Раздел 3. Музыка и виды искусства 6 класс 3 четверть  | ||
Дата:  |  Тема: Музыка и поэзия. 1/17 урок  | |
Цели обучения  |  6.1.1.1 – анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль и жанры, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства; 6.2.2.1 – сочинять и импровизировать композиции, используя средства музыкальной выразительности, голос, музыкальные инструменты 6.1.2.3 – сравнивать средства выразительности музыки и других видов искусства в создании художественного образа; 6.1.3.1 – исполнять песни разных стилей и жанров, используя элементы канона, двухголосия, передавая художественный образ и характер мелодии;  | |
Цели урока  |  Учащиеся: - анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль и жанры, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства; – сравнивать средства выразительности музыки и других видов искусства в создании художественного образа;  | |
Критерии оценивания  |  Учащийся: - анализирует прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль и жанры, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства; - сравнивает средства выразительности музыки и других видов искусства в создании художественного образа;  | |
Языковые цели  |  Обучающиеся могут: - размышлять о поэзии; - сравнивать средства выразительности музыки и поэзии в создании художественного образа. Лексика и терминология: виды искусства, поэзия; Вопросы для обсуждения: - О чем эта песня? Как она прозвучала? - К какому жанру вокальной музыки относится? - С помощью каких средств муз. выразительности композитор (исполнитель) сумел передать красоту природы?  | |
Привитие ценностей  |  Уважение и интерес к культуре разных народов через слушание, размышления, обсуждение прослушанных стихов, романсов.  | |
Межпр.связи  |  Литература  | |
Навыки ИКТ  |  - с помощью ИКТ находить доп. материал.  | |
Предв.знания  |  Знакомы с историей возникновения, видами, направлениями эстрадной музыки.  | |
Ход урока  | ||
этапы урока  |  Запланированная деятельность на уроке  | |
Начало урока 5 минут  |  1. Орг. момент. Муз. приветствие. «Мы пойдем погулять» - распевание. (путешествие) 2. Актуализация. Музыка и виды искусства. Музыка и поэзия. Тесная взаимосвязь музыки с разными видами искусства.  | |
Середина урока 35 минут  |  3. «Горные вершины» - А.Г. Рубинштейн – слушание. 
 - С помощью каких средств муз. выразительности композитор (исполнитель) сумел передать красоту природы? … - Интересна история стихотворения, легшего в основу романса. Это стихотворение немецкого поэта И.В. Гете под названием «Ночная песня странника». Над всеми вершинами есть покой. В каждой верхушке (макушке дерева) Чувствуешь ты едва дуновение. Птички молчат в лесу. Подожди только, скоро отдохнешь ты тоже. Это подстрочный перевод. Мы видим у Гете картину постепенно засыпающей природы, последним мирно отходит ко сну человек. Русский писатель и поэт М. Лермонтов делает перевод этого стихотворения на русский язык под названием «Горные вершины». Горные вершины спят во тьме ночной; Тихие долины полны свежей мглой; Не пылит дорога, не дрожат листы... Подожди немного, отдохнешь и ты. Стихотворение «Горные вершины» является выдающимся произведением русской лирики. В его интерпретации автор обещает отдых от житейских невзгод. М. Лермонтов переводя то, что близко ему по духу, смог не только точно передать интонацию и настроение стихотворения, но и сделать перевод выразительным, образным и эмоциональным. Спустя какое – то время русские композиторы А.Г. Рубинштейн, А. Варламов, А. Танеев в разные годы написали на эти стихи музыку. 4. Абай «Карангытунде тау калгып». 
 Музыка и поэзия Задание 1 Беседа. Послушайте звуки природы. 
 Подберите эпитеты к слову море. Посмотрите, каким видел море художник Айвазовский. 
 Задание 2 Слушание и анализ. Прослушайте и узнайте предысторию стихотворения «Парус». 
 Прочтите и проанализируйте стихотворение. 
 Послушайте романс неизвестного автора «Белеет парус одинокий». Задание 3 Сочинение и импровизация Создайте музыкальную композицию. Выберите стихотворение и сочините мелодию к нему, используя голос, музыкальные инструменты и подручные средства. Исполните музыкальную композицию. Проведите взаимооценивание. Оцените свою работу и работу других. Задание 4 Рефлексия. Проведите рефлексию своей деятельности на уроке. Заполните лист рефлексии.  | |
|   1) Абай «Карангытунде тау калгып» - слушание. Обмен впечатлениями. Обсуждение сходств и различий произведений. - Красиво? А чем понравилась песня? Чем отличаются эти два романса? - А зачем Лермонтов, Абай переводили именно это стихотворение? Почему не сочинили сами? ( Потому что оно было близко им по духу и настроению. Они смогли не только передать интонацию и настроение, но и сделать перевод выразительным, образным и эмоциональным). Обобщение: Все три шедевра, получившие мировую славу, взаимно дополняя и обогащая друг друга, каждый по-своему выражаюет мечту о возвышенном и прекрасном. 3) «Карангы тунде тау калгып» - разучить и исполнить куплет песни. 2) Беседа. В традиции казахов поэзия и музыка изначально представляли единое целое. Неизменность кол-ва слогов строки в каз. песеннм стихе характерно для каз. песенного стиха. В науке этазакономерность называется силлабикой. В каз. поэзии различают 2 типа стиха: 11-сложный стих «кара олен» и 7-8сложный стих «жыр». Использование 7-8сложного стиха связано с древ.обрядовыми и бытовыми песнями и эпосом. 11-сложный стих появился позже. Итог: Какая существуетвзаимосвязь между музыкой и поэзией? - Может ли литература жить без музыки? - Может ли музыка жить без литературы?  | ||
Конец урока 5 мин  |  5. Рефлексия: 
 6. Самооценивание: - Как вы оцениваете свою работу на уроке? Д/З: - Выучить и выразительно прочитать стих «Горные вершины»; - Выучить 1 куп. песни «Карангы тунде тау калгып»; - Найти материал о композиторах, сочинявших в жанре романс.  | |




 Музыка и поэзия                                                    