Музейная педагогика как форма взаимодействия семьи и школы по воспитанию патриотических чувств.
Профессор Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей. Музейная педагогика как форма взаимодействия семьи и школы по воспитанию патриотических чувств школьников. Основной целью музейной педагогики является: творческое развитие личности и приобщение к музеям подрастающего поколения. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Чтобы наши дети росли добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, учителя, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошлое, настоящее и будущее.
Старые вещи, хотя теперь и не совсем нужные, напоминают нам о том, как жили люди раньше: что носили, что ели, что читали и чем писали. Они - наша история. И иногда могут научить нас чему-то очень важному и полезному, что ещё может пригодиться нам в жизни. Увидеть многие старые вещи можно только в музеях. Попасть в музеи, находящиеся за много километров от села, к сожалению, может не каждый ученик.
В условиях малокомплектной школы настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В школе решаются задачи по приобщению учеников к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он —творец. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы учителя, детей и их семей.
Ещё в начале учебного года ребята нашего класса решили создать мини-музей. Мы называем его просто « Уголок истории». В нём собраны предметы старины (и копии предметов старины), которыми пользовались люди, проживающие в нашем посёлке. Экспонаты нашего мини-музея – помогут нам познакомиться с укладом жизни народа, с бытом крестьянства, раскрывают повседневный распорядок жизни и трудовых занятий, создают картину духовного своеобразия татарского народа, рассказывают об обычаях, поверьях, народных традициях.
Пока экспонатов мало. Мы понимаем, что создание музея – длительный процесс. Надеемся, что нам помогут наши родители и учащиеся школы. Работа в нашем мини – музее продолжается круглый год. Ученики очень любят приходить сюда на занятия, находить и узнавать для себя что-то новое.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях начальной школы заключается в следующем:
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком.
Расширяется представление детей о содержании музейной культуры.
У учеников формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам.
И самое главное пусть мини – музеи школы дарят детям радость новых открытий.
Список использованных источников:
1.Воронович, В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики / В. М. Воронович. – 2007, N 12. – 2007. – С.
Музейная педагогика. Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : Сфера, 2006.
«Музей и дети», Пантелеева Л. В., Изд. Дом «Карапуз», М., 2000г
Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2004