Методика развития словаря
Подготовили:
Пинигина С.В
Слово-это?
Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить:
- его значение
- звуковой состав (звуковое оформление),
- морфологическую структуру.
Все эти три характеристики слова нужно учитывать
при проведении словарной работы в детском саду.
Словарь-это?
Слова́рь — книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари.
Понятие «словарная работа»
1. Словарная работа — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
2. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного
состава родного языка.
Методика развития словаря
Методика развития словаря рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном.
Пассивный словарь-это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.
Активный словарь-это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).
Принципы развития словаря детей дошкольного возраста:
Методика развития словаря
Выделяют две группы методов:
- методы накопления содержания детской речи;
- методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Методика развития словаря
Первая группа методов:
- непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии
- опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Методика развития словаря
- Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.
Реализуя программу по развитию словаря у детей дошкольного возраста, педагог организует систему, которая включает в себя следующие разновидности занятий:
- Занятия, которые предусматривают развитие словаря в процессе ознакомления с окружающими предметами и явлениями, познанием окружающей действительности
- Занятия, в которых развитие словаря основано на углублении и расширении имеющихся у детей знаний и умений
- Занятия, в которых словарная работа построена на решении задач в процессе обобщения и формирования основных понятий
Приемы словарной работы
Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей
Бытовая деятельность (прием пищи, самообслуживание и пр.) – в процессе деятельности направленной на самого себя, у ребенка дошкольного возраста развиваются не только навыки самообслуживания, но и активизируется словарь, ребенок усваивает новые слова, понимает их значение и применяет в собственной разговорной речи
Игровая деятельность. Игра занимает особое место в жизни ребенка дошкольного возраста, именно поэтому их использование в речевом развитии позволяет добиться высоких результатов. В процессе игры дети учатся общаться между собой, учатся договариваться и действовать сообща
Трудовая деятельность . Особенно эффективна в развитии словаря коллективная трудовая деятельность, в процессе которой дети взаимодействуют друг с другом. Общаясь между собой во время труда дети, расширяют свой словарный запас, посредством приобретения новых слов и закрепления их в памяти
Кроме организованной и самостоятельной деятельности, развитие словаря осуществляется в процессе нравственного воспитания. Обогащение словаря детей происходит в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова благодаря сочетанию зрительных и слуховых восприятий
Активизации словаря, особенно образного, способствуют игры-драматизации, показ кукольного и настольного театров, участие детей в утренниках, детских концертах
Д.Б. Эльконин указывал, что «расширение жизненных отношений ребенка, усложнение его деятельности и общения со взрослыми на протяжении дошкольного возраста приводят к постепенному росту словаря.