понимания окружающего мира. Эти навыки становятся все более необходимыми для жизни в современном мире и необходимы для функционирования развитых экономик. Так, следует вывод: основами развития общества в настоящее время становятся не ресурсы, а знания. Образование - это непрерывный процесс, поэтому оно становится потребностью людей, которую они будут удовлетворять в любое время в любой точке мира. 

Так, многие исследователи в отношении к музыке как дидактическому методу усматривают прогрессивные изменения в образовании, относятся к музыке как к национально-культурному явлению и подчеркивают необходимость ее использования в воспитательной работе школы. Современность ежедневно требует от педагогов новых подходов к содержанию обучения. Выбрать свою учебную модель и проработать ее с учениками, внедряя современные образовательные технологии, не просто, но интересно.

При использовании же учителем музыки в образовательном процессе учащиеся не замечают, что учатся. Более того, к образовательному процессу в школе приобщаются даже пассивные, ранее незаинтересованные в учебе, дети. Связано это, на наш взгляд, в первую очередь с тем, что используя на занятиях музыку, учитель делает процесс обучения более интересным, создает в коллективе творческий и бодрый настрой, тем именно упрощает и облегчает усвоение запланированного материала.

Таким образом, использование музыки при решении умственных задач, поддерживают и обостряют интерес детей к учебному процесс к обучению. А, следовательно, использование музыки на уроках является одним из важнейших рычагов умственного развития ребенка и, несомненно, способно привести к всесторонней активизации всех мыслительных и познавательных процессов младшего школьника. Изучение и участие в музыкальных дидактических играх, использование музыкальных инструментов, запускает использование воображения детей, что, в свою очередь, стимулирует и расширяет их умственные способности. 

Представленные методические рекомендации рассчитаны для педагогов, преподающих в младших классах, для последующего использования на базе ресурсного центра «Педагог будущего» ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», и не являются обязательными. Также, разработанные педагогические рекомендации описывают и обосновывают использование педагогом музыки в процессе учебной деятельности учащихся младших классов. Приводятся примеры использования музыкальных технологий.

Таким образом, в результате использования музыки в образовательном процессе происходит также и развитие таких способностей, как познавательность, сопоставление, анализ и сочетание всех этих процессов формирует основу будущей сознательной и демиургической творческой способности каждого учащегося. Процесс активизации учащихся младших классов, формированию положительного отношения обучению и познавательной деятельности, требует безраздельного внимания, напряжения умственных способностей и большой воли.  Это имеет методологическое значение для педагогики, так как у каждого учащегося есть потенциал, который необходимо развивать в учебном процессе как основной фактор развития активной личностной позиции. 








СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

  2. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов посредством межпредметных связей / О. М. Панкова, В. И. Куриленко, Л. В. Скокова [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14850/ (дата обращения: 19.10.2021)

  3. Низамова, О.Н. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников // Образование и воспитание. – 2020. – №3(29). – С. 36-38. – Электрон. копия доступна на сайте изд-ва «Молодой ученый». URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5311/ (дата обращения: 06.10.2021)

  4. Психология младшего школьника [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018. ISBN 978-5-7186-1132-8

  5. Хаустова, В. Н. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности школьников на уроках математики / В. Н. Хаустова, Н. Н. Мальцева, Е. Г. Губарева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 56-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12857/ (дата обращения: 20.10.2021)


Сохранить у себя:
Музыка как средство активизации младших школьников в процессе обучения (на примере использования оборудования Ресурсного центра «Педагог будущего»)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки