Методы и формы организации учебной деятельности.
В структуре процесса обучения можно выделить:
1. формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку учащихся;
2. формы, направленные преимущественно на практическую подготовку учащихся.
Основная цель теоретического обучения - вооружение учащихся системой знаний, практического - формирование у учащихся профессиональных умений. Однако деление это в достаточной мере условно, так как теоретическое и практическое обучение тесно взаимосвязаны между собой.
К формам организации теоретического обучения относятся лекции, уроки, семинарские занятия, экскурсии, самостоятельная внеаудиторная работа; к формам организации практического обучения - практические занятия, курсовое проектирование, все виды практик, деловая игра.
Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему:
- познавательного и воспитательного общения;
- взаимодействия;
- отношений обучающего и обучаемых.
Результатом такого взаимодействия является:
- профессиональное совершенствование педагога;
- усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков;
- развитие психических процессов учеников и студентов;
- развитие нравственных качеств учеников и студентов.
Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:
- коллективной;
- групповой;
- индивидуальной.
Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия (урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую).
Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков.
Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная - не являются взаимоисключающими.
Особенности и признаки классно-урочной системы обучения
Основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (длительностью 45 минут)
Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя
Ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине
Класс - это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не меняется)
Класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий
Для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы
Учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями
Учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине
Обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов
Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения
Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (занимает 90 минут)
Практическое занятие - это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя вуза
Учебная группа - это центральная форма организации студентов (постоянный состав которой сохраняется, как правило, на весь учебный год)
Совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе
Курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписания учебных занятий
Учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы
Каждый семестр заканчивается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам
Обучение в вузе завершается сдачей выпускных экзаменов по ведущим дисциплинам и специальности (возможна защита диплома)
Методы организации и осуществления учебной деятельности
Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на:
- словесные,
- наглядные
- практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант).
В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы:
- приобретения знаний,
- формирования умений и навыков,
- применения знаний,
- творческой деятельности,
- закрепления, проверки знаний, умений, навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы, как
- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),
- репродуктивный,
- проблемное изложение,
- частично-поисковый, или эвристический,
- исследовательский (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер).
При сочетании методов преподавания с соответствующими методами учения:
- информационно-обобщающий и исполнительский,
- объяснительный и репродуктивный,
- инструктивно-практический и продуктивно-практический,
- объяснительно-побуждающий и частично-поисковый,
- побуждающий и поисковый (М. И. Махмутов).
Классификацию, в которой рассматриваются четыре стороны методов:
- логико-содержательная,
- источниковая,
- процессуальная
- организационно-управленческая, предложил С. Г. Шаповаленко.
При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Словесные методы обучения
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Наглядные методы обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстрацийпредполагает показ ученикам иллюстративных пособий.
Метод демонстрацийобычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок. К демонстрационным методам относят также показ видеофильмов и мультимедийных презентаций.
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала.
Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения вычленяются прежде всего на основе оценки степени творческой активности школьников в познании новых понятий, явлений и законов.
Методы самостоятельной работы
Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. В старших классах учащийся учится уже составлять тезисы и конспекты прочитанного.
Методы контроля учителя
Методы устного контроля.Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса.
Методы письменного контроля.В процессе обучения эти методы предполагают проведение письменных контрольных работ, физических диктантов, тестов и пр. Письменные контрольные работы, могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15—20 мин, так и занимающими весь урок.
Методы лабораторного контроля. Контрольные лабораторные работы по физике проверяют умения пользоваться штангенциркулем, микрометром, амперметром, вольтметром, термометром, психрометром и другими измерительными приборами, которые должны быть изучены к данному моменту. В них включается также и решение экспериментальных задач, требующих проведения опытов, которые можно реально осуществить во время контрольной работы.
Методы компьютерного контроля. Машина соблюдает высокую степень объективности контроля, но не может учесть психологические особенности ученика. Не позволяет она проверить и логичность, грамотность речи, своевременно оказать ученику помощь при затруднениях.
Методы самоконтроля.Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения.