Мои права и обязанности

Цели:

1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.

2. Выяснить значение понятий “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей.

3. Повышать социально-правовую компетентность учащихся.

4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.

5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

Содержимое разработки

Классный час на тему: «Это мои права. А обязанности?»

Цели:

1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.

2. Выяснить значение понятий “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей.

3. Повышать социально-правовую компетентность учащихся.

4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.

5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

Оборудование:

1. Плакат: “Календарь правовых дат”

1 июня – Международный день защиты детей.

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.

20 ноября – Всемирный день прав ребенка.

10 декабря – День прав человека.

12 декабря - День принятия конституции.



2. Эпиграфы к занятию (на доске):

  • “Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);

  • “Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);

  • “Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость).

3. Мультимедийное оборудование.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя: Одна из обязанностей гражданина России — знать и соблюдать законы. При этом знание законов одинаково полезно как для государства (тогда граждане не нарушают норм права), так и для самого человека (он знает, как поступить в том или ином случае, как себя защитить). На сегодняшнем классном часе мы познакомимся, а может быть вспомним, с правами и обязанностями человека как гражданина государства, а также, учитывая, что вы являетесь учащимися школы, мы ознакомим с правами ребенка и, самое главное, с его обязанностями.



Основной документ, по которому живет каждый гражданин нашего государства?

– это Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации – это основной закон, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.



Согласно данному документу, каждый человек с рождения имеет свои права. Что же такое – право?

Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе (С.И. Ожегов)

Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность гражданину действовать по своему усмотрению или получать определённые блага. (Конституция РФ)

-------------------------------------------

Какими же правами обладает гражданин государства?

Работают в классе:

  1. Все равны перед законом и судом.

  2. Каждый человек имеет право на жизнь.

  3. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

  4. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому и бесчеловечному обращению.

  5. Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.

  6. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию, изгнанию.

  7. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь.

  8. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства.

  9. Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности или религии. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

  10. Каждый человек имеет право владеть имуществом.

  11. Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

  12. Каждый человек имеет право на труд.

  13. Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным.

  14. Каждый человек имеет право на отдых и досуг. 



В 1948 году 10 декабря был утвержден как всемирный День прав человека.

-------------------------------

Теперь давайте представим себе, что свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права. Поэтому существуют «обязанности»!

Один из эпиграфов гласит: «Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности» (Бенджамин Франклин). Все мы знаем свои права, но не все знают и выполняют обязанности, возложенные государством.

обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Работают в классе:

  1. Все граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

  4. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

  5. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь 
    памятники истории и культуры.

  6. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  7. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской федерации.

Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

(Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.)



Несовершеннолетние, как любые гражданине имеют правовой статус, который определяется правами, обязанностями и ответственностью за свои поступки перед государством и обществом.

Давайте обратимся к нашему календарю правовых дат. Эти даты были установлены согласно «Конвенцией ООН о правах ребенка»

XXI век – век ребенка



1 июня – Международный день защиты детей.

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.

20 ноября – Всемирный день прав ребенка.

10 декабря – День прав человека.



В 1942 году была создана Организация Объединенных Наций, которая объединила более двухсот стран мира. Она призвана выступать и бороться за сохранение мира во всем мире. В 1989 году ООН была разработана и принята Конвенция о правах ребенка, направленная на охрану и защиту прав и свобод юного гражданина.

Согласно конвенции каждый ребенок имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его.

Ребенок, родившись, имеет право на имя и фамилию. У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ – свидетельство о рождении, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Этот документ свидетельствует не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии и безопасности.

Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. Взрослые просто обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми.

Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.

-------------------------------------------------------------

Школа – социальный институт, где ты не только получаешь знания, но и приобретаешь опыт взаимодействия с другими людьми. От того, насколько хорошо ты знаешь свои права и обязанности, настолько успешным станут твои школьные годы и в последующем весь твой жизненный опыт. Если ты будешь добросовестно и ответственно выполнять свои обязанности, разумно пользоваться своими правами, уважать права других людей, тогда и окружающие будут соблюдать и уважать твои права.

Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. Если вы имеете права, то значит, вы имеете обязанности.

Вы должны знать, что каждая школа, гимназия, лицей имеет Устав – главный документ, определяющий всю деятельность учреждения, а на основании Устава – внутренний распорядок.

Защищая свои права, ты всегда должен помнить о своих обязанностях.

Работа в классе:
1. Выполнять требования Устава и внутреннего распорядка школы.

2. Вовремя приходить на занятия.

3. Своевременно и в полном объеме готовить домашние задания.

4. Уважать права одноклассников, других учащихся и работников школы.

5. Бережно относиться к школьному имуществу.


Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал.



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Давайте с вами выполним упражнение «Я имею право!». Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

Правильный ответ:



  1. Жизнь

  2. образование

  3. отдых

  4. досуг

  5. индивидуальность

  6. уважение

  7. имя

  8. заботу







  1. Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.



Ситуация 1. (слайд )

На урок ученица пришла в одежде, не предназначенной для школы: короткая юбка, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.



Ситуация 2. (слайд )

На улице шестнадцатилетние подростки пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.



Ситуация 3. (слайд )

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4. (слайд )

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,

личную тайну.



  1. Для раздачи учащимся.

Права

- на имя, отчество и фамилию;

- знать своих родителей, совместно с ними проживать;

- на заботу и воспитание;

- на общение со своими родителями;

- на защиту и воспитание;

- выражать своё мнение;

- право на уважение человеческого достоинства;

- право на защиту своих прав и законных интересов;

- право на личное имущество.

Я должен, я обязан

- добросовестно учиться;

- соблюдать правила поведения;

- бережно относиться к имуществу школы;

- уважать старших;

- заботиться о красоте родной речи;

- быть всегда чистым и опрятным;

- не курить, не употреблять спиртные напитки…

 



Права

- на имя, отчество и фамилию;

- знать своих родителей, совместно с ними проживать;

- на заботу и воспитание;

- на общение со своими родителями;

- на защиту и воспитание;

- выражать своё мнение;

- право на уважение человеческого достоинства;

- право на защиту своих прав и законных интересов;

- право на личное имущество.

 

Я должен, я обязан

- добросовестно учиться;

- соблюдать правила поведения;

- бережно относиться к имуществу школы;

- уважать старших;

- заботиться о красоте родной речи;

- быть всегда чистым и опрятным;

- не курить, не употреблять спиртные напитки…

 











Подведение итогов.





Учитель: Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!

Ну, а классный час я закончу словами известного римского философа Сенека «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены»







Сохранить у себя:
Мои права и обязанности

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки