Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения

Приемы формирования мотивации школьника к учебной деятельности через содержание учебного материала

Содержимое разработки

«Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»

Всю нашу жизнь и деятельность сопровождают мотивы, они побуждают нас меняться, развиваться, предпринимать какие-то действия, ставить новые цели, прилагать усилия к их достижению и достигать. Или избегать чего-то, что вызывает дискомфорт, раздражает, угнетает или просто не устраивает. Во всем, что мы делаем или не делаем, присутствует один из видов мотивации: мотивация «к», или мотивация «от».

Что же такое мотивация?

Мотивация — это система устойчивых мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

Мотивами же принято считать те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к деятельности, направленной на их удовлетворение.

Мотивация в обучении

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Что же традиционно мотивирует ребенка в учебе?

Хорошие оценки.

Одобрение.

Успех. Поощрение родителей и педагогов. Подарки и бонусы. Перспектива опередить или догнать сверстников.

Страх. Прогнозы на будущий успех или неудачу в жизни и карьере. Радость познания. Возможность самореализации.

Также на мотивацию учеников и их отношение к учебе влияют:

Познавательная активность ребёнка.

Его стремление к достижениям и саморазвитию.

Уверенность в себе.

Сознательность.

Настойчивость.


Поэтому учитель может оказать существенное влияние на мотивацию ученика с помощью:

предметного содержания (например, структурированного или хаотичного);

разнообразных активных методов и форм обучения;

обратной связи;

характера отношений с ребёнком;

собственного энтузиазма.

Ученики, которые позитивно отзываются о новом формате, говоря, что сейчас они больше успевают, имеют больше возможностей для саморазвития и самообучения - и им это нравится. Конечно, есть и те, которые не включены в обучение и испытывают трудности, связанные с недостатком волевой саморегуляции. Для таких учеников новый формат оказывается большой ношей. Им совсем непросто справиться, им трудно организоваться, не имея реального или визуального контакта.

Приемы формирования мотивации школьника к учебной деятельности через содержание учебного материала

Содержание курса географии призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Основная цель курса заключается в формировании у обучающихся географического образа своей страны во всем ее многообразии и целостности. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний, их развитие и эволюцию представлений о Земле, познакомиться с именами великих первооткрывателей и путешественников, расширить представления о стране, в которой они живут, и о мире в целом.

Умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения. Каждый учитель использует, конечно, свои методы, формы, приёмы.

1.Стратегия «Задай тон». Необходимо «сыграть» на начальном любопытстве обучающихся к новой дисциплине в первый день знакомства с курсом географии или при введении в новую тему, обосновать значение географических знаний для жизни и деятельности человека, сформировать представление о месте России в современном мире, развить интерес к другим народам и странам.

2. Приём «Имя урока». Нетрадиционное название урока, эмоционально выражающее в сжатом виде суть главной идеи урока: яркое, неожиданное, рекламное, шуточное, афоризм, крылатая фраза, поговорка, противоречие. Например:

- тема «Реки» - а)«Текущая река – это сама жизнь» (П. Семенов-Тян-Шанский),

б)«Люди как реки» (Л.Н.Толстой);

- тема «Значение воды для Земли» -

а) «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое» (Антуан де Сент–Экзюпери),

б) «Вода, кругом вода!»;

- использование при формулировании темы урока зрительного образа (слайд, рисунок, графика, карикатура, символ, фотография и т.п.);

- формулировка темы урока в виде вопроса. Например:

а) тему урока «Климат Африки» можно сформулировать так: «Почему в Африке находится самая большая пустыня?»,

б) тему урока «Атмосферное давление» можно сформулировать так: «А можно ли поймать воздух?».

3.Целеполагание - мотивирующий фактор. Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками, что обеспечивает высокий уровень осмысленности и учебной мотивации. Если цель урока принимается на личностном уровне, ученик осознает полезность, значимость, интерес предстоящей работы, это является сильным мотивационным стимулом для его деятельности.

а)приём «Подводящий диалог»;

б) приём «Опорных глаголов»:

- изучить…

- узнать…

-уметь…

-выяснить…

-обобщить …

-закрепить…

-доказать…

-сравнить…

-проанализировать…

-сделать вывод…

-разобраться …

-систематизировать... ;


в) приёмы «Кроссворд», «Загадка», «Стихотворение»- определение ключевого понятия;

г) приём «Трафарет» - сформулировать цель, опираясь на слова - трафареты;

д) ситуация «Яркого пятна» - среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности, определяется тема и цели урока.

е) приём «Личностный смысл». Например, учитель:

- «Я отдаю себе отчет в том, что многие из вас не станут географами. Но все вы станете мамами и папами и должны быть готовы ответить на тысячи вопросов ваших детей»;

- «География научит вас разумно, осмысленно строить собственную жизнь» и т.п.

4. Приём «Отстроченная загадка» В начале урока учитель дает загадку (или малоизвестный и удивительный факт), отгадку на которую можно узнать на уроке при работе над новым материалом.

5. Приём «Фантастическая добавка».В этом приеме учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики. Например, изменить значения любого параметра, придумать фантастическое животное или растение, написать фантастический рассказ, эссе, стихотворение, используя знания по географии.

6. Приём «Загадка». Например, по теме «Атмосферное давление» предлагается «Загадка Шерлока Холмса: перед Шерлоком стояла обыкновенная банка, в ней плавала пиявка, доктор Ватсон спросил: «О, мистер Холмс, вы занялись изучением пиявок?» «Нет, я наблюдаю за погодой и думаю, что сегодня будет дождь, надо взять зонтик». Почему Ш.Холмс так решил?»

7. Приём «Интрига». Например, «Я очень люблю путешествовать.Прежде чем отправиться в путешествие много читала о заинтересовавшей меня территории, наводила справки. И вот однажды до меня дошла следующая информация…».

8. Приём «Корзина идей». Задается вопрос о том, что известно ученикам о проблеме. Ученики называют по одному сведению, факту, имени, которые кратко записываются учителем в «корзинке идей» и далее по ходу урока связываются в логические цепи

9. Приём «Наш жизненный опыт». Например, «В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река...».

10. Приём «Проблема предыдущего урока».На этапе проверки знаний детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением из-за недостаточности знаний, что подразумевает продолжение работы на уроке.

11. Приём «Проблемная ситуация».Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.

12. Приём «Краеведческая минутка».Какая река протекает недалеко от нашего населенного пункта? (Река нашей местности – Чатырлык. Исходя из названия реки (чатыр — шатёр, -лык — суффикс множественного числа), очевидно вдоль реки Чатырлык пролегал древний длинный путь с Перекопа на юг Крыма. Путники во время долгого пути разбивали шатры для отдыха).

13. Приём «Визит».Скажите, чтобы вы хотели узнать в первую очередь, посетив (такой – то) географический объект?

14. Приём «Интеллектуальная разминка - это два-три не слишком сложных вопроса для размышления; основная цель такой разминки - настройка обучающегося на работу.

15. Приём «Ассоциация», Учитель просит учеников назвать ассоциации, которое у них вызывает понятие, иллюстрация, звучащая музыка, географическая карта и т.д.Например, на уроке по теме «Реки - артерии Земли» учитель:

а) предлагает посмотреть внимательно на карты и сказать, что напоминают реки? Реки напоминают кровеносные сосуды человеческого организма. Реки считают важнейшими артериями, они образуют густую сеть на нашей планете. За реками закрепилась название «голубые артерии планеты».

б) ассоциирует реку с жизнью и деятельностью человека – рождение, питание, строение, этапы жизни, смысл жизни.

16. Приём «Источники информации».На уроках с целью узнавания изучаемых объектов, процессов и явлений можно использовать небольшие тексты разных жанров – научные, информационные, публицистические. Для активизации работы и заинтересованности учащихся в начале урока учитель раздает газеты, журналы или страницы этих изданий, где размещена информация, касающаяся темы урока. Учитель просит обратить внимание на конкретную информацию, подчеркивая важность ее повседневного использования. Эти задания должны постепенно усложняться от заданий на поиск и выявление информации, к заданиям на анализ, интерпретацию и обобщение информации, формулирование логических выводов на основе содержания текста. При отборе текстов следует руководствоваться тем, чтобы содержание текста стимулировало школьников к размышлению, использованию их географических знаний для решения познавательных и практико-ориентированных задач, оно должно иметь или личностную, или общественную значимость.

Метод создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.


Повышению учебно-познавательной мотивации школьников также будут способствовать дифференцированные задания. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям младших школьников. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний.


Разноуровневым может быть и домашнее задание. Можно предложить три уровня сложности домашнего задания:

- обязательный минимум. Оно должно быть абсолютно понятно и посильно для любого ученика;

- тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет, и без особой трудности осваивают программу. На усмотрение учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида;

- творческий. Задание на дом данного уровня зависит от темы урока и подготовленности класса. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк (сочинить сказку, составить кроссворд, кроссенс, плакаты - опорные сигналы и др.).


Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.


Разноуровневым может быть контроль и проверка знаний. Осуществление разноуровневого контроля - создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оцениваются учителем отдельно.


Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания (выбор содержания домашнего задания), методов (с помощью учителя или самостоятельно) и форм обучения (индивидуально, в паре, в группе). Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем учащимся объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.


Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатывается способность не теряться в ситуации выбора, осознанно браться за работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.


Формированию мотивации школьников к учебной деятельности, на мой взгляд, способствует использование в учебно- воспитательном процессе коллективных форм обучения. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые в педагогической деятельности могут быть следующими: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (5— 7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).


К становлению мотивации учения приводят и наблюдения за чужой деятельностью, привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений.


Перечисленные выше приемы формирования мотивации школьника побуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции от новых более «взрослых» форм работы, от новых типов взаимоотношений с учителем, создают атмосферу непринужденности и раскованности школьников на уроках, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели.


Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм, методов и приёмов развития учебной мотивации у школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Сохранить у себя:
Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки