Методика развития словаря у школьников

В данной разработке указаны основные аспекты по развитию словаря школьников.

Содержимое разработки

Методика развития словаря Подготовили: Пинигина С.В

Методика развития словаря

Подготовили:

Пинигина С.В

Слово-это? Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить: его значение звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.  

Слово-это?

Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить:

  • его значение
  • звуковой состав (звуковое оформление),
  • морфологическую структуру.

Все эти три характеристики слова нужно учитывать

при проведении словарной работы в детском саду.

 

Словарь-это? Слова́рь — книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари.

Словарь-это?

Слова́рь — книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари.

Понятие «словарная работа» 1. Словарная работа — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. 2. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Понятие «словарная работа»

1. Словарная работа — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

2. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного

состава родного языка.

Методика развития словаря Методика развития словаря рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном. Пассивный словарь-это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Активный словарь-это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).

Методика развития словаря

Методика развития словаря рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном.

Пассивный словарь-это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

Активный словарь-это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).

Принципы развития словаря детей дошкольного возраста:

Принципы развития словаря детей дошкольного возраста:

Методика развития словаря Выделяют две группы методов:

Методика развития словаря

Выделяют две группы методов:

  • методы накопления содержания детской речи;
  • методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Методика развития словаря Первая группа методов:

Методика развития словаря

Первая группа методов:

  • непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии
  • опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Методика развития словаря

Методика развития словаря

  • Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. 
Реализуя программу по развитию словаря у детей дошкольного возраста, педагог организует систему, которая включает в себя следующие разновидности занятий:

Реализуя программу по развитию словаря у детей дошкольного возраста, педагог организует систему, которая включает в себя следующие разновидности занятий:

  • Занятия, которые предусматривают развитие словаря в процессе ознакомления с окружающими предметами и явлениями, познанием окружающей действительности
  • Занятия, в которых развитие словаря основано на углублении и расширении имеющихся у детей знаний и умений
  • Занятия, в которых словарная работа построена на решении задач в процессе обобщения и формирования основных понятий
Приемы словарной работы

Приемы словарной работы

Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей Бытовая деятельность (прием пищи, самообслуживание и пр.) – в процессе деятельности направленной на самого себя, у ребенка дошкольного возраста развиваются не только навыки самообслуживания, но и активизируется словарь, ребенок усваивает новые слова, понимает их значение и применяет в собственной разговорной речи Игровая деятельность. Игра занимает особое место в жизни ребенка дошкольного возраста, именно поэтому их использование в речевом развитии позволяет добиться высоких результатов. В процессе игры дети учатся общаться между собой, учатся договариваться и действовать сообща Трудовая деятельность . Особенно эффективна в развитии словаря коллективная трудовая деятельность, в процессе которой дети взаимодействуют друг с другом. Общаясь между собой во время труда дети, расширяют свой словарный запас, посредством приобретения новых слов и закрепления их в памяти

Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей

Бытовая деятельность (прием пищи, самообслуживание и пр.) – в процессе деятельности направленной на самого себя, у ребенка дошкольного возраста развиваются не только навыки самообслуживания, но и активизируется словарь, ребенок усваивает новые слова, понимает их значение и применяет в собственной разговорной речи

Игровая деятельность. Игра занимает особое место в жизни ребенка дошкольного возраста, именно поэтому их использование в речевом развитии позволяет добиться высоких результатов. В процессе игры дети учатся общаться между собой, учатся договариваться и действовать сообща

Трудовая деятельность . Особенно эффективна в развитии словаря коллективная трудовая деятельность, в процессе которой дети взаимодействуют друг с другом. Общаясь между собой во время труда дети, расширяют свой словарный запас, посредством приобретения новых слов и закрепления их в памяти

Кроме организованной и самостоятельной деятельности, развитие словаря осуществляется в процессе нравственного воспитания. Обогащение словаря детей происходит в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова благодаря сочетанию зрительных и слуховых восприятий Активизации словаря, особенно образного, способствуют игры-драматизации, показ кукольного и настольного театров, участие детей в утренниках, детских концертах

Кроме организованной и самостоятельной деятельности, развитие словаря осуществляется в процессе нравственного воспитания. Обогащение словаря детей происходит в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова благодаря сочетанию зрительных и слуховых восприятий

Активизации словаря, особенно образного, способствуют игры-драматизации, показ кукольного и настольного театров, участие детей в утренниках, детских концертах

Д.Б. Эльконин указывал, что «расширение жизненных отношений ребенка, усложнение его деятельности и общения со взрослыми на протяжении дошкольного возраста приводят к постепенному росту словаря.

Д.Б. Эльконин указывал, что «расширение жизненных отношений ребенка, усложнение его деятельности и общения со взрослыми на протяжении дошкольного возраста приводят к постепенному росту словаря.

Сохранить у себя:
Методика развития словаря у школьников

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки