Приложение к ООП НОО
Приказ от 31.08.23
№ 146/1-од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Мой Новосибирск»
для обучающихся 1-го класса
г. Новосибирск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Мой Новосибирск» предметной области «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей гимназии – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда связываются незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникнуть волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отбор содержания курса осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Теоретической базой данной образовательной программы явились:
психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
азбука Новосибирска для детей и взрослых (мэрия города Новосибирска)
Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы «Мой Новосибирск» заключается:
в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
Цель: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры
Задачи программы:
Формировать интерес к изучению истории, культуры, природы родного края
Воспитывать любовь и чувство гордости к своему краю, уважительное отношение к местным культурным ценностям; бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы.
Формировать активную гражданскую позицию, компетенции.
Формы и режим занятий
Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час):
Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие)
Методы и приемы:
диалоги; элементы дискуссий
игры-практикумы;
проблемные ситуации;
сюжетно-ролевые игры;
конкурсы, викторины;
беседы;
коллективно-творческие дела.
Формы проведения
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
экскурсия; поездка, поход
практическое занятие, викторина, консультация
проблемная лекция, работа в музеях
встречи с участниками исторических событий
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценностно-смысловые:
Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;
Умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
Общекультурные:
Расширение кругозора
Повышения уровня осведомленности в бытовой и культурно-досуговой сферах;
Учебно-познавательные
Умение организации учебно-познавательной деятельности;
Овладение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
Информационные:
Умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;
Коммуникативные:
Овладение навыками работы в группе;
Владения различными социальными ролями в коллективе;
Развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;
Социально-трудовые
Поддержка и стимулирование социальной активности;
Личностные:
Освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
Формирование культуры мышления и поведения.
Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
В ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить учащегося на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
Ребёнок учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Мой Новосибирск» рассчитан на 1 год обучения (1 класс) 33 часа/1 час в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «МОЙ НОВОСИБИРСК»
Освоение курса вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) в формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Освоение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями)
Предметные результаты
В результате первого года курса «Мой Новосибирск» ученик научится:
- приводить примеры природных и культурных объектов своего населенного пункта; школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи;
- указывать название своей страны, своего населенного пункта (городского, сельского), своей улицы и своей школы; имена, отчества и фамилии членов своей семьи;
- соблюдать правила безопасного поведения в школе, в общественном транспорте и на дороге, в природе; правила безопасности в сети Интернет;
- проводить несложные групповые и индивидуальные наблюдения в окружающей среде под руководством учителя;
- использовать небольшие тексты о городе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с использованием явно заданной информации.
Ученик получит возможность научиться:
-понимать культуру, историю, природу родного края;
- познакомится с названиями районов и улиц города;
- познакомится с достопримечательностями города;
- познакомится с музеями города
- владеть навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы)
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности
Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
Участие в социально-значимых проектах;
Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.
Поурочноеое планирование 1 класс
(33 ч)
№ | Тема | Воспитательные задачи | Цифровые образовательные ресурсы | Формы проведения |
1. | Вводный урок «Мой город»
| Воспитывать интерес к учению, процессу познания. Воспитывать нравственные и гражданские качества. | https://infourok.ru/viktorina-gorod-v-kotorom-ya-o-novosibirske-3523058.html | Игра -путешествие |
2. | Виртуальная экскурсия по Новосибирску. | Формировать чувства гордости и любви к Родине, развивать интерес к её прошлому и настоящему. | https://infourok.ru/prezentaciya-virtualnaya-ekskursiya-po-novosibirsku-5198615.html | Виртуальная экскурсия |
3. | История нашего города. Выдающиеся новосибирцы. Андрей Дмитриевич Крячков- архитектор. | Предоставить возможность осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2015/02/11/novosibirskiy-arkhitektor-andrey-dmitrievich-kryachkov | Виртуальная экскурсия |
4. | История моей семьи в истории города. | Совершенствовать семейные ценности, доброе отношение ко всем членам семьи, взаимопомощи, взаимоуважения. | https://okrmyr.ru/okruzhajushhij-proekt-moj-rodnoj-gorod-novosibirsk.html | Творческие мини-проекты |
5. | Путешествие в прошлое. Проект
| Формировать уважительное отношение к Новосибирской области, к её природе и культуре, истории и современной жизни. | https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-vneklassnoy-raboti-istoriya-novosibirska-1440417.html | Творческие мини-проекты |
6. | Выдающиеся люди. Юрий Михайлович Магалиф «Приключения Городовичка». | Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение любить свой город, край, приумножать его богатства видеть и понимать красоту природы, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости – восстанавливать. | https://infourok.ru/prezentaciya-volshebnik-magalif-posvyaschennoe-yu-magalifu-2856333.html | Викторина |
7. | Символы Новосибирска. Монумент Славы. | Формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной | https://infourok.ru/prezentaciya-posvyaschennaya-monumentu-slavi-v-novosibirske-621324.html | Групповая работа |
8. | Выдающиеся люди. Александр Иванович Покрышкин –лётчик – герой. | Воспитывать активную жизненную позицию, нравственно-этических принципов и привычек. | https://infourok.ru/prezentaciya-k-klassnomu-chasu-pokrishkin-1940233.html | Викторина |
9. | Районы Новосибирска. Улицы.
| Воспитывать краеведческую культуру через знакомство с достопримечательностями Новосибирска. | https://pptcloud.ru/history/istoriya-nazvaniy-ulits-novosibirska | Виртуальная экскурсия |
10. | Красный проспект. Площадь Ленина | Формировать позитивную самооценку, навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умения сотрудничать друг с другом, совместное планирование своих действий и реализации планов, поиск и систематизация нужной информации. | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-rayoni-novosibirska-3921388.html | Сюжетно-ролевые игры |
11. | Театральный Новосибирск. Посещение Театра кукол. | Формировать представления о нравственных нормах, осваивать культуру поведения в семье, школе, в общественных местах. | https://uchitelya.com/mhk/22600-prezentaciya-teatry-goroda-novosibirska.html | Виртуальная экскурсия |
12. | Театральный Новосибирск. Посещение театра «Глобус» | Развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. | https://ppt4web.ru/mkhk/teatry-novosibirska.html
| Виртуальная экскурсия |
13. | Выдающиеся люди. Арнольд Михайлович Кац – дирижёр. | Привлекать внимание к роли культуры и искусства в жизни человека. | https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2019/09/16/virtualnaya-ekskursiya-v-novosibirskuyu-filarmoniyu | |
14. | Краеведческий музей. Экскурсия.
| Воспитывать краеведческую культуру через знакомство с достопримечательностями Новосибирска. | https://youmuseum.ru/ | Виртуальная экскурсия |
15. | Художественный музей. Экскурсия | Привлекать внимания к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через создание специальных тематических проектов. | https://yandex.ru/maps/org/novosibirskiy_gosudarstvenny_khudozhestvenny_muzey/1103959817/?ll=82.921812%2C55.021789&z=17
| Виртуальная экскурсия |
16. | Дендрологический парк. Городская ёлка Новосибирска | Развивать эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру. Воспитывать интерес к истории новогодних традиций России и других стран, главным героям новогодних праздников разных стран. | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-botanicheskiy-sad-gnovosibirska-2847844.html | Выпуск газет |
17. | Зоопарк имени Р. А. Шило. Экскурсия в зоопарк. | Воспитывать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. | https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/06/12/prezentatsiya-ekskursiya-v-novosibirskiy-zoopark | Виртуальная экскурсия |
18. | Академгородок. Государственная публичная научно-техническая библиотека. | Формировать умения и навыки сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | https://multiurok.ru/files/novosibirskii-akademgorodok.html
http://www.spsl.nsc.ru/ | Виртуальная экскурсия |
19. | Выдающиеся люди. Михаил Алексеевич Лаврентьев – учёный. | Воспитывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы. | https://multiurok.ru/files/novosibirskii-akademgorodok.html
| Мини-проект |
20. | Планетарий. Экскурсия
| Формировать умения прогнозировать события. Воспитывать любовь к познанию прошлого своей страны.
| https://aircam.pro/pano/1211/ | Виртуальная экскурсия |
21. | Выдающиеся люди. Юрий Васильевич Кондратюк – учёный. | Прививать уважительное отношение к людям разного труда и результатам их труда, к защитникам Родины, к близким и пожилым людям, к соседям и др. | https://infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-na-temu-zhizn-yuvkondratyuka-3558023.html | Индивидуальная работа |
22. | Путешествие в будущее. Проект
| Развивать навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. | | Мини-проект |
23. | Мосты Новосибирска. Ельцовка.
| Создавать условия для осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | https://infourok.ru/prezentaciya-mostov-svyazuyushaya-nit-4569982.html | Выпуск рисунков |
24. | Вокзалы Новосибирска. Железная дорога. Разъезд Иня. | Формировать образное художественное мышление детей, эстетических чувств, наблюдательности и фантазии. | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-novosibirskiy-vokzal-2570158.html | Виртуальная экскурсия |
25. | Транспорт. История появления.
| Развивать бережное отношение к техническим устройствам. Учить видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса.
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/02/03/prezentatsiya-istoriya-transporta | Конкурс знаний |
26. | Сибирь-крупный природный регион России. | Формировать и развивать навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя, умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-sibir-1648336.html | Игра-путешествие |
27. | Промышленность. Завод имени В.П. Чкалова. | Формировать представления о трудовой деятельности и ее значении в жизни человека. Прививать экологически разумное отношение к природным ресурсам. | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-aviastroitelniy-zavod-imvpchkalova-2857092.html | Виртуальная экскурсия |
28. | Обь. Новосибирская ГЭС.
| Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. | https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/04/02/prezentatsiya-reka-ob | Виртуальная экскурсия. Выпуск групповой газеты |
29. | Ледовый дворец спорта «Сибирь». Наши олимпийцы. | Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны, культуру. | https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/02/02/prezentatsiya-olimpiyskie-chempiony-goroda-novosibirska | Виртуальная экскурсия |
30. | Цирк. Фонтаны.
| Воспитывать уважительное отношение к культуре и искусству народов нашей страны и мира в целом. | https://infourok.ru/prezentaciya-k-proektu-fontani-1313962.html https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/01/29/prezentatsiya-tsirk | Инсценирование |
31. | Школы Новосибирска. История моей гимназии. «132%». Посещение школьного музея. | Воспитывать сознательное отношение к процессу обучения и к любой другой деятельности. Развивать культуру общения на уроке.
| http://17classgim.ru/magicpage.html?page=2416 | Групповой проект Экскурсия |
32. | Подготовка творческих работ (проектов) | Формировать представления о важности общения с родными и близкими, о проявлении внимания, о поздравлениях к праздникам, о способах передачи информации. | | Мини-проект |
33. | Защита творческих работ (проектов) | Предоставить возможность осуществления сотрудничества в малой группе, умения договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли. | ОП «Яндекс.Учебник». Раздел «Функциональная грамотность» | Мини-проект |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |