По программе дополнительного профессионального образования ( профессиональная переподготовка) «Теория и методика обучения технологии в рамках ФГОС » раздел «Кулинария», 5 класс .
МБОУ гимназия№59
Учитель технологи Антонова Т.П .
.
Актуальность темы:
Введение в образовательную систему Р.Ф. ФГОС второго поколения изменило требования образовательного процессе,
который должен быть направлен на формирование социально адаптированной творческой личности.
- Цель исследования: выявить профориентационные возможности курса «Технология» (раздел «Кулинария», 5 класс).
- Объект исследования: учебный процесс на уроках технологии.
- Предмет исследования: профориентационные возможности курса «Технология» (раздел «Кулинария», 5 класс).
Работа носит методический характер
Гипотеза: Профориентационные возможности курса «Технологии» будут более эффективны при последовательной и целенаправленной работе педагога с учениками 5 класса
Задачи исследования:
- Провести анализ педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
- Реализовать профориентационые возможности курса «Технология»на уроках «Кулинарии» в МБОУ Гимназия №59 (5класс).
- Сформулировать методические рекомендации по профориентации учащихся средствами раздела «Кулинарии».
Глав I Профориентация в общеобразовательной школе:
Профориентация -
- Профориентация -
научно обоснованное управление процессом сознательного самоопределения учащихся в целях самореализации в труде и общественных потребностей в воспроизводстве трудовых ресурсов.
Основная цель - подготовить учащихся к сознательному выбору профессии.
Содержание профориентационной работы в школе 5-х классов
Направление работы по реализации профориентационных возможностей
Организация профориентации раздела «Кулинария» 5 класса основана на нормативно – правовых документах
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, разработанный на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Учебно-тематическое планирование по разделу «Кулинария» (5 класс)
Форма планирования - технологическая карта
позволяет представить образовательный процесс как целостную педагогическую систему учебных занятий, взаимосвязанных по целевому, содержательному, контрольно-регулировочному и рефлексивному компонентам, в том числе, профориентированным аспектам.
- позволяет представить образовательный процесс как целостную педагогическую систему учебных занятий, взаимосвязанных по целевому, содержательному, контрольно-регулировочному и рефлексивному компонентам, в том числе, профориентированным аспектам.
Учебно-тематический план экспериментальных уроков с усиленной профориентационной составляющей
№ п/п
Часы
4-6
Темы
2 ч
1ч
Профориентированные цели
Бутерброды
Горячие напитки
Способствовать формированию знаний о профессии пекарь ; трудовых действий в процессе приготовления гренок для бутербродов.
Способствовать: формированию знаний о профессии повар ; трудовых действий в процессе приготовления бутербродов.
Способствовать: формированию знаний о профессии бармен ; трудовых действий в процессе приготовления горячих напитков.
Техника безопасности на уроках Мероприятия Согласно Положению о службе охраны труда в системе «Министерства образования Российской Федерации» (приказ № 92 от 27.02.1995г.)
Учитель - образец , помощник, контролер
Ученик - должен знать, уметь выполнять и контролировать себя
- Санитарно-гигиенические требования
- Оказывать первую медицинскую помощь.
- Требования к качеству готовой продукции и его хранению
- Инструкция по технике безопасности при работе в кабинете кулинарии
- Перед началом учебных занятий учитель должен проконтролировать соответствие кабинета инструкции и их наличие
Методика эксперимента по выявлению профориентационных возможностей учащихся 5 классов
Метод – наблюдения
Экспериментальная группа 5 «Б»
и контрольная группа 5 «А»
В.П. Симонов
5 последовательных показателей: различение, запоминание, понимание,
применение, перенос
- Вывод: в 5 «А» классе составляет (СОУ) - 70%, а в 5 «Б» – СОУ 68%.
- Итак, 5 «Б» класс будет являться экспериментальным, где реализуется последовательный и целенаправленный учебный процесс с использованием профориентационных целей обучения профориентации.
Экспериментальный 1 урок Виды бутербродов:
Результат 1 урока
5 «а» класс 5 «б» класс
Экспериментальный 2 урок
Блюдо
Продукты
Гренки со шпротами
Количество
Продуктов на одного человека
Хлеб
Шпроты
Чеснок
Майонез
чай
Заварка
Сахар
1 ломтик
1 шт.
1 головка
25 г
1 шт.
30 г
Результат 2 урока
Итог – творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»
2 этап (технологический).
Выбор нужных продуктов по рецептам
3 этап (аналитический)
1 этап (поисковый)
Проблемная ситуация: Раннее солнечное воскресное утро. Завтрак на природе.
- ТМ 5 – 1 (тест опознания)
Задание – Выбери правильный ответ
- ТМ 5 – 2 (тест подстановка)
- ТМ 5 – 3 (тест - задача)
Определи стоимость бутерброда, если
- ТМ 5 – 4 (Процесс)
Задание – Опиши алгоритм изготовления закрытого бутерброда.
- ТМ 5 – 5 ( V уровень)
Составь последовательность проекта «Воскресный завтрак»
Тесты уровневого освоения знаний.
Итоговая диагностика
Коэффициент расчета степени обучености учащихся (СОУ):
«5» «4» «3» «2» «1»
0,64; 0,36; 0,16; 0,04
- Таким образом, задачи и цель исследования выполнены,
подтверждая гипотезу - профориентационные возможности курса «Технологии» будут более эффективны при последовательной и целенаправленной работе педагога с учениками 5 кл.
С равнительная диагностика
Динамика экспериментальной группы на 19%
Динамика контрольной группы на 8 %
Заключение
В результате проведенного анализа, у учениц :
-сформулирован личностный смысл в приобретении познавательного опыта к профессиональной деятельности;
-проявились собственные профориентационные возможности;
-появился первоначальный опыт в различных профессиях .
Спасибо за внимание!