Музыка и поэзия

На уроке учащиеся сравнивают средства выразительности музыки и поэзии в создании художественного образа, отмечают тесную связь музыки и поэзии.

Содержимое разработки

Раздел 3. Музыка и виды искусства 6 класс 3 четверть

Дата:

Тема: Музыка и поэзия. 1/17 урок

Цели обучения

6.1.1.1 – анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль и жанры, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства;

6.2.2.1 – сочинять и импровизировать композиции, используя средства музыкальной выразительности, голос, музыкальные инструменты

6.1.2.3 – сравнивать средства выразительности музыки и других видов искусства в создании художественного образа;

6.1.3.1 – исполнять песни разных стилей и жанров, используя элементы канона, двухголосия, передавая художественный образ и характер мелодии;

Цели урока

Учащиеся:

- анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль и жанры, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства;

сравнивать средства выразительности музыки и других видов искусства в создании художественного образа;

Критерии

оценивания

Учащийся:

- анализирует прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль и жанры, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства;

- сравнивает средства выразительности музыки и других видов искусства в создании художественного образа;

Языковые цели


Обучающиеся могут:

- размышлять о поэзии;

- сравнивать средства выразительности музыки и поэзии в создании художественного образа.

Лексика и терминология: виды искусства, поэзия;

Вопросы для обсуждения:

- О чем эта песня? Как она прозвучала?

- К какому жанру вокальной музыки относится?

- С помощью каких средств муз. выразительности композитор (исполнитель) сумел передать красоту природы?

Привитие

ценностей

Уважение и интерес к культуре разных народов через слушание, размышления, обсуждение прослушанных стихов, романсов.

Межпр.связи

Литература

Навыки ИКТ

- с помощью ИКТ находить доп. материал.

Предв.знания


Знакомы с историей возникновения, видами, направлениями эстрадной музыки.

Ход урока

этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Начало урока

5 минут



1. Орг. момент. Муз. приветствие.

«Мы пойдем погулять» - распевание. (путешествие)


2. Актуализация. Музыка и виды искусства. Музыка и поэзия. Тесная взаимосвязь музыки с разными видами искусства.








Середина урока




35 минут

3. «Горные вершины» - А.Г. Рубинштейн – слушание.

. Беседа: О чем эта песня? Как она прозвучала? К какому жанру вокальной музыки относится? (романс).

- С помощью каких средств муз. выразительности композитор (исполнитель) сумел передать красоту природы?

- Интересна история стихотворения, легшего в основу романса. Это стихотворение немецкого поэта И.В. Гете под названием «Ночная песня странника».

Над всеми вершинами есть покой.

В каждой верхушке (макушке дерева)

Чувствуешь ты едва дуновение.

Птички молчат в лесу.

Подожди только, скоро отдохнешь ты тоже.

Это подстрочный перевод. Мы видим у Гете картину постепенно засыпающей природы, последним мирно отходит ко сну человек.

Русский писатель и поэт М. Лермонтов делает перевод этого стихотворения на русский язык под названием «Горные вершины».

Горные вершины спят во тьме ночной;

Тихие долины полны свежей мглой;

Не пылит дорога, не дрожат листы...

Подожди немного, отдохнешь и ты.


Стихотворение «Горные вершины» является выдающимся произведением русской лирики. В его интерпретации автор обещает отдых от житейских невзгод. М. Лермонтов переводя то, что близко ему по духу, смог не только точно передать интонацию и настроение стихотворения, но и сделать перевод выразительным, образным и эмоциональным.

Спустя какое – то время русские композиторы А.Г. Рубинштейн, А. Варламов, А. Танеев в разные годы написали на эти стихи музыку.


4. Абай «Карангытунде тау калгып».

- Спустя еще полвека известный казахский писатель и поэт, философ и мыслитель Абай услышав это стихотворение, поразился ее мелодичности. Красота природы, причудливые очертания ночи, которые встали перед внутренним взором, мелодия тишины и покоя дали толчок творчеству поэта. Абай не только перевел, но и написал к нему музыку. Так родилась песня «Карангы тунде тау калгып». С той поры над аулом, в урочище Акшокты, медленно и плавно, как тихий ветер, летела эта песня, ставшая впоследствии народной песней. Люди, отдыхая после изнурительного дня в своих юртах, слушали творение своего мудрого и знаменитого земляка, совершенно не догадываясь, что слова этой песни пришли в степь из другого, неведомого им мира».












Музыка и поэзия


Задание 1

Беседа.

Послушайте звуки природы.

  • Что вы слышите?

  • Каким вы представляете море? –

Подберите эпитеты к слову море.

Посмотрите, каким видел море художник Айвазовский.


  • Что общего во всех этих картинах?

  • Как художник изображал море?

  • Какие краски использовал?

  • Знакомы ли вы со словом парус?



Задание 2

Слушание и анализ.

Прослушайте и узнайте предысторию стихотворения «Парус».

  • Что чувствовал М. Лермонтова в этот период жизни?

Прочтите и проанализируйте стихотворение.


  • Какое настроение вызывает стихотворение?

  • Какое слово определяет это настроение?

  • Почему, читая стихотворение, начинаешь думать о парусе, как о живом существе?


Послушайте романс неизвестного автора «Белеет парус одинокий».


Задание 3

Сочинение и импровизация

Создайте музыкальную композицию. Выберите стихотворение и сочините мелодию к нему, используя голос, музыкальные инструменты и подручные средства.

Исполните музыкальную композицию.

Проведите взаимооценивание.

Оцените свою работу и работу других.




Задание 4

Рефлексия.

Проведите рефлексию своей деятельности на уроке. Заполните лист рефлексии.


































1) Абай «Карангытунде тау калгып» - слушание. Обмен впечатлениями. Обсуждение сходств и различий произведений.

- Красиво? А чем понравилась песня? Чем отличаются эти два романса?

- А зачем Лермонтов, Абай переводили именно это стихотворение? Почему не сочинили сами? ( Потому что оно было близко им по духу и настроению. Они смогли не только передать интонацию и настроение, но и сделать перевод выразительным, образным и эмоциональным).

Обобщение: Все три шедевра, получившие мировую славу, взаимно дополняя и обогащая друг друга, каждый по-своему выражаюет мечту о возвышенном и прекрасном.


3) «Карангы тунде тау калгып» - разучить и исполнить куплет песни.


2) Беседа. В традиции казахов поэзия и музыка изначально представляли единое целое. Неизменность кол-ва слогов строки в каз. песеннм стихе характерно для каз. песенного стиха. В науке эта закономерность называется силлабикой. В каз. поэзии различают 2 типа стиха: 11-сложный стих «кара олен» и 7-8сложный стих «жыр». Использование 7-8сложного стиха связано с древ.обрядовыми и бытовыми песнями и эпосом. 11-сложный стих появился позже.


Итог: Какая существует взаимосвязь между музыкой и поэзией?

- Может ли литература жить без музыки?

- Может ли музыка жить без литературы?

Конец урока

5 мин


5. Рефлексия:

  • Что вы узнали нового на уроке?

  • Что было интересно, что нет?


6. Самооценивание:

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?


Д/З: - Выучить и выразительно прочитать стих «Горные вершины»;

- Выучить 1 куп. песни «Карангы тунде тау калгып»;

- Найти материал о композиторах, сочинявших в жанре романс.



Сохранить у себя:
Музыка и поэзия

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки