«Формирование навыков коммуникации в рамках предмета «Английский язык» в начальной школе»
Учитель... Учитель русского языка, учитель математики, учитель
музыки... Каждый учитель имеет свой мир правил, чисел или событий, но всех нас объединяет одно – дети.
Говоря о начальной школе, мы имеем в виду возраст от 7 до 10-11. Скажите, пожалуйста, что любят дети это возраста? Ведь понятно, что ребенок, поступающий в первый класс и по окончанию начальной школы это 2 полиса. Они абсолютно разные, но что-то их объединяет… Что они все любят? (ответы)
А ведь приключения, магия рядом с каким словом? – сказки! А никто не задумывался почему? В сказке в образной форме заключена мудрость, какая-то мысль. И дети считывают эту мысль не аналитическим путем, а с помощью принтинга. Они ее просто впечатывают в свое сознание. И странно наблюдать, как многие учителя пытаются говорить с детьми на взрослом языке. Дети их просто не слышат, не понимают, потому что они говорят просто на другом языке.
Если мы хотим доставить ребёнку радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, повысить мотивацию к учению, то мы должны научиться слышать их, и общаться с детьми на их языке, чтоб они понимали нас. А что это за язык? Язык образов.
Специалисты выделяют наиболее значимые навыки XXI в., к которым относят четыре «К»: коммуникацию, кооперацию, креативность и критическое мышление. Ведь ни для кого не секрет, что за последние годы произошел информационный взрыв: 90 % информации было создано за последние несколько лет. Мощный информационный поток влияет на любого человека, в том числе на детей младшего возраста с их пластичным мозгом. Современные дети по-другому воспринимают и обрабатывают информацию. Практически у каждого ребенка есть электронный девайс, с помощью которого он может найти ответ на интересующий его вопрос. Различные данные больше не надо запоминать, достаточно знать «путь к ним»... Память становится кратковременной и неглубокой. Мозг способен обрабатывать информацию только небольшими порциями. Произошел переход от одной модели мышления – линейной к другой – сетевой, построенной на визуальных образах. Мышление становится клиповым.
В связи с этим, наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни. В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является использование современных инновационных технологий. Поэтому все методы, приемы, технологии, выбираемые учителем при работе с детьми должны быть интересными детям в первую очередь. Чтобы фраза I like English, не была просто текстом.
Умение выстраивать межличностные отношения выдвигается на первый план. Но почему же большинство детей, выпускаясь из школы, знают язык, а не могут говорить на нем?! Каждый учитель должен задать себе вопрос: какого ученика мы хотим получить в итоге: который будет лишь знать язык или который будет уметь общаться на иностранном языке. На мой взгляд, самая первая основная проблема в том, что дети не умеют общаться на иностранном языке – это то, что у них имеется психологический барьер. У некоторых детей он есть еще до школы, а некоторые приобретают его в процессе обучения.
Такая ситуация: ребенок гуляет с мамой и вдруг кричит: «Абака». Понятно, что он имеет ввиду… собака…А теперь представьте, что мама произносит такие слова: Сынок, ты неправильно говоришь, нужно собака. Мы сжимаем губы и усилием выпускаем сссс… Повтори за мной – СССС Собака…собака… Какова реакция ребенка? Что произойдет с ним? Если у ребенка устойчивая психика, то он просто выслушает и продолжит заниматься своими делами, а если нет, то ребенок просто уйдет в себя и еще какое-то время говорить не будет. Поэтому в первую очередь – хорошие родители радуются! Радуются тому, что ребенок говорит! Дети не думают, как сказать, они думают- что сказать.
Что же делают чаще всего учителя иностранного языка на начальном этапе обучения?! Они остро реагируют на ошибки! Перебивают ребенка, исправляют его, хотя речь его не сформирована. В первую очередь важно понять, что чувствует ребенок, когда ты с ним говоришь на совершенно непонятном зыке.
На одном из уроков я наблюдала такую картину, как объясняли слово Thank you. Объясняя звук th, некоторые учителя говорят: «Кончик языка высунуть (подальше, поближе, поправляют каждого…) произносим з, с.» Понятное дело, что ребенок даже если 1 раз случайно произнес правильно, не факт, что он в следующий раз будет произносить точно также. Отрабатывают этот звук хором, причем несколько раз, вследствие этого некоторые дети запомнили неправильно. На следующем уроке, раздавая тетради, ребенок говорит thank you, и говорит неправильно. Что чувствует ребенок?! Гордость; а учитель – он, исправляет его, и, более того, может попросить весь класс научить этого ученика правильно говорить. В итоге, в следующий раз, ребенок даже если будет знать, он не скажет ничего.
На своих уроках я реагирую так, чтобы ребенок этого не заметил. При обучении иностранному языку я помню 2 момента – обрадоваться ответу ребенка и дать правильный ответ, а также, что перебивать ребенка нельзя, пока речь не сформируется. Таким образом, на начальном этапе обеспечиваю изучение иностранного языка, как можно больше именно через аудиальное восприятие, и именно - носителями языка. Дети, не проводя никаких сложных аналитических процессов, просто впечатывают правильный вариант в свое сознание. Но важно помнить, что когда учащиеся говорят уже достаточно интенсивно – исправлять ошибки на этом этапе можно и нужно.
Мозг ребенка можно представить в виде айсберга. Верхняя часть айсберга – это активная лексика. А все остальное – это пассивная. Пассив формируется из ежедневного прослушивания дисков, мультфильмов, фильмов, музыки на иностранном языке. А актив – за счет того, что ребенок слушает вас на уроке. Невозможно сформировать уверенную речь, если в пассиве ничего нет. Только тогда айсберг будет на плаву, когда в пассиве гораздо больше информации, чем в активе. Отсюда возникает вопрос: зачем нужен учитель? В чем основная функция учителя на уроке?! – Создать такие условия и ситуации, которые помогут перевести пассив в актив!
В третьих и четвертых классах достаточно много времени уделяется работе с текстами. Большинство учебников построены таким образом, что дается текст, и с этим текстом производится некая работа: вопросы, инсценируют, составляют диалоги, говорят правда или ложь и т.д. Но, нужно помнить одно! Очень важно детей от текста «отрывать». Можно работать с текстом, а можно работать на основе текста.
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Что делаю я на своих уроках?! Например, взять сказку «Златовласка и 3 медведя» (аналог Машенька и 3 медведя). Можно задать вопрос: Кого она встретила в лесу? А можно спросить: почему маленькая девочка оказалась одна в лесу? Таким образом, ребенок, чтобы ответить на этот вопрос, должен оттолкнуться от своих собственных мыслей, при этом он будет преобразовывать свою пассивную лексику в активную.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении выполняется единственная задача: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Надо только помнить, что школу делает школой учитель.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным и мобильным.
На протяжении последних лет на своих уроках я активно применяю метод языкового погружения. Его суть заключается в том, что на протяжении всего курса (при полном погружении) или в течение отдельного урока либо его значительной части (при частичном погружении) учитель и ученики говорят только на изучаемом языке, не пользуясь родным языком. Особый восторг от таких уроков испытывают учащиеся младших классов. Они чувствуют себя настоящими англичанами!
Плюсы метода погружения следующие:
развитие коммуникативных способностей;
совершенствование фонетических навыков;
развитие творческих способностей.
В начале своей профессиональной деятельности я «взяла на вооружение» метод проектов и активно его использую. Но время не стоит на месте, с развитием мультимедийных технологий, интернета, учащиеся старшей школы теряют интерес к проектной деятельности, работа над проектами для них превращается в «бумажную волокиту». С каждым годом проекты все больше становятся обычным домашним заданием, мотивация сходится на нет.
В поисках нового пути мотивирования учеников, я обнаружила технологию кейс-стади (case-study) - инновационный метод, помогающий не только внести разнообразие в проведение уроков, но и позволяющий учащимся выйти на качественно новый виток мышления, а, следовательно, и формирования личности.
метод кейс-стади формирует: аналитические навыки; коммуникативные навыки; практические навыки; социальные навыки; творческие навыки.
Безусловно, об инновационных методах ведения урока можно говорить долгое время, но ключевое слово, определяющее деятельность учителя, – развитие.
А закончить я хотела бы тем, что больше всего любят дети – сказкой.
Давным-давно, в одном тридевятом царстве проходил конкурс лесорубов. И вот король созвал лесорубов со всего царства, и целую неделю они рубили лес, и выявляли самого сильного. В итоге определилось 2 победителя. Чтобы разрешить спор, на следующее утро, король и 2 финалиста прибыли к большой горе. С одной стороны стоял Шведский лесоруб, а с другой Норвежский. «Тот, кто первым доберется до вершины – тот и победитель: - сказал король. Лесорубы принялись за дело: они рубили, рубили, рубили не покладая сил. И вдруг у Норвежский лесоруб замолчал. «Неужели он устал?» - подумал Шведский лесоруб. Через 2 минуты снова раздался стук топора Норвежского лесоруба. Через час, он снова замолчал. И тут Шведский лесоруб обрадовался: «Теперь-то я точно выиграю!!!» Но каково было его удивление, когда победу присудили Норвежскому лесорубу. После состязания они встретились и Шведский лесоруб спросил у Норвежского лесоруба: «Как так произошло, что я не останавливаясь ни на минуту, не смог справиться быстрее тебя?». На что ему прозвучал ответ: «Я делал перерыв для того, чтобы наточить свой топор».
Мне бы хотелось, чтобы у каждого учителя, несмотря на его загруженность, была минутка, чтобы наточить его методический топор. Спасибо за внимание!