«Модельный метод обучения».
Уроки, проводимые в необычной форме, всегда вызывают интерес у учащихся, развивают их творческие способности. Для учителя важно создавать благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения.
Урок-пресс-конференция. Данный формат занятий соответствует публичным конференциям, организуемым в целях обсуждения какой-либо актуальной темы между несколькими сторонами-участниками. Как правило, одну сторону занимают исследователи, компетентные специалисты и известные деятели анализируемой области, а вторую – представители прессы. Подобные занятия оказывают положительное воздействие на развитие обучающихся, в частности формируют аналитические навыки, совершенствуют коммуникативные и познавательные способности.
Урок-пресс-конференцию я организую, прежде всего, для повторения и успешного закрепления пройденного учебного материала учащимися. В рамках такого занятия обучающимся необходимо поделиться на несколько групп, которым отводятся соответствующие роли: представители прессы (журналисты, корреспонденты и др.), исследователи (экономисты, социологи, политологи и др.).
В ходе многолетней практики проведения занятий подобного вида мне удалось сделать вывод, что именно такие уроки позволяют наиболее эффективно закрепить полученные знания, а также сформировать у обучающихся потребность в саморазвитии, инициативность исследования новых проблемных тем и стремление проявлять свой творческий потенциал. Наряду с этим, в процессе активного взаимодействия отмечается совершенствование коммуникативных умений: обучающиеся грамотно изъясняют свои позиции и внимательно анализируют речь одноклассников.
Технологии перспективно-опережающего обучения, базирующиеся непосредственно на индивидуальном выборе инструментов и методов получения учебной информации, который определяется самим обучающимся, также используются мной в качестве педагогического средства. Такая форма обучения является особенно актуальной при проведении занятий английского языка, поскольку данная предметная дисциплина имеет существенный объем знаний, навыков и умений, не вписывающийся в выделяемые рабочими программами учебные часы. На практике я использую эти технологии в 7-11 классах при изучении нового материала, прибегая к помощи консультантов, а также применяя групповую форму работы. К примеру, при изучении темы «Экологические проблемы» в 10 классе я разделила обучающихся на несколько групп, каждой из которых было представлено отдельное опережающее задание. Предварительно с каждым консультантом нами были определены задачи и порядок принятия ответов. При этом ключевой ролью консультантов выступает поддерживающая функция, заключающаяся в предоставлении помощи обучающимся. В ходе многоступенчатой организации удалось провести увлекательное занятие, в рамках которого обучающиеся смогли самостоятельно изучить объемный учебный материал и получить хорошие оценки.
Резюмируя вышесказанное, могу с уверенностью заключить, что на сегодняшний день в условиях глобализации, влияющей на преобразовательные процессы в образовательной сфере, применение новых методик и технологий преподавания английского языка выступает неотъемлемым условием личностного развития обучающихся.
Следует отметить, что эффективность обучения иностранного языка можно достичь при реализации личностно-ориентированного подхода, который содержит несколько образовательных технологий: обучение в сотрудничестве, проектная деятельность и разноуровневое обучение. Они грамотным образом внедряются в образовательный процесс, в частности в рабочую программу английского языка.
Наиболее целесообразным при изучении английского языка является проектный метод, который подразумевает активное задействование творческих навыков обучающихся, что благоприятно влияет на восприятие учебного материала, его обобщение и закрепление. Участие школьников в проектной деятельности формирует у них высокую заинтересованность в изучении языка, а также устанавливает личную мотивацию в ознакомлении с его лингвистической спецификой и культурологическими особенностями. В частности, данный метод способствует осознанию гражданской принадлежности к собственной стране, в связи с чем обучающиеся пересматривают свои взгляды на российскую культуру и другие национальные особенности.
Цель моей работы заключается в рассмотрении средств повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием проектной деятельности как новой методики преподавания.
Объект исследования: процесс развития устной речи обучающихся на уроках английского языка.
Предмет исследования: применение новых методик преподавания для повышения эффективности устной речи обучающихся на уроках английского языка.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть методическую литературу по анализируемому вопросу;
- воздействовать на развитие коммуникативных способностей;
- способствовать получению новых знаний;
- обучать навыкам интеграции получаемых знаний;
- благоприятствовать установлению учебных аналитических, исследовательских навыков.
Проектная деятельность как методика преподавания английского языка представляет собой эффективный инструмент практического использования освоенных теоретических знаний. В процессе выполнения творческого проекта обучающиеся проводят активную работу с английским языком, воспринимая его в различных формах: изучают иностранные тексты, слушают иноязычную речь, исследуют культуру и поведенческие особенности представителей англоязычного сообщества. Все это положительно влияет на совершенствование навыков английского языка обучающихся.
Для полноценной оценки эффективности проектной деятельности как методики преподавания английского языка в текущей работе я применила несколько методов исследования:
– теоретический (анализ источников литературы);
– эмпирический (наблюдение за процессом обучения)
Теоретические основы методики проектной деятельности
Изначально проектный метод сформировался в XX веке в США, который рассматривался в качестве так называемого проблематического метода, основанного на необходимости исследования конкретной актуальной темы. Фундаментом формирования проектного метода стала авторская теория зарубежного исследователя философии Дж. Дьюи, именовавшаяся как «прагматическая педагогика». В соответствии с концептуальным содержанием данной теории, выделяется несколько аспектов, предопределяющих результативность обучения, в число которых входят: проблематизация учебного материала, познавательная активность обучающегося, соотношение обучения с практикой из жизни, представление образовательного процесса в формате определенного вида деятельности.
В отечественной практике проектный метод распространился несколько позднее, получив свое развитие во второй половине XX века. Значительный вклад в формирование данного метода внесла исследователь Е.С. Полат, которой удалось разработать целостную концепцию проектной деятельности, использующейся в педагогической практике в виде методики обучения. На основании авторских представлений, проектный метод следует характеризовать как комплекс исследовательских процессов, осуществляемых обучающимися с целью разрешения конкретизированной и выделенной заранее проблемы в ходе реализации познавательных действий, по окончании презентованных в форме определенного готового продукта. Кроме того, по мнению исследователя, на результативное освоение проектной деятельности оказывают благоприятный эффект ряд навыков, к которым относятся интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения. Их совокупность позволяет обучающимся достичь высоких результатов в исследовании той или иной проблемы в рамках осуществляемого проекта.
Таким образом, с помощью проектов обучающиеся могут успешно реализовать собственный творческий потенциал, воплотив свои идеи в качественную научно-исследовательскую работу. При этом ответственным лицом за выполнение проекта является собственно сам обучающийся, а роль преподавателя отводится на второй план и заключается в мотивации, оказании поддержки и необходимой помощи.
Структура метода проекта
В рамках современного образовательного процесса проектный метод считается рациональным педагогическим инструментом, что обосновано его грамотным внедрением в любую предметную дисциплину, не нарушая её содержательную структуру. В ходе осуществления проекта по той или иной теме обучающиеся расширяют имеющуюся базу знаний, поскольку изучают дополнительные источники информации и проводят масштабную исследовательскую работу. К тому же, при создании проекта по иностранному языку обучающиеся развивают навыки по всем категориям, необходимым для достижения положительных результатов исследования: аудирование, говорение, письмо и чтение.
Как правило, любой учебный проект реализуется в соответствии со стандартной структурой, подходящей ко всем дисциплинам и уровням обучения. Данная структура включает в себя следующие ключевые этапы:
1. Подготовительный процесс.
В первую очередь, перед непосредственным осуществлением проекта необходимо предварительно реализовать несколько задач, а именно:
- ознакомиться с личностными способностями, талантами, навыками и опытом всех обучающихся, участвующих в проектной деятельности;
- определить тему проекта, обосновать проблему, рассмотреть имеющиеся идеи по реализации и организовать их совместное обсуждение.
2. Организационный процесс, распределение обучающихся.
При коллективном выполнении проекта необходимо распределить обучающихся на отдельные группы, в которых каждому школьнику отводится собственная роль и ряд задач. При этом важно учитывать личностные особенности обучающихся для наиболее оптимального распределения обязанностей. В одну группу следует отнести разных обучающихся по критериям успеваемости, пола и других социальных характеристик.
3. Практическая реализация проекта.
На данном этапе происходит непосредственное выполнение проектной работы, которое включает сбор необходимых информационных сведений, исследование новых данных по теме, их групповой анализ, документирование и обоснование формы реализации конечного продукта (схема, чертеж, конструкция и т.д.). В подавляющем большинстве случаев проект реализуется вне образовательного учреждения, однако при необходимости обучающиеся могут прибегнуть к помощи преподавателя и выполнять свое исследование в школе.
4. Презентация проекта.
По окончании создания учебного проекта необходимо презентовать полученные результаты и открыто представить готовый продукт своего исследования. Как правило, данный этап именуется защитой проекта, которая проводится среди других обучающихся и преподавателя. В процессе презентации проекта обучающимся необходимо рассказать об этапах проведенного исследования, резюмировать результаты и показать конечный продукт.
5. Оценивание результатов проектной деятельности.
После презентации проектного исследования преподаватель дает соответствующую оценку обучающимся, учитывая раскрытую проблематику темы, глубину проведенной работы, уникальность выбранных решений проблемы, а также саму демонстрацию результатов.
Вышеприведенные этапы выполнения учебного проекта являются основополагающими и могут дополняться другими стадиями в зависимости от уровня сложности выбранной темы.
Необходимо указать, что готовыми исследовательскими продуктами, полученными в ходе выполнения проекта, могут быть многообразные формы представления результатов. Так, например, среди продуктов проектной деятельности, осуществленной в рамках дисциплины иностранного языка, по характеру проекта выделяются такие формы, как:
- конструктивно-практический проект (дневник наблюдений, разработка игры и её описание);
- игровой-ролевой проект (представление фрагмента занятия, сценическое выступление по мотивам сюжета пьесы);
- информативно-исследовательский проект (путеводитель по стране изучаемого языка, туристическая брошюра с информацией о стране);
- сценарный проект (сценарий для проведения внеклассного мероприятия);
- творческий проект (собственное сочинение на иностранном языке, перевод фрагмента литературного произведения на родной язык);
- издательский проект (стенгазета, выпуск школьной газеты).
Таким образом, проектная деятельность как эффективная методика преподавания соответствует образовательным требованиям, предъявляемым к изучению иностранного языка, в соответствии с которыми ключевым условием личностного развития обучающегося в условиях современного времени выступает развитие иноязычной коммуникативной компетенции, остро необходимой любому человеку в веке глобализаций, установления международных связей и отношений.
Технологии проектирования в работе учителя английского языка
В процессе преподавания иностранного языка учитель стремится реализовать главную цель, заключающуюся в том, чтобы обучающиеся успешно освоили язык с практической точки зрения, получив необходимые коммуникативные навыки. Для достижения данной цели преподавателю необходимо предоставить обучающимся необходимые условия обучения, которые сформируют у них высокую заинтересованность и мотивацию в изучении иностранного языка. Особенную роль в этом играют современные информационные технологии, которые улучшают образовательный процесс, предоставляют широкие функциональные возможности и привлекают обучающихся к изучению этой дисциплины. К числу таких технологий относится и анализируемый проектный метод, при котором задействуются многообразные формы информационных средств.
Специфика проектного метода делает его наиболее эффективным для изучения иностранного языка, поскольку он наделен интегративной особенностью, предопределяющей совокупное использование нескольких инструментов и средств, в том числе игровой деятельности, компьютерных и интерактивных технологий. Тем самым, в процессе выполнения учебного проекта по иностранному языку обучающиеся имеют широкие возможности изучения темы (чтение текстов, прослушивание иноязычной речи, взаимодействие с представителями иностранного сообщества, самостоятельная практика говорения) и использования информации из разных источников: методической литературы, исследовательских работ и электронных сайтов.
При выполнении проектной деятельности по иностранному языку обучающиеся могут взять за основу совершенно любую тему в рамках рабочей программы, соответствующей их учебному классу. Преимущество проектного метода проявляется также в неограниченной возможности использования любого учебного материала и реализации при наличии любого уровня владения знаниями, навыками и умениями обучающихся, поскольку исследование можно провести на основании самых разных тем и проблем.
Детальное рассмотрение практического применения проектного метода в курсе английского языка демонстрирует его высокую результативность в обучении. Так, в процессе реализации учебных проектов обучающиеся совершенствуют свои языковые знания, расширяют словарный запас английских слов, развивают навыки коммуникации и работы с иноязычным текстом.
Тем не менее, в использовании проектной деятельности могут проявиться некоторые проблемы, так или иначе сказывающиеся на качестве выполняемых обучающимися проектов. К основным таким проблемам необходимо отнести следующие трудности:
1. Соблюдение преподавателем второстепенной роли в проекте. Зачастую у преподавателей возникает острая потребность в оказании полноценной помощи обучающимся в выполнении проекта, однако данная деятельность предполагает их самостоятельную работу, которая должна исключительно стимулироваться со стороны учителя. Его главной обязанностью становится выполнение консультационной поддержки.
2. Оценивание готового проекта. Критерии оценивания проекта существенно отличаются от стандартного выставления оценки за работу обучающихся. Это обусловлено тем, что проект объединяет в себе множество этапов исследования, которые должны детально анализироваться преподавателем для формирования полноценного представления о проделанной работе обучающихся. Тем самым, оценка должна быть комплексной, соответствующей всему проекту в целом.
3. Вероятность переоценки конечного результата и недооценка самого процесса. Как правило, оценка за проект выставляется по окончании открытой демонстрации результатов исследования. Однако для объективной оценки проведенной работы требуется проанализировать и предыдущие этапы проектной деятельности, которые наиболее целостно отражают проделанные обучающимися процессы.
4. Превращение учебного проекта в реферат. Главной целью проектной деятельности является исследование конкретной темы и представление конкретизированных результатов в формате готового презентационного продукта. В том случае, если проект будет содержать преимущественно теоретическую часть, состоящую из заимствованных авторских представлений и литературных цитат, можно говорить о низком качестве работы обучающихся.
5. Выполнение воспитательных задач в проектировании. В процессе реализации проектной деятельности главными являются не только образовательные, но и воспитательные задачи (взаимопомощь, ответственность, честность и др.), которые могут игнорироваться и ставиться на второй план. Однако их значимость является особенно высокой, поскольку от них зависит качество готового проекта.
6. Проявление лингвистических ошибок. При выполнении проектных работ обучающиеся обращаются к различным источникам, которые в некоторых случаях могут являться недостоверными, что влечет получение ошибок языкового характера. В связи с этим на этапе подготовки к проекту необходимо выбрать проверенные информационные источники, а также повторить пройденный материал, закрепив полученные ранее знания, чтобы избежать потенциальных ошибок.
Стоит указать, что на практике сами обучающиеся сталкиваются с такими сложностями в процессе выполнения проектной деятельности:
- столкновение с новыми иноязычными словами, не изученными ранее;
- сравнительный анализ различного материала из выбранных источников;
- грамотное построение собственного текста на английском языке.
Таким образом, практическая реализация проектного метода в качестве педагогической технологии на уроках английского языка свидетельствует о том, что обучающимся удается:
добиться высоких результатов в изучении английского языка;
использовать теоретические знания на практике;
освоить коммуникативные навыки;
сформировать представление о культуре и национальных особенностях представителей англоязычного сообщества.
Следовательно, проектный метод является наиболее эффективным и результативным инструментом преподавания, что подтверждается его преимуществами перед другими педагогическими технологиями:
стимулирование обучающихся к освоению английского языка;
проявление интеграции знаний других предметных дисциплин;
открытые возможности для самореализации и проявления творческого потенциала.
Подводя итоги, можно констатировать, что на сегодняшний день в образовательной сфере существует многочисленное количество различных технологий, методов и средств обучения. Одним из особенно успешных в современной практике преподавания является метод проектов, который подразумевает осуществление самостоятельной исследовательской работы обучающимися. В рамках курса английского языка проектный метод играет положительную роль, поскольку обеспечивает расширение языковых компетенций, развитие коммуникативных способностей и практическое использование накопленной базы знаний. Тем самым, метод проектов является эффективной технологией преподавания английского языка, которую можно использовать на любых ступенях обучения и при любом уровне знаний обучающихся.