"Мой Новосибирск"

Данная образовательная программа учебного курса внеурочной деятельности "Мой Новосибирск" направлена на формирования у младших школьников основ краеведческой культуры и способности формированию высоких моральных норм, бережное отношение к природе родного края, любовь к Родине, патриотизм

Содержимое разработки


Приложение к ООП НОО

Приказ от 31.08.23

№ 146/1-од








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса внеурочной деятельности

«Мой Новосибирск»


для обучающихся 1-го класса
















г. Новосибирск





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Мой Новосибирск» предметной области «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.



Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей гимназии – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда связываются незабываемые образы родного края.

Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии   могут возникнуть волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Отбор содержания курса осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.



Теоретической базой данной образовательной программы явились:

  • психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);

  • основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);

  • закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).

  • азбука Новосибирска для детей и взрослых (мэрия города Новосибирска)

Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы «Мой Новосибирск» заключается:

  • в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;

  • в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;

  • в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:

  • в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;

  • в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.

  • в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников

Цель: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры

Задачи программы:

  • Формировать интерес к изучению истории, культуры, природы родного края

  • Воспитывать любовь и чувство гордости к своему краю, уважительное отношение к местным культурным ценностям; бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы.

  • Формировать активную гражданскую позицию, компетенции.

Формы и режим занятий

  • Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час):

  • Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие)

Методы и приемы:

  • диалоги; элементы дискуссий

  • игры-практикумы;

  • проблемные ситуации;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • конкурсы, викторины;

  • беседы;

  • коллективно-творческие дела.

Формы проведения

  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,

  • экскурсия; поездка, поход

  • практическое занятие, викторина, консультация

  • проблемная лекция, работа в музеях

  • встречи с участниками исторических событий

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

  • Ценностно-смысловые:

  • Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;

  • Умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;

  • Общекультурные:

  • Расширение кругозора

  • Повышения уровня осведомленности в бытовой и культурно-досуговой сферах;

  • Учебно-познавательные

  • Умение организации учебно-познавательной деятельности;

  • Овладение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

  • Информационные:

  • Умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;

  • Коммуникативные:

  • Овладение навыками работы в группе;

  • Владения различными социальными ролями в коллективе;

  • Развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;

  • Социально-трудовые

  • Поддержка и стимулирование социальной активности;

  • Личностные:

  • Освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;

  • Формирование культуры мышления и поведения.

Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;

В ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить учащегося на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;

Ребёнок учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.



ОПИСАНИЕ МЕСТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Курс «Мой Новосибирск» рассчитан на 1 год обучения (1 класс) 33 часа/1 час в неделю.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «МОЙ НОВОСИБИРСК»


Освоение курса вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) в формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Освоение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями)


Предметные результаты

В результате первого года курса «Мой Новосибирск» ученик научится:

- приводить примеры природных и культурных объектов своего населенного пункта; школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи;

- указывать название своей страны, своего населенного пункта (городского, сельского), своей улицы и своей школы; имена, отчества и фамилии членов своей семьи;

- соблюдать правила безопасного поведения в школе, в общественном транспорте и на дороге, в природе; правила безопасности в сети Интернет;

- проводить несложные групповые и индивидуальные наблюдения в окружающей среде под руководством учителя;

- использовать небольшие тексты о городе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с использованием явно заданной информации.

Ученик получит возможность научиться:


-понимать культуру, историю, природу родного края;

- познакомится с названиями районов и улиц города;

- познакомится с достопримечательностями города;

- познакомится с музеями города

- владеть навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы)

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)

Критерии результативности

  • Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);

  • Участие в социально-значимых проектах;

  • Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.



Поурочноеое планирование 1 класс

(33 ч)

Тема

Воспитательные задачи

Цифровые образовательные ресурсы

Формы проведения

1.

Вводный урок «Мой город»


Воспитывать интерес к учению, процессу познания. Воспитывать нравственные и гражданские качества.

https://infourok.ru/viktorina-gorod-v-kotorom-ya-o-novosibirske-3523058.html

Игра -путешествие

2.

Виртуальная экскурсия по Новосибирску.

Формировать чувства гордости и любви к Родине, развивать интерес к её прошлому и настоящему.

https://infourok.ru/prezentaciya-virtualnaya-ekskursiya-po-novosibirsku-5198615.html

Виртуальная экскурсия

3.

История нашего города. Выдающиеся новосибирцы. Андрей Дмитриевич Крячков- архитектор.

Предоставить возможность осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2015/02/11/novosibirskiy-arkhitektor-andrey-dmitrievich-kryachkov

Виртуальная экскурсия

4.

История моей семьи в истории города.

Совершенствовать семейные ценности, доброе отношение ко всем членам семьи, взаимопомощи, взаимоуважения.

https://okrmyr.ru/okruzhajushhij-proekt-moj-rodnoj-gorod-novosibirsk.html

Творческие мини-проекты

5.

Путешествие в прошлое. Проект


 Формировать уважительное отношение к Новосибирской области, к её природе и культуре, истории и современной жизни.

https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-vneklassnoy-raboti-istoriya-novosibirska-1440417.html

Творческие мини-проекты

6.

Выдающиеся люди. Юрий Михайлович Магалиф «Приключения Городовичка».

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение любить свой город, край, приумножать его богатства видеть и понимать красоту природы, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости – восстанавливать.

https://infourok.ru/prezentaciya-volshebnik-magalif-posvyaschennoe-yu-magalifu-2856333.html

Викторина

7.

Символы Новосибирска. Монумент Славы.

Формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности.

https://infourok.ru/prezentaciya-posvyaschennaya-monumentu-slavi-v-novosibirske-621324.html

Групповая работа

8.

Выдающиеся люди. Александр Иванович Покрышкин –лётчик – герой.

Воспитывать активную жизненную позицию, нравственно-этических принципов и привычек.

https://infourok.ru/prezentaciya-k-klassnomu-chasu-pokrishkin-1940233.html

Викторина

9.

Районы Новосибирска. Улицы.


Воспитывать краеведческую культуру через знакомство с достопримечательностями Новосибирска.

https://pptcloud.ru/history/istoriya-nazvaniy-ulits-novosibirska

Виртуальная экскурсия

10.

Красный проспект. Площадь Ленина

Формировать позитивную самооценку, навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умения сотрудничать друг с другом, совместное планирование своих действий и реализации планов, поиск и систематизация нужной информации.

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-rayoni-novosibirska-3921388.html

Сюжетно-ролевые игры

11.

Театральный Новосибирск. Посещение Театра кукол.

Формировать представления о нравственных нормах, осваивать культуру поведения в семье, школе, в общественных местах.

https://uchitelya.com/mhk/22600-prezentaciya-teatry-goroda-novosibirska.html

Виртуальная экскурсия

12.

Театральный Новосибирск. Посещение театра «Глобус»

Развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

https://ppt4web.ru/mkhk/teatry-novosibirska.html


Виртуальная экскурсия

13.

Выдающиеся люди. Арнольд Михайлович Кац – дирижёр.

Привлекать внимание к роли культуры и искусства в жизни человека.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2019/09/16/virtualnaya-ekskursiya-v-novosibirskuyu-filarmoniyu


14.

Краеведческий музей. Экскурсия.


Воспитывать краеведческую культуру через знакомство с достопримечательностями Новосибирска.

https://youmuseum.ru/

Виртуальная экскурсия

15.

Художественный музей. Экскурсия

Привлекать внимания к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через создание специальных тематических проектов.

https://yandex.ru/maps/org/novosibirskiy_gosudarstvenny_khudozhestvenny_muzey/1103959817/?ll=82.921812%2C55.021789&z=17


Виртуальная экскурсия

16.

Дендрологический парк. Городская ёлка Новосибирска

Развивать эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру. Воспитывать интерес к истории новогодних традиций России и других стран, главным героям новогодних праздников разных стран.

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-botanicheskiy-sad-gnovosibirska-2847844.html

Выпуск газет

17.

Зоопарк имени Р. А. Шило. Экскурсия в зоопарк.

Воспитывать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/06/12/prezentatsiya-ekskursiya-v-novosibirskiy-zoopark

Виртуальная экскурсия

18.

Академгородок. Государственная публичная научно-техническая библиотека.

Формировать умения и навыки сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

 https://multiurok.ru/files/novosibirskii-akademgorodok.html


http://www.spsl.nsc.ru/

Виртуальная экскурсия

19.

Выдающиеся люди. Михаил Алексеевич Лаврентьев – учёный.

Воспитывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.

 https://multiurok.ru/files/novosibirskii-akademgorodok.html


Мини-проект

20.

Планетарий. Экскурсия


Формировать умения прогнозировать события.

Воспитывать любовь к познанию прошлого своей страны.


https://aircam.pro/pano/1211/

Виртуальная экскурсия

21.

Выдающиеся люди. Юрий Васильевич Кондратюк – учёный.

Прививать уважительное отношение к людям разного труда и результатам их труда, к защитникам Родины, к близким и пожилым людям, к соседям и др.

https://infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-na-temu-zhizn-yuvkondratyuka-3558023.html

Индивидуальная работа

22.

Путешествие в будущее. Проект


Развивать навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.


Мини-проект

23.

Мосты Новосибирска. Ельцовка.


Создавать условия для осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

https://infourok.ru/prezentaciya-mostov-svyazuyushaya-nit-4569982.html

Выпуск рисунков

24.

Вокзалы Новосибирска. Железная дорога. Разъезд Иня.

Формировать образное художественное мышление детей, эстетических чувств, наблюдательности и фантазии.

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-novosibirskiy-vokzal-2570158.html

Виртуальная экскурсия

25.

Транспорт. История появления.


Развивать бережное отношение к техническим устройствам.

Учить видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса.


https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/02/03/prezentatsiya-istoriya-transporta

Конкурс знаний

26.

Сибирь-крупный природный регион России.

Формировать и развивать навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя, умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-sibir-1648336.html

Игра-путешествие

27.

Промышленность. Завод имени В.П. Чкалова.

Формировать представления о трудовой деятельности и ее значении в жизни человека. Прививать экологически разумное отношение к природным ресурсам.

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-aviastroitelniy-zavod-imvpchkalova-2857092.html

Виртуальная экскурсия

28.

Обь. Новосибирская ГЭС.


Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/04/02/prezentatsiya-reka-ob

Виртуальная экскурсия.

Выпуск групповой газеты

29.

Ледовый дворец спорта «Сибирь». Наши олимпийцы.

Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны, культуру.

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/02/02/prezentatsiya-olimpiyskie-chempiony-goroda-novosibirska

Виртуальная экскурсия

30.

Цирк. Фонтаны.


Воспитывать уважительное отношение к культуре и искусству народов нашей страны и мира в целом.

https://infourok.ru/prezentaciya-k-proektu-fontani-1313962.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/01/29/prezentatsiya-tsirk

Инсценирование

31.

Школы Новосибирска. История моей гимназии. «132%». Посещение школьного музея.

Воспитывать сознательное отношение к процессу обучения и к любой другой деятельности.

Развивать культуру общения на уроке.


http://17classgim.ru/magicpage.html?page=2416

Групповой проект

Экскурсия

32.

Подготовка творческих работ (проектов)

Формировать представления о важности общения с родными и близкими, о проявлении внимания, о поздравлениях к праздникам, о способах передачи информации.


Мини-проект

33.

Защита творческих работ (проектов)

Предоставить возможность осуществления сотрудничества в малой группе, умения договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли.

ОП «Яндекс.Учебник». Раздел «Функциональная грамотность»

Мини-проект





























































































































Сохранить у себя:
"Мой Новосибирск"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки