Методики преподавания английского языка
Языки всегда входили в число дисциплин, обязательных для изучения в школах, гимназиях, колледжах и университетах. Разумеется, с течением времени подход к преподаванию и изучению языков, в том числе и английского, менялся – добавлялось что-то новое, а от чего-то и отказывались. Давайте рассмотрим основные и самые известные методики преподавания английского.
Grammar-Translation (Грамматико-переводной метод)
Это самый старый способ преподавания языка, который уже считается классическим. Как следует из названия, основой этого метода является изучение грамматики и плотная работа с переводом. Хотя в настоящее время многие учебные заведения отказались от него в пользу коммуникативной методики, он и поныне используется хотя бы частично.
Audiolingual Method (Аудиолингвальный метод)
Иногда аудиолингвальный метод еще называют Армейским методом. Он основан на постулате бихевиоризма о том, что изучать и запоминать различные вещи можно и нужно с помощью постоянного повторения. Метод предполагает устную подачу материала и многократное повторение различных лексических и грамматических структур под руководством педагога.
Direct Method (Прямой метод)
Этот метод зародился в 1900-х годах во Франции и Германии для того, чтобы можно было быстро научить военных осуществлять коммуникацию на иностранном языке. Также его еще называют Natural Method (Естественный метод). Он несколько схож с аудиолингвальным подходом, так как предполагает многократное повторение и отработку различных структур. Однако основное различие состоит в том, что язык преподносится индуктивно, то есть преподаватель не разъясняет студентам правило, а наоборот, помогает им самим понять и вывести его на основе языкового материала. Также стоит отметить, что и в аудиолингвальном, и в прямом методе преподаватель использует исключительно изучаемый язык; родной язык не допускается.
The Structural Approach (Структурный подход)
Как следует из названия, в основе этого метода лежит структура и ее изучение. Основной идеей подхода является гипотеза о том, что любой язык состоит из комплексных грамматических правил, и изучать их необходимо в определённом порядке. Например, перед тем, как изучать время Present Continuous, нужно изучить глагол to be, с помощью которого это время образуется.
Suggestopedia (Суггестопедия)
Хотя этот метод часто считают псевдонаучным, некоторое время он был довольно популярен. Он строится на уверенности студента в том, что подход сработает; используются методики легкого гипноза. Большое внимание уделяется тому, чтобы студент не испытывал ни малейшего дискомфорта во время занятия. Также в методе широко применяется использование музыки.
Total Physical Response (Полный физический отклик)
В основе метода лежит принцип «делать изучая». Он хорошо работает с учащимися младшего возраста – дошкольниками и младшеклассниками. На уроках практикуется выполнение команд и поручений, например: «Stand up!» — «Встаньте!», «Close the door!» — «Закройте дверь!». Таким образом учащийся запоминает простейшие фразы, которые со временем становятся всё более сложными.
The Silent Way (Молчаливый метод)
В этом методе большое внимание уделяется самостоятельности учащихся: педагог, как и следует из названия, практически не говорит (например, не дает подробных и пространных объяснений грамматики). Вместо этого он выступает в роли помощника, которые направляет учащихся. Большую важность имеет произношение – ему отводится много времени на каждом занятии. Также регулярно повторяется пройденная лексика и грамматика. Зачастую учащиеся даже не пишут формальных тестов по изученному материалу; вместо этого преподаватель оценивает их успехи из урока в урок.
The Lexical Approach (Лексический подход)
Здесь во главу угла ставится изучение лексики. Изначально определяется список наиболее часто употребляемых слов и лексических конструкций, и изучение движется постепенно, от простого к сложному. Грамматике уделяется значительно меньшее внимание, чем в остальных методах.
Task Based Learning (Обучение, ориентированное на задачи)
В этом методе изучение языка строится на выполнении какой-либо коммуникативной задачи. Например, преподаватель дает студентам задание разыграть диалог на тему «В ресторане». Студенты в парах или группах выполняют его, используя только те лексические и грамматические средства, которыми располагают. Затем проводится анализ того, какой язык необходим для успешного выполнения задания, педагог дает учащимся необходимую лексику и грамматику, после чего выполняется аналогичное задание с использованием новых языковых инструментов.
Community Language Learning (Метод общины)
Здесь основой является работа учащихся в группе; они помогают друг другу и делятся уже имеющимися языковыми знаниями. Преподаватель снова выступает лишь в роли помощника, а не педагога в классическом смысле слова.
Communicative Language Teaching (Коммуникативная методика)
Коммуникативная методика на данный момент является самой популярной. В ее основе лежит, как мы видим из названия, коммуникация: преподавателя со студентами, студентов в парах или группах, всей группы вместе. Главное задачей обучения является научить студентов общению, а не выучить досконально всю грамматику или уметь переводить тексты. Общение преподавателя с учащимися ведется полностью или практически полностью на изучаемом языке. Коммуникация учащихся так же поощряется в любом виде; даже если в речи присутствуют ошибки или неточности, они не так важны, как сам процесс общения.
Подробнее о коммуникативной методике преподавания английского языка.
Опубликовано в Статьи
Выбирая подходящую методику обучения английскому языку для своего ребенка, помните, что вряд ли у вас получится применить ее в чистом виде. Для этого нужны годы практики. Поэтому не бойтесь комбинировать различные подходы, пробовать новые методы по мере взросления ребенка.
Перед тем, как вы выберете методику изучения английского языка для вашего ребенка, необходимо знать, что чем раньше вы начнете приобщать своего ребенка к английской языковой среде, тем лучше.
В современном мире существует огромное количество методик преподавания английского языка детям. Можно сказать, что практически каждая языковая школа, каждый педагог стремятся выработать свой подход. Однако большинство таких авторских методик базируются на одной из следующих.
1. Методика Глена Домана разработана для совсем еще маленьких детей (от 6 месяцев), однако может применяться вплоть до среднего школьного возраста. Согласно этой методике, ребенку нужно показывать специальные карточки и проговаривать их названия в течение короткого промежутка времени. Слова, как фотоснимки, запечатлеваются в мозгу ребенка и малыш быстро учится иностранному языку.
Первоначально занятия длятся не более 10 секунд, но регулярно и по нескольку десятков раз в день. В дальнейшем, можно совершенствовать методику: применять различные игры с карточками, показывать презентации. В России по данной методике занимаются уже тысячи родителей и подтверждают ее эффективность.
2. Игровая методика подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Суть простая: педагог проводит игры, во время которых дети совершенствуют знания языка. В основе методики лежит создание воображаемой ситуации и принятие ребенком или преподавателем той или иной роли. Обучающие игры делятся на ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные.
К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой диалог, применяя его к той или иной ситуации, и импровизационные игры, требующие видоизменения различных моделей.
К соревновательным относятся большинство игр, способствующих усвоению лексики и грамматики. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, аукционы, лото, настольные игры, выполнение команд и т.п.
Ритмо-музыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка.
Художественные, или творческие, игры – это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на драматизации (постановка маленьких сценок на английском языке), изобразительные игры (графический диктант, раскрашивание картинок) и словесно-творческие (коллективное сочинение маленьких сказок, подбор рифмы).
Главным достоинством игровой методики является то, что она адаптируется для детей любого возраста, с её помощью можно развивать как устную речь, так и знания грамматики, орфографии и т.д.
3. Коммуникативная методика, целью которой является речевая деятельность, больше подходит для детей школьного возраста. Данная методика дает возможность получить стройные и устойчивые знания, так как упор делается на обучение школьников активному общению на языке и развитию четырех языковых навыков: восприятие на слух (listening), умение говорить (speaking), чтение (reading), письмо (writing). В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение детей с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и видеоматериалы и пр.
4. Методика Н. Зайцева подходит детям от пяти лет. Суть методики состоит в обучении ребенку чтению с помощью кубиков со слогами. Недавно методика была адаптирована для изучения английского языка – на знаменитых кубиках Зайцева теперь можно увидеть английские буквы. Николай Зайцев, изучив грамматику и фонетику английского языка, разработал интересный алгоритм обучения английскому языку по схемам и таблицам. Этот алгоритм значительно упрощает перевод с английского языка на русский и наоборот. Играя красочными кубиками и проверяя себя по таблицам, дети абсолютно правильно составляют английские слова и предложения. Очень интересно идет обучение правильной транскрипции. Уже на первом занятии дети и взрослые правильно читают любое слово из двух тысяч наиболее употребительных. Возможность совершения ошибок практически равна нулю, потому что везде действует один четкий алгоритм. Все, что не вписывается в условные рамки — отбрасывается. Отличительной особенностью методики Зайцева является огромное количество языковых упражнений для правильного произношения отдельных букв и слов в любом языке. Лучшие результаты эта методика дает при групповом обучении с профессиональным педагогом.
5. Проектная методика подходит детям от 4-5 лет. Педагог выбирает тему и посвящает ей серию занятий. Он предлагает разные виды деятельности, с помощью которых ребята узнают что-то интересное по теме проекта, даёт задания для самостоятельной работы (или с родителями, зависит от возраста). На завершающее занятие дети приносят творческие, масштабные для их возраста работы на заданную тему.
6. Обучение через видео подразумевает использование только видео-материалов для изучения английского языка. Это могут быть фильмы, мультфильмы на иностранном языке, документальные видео, учебные видео курсы. Данная методика может применяться для обучения детей любого возраста, поскольку направлена на формирование навыков распознавания иностранной речи и непроизвольному ее запоминанию.
7. Смешанная методика – в ней вы по собственному усмотрению комбинируете другие методики, играете с ребёнком в игры, разучиваете песни, разрабатываете проекты и т.д. Главное достоинство методики – разнообразие. Вам будет проще заинтересовать малыша, он никогда не будет знать наперёд, чем вы будете заниматься сегодня.