![«Методы педагогической диагностики ДОО»](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_0.jpg)
«Методы педагогической диагностики ДОО»
![ФГОС дошкольного образования: п. 3.2.3. • «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_1.jpg)
ФГОС дошкольного образования:
п. 3.2.3.
• «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)
![ФГОС дошкольного образования: п. 3.2.1. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_2.jpg)
ФГОС дошкольного образования:
п. 3.2.1.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей»
![Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН обследование может проводиться в присутствии родителей обследование необходимо проводить в привычной для дошкольника обстановке](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_3.jpg)
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики
- условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН
- обследование может проводиться в присутствии родителей
- обследование необходимо проводить в привычной для дошкольника
обстановке
- недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов
- проводить диагностическое обследование должен педагог, владеющий технологиями и методами
- проведения диагностического обследования
![Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_4.jpg)
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики
- первичной обработки и индивидуального анализа данных
- качественной экспертной оценки данных
- количественной оценки результатов обследования
- выделения дезадаптационных рисков
- интерпретации данных обследования
- составления заключения по результатам обследования
- разработки индивидуальных программ коррекции и развития дошкольника, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка
![Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_5.jpg)
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики
- обследование не должно нарушать режим дня дошкольников и не приводить к утомлению детей. Целесообразно его проводить в первой половине дня, лучше во вторник или среду (дни наиболее высокой работоспособности детей)
- проведение диагностического обследования не должно нарушать нормативные акты, этические и правовые нормы
- проведение диагностических процедур не должно препятствовать выполнению педагогом образовательной организации его должностных обязанностей
![Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_6.jpg)
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики
- обследование может проводиться в группе или индивидуально (в соответствии с методикой). Максимальное количество детей в группе – 6 человек
- диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста
- непрерывная продолжительность диагностики – не более 20 минут, при первых признаках утомления нужно сменить вид деятельности
![Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_7.jpg)
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики
- не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка
- при оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях:
- трудностей в контактах с незнакомыми взрослыми;
- страха получить низкую оценку взрослого;
- неспособности ребенка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;
- медлительности ребенка или усталости;
- плохого самочувствия ребенка
![Система педагогической диагностики индивидуального развития детей 3-7 лет Периодичность педагогической диагностики устанавливается образовательной организацией (ст.28 ФЗ «Об образовании»)](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_8.jpg)
Система педагогической диагностики индивидуального развития детей 3-7 лет
Периодичность педагогической диагностики устанавливается
образовательной организацией (ст.28 ФЗ «Об образовании»)
![Методы педагогической диагностики](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_9.jpg)
Методы педагогической диагностики
- наблюдение (основной)
- педагогическая свободная беседа
- анализ продуктов детской деятельности
- проблемная ситуация
- дидактическое задание
![Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования, а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения Программы. Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для индивидуальной траектории развития каждого ребенка](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_10.jpg)
Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования, а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения Программы.
Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для индивидуальной траектории развития каждого ребенка
![Как это сделать? По ФГОС ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступают результаты социализации, личностные результаты развития ребенка, а не результаты обучения. Таким образом, согласно Стандарту ДО, верным будет оценка вектора личностного развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_11.jpg)
Как это сделать?
По ФГОС ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступают результаты социализации, личностные результаты развития ребенка, а не результаты обучения.
Таким образом, согласно Стандарту ДО, верным будет оценка вектора личностного развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться
![В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования Научная обоснованность системы комплексного диагностического обследования (предлагаемые методы педагогической диагностики научно обоснованы и соответствуют основным положениям возрастной психологии, дошкольной педагогики, физиологии и др.) Тесная связь диагностики с образовательной программой дошкольной организации (мерим только то, что развиваем с помощью ООП)](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_12.jpg)
В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования
- Научная обоснованность системы комплексного диагностического обследования
(предлагаемые методы педагогической диагностики научно обоснованы и соответствуют основным положениям возрастной психологии, дошкольной педагогики, физиологии и др.)
- Тесная связь диагностики с образовательной программой дошкольной организации
(мерим только то, что развиваем с помощью ООП)
![3. Единство диагностики и развития (коррекции) (поскольку в соответствии с ФГОС конечной целью пед.диагностики является индивидуализация образовательного процесса и оптимизация работы с группой, после педагогической диагностики необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные рекомендации педагогам по каждому ребенку, продумать дифференцированный подход)](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_13.jpg)
3. Единство диагностики и развития (коррекции)
(поскольку в соответствии с ФГОС конечной целью пед.диагностики является индивидуализация образовательного процесса и оптимизация работы с группой, после педагогической диагностики необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные рекомендации педагогам по каждому ребенку, продумать
дифференцированный подход)
![4. Учет возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребенка при построении диагностических заданий 5. Экономичность обследования, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_14.jpg)
4. Учет возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребенка при построении диагностических заданий
5. Экономичность обследования, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования
![Необходимо помнить! Профессионализм проведения обследования, обеспечиваемый тем, что оно осуществляется только квалифицированными, подготовленными специалистами. Передача диагностических методик родителям для проведения обследования ребенка недопустимо](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_15.jpg)
Необходимо помнить!
Профессионализм проведения обследования, обеспечиваемый тем, что оно осуществляется только квалифицированными, подготовленными специалистами.
Передача диагностических методик родителям для проведения обследования ребенка недопустимо
![Конфиденциальность получаемых результатов, достигаемая за счет строгой регламентации доступа к полученной информации о ребенке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2018/04/27/i_5ae2c29275bca/img_php3t0xGa_16.jpg)
Конфиденциальность получаемых результатов, достигаемая за счет строгой регламентации доступа к полученной информации о ребенке.
Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.