Методы педагогической диагностики ДОО

ФГОС ДО предполагает, что при реализации программы педагогическим работником проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Она связана с оценкой эффективности педагогических воздействий и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности. По сути, согласно ФГОС ДО, педагогическая диагностика выступает как механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности развития ребенка, на основе чего определить его перспективы и в направлении их достижения индивидуализировать образовательную деятельность. Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных благоприятных условий для обучения и развития, то есть педагогическая диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность с детьми, все ли образовательные потребности ребенка удовлетворяет, обеспечивает ли переход в процессе образования «зоны ближайшего развития» конкретного ребенка в «уровень актуального развития»

Содержимое разработки

«Методы педагогической диагностики ДОО»

«Методы педагогической диагностики ДОО»

ФГОС дошкольного образования: п. 3.2.3. • «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)

ФГОС дошкольного образования:

п. 3.2.3.

• «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)

ФГОС дошкольного образования:  п. 3.2.1. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

ФГОС дошкольного образования:

п. 3.2.1.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей»
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН обследование может проводиться в присутствии родителей обследование необходимо проводить в привычной для дошкольника  обстановке

Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики

  • условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН
  • обследование может проводиться в присутствии родителей
  • обследование необходимо проводить в привычной для дошкольника

обстановке

  • недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов
  • проводить диагностическое обследование должен педагог, владеющий технологиями и методами
  • проведения диагностического обследования
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики

Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики

  • первичной обработки и индивидуального анализа данных
  • качественной экспертной оценки данных
  • количественной оценки результатов обследования
  • выделения дезадаптационных рисков
  • интерпретации данных обследования
  • составления заключения по результатам обследования
  • разработки индивидуальных программ коррекции и развития дошкольника, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики

Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики

  • обследование не должно нарушать режим дня дошкольников и не приводить к утомлению детей. Целесообразно его проводить в первой половине дня, лучше во вторник или среду (дни наиболее высокой работоспособности детей)
  • проведение диагностического обследования не должно нарушать нормативные акты, этические и правовые нормы
  • проведение диагностических процедур не должно препятствовать выполнению педагогом образовательной организации его должностных обязанностей
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики

Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики

  • обследование может проводиться в группе или индивидуально (в соответствии с методикой). Максимальное количество детей в группе – 6 человек
  • диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста
  • непрерывная продолжительность диагностики – не более 20 минут, при первых признаках утомления нужно сменить вид деятельности
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики

Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики

  • не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка
  • при оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях:
  • трудностей в контактах с незнакомыми взрослыми;
  • страха получить низкую оценку взрослого;
  • неспособности ребенка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;
  • медлительности ребенка или усталости;
  • плохого самочувствия ребенка
Система педагогической диагностики индивидуального развития детей 3-7 лет   Периодичность педагогической диагностики устанавливается образовательной организацией (ст.28 ФЗ «Об образовании»)

Система педагогической диагностики индивидуального развития детей 3-7 лет

Периодичность педагогической диагностики устанавливается

образовательной организацией (ст.28 ФЗ «Об образовании»)

Методы педагогической диагностики

Методы педагогической диагностики

  • наблюдение (основной)
  • педагогическая свободная беседа
  • анализ продуктов детской деятельности
  • проблемная ситуация
  • дидактическое задание
Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования, а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения Программы. Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для индивидуальной траектории развития каждого ребенка

Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования, а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения Программы.

Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для индивидуальной траектории развития каждого ребенка

Как это сделать? По ФГОС ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступают результаты социализации, личностные результаты развития ребенка, а не результаты обучения.   Таким образом, согласно Стандарту ДО, верным будет оценка вектора личностного развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться

Как это сделать?

По ФГОС ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступают результаты социализации, личностные результаты развития ребенка, а не результаты обучения.

Таким образом, согласно Стандарту ДО, верным будет оценка вектора личностного развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться

В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования Научная обоснованность системы комплексного диагностического обследования (предлагаемые методы педагогической диагностики научно обоснованы и соответствуют основным положениям возрастной психологии, дошкольной педагогики, физиологии и др.) Тесная связь диагностики с образовательной программой дошкольной организации (мерим только то, что развиваем с помощью ООП)

В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования

  • Научная обоснованность системы комплексного диагностического обследования

(предлагаемые методы педагогической диагностики научно обоснованы и соответствуют основным положениям возрастной психологии, дошкольной педагогики, физиологии и др.)

  • Тесная связь диагностики с образовательной программой дошкольной организации

(мерим только то, что развиваем с помощью ООП)

3. Единство диагностики и развития (коррекции) (поскольку в соответствии с ФГОС конечной целью пед.диагностики является индивидуализация образовательного процесса и оптимизация работы с группой, после педагогической диагностики необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные рекомендации педагогам по каждому ребенку, продумать дифференцированный подход)

3. Единство диагностики и развития (коррекции)

(поскольку в соответствии с ФГОС конечной целью пед.диагностики является индивидуализация образовательного процесса и оптимизация работы с группой, после педагогической диагностики необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные рекомендации педагогам по каждому ребенку, продумать

дифференцированный подход)

4. Учет возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребенка при построении диагностических заданий 5. Экономичность обследования, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования

4. Учет возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребенка при построении диагностических заданий

5. Экономичность обследования, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования

Необходимо помнить! Профессионализм проведения обследования, обеспечиваемый тем, что оно осуществляется только квалифицированными, подготовленными специалистами. Передача диагностических методик родителям для проведения обследования ребенка недопустимо

Необходимо помнить!

Профессионализм проведения обследования, обеспечиваемый тем, что оно осуществляется только квалифицированными, подготовленными специалистами.

Передача диагностических методик родителям для проведения обследования ребенка недопустимо

Конфиденциальность получаемых результатов, достигаемая за счет строгой регламентации доступа к полученной информации о ребенке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.

Конфиденциальность получаемых результатов, достигаемая за счет строгой регламентации доступа к полученной информации о ребенке.

Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.

Сохранить у себя:
Методы педагогической диагностики ДОО

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки