Методическое пособие "Формы и методы организации технического творчества и объекты технической деятельности детей".

Методическое пособие предназначено для методистов, заместителей директоров по воспитанию, педагогов дополнительного образования. Данное пособие раскрывет суть "технического моделирования и дает советы как организовать работу с детьми по начальному техническому моделированию на базе школ или учреждений дополнительного образования.

Содержимое разработки


и объекты технической деятельности детей» 52

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Первомайского района города Ростова-на-Дону

«Дом детского творчества»












Кроткова Г.Н., Погребняк А.А.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ОБЪЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Методическое пособие













Ростов-на-Дону

2018




Кроткова Г.Н., Погребняк А.А., Формы и методы технического творчества и объекты технической деятельности детей. –Ростов-на-Дону, –2018, 48 с.




Автор:

Кроткова Г.Н., педагог дополнительного образования высшей категории МБУ ДО Первомайского района г.Ростова-на-Дону «Дом детского творчества».

Погребняк А.А., педагог дополнительного образования первой категории МБУ ДО Первомайского района г.Ростова-на-Дону «Дом детского творчества».











Содержание


I. Сохранить искру творчества: 4

1.1. Любознательность от природы 4

1.2. Условия для воплощения идей 5

II. Что такое «Детское техническое творчество»? 6

2.1. Педагоги и психологи о детском творчестве 6

2.2. Для чего учить творить? 7

III. Методы обучения творчеству 9

IV. Педагогика ненасилия – основа деятельности в системе
дополнительного образования детей 16

V. Поваром хорошо, а конструктором лучше 18

5.1. Куда пойти учиться? 18

5.2. Виды технических детско-юношеских объединений 19

  • Начальное техническое объединение 19

  • Радиоэлектроника 20

  • Авиамоделирование 22

  • Судомоделирование 23

  • Автоспортсмены-картингисты 24

  • Информационные технологии 26

5.3. На что способен каждый возраст 27

5.4. Что же необходимо для плодотворной работы
объединения технической направленности? 24

VI. Логика и структура поисково-конструкторской деятельности 31

VII. Заключение 34

VIII. Используемая литература 35

IX. Приложения 36


I. Сохранить искру творчества

1.1. Любознательность от природы

Дети от природы любознательны, творчески активны и изначально талантливы. Они быстро обживают любое помещение, любое открытое пространство. Мгновенно впитывают все новое, яркое, действенное – все, что их заинтересовало. Достаточно вспомнить шалаши в кустах, сооружения на деревьях, дома из картонных коробок, ракеты из пустых бочек, самолет и пароход из стульев. Дети поразительно быстро умеют приспособить «бросовый» и «подручный» материал для создания целостности образа, «включить» воображение и «поехать», «поплыть», «полететь» на воображаемой технике в неизведанные дали. Ребенка интересует сам процесс созидания, проектирования пространства. В этом пространстве он живет, наслаждается собственным рукотворным миром, и не потому, что ему там лучше, теплей или удобнее, чем в реальном мире, а только потому, что «искусство, вышедшее из игры, опять переходит в игру».

Многие родители и педагоги пытаются, как можно раньше разглядеть в ребенке его задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развить. Современная система технического, художественного образования стремится сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей действительности и навыки технической деятельности. Техническое творчество детей дошкольного и школьного возраста должна быть организовано так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца»: от простого восприятия действительности, рождения технического замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми. И надо помнить, что даже в своем несовершенном виде, модель своеобразна и отражает логику технического мышления детей.

Все, без исключения, люди обладают творческим потенциалом, хотя и в разной степени. Творчество может проявляться независимо от возраста человека во всех областях его деятельности, и творческие способности поддаются развитию. В области творчества действует так называемый «механизм переноса», т.е. упражнения в творчестве в одной области на одном материале благотворно сказываются на творческой деятельности в других областях. Но такой перенос возможен лишь тогда, когда развитие творческих способностей становится специальной заботой и задачей воспитания. Эти положения позволяют говорить о необходимости раннего включения всех учащихся в творческую деятельность.


1.2. Условия для воплощения идей

В нашей стране много хорошо оборудованных мастерских – в школах, на станциях юных техников, во дворцах и домах творчества, в клубах. Десятки тысяч ребят познают премудрости технического мира: конструирования самолетов, ракет, кораблей, машин, с/х техники, приборов, станков и т.д. Как важно вовремя поддержать их увлечение, помочь найти жизненное призвание, чтобы выросли у нас в стране новые Циолковские, Королевы, Гагарины. Техническое творчество – главный путь, ведущий к этой цели. Чтобы вот так: «От моделей ученических – к кораблям космическим».

На современном этапе развития науки и техники трудовое обучение надо поставить так, чтобы учащиеся не только знакомились с современными достижениями в технике и на производстве, но и получали обобщенные знания о них, были причастны, пусть даже в малом, к совершенствованию производства. Для удовлетворения социального запроса общества в творческих кадрах, нужно коренным образом перестроить обучение в школе и, прежде всего, в творческом плане. Для этого надо шире использовать достижения психолого-педагогической науки, внедрять в школу творческие методы обучения и воспитания, находить средства, повышающие познавательную активность школьников. Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего рабочего, инженера, ученого.

Однако было бы неправильно полагать, что воспитание творческих черт личности школьников возможно только в учебной деятельности. Наоборот можно утверждать, что только в процессе обучения в школе, даже самого творческого, нельзя в надлежащей мере развить творческие черты личности. Нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества – техническом, художественном и т.д.


II. Что такое

«Детское техническое творчество»?

2.1. Педагоги и психологи о детском творчестве

Детское техническое творчество учащихся – наиболее массовая форма привлечения учащихся к творчеству. В определении понятия «детское техническое творчество» существуют две точки зрения – педагогическая и психологическая.

Педагоги рассматривают детское техническое творчество не только как вид деятельности, направленный на ознакомление учащихся с разнообразным миром техники, развития их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования. Психологи в детском техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей к определенному виду творчества, установлению уровня их формирования и последовательности развития. Другими словами, в процесс управления творческой деятельностью учащихся психологи включают методы правильной диагностики творческих способностей, которые помогут понять в каком виде деятельности и при каких условиях смогут наиболее продуктивно проявить себя.

Таким образом, с учетом педагогической и психологической точек зрения детское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.

Новое в детском техническом творчестве, в основном, носит субъективный характер. Учащиеся часто изобретают уже изобретенное, а изготовленное изделие или принятое решение является новым только для его создателя, однако педагогическая польза творческого труда несомненна. Результат творческой деятельности учащихся – комплекс качеств творческой личности: умственная активность, стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы, самостоятельность в решении поставленной задачи, трудолюбие, изобретательность и др.



2.2. Для чего учить творить?

Творческая деятельность способствует формированию у школьников преобразующего отношения к окружающей действительности. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. На его восприятие влияют привычные установки, оценки и т.д. Это приводит к тому, что в своей деятельности, работе и мышлении он не может выйти за пределы известного. Со временем стереотип такой деятельности закрепляется и порождает косность мышления, от которой человеку трудно избавиться. Если же с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества укрепляются, совершенствуются и становятся неотъемлемыми личности человека. Если сгруппировать все основные качества личности, которые проходят развитие у ребенка, занимающегося техническим творчеством, то получится своеобразная таблица:

Восприятие

Развитие восприятия размера, цвета и формы.

Развитие тактильного восприятия.

Развитие слухового восприятия.

Развитие восприятия времени.

Развитие восприятия размера и пространственных свойств предметов.

Развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, усиление деятельности сенсорных каналов.

Внимание

Развитие умения сконцентрироваться на одном объекте и отвлечься от других (концентрация внимания).

Развитие способности перевода внимания с одного объекта или вида деятельности на другой (переключение внимания).

Развитие способности длительного сохранения внимания на одном и том же объекте или задаче (устойчивость внимания).

Увеличение объема памяти.

Развитие способности распределять внимание, параллельно выполняя два и более вида деятельности.

Память

Развитие зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти.

Развитие тактильной памяти.

Развитие различных видов памяти на основе образного мышления.

Взаимосвязь между различными видами памяти.

Воображение

Развитие воссоздающего воображения.

Развитие способности оперировать различными заместителями предметов.

Развитие творческого воображения с использованием специальных приемов.

Развитие собственно творческого воображения (создание образов по собственному замыслу).

Развитие способности управлять мимикой, жестами, движениями.

Развитие способности видеть целое раньше частей, смотреть на мир глазами других людей.

Мышление

Развитие операций обобщения и классификации.

Развитие операций анализа и синтеза.

Формирование внутреннего плана действий.

Развитие логического мышления.

Развитие прогностического мышления.

Развитие пространственного мышления.

Речь

Развитие фонематического слуха.

Расширение словарного запаса.

Развитие связной речи, развитие умения составлять план рассказа.

Развитие монологической речи, развитие умения слушать и слышать других.

Развитие умения вычленять причинно-следственные связи.

Овладение семантикой языка.


III. Методы обучения творчеству

Но не надо забывать, что успех работы во многом зависит от того какой педагог находится рядом с ребенком, и какими методами, приемами он пользуется для воспитания технически грамотного, творчески развитого человека.

О том, чему надо обучать школьников, издается множество программ, учебников и рекомендаций по каждому предмету. А вот как это делать, какими методами развивать детские способности, их познавательные, творческие и общеучебные умения, - такой литературы все еще крайне мало. Между тем метод обучения – более сильное средство, чем содержание обучения. Спросите выпускников школы о том, что им запомнилось больше: чему их обучали или как это происходило? Именно методы (их еще называют способами) деятельности имеют более универсальный общечеловеческий характер, поскольку их можно переносить в различные сферы образования. Применяемый метод всегда относится непосредственно к действиям ученика, тогда как содержание изучаемого предмета может оставаться отчужденным от его реальной жизни.

Рассмотрим методы обучения, которые можно назвать эвристическими. Такое название они получили потому, что результатом их применения всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, эксперимент, знаковое или текстовое произведение и т.д.


Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосмоса, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Метод эмпатии вполне применим для «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать его изнутри. Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой. Сначала это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознанны образовательные результаты, ученики уже не будут относиться к данному методу как экзотическому, и примут его в разряд действительно учебных методов. Вживаясь в сущность дерева, железа, машины в целом, двигателя, электропровода, ребенок учится не только воображать но как бы рассуждать с точки зрения данного объекта. В момент наилучшего «вживания» ученик задает вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, которому удается отождествить себя с объектом.

Пример: «Вживание» ученика в навесной замок. «Я лежал в коробке, обернутый промасленной бумагой. Замечательное «покрывало» - сырость не доберется до меня, и я не заболею самой страшной болезнью железа – ржавлением. Я был не один – рядом лежали мои братья. Но вот нашу большую коробку-дом открыли, и меня купил человек. Почему я не могу сам выбраться из коробки? Почему приходиться лежать и ждать, когда я понадоблюсь человеку?».

Ученики обычно отмечают, что подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.


Метод смыслового виденияЭто продолжение и углубление предыдущего метода. Одновременная концентрация учеников на образовательном объекте своего зрения и «пытливо настроенного» разума позволяют им понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, то есть внутреннюю сущность объекта. Так же, как и в методе эмпатии, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Можно задуматься: какова причина этого объекта, как он устроен, что происходит у него внутри, почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся таких познавательных качеств, как наитие, озарение, инсайд.

Пример: (продолжение размышлений на тему «Я навесной замок»). «Я не простой замок, а с секретом. И у моих братьев тоже был секрет. У нас у каждого свой, неповторимый секрет. У меня одна, очень сильная рука. Когда я закрыт, руку повернуть невозможно, но если правильно набрать код – я позволю открыть дверь. Я хороший сторож – охраняю машину в гараже. Я работаю в очень трудных условиях: когда светит солнце – я сильно нагреваюсь, у меня настоящий жар; в мороз я так замерзаю, что теплые руки человека (особенно влажные) могут примерзнуть ко мне. И хоть моя кристаллическая решетка сильно расширяется, теплее мне не становится; но самым опасным для меня является дождь – если вовремя не смазать хорошей смазкой – я могу заржаветь» и т.д.

Так в непринужденной игровой обстановке ребенок познает физические, химические, технические свойства предметов.


Метод образного видения эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме, т.е. ученики проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования.


Метод символического видения – Метод символического видения заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта (например: голубь – символ мира; свет – символ добра; спираль – символ бесконечности и т.д.) ученикам предлагается провести наблюдение за каким-либо объектом с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Важное место занимает объяснение и толкование детьми созданных «символов».

Весна

Командировка

Мир

Любовь

Правосудие


Метод придумыванияэто способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

  • Замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

  • Отыскание свойств объекта в иной среде;

  • Изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.


Метод «Если бы…» - Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится (например: исчезнет сила трения; гравитация увеличится в 10 раз; на земле исчезнет кислород и т.д.) Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нем, фундаментальные основы различных наук. К этому же методу относится и такое задание: найдите в художественных произведениях те изобретения, которые в прошлом веке считались фантастическими, а сейчас это – действительность; что из фантастического сегодняшней жизни, на ваш взгляд, может стать реальностью в ближайшие годы и т.д.


Метод гиперболизацииУвеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумайте самое длинное слово, имеющее смысл; приготовьте самый сладкий чай и самый соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гинесса», находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.


Метод фотороботаЧеловеческая фантазия создала существа, которых никогда не было на свете: веселых гномов и грустных русалок, добрых леших и водяных, страшных птицеголовых богов и потешных чертиков и многих других героев сказок. Когда-то и самолет был плодом человеческого воображения, а сейчас космическим кораблем никого не удивишь. Можно предложить ребятам по образцу фоторобота, которым пользуются криминалисты, разработать новую конструкцию жилого дома, универсальную фруктоуборочную машину, невиданную химеру лесную. (т.е. существо у которого все части тела от разных живых существ). Придумывать можно и новый вид съедобного растения, а затем его вылепить.


Метод эвристического наблюденияНаблюдение есть источник знаний ученика, способ их добывания из реальности бытия, т.е. эвристический метод обучения. Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий:

  • Информационный результат наблюдения;

  • Примененный способ наблюдения;

  • Комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение.

Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее.

Одновременно с получением заданной педагогом информации многие ученики во время наблюдений видят и другие особенности наблюдаемого объекта, т.е. добывают новую информацию и конструируют новые знания. Этот процесс носит либо спонтанный характер, если учитель не организует его, либо целенаправленный – в случае применения педагогом специальной методики обучения наблюдению. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.


Метод сравненияприменяется для сравнения версий разных учеников, их версий с версиями великих ученных, сравнивание различных аналогов между собой. Для обучения данному методу ученикам предлагают вопросы: Что значит сравнить? Всегда ли можно все сравнить? Можно предложить ребятам найти то, что на их взгляд сравнению не подлежит, и попытаться все же сравнить несравнимое. Очень интересно проходит игра «Назови это…».
Например:

  1. Определение «прозрачный» может подойти к воздуху, стеклянному сосуду, кристаллу, льду, плексигласу, пленке, воде и т.д. Назовите то к чему может подойти определение: мощный; режущий; скоропортящийся; уютный; удобный; дикий; острый.

  2. Назовите все предметы (вещества, существа), к которым подходили бы сразу три определения: твердый, хрупкий, черный; рассыпчатый, серый, маслянистый; сильный, синий, безобидный; теплый, удобный, неживой.

  3. Назовите предметы, к которым подходили бы следующие определения: круглые длинные; круглые острые; тонкие с отверстиями; прямоугольные с округлениями.


Метод исследованиявыбирается объект исследования – природный, культурный, знаковый или иной: лист дерева, древесина, проволока, геометрическая фигура и т.п. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану:

  1. цель исследования.

  2. план работы.

  3. факты об объекте.

  4. опыты, рисунки опытов, новые факты.

  5. возникшие вопросы и проблемы.

  6. версии ответов, гипотезы.

  7. рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты.

  8. выводы.

Подобная алгоритмизация деятельности учащихся нисколько не умаляет их творчества. Наоборот, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат. Преподавателю остается лишь помогать детям увеличивать объем и качество такого результата. Достигается это путем систематического повторения и алгоритмических этапов исследования.


Метод конструирования понятийФормирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Например, младшим школьникам уже известны термины «число», «движение», «машина»; старшим ученикам – «алгоритм», «величина», «молекула». Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить их до некоторых культурных форм (но необязательно до тех, которые есть в учебниках). Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт – совместно сформулированное определение, понятие, которое записывается в специальную тетрадь. Одновременно учитель предлагает познакомиться с другими формулировками понятий, которые приведены в учебниках или других книгах. Различные формулировки записываются и остаются в тетрадях как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.


Метод гипотезУченикам предлагается задание – сконструировать версии ответов на поставленный вопрос или проблему. Ученики предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наиболее полно и четко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию.


Метод прогнозированияотличается от метода гипотез тем, что применяется к реальному или планируемому процессу. Например: ученикам предлагается исследовать динамику изменений помещенной во влажную среду железной пластины. Дети делают наблюдения, выполняют зарисовки. Учитель предлагает детям, описать какой станет пластина через год, 10 лет, 100 лет. Ученики, опираясь на прежние наблюдения, обнаруженные закономерности и на собственные прогностические способности, описывают происходящие в железе изменения.


Метод рефлексииЭто, пожалуй, главный метод обучения творчеству. Дело в том, что действительно образовательным результатом обучения является только тот, который осознан ребенком. Если же ученик не понимает что он делал, чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то значит все это время учитель зря работал. Очень важно в конце занятия, недели, месяца, темы, года, ученикам предлагать ответить на вопросы: Каково мое самое большое дело за данный период; в чем я изменился; какой мой самый большой успех; почему я его достиг; какая была самая большая трудность; как я ее буду преодолевать или уже преодолел; что у меня раньше не получалось, а теперь получается; какие новые знания я получил; какие способы деятельности я применял; что собираюсь сделать в ближайшее будущее и что мне для этого надо.


Методы контроляТворческое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт оценивается по степени его приближения к заданному образцу, то есть чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В творческом обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем больше научно- и культурно- значимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.


Метод самооценкивытекает из итоговой рефлексии и завершает образовательный цикл. Самооценка носит качественный и количественный характер.

Вот основной, но далеко не полный, перечень методов развития основных психофизиологических качеств творческой личности.



IV. Педагогика ненасилия —

основа деятельности в системе

дополнительного образования детей



Как мы видим, эти методы – игровые. Игра – основной и самый увлекательный метод обучения ребенка, метод «ненасилия». Провозглашенный в 20-е годы прошлого века (на заре советской власти) принцип «добровольности» стал основным принципом внешкольного дополнительного образования. Само понятие «добровольность» имеет глубокое философское содержание, включая в себя два равнозначных по силе понятия: «добро» и «вольность». Понятие «вольность» трактуется, как «свобода или независимость в чем-либо», то есть, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Причем, свобода отнюдь не равнозначна произволу или безответственности, напротив, педагог и ребенок в дополнительном образовании обладают свободой выбора своей деятельности, возможностью как оценивать, так раскрывать и применять свои способности. Принцип добровольности стал тем стержнем, на который, как жемчужины, нанизывались высоконравственные понятия любви, добра, уважения к ребенку, способствующие раскрытию склонностей, возможностей, становлению его как Человека – личности.

Дополнительное образование, в соответствии со своей спецификой, стремится к органическому сочетанию организации досуга детей с различными формами образовательной и воспитательной деятельности и решает не только проблему занятости детей, но и сокращает пространство девиантного поведения. Наблюдения, проведенные в разных учреждениях дополнительного образования, показали, что ребенок из так называемой «группы риска», попав в сферу дополнительного образования, в корне меняется. Почему? Да потому, что здесь каждому ребенку находится дело, соответствующее не только интересам, желаниям и потребностям, но и его, часто скрытому от взрослых, внутреннему духовному состоянию. Придя в любое из учреждений дополнительного образования, ребенок сразу же ощущает к себе внимание не как к ученику, а, прежде всего, как интересной загадочной личности, которую надо понять, узнать и помочь. В дополнительном образовании нет таких, часто пугающих ребенка понятий, как: «ты должен», «ты обязан». Отсутствие стереотипной системы школьных оценок, где «двоечник – значит, ни на что не способен», «отличник – значит, может все», дает возможность стать более открытым, свободным в выборе и у каждого появляется шанс реализовать себя. Отсутствие актов принуждения позволяет ребенку самостоятельно осуществить поиск в разных направлениях деятельности, попробовать себя сегодня – художником, музыкантом, завтра техником или спортсменом, а грамотные и тактичные педагоги сумеют своевременно заинтересовать и направить ребенка именно в тот вид деятельности, который соответствует его способностям и возможностям.

Свобода, общение, не принуждение, творчество, сотрудничество – все это дает возможность для безболезненного прохождения социализации, в которой направляющую роль играет воспитание. Способность ученика – выпускника внешкольного дополнительного образования принимать решения в условиях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой и обществом – это и есть, на наш взгляд, высшее достижение педагогики ненасилия, которое является основой всего дополнительного образования.


V. Поваром хорошо,

а конструктором лучше

5.1. Куда пойти учиться?

Мы рассмотрели систему дополнительного внешкольного образования в целом, поняли ее специфику. Теперь перейдем к более подробному рассмотрению видов детских внешкольных объединений и их задач.

Существует несколько направлений детского творчества, объединяющих в себе идентичные кружки:

  • Хореографическое

  • Вокально-хоровое

  • Инструментальное

  • Театральное

  • Прикладное

  • Техническое

  • Художественное

  • Рукоделие

  • Эколого-биологическое

  • Школа деловых людей

  • Детское общественное движение

Очень часто можно наблюдать такую картину: ребенок первый раз приходит на станцию юных техников или в дом детского творчества и начинает как бы «метаться» от одного объединения к другому. Ребенок ищет себя. Ему нравится и петь, и вышивать, и запускать самолеты, его волнуют проблемы экологии…

Идет обычный этап самопознания. В конечном итоге ребенку удается более точно определиться в своем выборе, и он начинает посещать один, в крайнем случае, два объединения. Мы не будем метаться как маленькие дети, а остановимся на одном направлении – техническом творчестве.


5.2. Виды технических
детско-юношеских объединений

Начальное техническое моделирование и конструирование

Техническое моделирование – один из популярных видов конструкторско-технологической деятельности. Под техническим моделированием школьников принято понимать создание ими макетов и действующих моделей судов, самолетов, ракет по готовым чертежам, рисункам, образцам и описаниям. Моделирование – это познавательный процесс, который обогащает ребят общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию их конструкторско-технологических и творческих способностей в области техники. Основными этапами технического моделирования являются:

  1. Выбор объекта для изготовления модели;

  2. Определение назначения изделия и цели его изготовления;

  3. Ознакомление с конструкцией изделия (по образцу, рисунку, чертежу, описанию и т.д.);

  4. Подбор материала, инструментов и приспособлений;

  5. Изготовление отдельных частей;

  6. Монтаж и сборка изделия;

  7. Предварительные испытания и устранения дефектов;

  8. Отделка и маркировка изделия;

  9. Налаживание управления и окончательные испытания;

  10. Подготовка изделия к выставке или соревнованию

Техническое конструированиеразличные сочетания взаимного расположения частей и элементов изделия, способов их соединения, взаимодействия с учетом материалов, из которых будут изготовлены отдельные детали и изделия в целом. Техническое конструирование – процесс создания технического объекта или отдельных деталей с предварительным выполнением проектов (рисунков, схем, чертежей, расчетов).

В процессе творческого конструирования с целью усовершенствования известной конструкции или создания новой, основными этапами являются:

  1. Осознание цели и проблемы;

  2. Вычленение основной конструкторской задачи с принципиальным ее решением;

  3. Предположение конечного результата;

  4. Выполнение конструкторско-технологической документации (графических работ, расчетов, технологических карт и др.);

  5. Воплощение идеи в материале с целью проверки целесообразности замысла и правильности собственного проекта.

Начальное техническое моделирование и конструирование – первый, простейший этап к обучению детей в объединениях специализированной направленности. Это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у ребят 6-9 лет начальных политехнических знаний и умений.

Основные задачи занятий по начальному техническому моделированию следующие:

  • Дать первые элементарные представления о материалах и инструментах, а также способах действия ими;

  • Закреплять и расширять знания, полученные в детском саду, школе, дома, способствовать их уточнению, систематизации;

  • Развивать политехнические представления и расширять политехнический кругозор учащихся;

  • Продолжать формирование образного технического мышления и умения выразить свой замысел на плоскости (с помощью наброска, рисунка, простейшего чертежа, силуэта);

  • Пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и желание выполнить макеты и модели этих объектов;

  • Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов (выбора материала, способа обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);

  • Развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности;

  • Подготовка теоретическая и практическая к высшим ступеням моделирования и конструирования.

Радиоэлектроника

Электроника – обширнейшая область современной техники. Она позволяет решать задачи, казавшиеся ранее неразрешимыми. Электроника, не редко, заменяет человека на производстве, облегчает бытовую жизнь, помогает увидеть то, что невозможно увидеть невооруженным взглядом и т.д.

Возраст обучающихся в данном объединении от 14 до 18 лет.

Курс-практикум в объединениях по радиоэлектронике предполагает создание условий для достижения ряда жизненно важных целей и решения при этом практически полезных задач:

  • Профессиональной ориентации учащихся в широком спектре областей и специальностей электроники:

    • автоматике и телемеханике;

    • радио- и оптикоэлектронике;

    • вычислительной технике;

    • информатике;

    • программировании.

  • Приобретения учащимися первичных навыков для самостоятельного выполнения элементарных электрорадиомонтажных и конструкторских работ:

    • работа с инструментом и приборами;

    • разработка монтажных схем;

    • конструирование и изготовление печатных плат;

    • разработка конструкций приборов.

  • Формирования, развитой в данных областях знаний конкретно-предметной ориентации, навыков классификации и систематизации, навыков работы с большими объемами информации:

    • изготовление и поддерживание касс комплектующих изделий;

    • тестирование и маркировка радиоэлементов;

    • создание компьютерных каталогов, баз данных и справочников по радиоэлектронным компонентам, схемно-технической, конструкторской, программной документации, литературе и по компьютерам.

  • Наработки теоретических и инструментально-методических навыков применения электронной аппаратуры:

    • работа с документацией (работа со справочной литературой, чтение и разработка схем, применение и разработка методик настройки);

    • работа с приборами (пробники, авометр, генераторы, волномер, осциллограф);

    • настройка электронных схем;

    • работа с компьютерами (освоение навыков пользователя, информационно-справочное применение ЭВМ, программирование, расчет элементов радиоэлектронных схем, моделирование);

    • использование компьютера, в качестве составной части радиоэлектронных систем;

  • Активации абстрактно-теоретического мышления:

    • разработка монтажных схем и печатных плат;

    • работа с физическими и теоретическими моделями элементов и частей электронных схем, их расчет (в том числе на компьютере);

    • программирование и моделирование;

Авиамоделирование

С давних времен человек страстно мечтал научиться взмывать в небо с легкостью и грациозностью птицы. В Древней Греции существовала легенда об Икаре, смастерившем крылья из воска и перьев и взлетевшем в небо. Великий итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи тоже был неутомимым поборником идеи механического полета. Он оставил множество рисунков со своими чертежами летательных аппаратов. Но прежде чем тайна полета постепенно начала раскрываться, прошло еще четыреста лет.

Изобретение самолета – одно из крупнейших достижений ХХ века. Источником вдохновения человеку послужили наблюдения за авиаторами, созданными самой природой, - птицами.

Мальчишки и самолеты – два неразделимых понятия. В детстве все кажется легким, возможным, реальным. Детский гибкий ум, жаждущая познаний душа, схватывает налету новые знания. Утолить эту жажду помогут занятия в авиамодельном объединении.

Что же узнают ребята, занимающиеся в данном объединении:

  • Кто такие братья Райт и что они значили для авиации;

  • Для чего нужна аэродинамическая труба;

  • Историю развития авиации и космической техники;

  • Роль русских ученых и изобретателей в создании и совершенствовании летательных аппаратов;

  • Познакомятся с авиационными профессиями, практической деятельностью авиационного предприятия;

  • Узнают об основах полета модели, условиях, обеспечивающих полет и конструктивных особенностях моделей;

  • Классификацию моделей и их различия;

  • Узнают об аэродинамике, о планирующих и парящих полетах;

  • О силах, действующих на авиамодель в полете;

  • Устройство авиамоделей и назначение каждой части и детали;

  • Элементарные понятия о техническом рисунке, эскизе и чертеже, способы разметки, построение простейших разверток, понятие о трех проекциях, габаритных размерах, масштабе. Понятие о шаблонах, способах их применения. Чертежные инструменты и принадлежности, приемы работы с ним и т.д.;

  • Виды авиамодельных двигателей, их изготовление; Принцип работы микродвигателя, понятие об охлаждении, смазке, системе питания топливом, состав топливной смеси;

  • Технологией расчета и изготовления воздушных винтов;

  • Что такое «балансировка» и как ее проводить;

  • Расширение, закрепление и углубление знаний по школьным предметам физике, химии, алгебре, черчению и т.д.

Это далеко не полный перечень тех знаний и умений, которыми будут обладать ребята, занимающиеся в авиамодельном объединении.

Судомоделирование

Зарождение судомодельного спорта у нас в стране началось сравнительно недавно - с 1939 г. Первые всесоюзные заочные соревнования настольных моделей, организованные Центральным советом Осавиахима, были проведены в июле 1940 г. В них приняли участие около 200 моделистов, представив 223 модели различных классов. В 1949 г. В Москве на водной станции «Динамо» были проведены первые всесоюзные соревнования спортивных моделей, в них приняли участие 15 команд. Судомоделизм – технический вид спорта. С 1963 г. он включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию, имеет свою Всесоюзную федерацию, которая с 1966 г. Входит в Европейское объединение судомоделизма НАВИГА. Ежегодно проводятся чемпионаты России, а также Европы и Мира, в которых российские спортсмены показывают хорошие результаты.

В судомодельном объединении могут заниматься ребята с 8 до 18 лет.

Знания и умения, приобретаемые детьми в процессе обучения в судомодельных объединениях:

  • Изучение истории развития Российского флота: от Петра Великого до наших дней.

    • Первые мореплаватели;

    • Открытия новых земель.

    • Героическое прошлое русских моряков и т.д.

  • Изучение устройства судов, их общность и различие.

  • Классификация моделей.

  • Элементы графической грамоты.

  • Технология обработки древесины.

  • Технология обработки металлов: конструирование и изготовление деталей из листового металла и проволоки.

  • Работа на различных станках: сверлильном, токарном по дереву и металлу, заточном и т.д.

  • Изучение элементов машиноведения.

  • Конструирование и изготовление литых и штампованных деталей.

  • Электротехнические работы.

  • Углубление знаний по физике, математике, химии, электротехнике, начертательной геометрии, металловедению.

  • Изучение технологической обработки различных конструкционных материалов.

  • Развивается память, мышление, логика, наблюдательность, быстрота реакции.

  • Изучается морская терминология (леерное ограждение, палуба, надстройка, мачта, рея, рубка и т.д.).

Картинг

Среди технических видов спорта немаловажная роль принадлежит картингу. Многие выдающиеся автогонщики начинали свои первые шаги с этого вида спорта, который привил им любовь к управлению автомобилем, технике, воспитал эмоционально-волевые качества спортсмена-водителя.

Картингом можно заниматься с раннего возраста, а в официальных соревнованиях разрешается участвовать с 8 лет. Это дает возможность детям овладеть слесарным инструментом, научиться тонкостям регулировки двигателя и ходовой части карта, освоить работу на различных металлообрабатывающих станках.

Возможность принятия самостоятельных конструкторских решений и их многовариантность создают условия для проявления и развития творческих способностей у детей и юношей. Участие в конструировании, постройке карта или подготовке готового карта к соревнованиям приносит школьнику большую пользу: он познает радость творчества, приобретает навыки конструирования, с интересом трудится и видит плоды своих рук – испытывает, обкатывает свою машину, участвует на ней в соревнованиях.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что большинство из них можно было бы избежать, если бы за рулем находились более квалифицированные водители, обладающие большими знаниями, умениями и навыками в управлении автомобилем. Техника управления картом совпадает с техникой управления настоящим автомобилем, особенно заднеприводным. Более того, лишенный подвески, обладающий большой динамикой и находящимся близко к дороге жестким сиденьем, карт много ощутимее воспринимает физическое и эмоциональное состояние человека-водителя, его чувства, и дорогу. Воспитание этих чувств и умение водителя правильно реагировать на них, доведение техники управления автомобилем в экстремальных ситуациях до совершенства, а также выработка способности интуитивного прогнозирования развития дорожной ситуации и правильной оценки – вот основополагающие условия достижения высокого водительского мастерства.

И чем в более раннем возрасте происходит обучение технике управления, тем выше результат. Но детям и подросткам не всегда дозволено начинать обучение водительскому делу за рулем даже учебного автомобиля, вот тут-то, и приходит на помощь картинг.

Посещая секцию «Картинг» ребята не просто учатся быть первоклассными водителями. Прежде всего, они получают знания и умения в широкой области науки и технике. У ребят:

  • Развиваются технические способности и конструкторские умения, техническая смекалка;

  • Развивается высокое профессиональное мастерство при выполнении практических работ, связанных с расчетом, изготовлением, сборкой, отладкой спортивных машин.

  • Формируются навыки и умения работы с различными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке материалов.

  • Формируется творческая, самостоятельная личность, способная к техническому творчеству и созиданию.

  • Формируются знания об истории автомобиля, значении автотранспорта в экономическом развитии России, автомобилестроении и перспективах его развития, автомобильных двигателях (паровые, газогенераторные, электрические, инерционные, газотурбинные и внешнего сгорания), их достоинствах и недостатках.

  • Формируются знания об основных частях автомобилей, их расположении, назначении, взаимодействии.

  • Закрепляются знания о правилах дорожного движения, технике безопасности и т.д.

Информационные технологии

Задаваясь вопросом «Что век грядущий нам готовит», мы не можем не отметить, что этот век будет характеризоваться высокими информационными технологиями. И наша задача, как педагогов, подготовить детей так, чтобы они смогли естественно войти в это грядущее, чтобы они комфортно чувствовали себя в информационном пространстве. Информационный поток, обрушивающийся сегодня на детей, заведомо превышает их физические способности к восприятию информации. Часть информации становится «информационным шумом», часть остается сигналами, требующими немедленной реакции и не сохранившимися в памяти. Ребенок уподобляется техническому устройству с искаженным восприятием информации.

Пусть частично, но происходит утрата ребенком реальных связей с миром и замена их «виртуальной реальностью», что, естественно, ведет к снижению интеллектуального потенциала. «Виртуальная реальность» заменяет многим детям правильное представление об окружающей действительности.

Привлекая детей к изучению простейших понятий информатики, вводя их в простейшие информационно-технологические процессы, мы помогаем им определиться в восприятии искусственных машинных изображений, в понимании причастности к ним человека и техники, что помогает разделить естественным путем понятия «виртуальная реальность» и реальность окружающего мира: природы, человека.

Изучение информационных технологий можно разделить на блоки:

  1. Знакомство с элементами информатики (младшие школьники 7-12 лет);

  2. Базовый курс информатики (подростки 13-15 лет);

  3. Профильное изучение информатики (старшеклассники 16-17 лет).

Моделирование на компьютере применяется в различных предметных областях:

    • моделируя технические объекты, учащиеся могут проанализировать правильность проведенных расчетов, поведение модели в определенных условиях, эффективность выбранной электрической схемы;

    • моделируя с помощью компьютера сюжеты экономического характера, сначала можно рассмотреть взаимные связи, сущест-вующие между двумя, тремя предприятиями поставщиками, затем показать функционирование ряда смежных предприятий отрасли.

Раннее изучение информатики в кружке позволяет:

  • Сформировать у детей навык постановки целей и планирования действий по достижению этих целей на самых ранних этапах обучения в школе;

  • Интенсифицировать формирование алгоритмического и логического мышления;

  • Освоить начало компьютерной грамотности к моменту перехода в среднюю школу и использовать компьютер для интенсификации процесса обучения математики, информатики и других дисциплин.

  • Понять принципы обработки информации в компьютере и принципы управления работой компьютера;

  • Сформировать способность использовать компьютер и другие средства новых информационных технологий в учебной и практической деятельности.

  • Решать мировоззренческие задачи.


5.3. На что способен каждый возраст

Мы рассмотрели всего лишь шесть видов детских технических объединений, которые имеют наибольшее распространение. На самом же деле технических направлений гораздо больше.

Понятно, что назвать все, а, тем более, охарактеризовать каждое объединение просто невозможно. Но мы можем объединить их по возрастному цензу и возрастным возможностям усваиваемости того или иного материала.

1-4 классы:

  • Овладение необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами;

  • Формирование умений:

  • ремонтировать учебно-наглядные пособия;

  • творчески решать элементарные задачи;

  • фантазировать, образно видеть объект;

  • Изготовление игрушек, мелких полезных вещей для школы, дома;

  • Развитие смекалки, интереса к технике, привитие трудовых навыков, расширение технического кругозора.

5-9 классы:

  • Приобретение знаний и практических умений обработки металла и древесины;

  • Знакомство с основами электротехники, металловедения, черчения;

  • Систематизирование представлений об отраслях промышленности, сельского хозяйства;

  • Учащиеся могут изготавливать не сложные изделия для предприятий, учебные пособия и оборудования для школы и детских учреждений;

  • Более основательное знакомство с техникой, технологией и экономикой материального производства;

  • Постепенное вовлечение в рационализаторскую и изобретательскую деятельность;

Объекты технического творчества

в сфере материального производства

  • модели-копии серийных машин и механизмов;

  • модели-тренажеры;

  • приспособления и усовершенствования к серийно выпускаемой технике;

  • оригинальные ручные механические орудия, приспособления, инструменты;

  • ручные устройства с маломощными двигателями для выполнения производственных технологических операций;

  • экспериментальные модели и опытные образцы реальных устройств;

  • разработка оригинальных проектов техники будущего путем ее моделирования, опирающаяся преимущественно на фантазию и теоретический расчет (продуктивное моделирование);

  • моторизированные устройства производственного назначения повышенной сложности для выполнения технологических операций, транспортных и других целей (станки, мини-тракторы, сельхозагрегаты и т.п.)

10-11 классы:

  • Поисково-конструкторская и исследовательская деятельность;

  • Рационализаторская и изобретательская деятельность;

  • Информационные технологии;

  • Конструирование, постройка и испытание разнообразной самоходной техники;



5.4. Что же необходимо для
плодотворной работы объединения
технической направленности?

1. В мастерских и рабочих комнатах, где проходят занятия кружков, необходимо обеспечить оптимальные условия микроклимата, достаточную естественную и искусственную освещенность. Рабочие места, верстаки, столы подбирают с учетом возраста и роста школьников. Необходимо оборудовать отдельную, специальную комнату, где имеется необходимое оборудование для механической обработки материалов (станки). В мастерской должны быть шкафы и стеллажи для хранения материалов, инструментов, готовых и незаконченных работ. На стенах помещения, где проходят занятия, вешают плакаты по технике безопасности, наглядные пособия, стенды с готовыми изделиями учащихся и т.д.

2. Методический уголок рабочей комнаты организуют так, чтобы им могли пользоваться не только педагоги, но и дети. Это один или два шкафа, где кроме технической, занимательной и справочной литературы, которая по содержанию доступна ребятам, занимающимся в данном объединении. Хорошо иметь раз больших папок, где в отдельных конвертах на каждое изделие хранятся чертежи, схемы, шаблоны и технические описания. Папки подписывают крупно и лаконично, определяя их содержание. Если кружковец хочет смастерить, например, модель самолета, но не представляет, как это сделать, то технические описания ему помогут. Такая организация работы положительно влияет на развитие устойчивого интереса к техническому моделированию и конструированию, способствует формированию инициативы, находчивости. Освоение определенного технического устройства не только с помощью его словесного описания, но, прежде всего зрительного восприятия его форм, его творческой самостоятельности.

3. Набор инструментов хранят в специальных шкафах, планшетах, ящиках. Каждый инструмент должен иметь специально отведенное место (см. приложение). Необходимо сразу приучать детей убирать инструмент на место после работы.

4. Материалы хранятся на специальных стеллажах, в шкафах.

5. Наглядный, демонстрационный материал также хранится в специальных шкафах.

6. Рабочее место должно удовлетворять следующим требованиям: а) стол, стул и инструменты должны соответствовать росту и возрасту школьника; б) высота рабочей поверхности должна обеспечивать ученику правильную осанку и удобное положение тела; в) Площадь рабочей поверхности должна быть достаточной для расположения на ней инструмента, материала и изделия, но не слишком большой, чтобы трудовые движения ребенка были экономичны; г) для выполнения графических работ необходимо оборудовать специальное чертежное место с набором соответствующих принадлежностей.

7. Необходимо оборудовать так называемый «уголок чистоты», где находятся: рабочая одежда, уборочный инвентарь, щетки для столов, ведра, тряпки, мусорные ящики.

8. Но самое главное, это то, что педагог, работающий с детьми, должен быть сам увлечен техникой, изобретательством, рационализаторством. Он должен прекрасно разбираться в технике. Постоянно повышать свой профессиональный уровень, читать новые технические издания, статьи.

9. С ребятами необходимо участвовать в технических конференциях, заседаниях, посещать различные технические выставки, соревнования, заводы, встречаться с конструкторами и рационализаторами местных предприятий. Участие в технических выставках, слетах юных техников, конкурсах и др.



VI. Логика и структура
поисково-конструкторской деятельности

Процесс создания школьниками любого нового для них технического устройства включает в себя целый ряд относительно самостоятельных, но органически связанных между собой этапов. Эти этапы могут отличаться характером технических противоречий, анализ которых послужил отправным моментом творчества школьников, особенностями и уровнем технических задач, над решением которых они работают, выполнимостью этих задач, степенью новизны, оригинальности самих задач и их решений. Очень важную роль в достижении целей творчества играют средства, способы, методы решения технических задач. Рассмотрим основные этапы творческой деятельности по созданию нового технического устройства.

1 этап. Состоит в том, что, школьники активно, критически стремятся осмыслить существующее, уже созданное ранее в изобретаемой области техники. В сознании учащегося формируется проблемная ситуация, которая при этом аналитически осмысливается возникает творческий поиск и как результат этого этапа – постановка конкретной технической задачи. В сознании учащихся обозначаются общие контуры технической задачи, в формулировке которой определяются приблизительная конечная цель поиска, исходные данные, возможные условия решения, необходимые ограничения и средства реализации задачи.

2 этап: Наступает с зарождением в сознании учащихся технической идеи данного устройства. На этом этапе ими определяется принцип действия будущего технического устройства, который либо подбирается, трансформируется из уже известных, либо устанавливается заново. Идея составляет техническую сущность задачи (излагается устно, графически или письменно). На этапе технической идеи проявляется исключительно активно познавательная роль технического творчества.

3 этап: Состоит в разработке воображаемой (идеальной) модели будущего устройства. Она возникает в сознании учащихся как результат мысленного экспериментирования: техническая идея оформляется в схему, определяются функциональная и структурная схемы разрабатываемого устройства, возникающие в сознании как идеи-образы. Идеальная модель – важная предпосылка к сооружению в перспективе самого технического объекта, начало его воплощения, воображаемая реальность. В процессе поисково-конструкторской деятельности идеальные модели выполняют роль мысленных образов, «конструкций», которые человек создает в своем воображении и над которыми совершает мысленные операции и преобразования.

Эти идеи и образы фиксируются с помощью определенных графических средств – схем, эскизов, чертежей, рисунков, становясь наглядными. В этом виде они обсуждают, дорабатываются, совершенствуются.

4 этап: Конструирование. Юные техники стремятся привести в соответствие форму и содержание задуманного. Основным принципом творческого поиска на данном этапе служит достижение целесообразности, ясности, простоты и технологичности конструируемого устройства, оправданность внешних форм и размеров, их оптимальное соответствие назначению объекта творчества. Воплощение данного принципа органически связано с применением учащимися таких важных приемов конструирования, как взаимозаменяемость, агрегатирование, инверсия, преемственность. Соблюдая эти принципы, школьники на собственном опыте убеждаются в действенности основного закона технического творчества – дифференцированного подхода к решению общей проблемы, который, в свою очередь, складывается из отдельных частных решений (разрабатываются заново лишь элементы, непосредственно определяющие новизну изделия).

На этапе конструирования выполняются эскизные или технические проекты, рабочие чертежи, модели или макеты. В основе конструирования лежат технические расчеты в зависимости от возраста, уровня физико-математической и технической подготовки учащихся степень их сложности может изменяться в значительных пределах. На этом этапе не исключена также опытная проверка отдельных деталей и частей устройства.

5 этап: Постройка и испытание действующей модели (модельный эксперимент). На этом этапе проверяется на практике реальность замыслов, целесообразность технических решений, происходит их материализация и проверка на осуществимость и рациональность. Технические модели могут иметь разную степень приближенности к прототипу, но в данном случае их наиболее существенным качеством является изофункциональность. В зависимости от сложности решаемой задачи модели для экспериментов могут быть этапными, постепенно усложняющимися, главным образом – динамическими. Они выполняют познавательную и эвристическую роль, являются материальной основой процесса технического творчества учащихся.

6 этап: Создание опытного образца устройства реального применения, его натурные испытания. На основании разработок, выполненных на теоретической стадии технического творчества, а также благодаря постройке экспериментальной модели и ее испытаний школьникам может быть создано техническое устройство реального применения (для промышленного или сельскохозяйственного производства, транспортных целей и др.). Данный этап поисково-конструкторской деятельности учащихся одновременно является элементом их общественно полезного, производительного труда, может быть отнесен к области изобретательства и рационализаторства.

7 этап: Оформление технической документации. Это заключительная стадия процесса технического творчества учащихся. Данный этап применяется в настоящее время сравнительно редко в связи с тем, что в большинстве случаев руководитель коллектива юных техников не в состоянии обеспечить реальное внедрение творческих разработок учащихся в серийное производство, которое довело бы процесс поисково-конструкторской деятельности школьников до этапа оформления документации. В тех случаях, когда данный этап удается осуществить, оформление технической документации в виде описаний, чертежей, схем активно способствует повышению уровня технической культуры школьников, выработке умений и навыков черчения.

VII. Заключение

Итак, подводя итог данной работы, можно сделать следующий вывод, что занятие детей техническим творчеством является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в кругу сверстников. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Педагог должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на техническое творчество, но и на другие области познания: физику, химию, математику, механику, черчение и т.д. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Техническое творчество является равнозначным предметом программы обучения в школе. Правда в последнее время в большинстве школ трудовое обучение находится в упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. Ведь от того, каким мы воспитаем ребенка, зависит будущее каждого из нас и общества в целом.

Поколение ХХI века – это поколение, растущее достижениями прошлого века. В наше время детей, к сожалению, интересуют фильмы-ужасы, боевики, мистика. Ребята огромное количество времени «просиживают» за компьютерными играми. Для них нет «пионерии» хоть в каком-либо проявлении, а привлечь ребят в кружки, клубы, становится все труднее. И все же нам, педагогам, необходимо приложить все усилия что бы воспитать конструкторов, изобретателей, рационализаторов, да и просто хороших «трудяг». Сколько еще не открытого, не постигнутого, не разгаданного и все это «открыть» и «изобрести» предстоит им – НАШИМ ДЕТЯМ. Зажгите искру радости успеха и она будет гореть всю жизнь.

VIII. Используемая литература

  1. Андрианов П.Н. «Техническое творчество учащихся», -М., Просвещение, 1986 г.

  2. Герхардт Низе «Игры и научные развлечения». -М., Просвещение 1958 г.

  3. Журнал «Дополнительное образование»: 11/2000 г., 12/2000 г., 1/2001 г., 5/2001 г.,7-8/2001 г., 10/2001 г., 1/2002 г.

  4. Журнал «Внешкольник», спецвыпуск.

  5. Журавлева А.П., Болотина Л.А. «Начальное техническое моделирование». -М., Просвещение, 1982 г.

  6. Журавлева А.П. «Что нам стоит флот построить». -М., Патриот, 1990 г.

  7. Журнал «Мастерок» 23/1980г.

  8. Иванов Б.С. «Электронные самоделки». -М., Просвещение, 1985 г.

  9. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. «Игрушки из ничего». -СПб, Издательство «Кристалл», 1999 г.

  10. Методическая разработка «Информационно-образовательная среда учреждения дополнительного образования детей».
    -Ростов-на-Дону 2002 г.

  11. Маркуша А.М. «Я сам» - книга для тех, кто начинает мастерить. –СПб,1993 г.

  12. Никулин С.К., Коц А.А., Егорова А.В., Березина В.А. «Сборник авторских образовательных программ лауреатов IV Всероссийского конкурса. -М., 2000 г.

  13. Орлов Ю.Б. «Автомобильный и мотоциклетный кружки». -М., Просвещение, 1988 г.

  14. «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» - физико-технические кружки. -М., Просвещение 1987 г.

  15. Попов Б.В. «Учись мастерить». -М., Просвещение, 1977 г.

  16. Падалко А.Е. «Букварь изобретателя». -М., Рольф, 2001 г.

  17. Ральф Барнби «Как сделать и запустить бумажную модель самолета». -М., ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002 г.

  18. Сборник разработок «Авиамодели». Ростов-на-Дону 2002г.

  19. «Сборник авторских программ дипломантов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей в номинации «Научно-техническая»». -Ростов-на-Дону, 2002 г.

  20. Столяров Ю.С., Комский Д.М. «Техническое творчество учащихся», учебное пособие для педагогических институтов, 1989 г.

  21. Столярова С.В. «Я машину смастерю – папе с мамой подарю». Ярославль 2000 г.

XI. Приложение

Юные рационализаторы и конструкторы

г.Люберцы, Московской области. Школьники разрабатывали и изготавливали готовальни для хранения рабочих инструментов на рабочих местах станочника, универсальные держатели для сверл различного диаметра, универсальные верстаки для выполнения различных комбинированных работ по металлу, пластмассам и по дереву. Разработанные школьниками универсальные верстаки заинтересовали специалистов из г. Свердловска. После экспертизы этих верстаков был получен большой заказ на их изготовление. Школьники-рационализаторы разработали технологическую линию для выполнения этого заказа, создали дополнительную технологическую оснастку и выполнили этот заказ на уроках труда.

Школа Краснодарского края. Школьное конструкторское бюро разработало оригинальное устройство для использования на садово-огородном участке, на приусадебном хозяйстве – рыхлители, универсальные резаки для разделки овощей.

Школа №7 г. Вологда, учитель А.М.Юлинов. Школьники разработали и изготовили технологическую оснастку для обучения учащихся 5-6 классов приемам работы зубилом, напильником, молотком, ножовкой. Направляющие оправки позволяют за короткий промежуток времени «поставить» правильную осанку школьника при работе с этими рабочими инструментами, избежать травм и качественно выполнять те или иные рабочие операции.

г.Барнаул. На действующей модели штамповочного комплекса, построенного школьниками, отработан ряд оригинальных технических решений, и по результатам этой работы на базовом предприятии было внедрено 32 рационализаторских предложения.

г.Бийск, школа №9, преподаватель А.А.Сухаплюев. В кружке технической кибернетики создали действующую модель манипулятора с программным управлением, предназначенного для захвата и перемещения в пространстве тяжелых деталей и заготовок.

Лядская школа Плюсского района Псковской обл. В 1961 г. по инициативе учителей Г.В. и В.Г. Ткачевых была создана школьная организация ВОИР. Это была первая в России организация ВОИР в сельской школе. За эти годы создано большое количество разнообразных демонстрационных приборов и наглядных пособий для учебных кабинетов и школьных мастерских; на местной речке построена гирляндная гидроэлектростанция, питающая электрическим током школьные кабинеты и мастерские; создан картофелеуборочный комбайн оригинальной конструкции и оригинальные варианты моделей картофелеуборочной техники.

Станица Северская, Краснодарский край, школа №44, учитель Н.М.Обреж. Ребята изготовили более 20 различных механизмов, применяющихся в работе школьной производственной бригады. Среди них: парниково-огородная сеялка, ручной культиватор с вибрирующим ножом, мототяпка, механизм для уборки кукурузы, прореживатель свеклы и подсолнечника, малогабаритный трактор и комплект навесных орудий к нему. Мототяпка, разработанная и изготовленная в школьной мастерской, была в последствии принята к массовому производству на местном заводе.

Ростов-на-Дону, ЦДТТ, руководитель А.М.Воскресов. Юные техники создали модели машин для уборки арбузов, баклажан и кабачков, модель машины для рытья неглубоких траншей.

Станица Егорлыкская Ростовской области, районная (сельская) станция юных техников. Юные рационализаторы усовершенствовали имеющийся садово-огородный инвентарь, который облегчил работу садоводов, сэкономил время и физические затраты во время уборки фруктов и овощей.

Станица Егорлыкская Ростовской области, УПК и МОУ СОШ №1. Школьники под руководством опытных педагогов создали ряд оригинальных наглядных пособий, демонстрационных приборов для уроков физики, химии, математики, биологии, ботаники, астрономии и др. Данные приборы широко используются педагогами на уроках, а ребятам поступают всё новые и новые заказы.

В Ростовской области широкое распространение получили школьные механизированные отряды. Очень большое количество рационализаторских предложений на счету юных механизаторов. В сельских школах области достаточно большой парк тракторной и другой с/х техники. Так в Егорлыкском районе юные конструкторы районной станции юных техников разработали и собрали мини трактор, который в летнюю пору интенсивно использовался на полях. Все ремонтные работы с использованием самодельной оснастки выполняли старшеклассники сельских школ.

Творческие задачи школьникам


  1. В ал 1-ведущий, вал 2-ведомый. Ведущий вал получает вращение непосредственно от двигателя. Ведомый же вал получает вращение от ведущего. Оба вала вращаются в разные стороны. Как заставить вал 2 вращаться по часовой стрелке? Вал 1 направление вращения не изменяет.


Ответ 1. Между валами поставить еще один – промежуточный вал.


Ответ 2. Соединить валы ременной передачей.


  1. В ал 1-ведущий, валы 2 и 3 входят в зацепление с валом 1. Между этими валами существуют силы трения, благодаря которым от одного вала могли бы вращаться два других. Такая передача движения от ведущего вала ведомым называется фрикционной. Как вы думаете, в какую сторону будут вращаться валы 2 и 3? Или, может, они не будут вращаться вообще?


Ответ. Передача не работоспособна, так как вал 3 будет стремиться вращать вал 1 в направлении, противоположном заданному. Кольцевые передачи с нечетным числом валов неработоспособны.


  1. П ередайте вращение от ведущего вала 1 ведомому валу 2 так, чтобы последний вращался в первом случае в 3 раза быстрее, во втором – 3 раза медленнее.


Ответ. Первый случай вращение осуществляется с помощью фрикционной передачи в виде насаженных на вал двух втулок 1, которые доводят диаметр вала А до соотношения с диаметром вала В, равного 3:1

Второй случай: эти же втулки пересадить с вала А на вал В.

  1. Вал 1 – ведущий, остальные – ведомые. Какие передачи, из приведенных ниже, работоспособны:

Ответ. Работоспособны все передачи, кроме передачи «г», состоящей из пяти замкнутых в кольцо валов.


  1. К ак передать вращение с одного вала (вращение его показано стрелкой) на другой, не применяя дополнительных деталей (с самими валами можно проводить любые операции)?


Ответ: Сделать с торцов запилы и на клею вставить один в другой.


  1. Как насадить головку 1 на валик 2 таким образом, чтобы она свободно вращалась, но не спадала с валика? (Пунктирными линиями в головке показано круглое отверстие).


Ответ: Надо на валике 2 сделать кольцевой паз 3, затем насадить на него головку 1 с отверстием 4, в котором нарезана резьба. В отверстие 4 ввинтить болт 5 так, чтобы он вошел в паз 3.



  1. Передайте вращение от вала 1 валу 2, чтобы последний вращался в 2 раза медленнее.


О твет: Вращение осуществляется с помощью фрикционной передачи (насаженных на вал 2 колец 3). Кольца 3 доводят диаметр вала 2 до соотношения с диаметром вала 1 – 2:1.


  1. Имеются четыре вала одинакового диаметра. Вал 1 – ведущий. Передайте от него вращение другим валам так, чтобы вал 2 вращался в 2 раза быстрее вала 1 и в 4 раза медленнее вала 3, а вал 3 – медленнее вала 4 в 8 раз:


Ответ: Можно воспользоваться фрикционной передачей, насадив на валы 1, 2, 3 кольца нужных диаметров: диаметр вала 1 должен быть в 2 раза больше диаметра вала 2. Диаметр колец вала 2 – в 4 раза больше диаметра вала 3. Диаметр колец вала 3 – в 8 раз больше диаметра вала 4.

  1. П редложите простое устройство, которое за один оборот вала 1 отклонило бы вверх стержень 3 раза.


Ответ:







  1. По лотку 1 с интервалом катятся шарики. Сконструируйте устройство, которое направляло бы шарики поочередно по лотку 2 и по лотку 3.





Ответ:






  1. П о лотку с некоторыми постоянными интервалами катятся шарики. Предложите схему устройства, которое позволяло бы автоматически направлять шарики поочередно по трем каналам, направляя сначала шарик в крайний левый канал, затем во второй канал, потом в третий, затем все повторяется.



Ответ:





г.Ростов-на-Дону 2018 г.

Сохранить у себя:
Методическое пособие "Формы и методы организации технического творчества и объекты технической деятельности детей".

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки