Тема: Использование круговой тренировки на уроках физической культуры.
Выполнил: учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 1 имени А.В. Суворова
Уварова Кристина Сергеевна
Краснодарский край, Усть-Лабинский район
«Дети обязаны заниматься спортом. Обязаны. Иначе ими овладеет праздность. Страшнее праздности нет ничего. Она открывает столько соблазнов! Поэтому, ты либо чем-то занят, либо праздношатающийся. Занятия позволяют человеку совершенствовать себя, преображают его и духовно, и телесно, а праздность ведет к полной деградации. Итак, либо ты накапливаешь, либо ты растрачиваешь и, в конце концов, теряешь все без остатка. Либо в плюс, либо в минус-третьего не дано…» Александр Карелин.
В наши дни показатели физической активности у детей снижается, здоровье ухудшается. Объем школьной программы велик, далее мы получаем малоподвижный образ жизни ребенка, увлечение всевозможными компьютерными играми и современными гаджетами. Исходя из этого, можно наблюдать накапливание негативных эмоций, недостаток общения со сверстниками, всплески чрезмерной возбудимости.
Все указанные обстоятельства приводят к тому, что у ребенка появляются отклонения со здоровьем, так же выявляются проблемы личностного характера. Всему виной отсутствие интересов, связанных с физической активностью, возможны апатичные синдромы. Падают коммуникативные способности ребенка. Данные примеры связаны с малоподвижным образом жизни и ежедневной рутинной работе.
Учитывая эти нюансы, построение урока физической культуры в школе необходимо проводить с акцентом на оздоровительную направленность, но не выходя за рамки образовательного процесса.
Углубляясь в процесс построения урока, учитель физической культуры должен учитывать и в то же время разносторонность в проведении урока, и оздоровительное направление, так же, высокую степень эффективности при занятиях физической культурой, но и к сожалению снижение интереса к данному предмету. Взяв за основу все обстоятельства, подойдя к формированию учебного процесса со всей серьезностью, изобретательностью и ответственностью, урок проходит с условием улучшения, укрепления и формирования здоровья занимающихся.
Своей важной частью педагогического развития считаю грамотный подход к уроку, с целью улучшения и сохранения здоровья, что является основным компонентом двигательной активности.
Считаю основной целью физического воспитания сохранение здоровья у детей, развитие, физическая подготовка к взрослой жизни.
К основным своим задачам могу отнести следующее: гармоничный подход к реализации базовых элементов программы, приемлемый режим двигательной активности в построении урока физической культуры, сохранение положительных впечатлений при занятиях, и конечно же продолжать развитие необходимых физических качеств человека.
В большинстве случаев, в погоне за большими показателями при ограниченном времени, не учитывая подготовленности детей, урок теряет свою эффективность, что в последствии ведет к снижению самого процесса обучения. Исходя из этого в процесс обучения стали применять так называемые комплексы упражнений, наиболее известной является – «Круговая тренировка».
Данный метод был испробован мною еще в процессе моего обучении. В следствии я стала применять его в своих тренировках, как в тренажерном зале, так и в домашних условиях. Теперь вношу Круговую тренировку в процесс урока физической культуры работая учителем, так как считаю, что это способствует всестороннему развитию основных физических качеств учащихся, и поддерживает организм в нужном тонусе.
Круговая тренировка включает в себя: всеобщность физической подготовки, высокоинтенсивность занятия, определенный порядок и последовательность выполнения упражнений, грамотное воздействие на организм учащихся, и данную методику построения урока можно легко внести в учебный процесс.
Принцип данной тренировки подразумевает следующее: чередование выполнения упражнений с отдыхом, повторение заранее выбранных действий за определенный промежуток времени. Построение круговой тренировки зависит от темы соответствующей планированию, от физической и возрастной особенности обучающихся.
В круговой тренировке можно выделить следующие положительные качества: минимум организационных моментов, высокая степень порядка и дисциплины, способность к самоанализу, самостоятельности, поддержки, страховки среди обучающихся, усовершенствование приобретённых умений и навыков, способность воздействия на разные группы мышц, нормализация работы сердечно-сосудистой системы, повышение общей сосредоточенности на выполнении упражнений, отслеживание дозировки и контроль за выполнением упражнений, применение различного оборудования и экономичное использование урочного времени. Недостатком считаю: многократный повтор ранее изученных действий и упражнений и возможность применения только в период совершенствования навыков.
Изучив и проанализировав преимущества данного варианта построения учебного процесса, могу сказать, что данный метод эффективен для школьного урока. Суть построения такого урока состоит в строго регламентированном времени выполнения всех упражнений, и времени отдыха. Один круг состоит из нескольких упражнений (6-10) на разные части тела, которые выполняются последовательно друг за другом по 1 подходу. Каждое упражнение имеет определенное число повторений. Некоторые упражнения можно выполнять в парах, что повышает интерес занимающихся, и позволяет контролировать не только себя, но и партнера, тем самым поддерживая друг друга.
Метод круговой тренировки предусматривает использование различного спортивного инвентаря, в том числе и самодельного. Изготовление и использование самодельного спортивного инвентаря мотивирует учащихся к занятию физической культурой и повышает интерес к своему здоровью, к спорту в целом.
Применяя метод проблемного обучения в процессе создания самодельного дополнительного оборудования по моему мнению повышает интерес к занятиям. Это так же не затрачивает дополнительных средств, безопасны, возможность разнообразить учебный процесс, привлекает и повышает творческое мышление детей, в процессе создания можно придумать дополнительное применение оборудования.
Ниже привожу пример построения своего урока с применением круговой тренировки и использованием самодельного оборудования.
Цель урока: Развитие приобретённых умений и навыков, способствующих улучшению и сохранению здоровья.
Задачи урока: 1. Совершенствование физических качеств.
2. Развить выносливость, силу, ловкость.
3. Воспитать самодисциплину.
Место проведения: большой спортивный зал МБОУ СОШ № 1 им. А.В. Суворова.
Инвентарь: бутылки 0.5 набитые песком, скакалки, маты, скамьи, набивной мяч (2 кг), эластичный бинт
Класс: 9 А
№ п/п | Содержание | Дозировка
| УУД |
1. |
«Бёрпи» И.П. – ноги на ширине плеч 1 - упор присев, ладони касаются пола 2 – переход прыжком в упор лежа 3 – сгибание рук в упоре лежа 4 – переход прыжком в упор присев 5 – Выпрыгивание вверх |
Выполняется в пределах временного интервала |
|
2. | «Поднимание туловища из положения лежа на спине с утяжелителем (набивной мяч 2 кг.)» И.П. - лежа на спине на гимнастическом мате, руки с мячом на уровне груди. 1- подъем корпуса выполняя скручивание 2 – возвращаемся в и.п. лопатками касаемся гимнастического мата |
Выполняется в пределах временного интервала | Ноги согнуты в коленях под прямым углом. Стопы не отрывать от пола. Утяжелитель находится на уровне груди. |
3. | «Подъем ног лежа на спине» И.П. – лежа на спине, поясница прижата к полу. 1 – поднятие обоих ног до угла 45-60 градусов. 2- задержать 2-3 сек. 3 – плавно опускть обе ноги до легкого касания пятак с полом. |
Выполняется в пределах временного интервала | Руки в данном упражнении можно держать несколькими способами: 1. Для более натренированных – вдоль тела ладонями вниз, 2. Для новичков под поясницу ладонями вниз, это позволяет контролировать поясницу, держать ее «прижатой». Колени держим прямыми, носки на себя, следить за дыханием, вдох на усилие. |
4. | «Присед с отягощением (эластичная лента)» И.П. – встать обеими ногами на эластичную ленту. 1- выполнить приседание до параллели бедер с полом 2 – выдох и поднимаемся назад в и.п. |
Выполняется в пределах временного интервала | Ноги на ширине плеч, носки развернуты немного в стороны, следим за коленями. Колени смотрят в сторону развернутых носков, не заваливая их во внутрь и не разводить их шире поставленных стоп. Колени за носки не выходят, вес на пятках, бедра параллельны полу. |
5 | «Планка с упором на локти» И.П. – принять положение упор на локти. 1 – оторвать колени от пола, опора на локти и носки, тело составляет абсолютно прямую линию. |
Выполняется в пределах временного интервала | Спина прямая, поясница не прогибается (таз немного подкручен), ноги со спиной одна линяя-ягодицы не поднимаются вверх, живот не провисает вниз (пресс напряжен). Так же обращаем внимание на положение шеи и плеч. Грудь не проседает между плечами. Шея продолжение спины, взгляд направлен в пол. Ноги выпрямлены в коленях. |
6 | Разведение рук с отягощением (бутылки с песком 0, 5) лежа на скамье. И.П. – лежа на скамье, ноги согнуты в коленях, руки выпрямлены перед собой над уровнем груди. 1 – разводим руки в стороны, при этом одновременно немного согнув руки в локтях. 2 – плавно опускаем руки с отягощением вниз. 3 – возвращаемся в и.п. |
Выполняется в пределах временного интервала | При опускании рук с отягощением следить, чтоб локти не были прямыми. Не допускать сильного растяжения в грудных мышцах, следить за плечевыми суставами. Упражнение выполняется плавно. |
7 | «Обратные отжимания от скамьи» И.П. – спиной к скамье принять упор сзади. 1- поставив ладони на край скамьи, пальцы вперед, хват на ширене плеч, ноги пятками на полу. 2 – меделенно опускаем таз согнув руки в локтях до прямого угла. 3 – мощным усилием вытолкнуть себя в и.п. |
Выполняется в пределах временного интервала | Спина прямая. Предплечья на протяжении всего движения должны быть перпендикулярно полу, т.е. локти в сторону не расходятся. Рывков корпусом не делаем, отжимание от скамьи выполняются исключительно за счет трицепса. |
8 | «Прыжки на скакалке» И.П встать прямо, скакалка за спиной, смотреть перед собой, руки слегка согнуты в локтях. 1 – начать вращение скакалкой | Выполняется в пределах временного интервала | Кисти отвести от бедер на 15-20 см. в движении учувствуют как кисти, так и руки. Руки сильно не разводим в стороны это может вызвать переутомление плечевых мышц из-за излишнего расхода энергии. Приземление мягкое, на подушечки стоп. |