«Методы формирования и совершенствования навыков чтения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку»
Актуальность:
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.
Проблема:
Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку по прошлому году показал невысокий процент выполнения заданий раздела «Чтение».
Это связано с тем, что многие учащиеся, не имеющие достаточной подготовки, неправильно распределяют силы и время на задания, не могут уложиться во временной лимит. Очень часто при работе с текстом либо начинают паниковать при виде незнакомого слова, либо начинают читать, не учитываю правила чтения английских слов (как пишется - так и читается) или полностью его игнорируют, и тем самым упускают существенный смысл высказывания.
Из опыта работы сделала вывод, что работа по обучению чтению должна вестись, начиная с начальной школы и продолжаться в 5-6 классах с целью в какой-то мере довести до автоматизма необходимые умения и навыки для сдачи экзаменов. Для этого ребёнок должен стараться качественно усваивать новым материал, т.к. перед экзаменом осилить такой огромный объем работы просто невозможно.
Кроме того по прогнозам Министерства образования РФ в 2022 году по всей стране пройдет первый экзамен по английскому языку – ОГЭ. Дети, обучающиеся в 5-6 классах, уже автоматически попадают под этот обязательный экзамен. Поэтому важно готовить учащихся этих параллелей уже сейчас.
Существуют различные методики обучения чтению. Одну из них использую наиболее часто. Суть ее заключается в том, что в тексте при первом прочтении выделяются слова, вызывающие особые затруднения. Или те слова, при чтении которых учащиеся нарушают правила чтения английский слов.
Мы все с вами знаем наиболее часто встречающиеся ошибки при чтении и правила, про которые ученик может забыть в момент сильного волнения:
Ударение в слове чаще всего падает на первый слог, но приставки обычно бывают безударными. В предложении безударными являются служебные слова - предлоги, артикли, союзы.
Гласные буквы имеют два основных вида прочтения: долгое и краткое. (Sheep-ship, cheeks-chicks)
Чтение буквы обычно зависит от типа слога. Слоги делятся на закрытые (кончающиеся на согласную букву) и открытые (кончающиеся на гласную букву, включая "немое" е).
Чтение окончания прошедшего времени глагола –ed читается по-разному в зависимости от того, на какой звук заканчивается основа слова (после глухой согласной читают как [id] вместо [t], например [΄laikid] вместо [laikt])
Звонкие согласные не оглушаются в конечной позиции. Оглушение может привести к смысловым различиям (bed-bet)
Чтение непроизносимых согласных (right, daughter)
Также часто встречаются грамматические ошибки при чтения. К ним относятся:
Во-первых, ошибки согласования подлежащего со сказуемым, в частности опущения у английского сказуемого в 3-м лице единственного числа окончания –s, (She goes to school).
Во-вторых, довольно частая грамматическая ошибка при чтении английского текста – пропуск окончания множественного числа у существительных (There are many pupils in the park).
В-третьих, учащиеся довольно часто ошибаются в чтении английского артикля. Они не прочитывают его, заменяют определенный артикль на неопределенный, добавляют артикль там, где его нет.
Четвертый тип грамматической ошибки – неправильное чтение времен глагола. Так, вместо того чтобы прочесть английский глагол в прошедшем времени, учащиеся читают его в настоящем.
Не все мои учащиеся могут правильно прочитать то или иное слово на английском языке, потому что чтение определенных слов может резко отличаться от их написания. Данные слова, мы начинаем тщательно прорабатывать, применяя различные технологии. Поэтому для овладения правильным произношением на своих уроках я использую рифмовки. Они не только легко запоминаются, но и очень интересны для детей. Рифмовки облегчают процесс заучивания лексического материала на уроках. Они развивают дыхание, дикцию, слух, темп, регуляцию силы голоса. Формируется выразительная и эмоциональная речь, звуковой повтор в рифмовке способствует выработке правильного произношения отдельных звуков, слов.
Приведу пример нескольких рифмовок:
Фонетическая рифмовка предназначена для отработки правильного произношения определённых звуков:
Why do you cry, Willy?
Why do you cry?
Why, Willy? Why, Willy?
Why, Willy, why?
She sells sea she shells
On the sea shore. The shells
That she sells are sea shells,
I am sure.
Тематическая рифмовка расширяет и закрепляет словарный запас
Father, mother, sister, brother,
Hand in hand with one another.
Ice cream for breakfast,
Chocolate for lunch,
Jelly for dinner,
I like it very much,
Грамматическая рифмовка позволяет закрепить использование грамматических конструкций
I have got a dog.
You have got a frog.
They have got a fox.
We have got a box.
He has got an owl.
She has got a doll.
It has got a ball.
That is all.
В своей работе я использую данный вид деятельности, так как он способствует лучшему запоминанию новой лексики, развивает и совершенствует употребление грамматических навыков и навыков говорения, а также развивает и улучшает память учащихся.
Чтобы помочь своим учащимся преодолеть трудности в произношении, я добиваюсь, чтобы произнесение рифмовок и фраз осуществлялось всеми учащимися без исключения, и являлось значимым для каждого. Помимо рифмовок, я предлагаю учащимся составить собственные фразы и скороговорки на изученную тему, а также использую в качестве фонетической зарядки стихи и песни на английском языке для снятия трудностей в произношении.
Важный фактор совершенствования навыков и умений чтения – это увеличение объема читаемого материала за счет домашнего чтения.
Грамотное и правильное чтение обеспечивает успех на устной части экзамена.
Но помимо устной части, существует еще и письменная часть раздела ≪Чтение≫.
К сожалению, неумение читать тесты НЕ механически, а выполняя определенные задания, в
значительной степени отражающие умения смыслового чтения, приводит к серьезным ошибкам
при выполнении не только заданий раздела ≪Чтение≫ экзаменационной работы, но и к недочетам и
непониманию заданий других разделов.
Для получения высоких тестовых баллов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий раздела ≪Чтение≫ учащимся необходимо уметь:
понимать тему в полном объёме;
извлекать необходимую/запрашиваемую в задании информацию;
понимать логические связи внутри и/или между частями текста;
догадываться о значении отдельного выражения по контексту;
подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;
изменять скорость чтения в зависимости от задания.
К сожалению, как показывает опыт, многие школьники не владеют всеми способами чтения
на иностранном языке и совершают типичные ошибки:
впадают в панику при виде первого незнакомого слова. Сразу пытаются перевести незнакомые слова, даже не пытаясь догадаться о значении слов по контексту или использовать языковую догадку;
полностью игнорируют неизвестную конструкцию/слово, тем самым упуская существенный смысл высказывания;
неправильно распределяют силы и время на задания, следовательно, не могут уложиться во временной лимит, начинают паниковать.
Перейдём непосредственно к концепции и образовательным моделям обучения чтению.
Среди особенностей современного языкового образования можно выделить возросший интерес к модульной модели построения курса. Необходимо отметить, что собственно под модулем может пониматься как отдельный урок или тема, так и целиком учебный курс. Поэтому, говоря об особенностях современной подготовки, прежде всего хотелось бы рассмотреть принципы модульного обучения, адаптированных к специфике обучению чтения:
Модульная модель построения курса подготовки к разделу «Чтение»
Именно такая модель подходит для обучения чтению. Но как построить курс подготовки к экзамену, чтобы учесть все возможные задания?
Перейдём непосредственно к рекомендациям по подготовке учащихся к выполнению заданий разного типа.
Задания на подбор заголовков
Обсудите с учащимися, что для успешного выполнения подобного задания нужно уметь находить ключевые слова.
Разделите класс на группы и дайте задание каждой группе поделить какой-либо текст на смысловые части и придумать подзаголовок к каждой части. Группы обмениваются обработанными таким образом текстами, и учащиеся подбирают заголовки к частям текста, подготовленным другой группой.
Обязательно обговаривайте время выполнения тренировочных заданий и жестко соблюдайте установленные временные рамки для того, чтобы преодолеть боязнь нехватки времени и предотвратить возможную панику на экзамене.
Задания на соответствие утверждениям
Каждый раз, задавая прочитать текст, сокращайте отводимое для чтения время, пока учащиеся не научатся укладываться в нужное время.
При поиске ответов на вопросы к тексту обращайте внимание на то, что прежде всего нужно определить ключевые слова в самих вопросах, а затем по ним находить только ту информацию, которая запрашивается, избегая детального прочтения всего текста.
Давайте задания такого типа: предложите текст для чтения и задайте вопрос, который не совсем подходит к тексту, и попросите учащихся изменить либо текст, либо вопрос так, чтобы они соответствовали один другому.
Задания на полное понимание прочитанного
Регулярно давайте задания прочитать текст и ответить на вопрос, проверяющий понимание основного содержания, четко обговаривая время и строго соблюдая временные рамки выполнения задания.
Давайте задания на нахождение по ключевым словам той части текста, где содержится необходимая информация.
Давайте задания на формирование умения ≪читать между строк≫ — делать выводы и интерпретировать прочитанное.
Как же можно построить урок таким образом, чтобы он не только был интересным и мотивирующим, но и отвечал требованиям подготовки к экзаменам? Джим Скривенер, автор книги ≪Учимся учить≫ (а эта методика широко используется в мире в первую очередь из-за простора для
творчества и учителя, и учащихся, без из перегрузки), предлагает строить урок так: ≪заставка урока≫ — ≪творческое чтение≫ — ≪занавес — подведение итогов≫.
Творческое чтение
Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Эта компетенция обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению, способность вступать в равноправный диалог с носителями языка, но, как показывает практика,
научить полноценному общению на иностранном языке без обучения чтению невозможно.
Надеюсь, что эти рекомендации помогут и учителям, и школьникам не только успешно сдавать экзамены, но и привнесут в процесс обучения разнообразие и элементы творчества с тем, чтобы каждый ученик мог сказать: «Читать на английском не только обязательно, но и
увлекательно!»