Учитель математик МБОУ СОШ № 182 Юркина Т.А «Формирование системы работы по повышению качества подготовки обучающихся к ОГЭ по математике» 14.10.2024
Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить качественную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ в 9 классе, дальнейшее обучение в 10-11 классах, сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вузе.
И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.
Ничто так не развивает способность человека к аналитическому мышлению, как математика. Прочные знания в области этой учебной дисциплины в дальнейшем помогут ученику не только успешно освоить ту или иную техническую специальность, но и найдут применение во многих жизненно важных ситуациях
Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.
«Как учить результативно, чтобы школьный экзамен по математике стал проверкой знаний учеников, а не наказанием»?
Встает еще один вопрос: «Как же подготовить учащихся к сдаче экзамена”? Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей работы, и неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению у учащихся пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающих. В этом случае о качественной подготовке к экзамену и говорить не приходится. Без целенаправленной работы по ликвидации пробелов даже самые строгие проверка домашних заданий и учительский контроль теряют смысл, а работа над ошибками мало соответствует своей цели.
Проработав в школе много лет, я пришла к следующим выводам:
1.Понимание изучаемого материала или задачи достигается только в результате активных мыслительных действий, тогда и сама деятельность становится для учащегося интересной.
2.Чтобы повысить интерес учащихся к уроку, совсем не обязательно подбирать какой - либо особо интересный материал – достаточно добиться активизации мыслительной деятельности над изучаемым материалом.
3.Каждый этап деятельности учащегося должен быть оценен на своем уровне, но и поощрение оценкой допустимо. На каждом уроке учащийся должен знать, какие задания он должен уметь выполнять, какой этап деятельности будет следующим, какие основные вопросы по теории должен выучить.
Поскольку каждый ученик имеет индивидуальные особенности, ему и работать для достижения должного уровня следует в своем, индивидуальном, темпе. Надо заметить, что уровень этот не может быть ниже базового, что обеспечит учащемуся возможность изучать материал по данной теме и дальше (то есть за весь курс).
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов определяющих успешность в сдаче экзамена. Поддержать ребенка – значит верить в него, создать у него установку «ты сможешь это сделать».
При подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо:
формировать у учащихся навыки самоконтроля;
формировать умения проверять ответ на правдоподобие;
систематически отрабатывать вычислительные навыки;
формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической;
учить проводить доказательные рассуждения при решении задач;
учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства;
учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований.
Обязательные устные упражнения и правила быстрого счёта
Организовать отработку устного счёта до автоматизма.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений необходимо в течение всех лет обучения на каждом уроке отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала
Метод проектов для составления справочников.
Высокая степень самостоятельности и активности учащихся.
Перенос акцента в обучении с преподавания на учение.
С ростом уровня сложности деятельности учеников растет и уровень творчества и качества выполняемых работ.
Решая сложные задания, для которых нет определенного алгоритма, учащийся формирует собственную самостоятельность и готовность решать сложные проблемы в реальной жизни.
Важным в проектной деятельности, направленной на подготовку к ОГЭ является умение выполнять задания большого объема, требующие терпения и внимания.
Формируются такие качества, как ответственность, добросовестность, умение доводить начатое дело до конца, защищать и отстаивать собственное мнение. Эти качества всегда вызывали уважение и ценились в обществе.
Применение групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ.
Алгоритм действий учащихся.
Задания обязательного уровня (1 часть)
Выполнив задания 1 части, сравнивают решения с ответами и между собой.
Делают работу над ошибками.
Получают другой вариант заданий 1 части и выполняют только те задания, в которых были допущены ошибки. Каждая группа получает задание и готовится самостоятельно. При этом учащиеся не знают, кто будет выполнять задание у доски.
Задания 2 части
Представители каждой группы решают задания по порядку, возможно, только те, которые решить смогли.
Остальные учащиеся проверяют задания, задают вопросы, оценивают. Оценку получает вся группа. Каждая группа готовится самостоятельно в течение недели. Проверку осуществляют на элективе.
Применение групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ
Задания повышенной сложности
Задания у доски выполняют те учащиеся, которые с ним справились самостоятельно.
Остальные при этом имеют возможность разобраться в затруднениях, встретившихся при выполнении этих заданий.
Если есть несколько учащихся, решивших задание, то проверку можно осуществлять в виде математического боя.
Особое внимание геометрии
В экзаменационной работе 8 заданий по геометрии. Поэтому геометрии приходится уделять особое внимание.
При таком подходе значительно увеличивается количество заданий, решаемых учениками и проверяемых в группе друг у друга.
Большое внимание уделяю обязательному заучиванию правил и формул, это одна из важнейших задач при подготовке учащихся к экзаменам.
Авторитет учителя
Хороший результат получается, когда учитель инсценирует «тупик» в процессе решения задачи. В этом случае учащиеся должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.
Очень эффективен приём показа учителем мыслительного поиска способа решения задачи. Учитель должен быть готов раскрыть перед учащимися ход своих мыслей, которые у него возникали, когда он готовился к уроку, даже если эти мысли были неверными. Целесообразно развернуть перед учащимися всю картину поиска решения, вплоть до показа своих черновых записей.
Тестирование.
Если учитель планирует провести проверочное диагностическое тестирование по какой-то определённой теме (а это разумно), то должен соблюдаться следующий принцип: правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего.
Переход к комплексному тестированию разумен только в конце года (апрель-май), когда все темы изучены и у учеников накоплен запас общих подходов к основным типам заданий.
Так же, важно во время тренировки по тестовым заданиям приучать ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять, что приведет к умению концентрироваться на протяжении всего экзамена, а значит, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
Подготовку к ОГЭ в 9 классе начинаем в начале года.
Работа с родителями.
Для обучающихся и их родителей в сентябре проводим совместное родительское собрание, на котором рассказываем об организации и проведении ОГЭ по математике в 9 классе, системой оценивания, как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.
Родителей учащихся знакомлю не только с процедурой подготовки и проведения экзаменов, но и с результатами их детей в решении тестов. Убеждаю интенсивно использовать домашний компьютер для успешной подготовки к итоговой аттестации.
Только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху.
При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету
Для работы по подготовке к ОГЭ всех учащихся я разделила на 2 группы (можно и на 3), перед каждой поставила свои задачи.
1 группа
Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить оценку «3».
Задачи:
должны выучить всю теорию;
научиться решать все типы заданий базового уровня;
на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать.
если получена «2», то отработать(но не более 2 раз)
2 группа
должны выучить всю теорию;
научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;
на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать, уметь объяснить, почему так решаешь.
если получена «2», «3», «4» то отработать(но не более 1 раз)
решать все дополнительные задания.
Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ
консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);
индивидуальные консультации
Другие виды подготовки к ОГЭ
Систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ открытого банка задач части 1.
Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям.
Использование в домашних заданиях материалов КИМов.
Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля.
Неотъемлемым элементом подготовки к ОГЭ является обучение заполнению бланков, некоторые диагностические контрольные работы провожу на бланках ОГЭ
Систематическая работа по заполнению бланков.
Проведение тематического повторения в течении года.
Повторения теоретического материала на обобщающих уроках с применением компьютерных технологий.
Математика - высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, нам вместе с учениками нужно пройти долгий путь познания.
Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно сдали экзамен