Мир профессий
Классный час по профориентации в 4 классе
Классный руководитель – Рудомётова С.Ю.
Цели:
дать представление о разнообразии профессий, выборе профессий, расширить жизненный опыт;
совместное обсуждение и осмысление качеств, для выбора данных профессий;
формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Оборудование: презентация , карточки, задания для практической работы.
Участники: 4 команды.
ХОД УРОКА
Мотивация занятия.
Стратегия «Настроение» -нарисовать и обсудить.
Сегодня мы с вами проведём классный час, тему которого вы назовёте сами, когда решите анаграмму.
Анаграмма – это слово, в котором буквы не на своих местах.
Учитель: Расставьте буквы на свои места и вы сможете назвать тему урока.
На слайде анаграмма: ИРМСПФРСЕОЙИ. (Мир профессий)
Тема классного часа: Мир профессий.
Цель классного часа: поговорим о профессиях.
Эпиграфом к уроку я взяла следующие строчки.
«Истинное сокровище для людей-умение трудиться» (Эзоп)
Как вы понимаете эти строчки?
Сегодня мы отправляемся в мир профессий: многообразный и интересный.Вы совсем скоро будите выбирать профессию на всю жизнь, поэтому уже сейчас нужно задуматься о будущем, выбрать работу по душе.
Сегодня в мире существует более 40 тысяч профессий и специальностей. Оказывается, и в нашем маленьком городе Зыряновске - существует около 720 профессий и специальностей.
-А что такое профессия? На ваш взгляд.
Профессия -
Учитель: Ребята, послушайте притчу.
Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).
Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).
Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
27 января 2012 года Н.А.Назарбаев обратился к народу с посланием. Он говорил о том, чтобы каждый человек имел любимое занятие, которое приносило бы пользу государству.
Задание 2. «Закончи предложение»
Сейчас каждая команда получит карточку с предложением, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.
Люди работают ради…
Настоящий труд – это…
В любом профессиональном труде самое важное…
Счастье – это…
Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты этих предложений на доску с чистым листом для ответов, которые будут записываться за ребятами.
Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
Учитель: Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии.
Задание 3. А сейчас мы с вами поработаем в группах.
Каждая группа сейчас подумает и сформулирует:
Первая группа «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые отважные профессии».
Третья группа - «Профессии, которые нужны всегда».
Четвертая группа - «Самые важные профессии»
Задание 6. « Остров надежды "
Учитель: Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить. Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … остров!
На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна…Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!
(На доске на лист бумаги записываем итоговый выбор 10 профессий).
Учитель: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул?.. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? Одеться? Посмотрите, оказывается, каждый человек, внося свою посильную лепту в общий труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть, наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда - для всех людей.
Задание 5. «В далёкое прошлое» .Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Сейчас пришло время для нового задания.
Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:
А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появились только XX веке.
В) появятся в будущем.
Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.
Для справки:
А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;
Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;
В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.
-А сейчас вернёмся к нашей выставке. (Сообщение про ЭСПО 2017)
А вот какими качествами, способностями, знаниями. Состоянием здоровья надо обладать, выбирая ту или иную профессию?
. 7. Игра «Угадай профессию» (вопросы задаются каждой группе)
1.Собирает и анализирует сведения о погодных явлениях; даёт краткосрочный и долгосрочный прогнозы погоды, изучает климат, составляет карты погоды(метеоролог,климатолог,синоптик).
2.Проводит обучение учеников, студентов, используя эффективные формы, методы и средства обучения (учитель, педагог).
3.Разрабатывает танцевальные движения, организует перемещения танцоров в пространстве сцены, определяет музыку, грим, костюмы, выбирает декорации, создавая единый образ танца.(хореограф,костюмер,гример).
4.Готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, оказывает доврачебную помощь.(фармацевт)
5.Сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает и выполняет заказы, производит расчёт, собирает использованную посуду.(официант)
6.Управляет транспортом, устраняет мелкие неисправности, контролирует соблюдение пассажирами правил проезда, посадки и высадки, правильность крепления груза в кузове.(водитель,шофер).
7.Организует работу и эффективное взаимодействие сотрудников, решает все вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных функций своим подчинённым.(начальник,директор,руководитель).
8.Восстанавливает и группирует факты, ищет их объяснения, изучает жизнь человечества.(историк).
9.Охраняет лес, участвует во всех лесохозяйственных работах, контролирует качество этих работ.(лесник).
10.Принимает, обрабатывает и выдаёт письма, бандероли, посылки, телеграммы, деньги по переводам, выплачивает пенсии и пособия.
Поговорим о профессионализме…
Некоторые из вас уже представляют себя в будущей профессии. Какими должны быть профессионалы в любой деятельности?
Какие качества необходимы? Каким не должен быть профессионал? (выписать в 2 столбика)
хитрость
умение планировать свои действия
готовность к риску
страсть и удовольствие
умение вести беседу
боязливость
беспечность
крепкое здоровье
хвастливость
честь
чувство юмора
пьянство
жадность
стыдливость
честность
образованность
искренность
эгоизм
воля
трудолюбие
Учитель: Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни! Подводя итог классного часа, хочу , чтобы каждый из вас назвал профессию с которой хотел бы связать свою жизнь. У нас впереди еще 7 лет учебы. Интересно изменятся ли наши желания в выборе профессий? А сегодня я думаю, мы пришли к выводу, что Все профессии важны
Все профессии нужны.
Рефлексия:
• Классный час был интересным, мне понравился
• Классный час мне не понравился, ничего полезного
• Классный час мне очень понравился, хочу найти дополнительный материал по теме
Классный час был скучен, только время зря потерял
Взяли ламинированный лист и если нужно дорисовали своё настроение
Спасибо всем за работу.