Методический семинар
«Творческие способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в малокомплектной
сельской школе»
Наверное, почти каждый учитель, работающий в современной школе, вынужден периодически сталкиваться в своей педагогической практике с проблемой низкого интереса учащихся к своему предмету. Причины подобного детского равнодушия, в некоторых случаях даже переходящего в скрытую или явную озлобленность против самого учителя, могут быть самыми разными: это и сложности с пониманием и запоминанием учебного материала, отбивающие к нему всякий интерес, и традиционная лень учащихся или отсутствие над ними необходимого контроля со стороны родителей, и всепоглощающее влияние индустрии развлечений (компьютерные игры, соцсети и т. д.), переключающее внимание детей на более «привлекательные» занятия и съедающее все их свободное время.
В еще большей степени все вышеперечисленное относится к малокомплектным школам, находящимся в сельской местности, где качество жизни на порядок ниже, чем в городе, работы для населения нет, а дети во многом лишены тех социальных возможностей, которые имеют их городские сверстники. В таких непростых условиях обычный сельский учитель может только одним способом привить детям интерес к своему предмету – творческим применением всей системы разнообразных педагогических технологий, направленных на формирование познавательной активности учащихся.
Мой семинар называется: «Творческие способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в малокомплектной сельской школе».
Понятие «творческие способы» я использую в смысле «необычные, оригинальные, интересные способы». Возможно, кто-то, прослушав семинар, скажет: да ничего особо оригинального в этих творческих способах нет, все это уже давно всем известно, ничего теоретически нового для себя мы не открыли.
На это я могу ответить следующее. В интернете я просмотрел немало методических семинаров по своим предметам и, к огорчению для себя, вынужден констатировать, что очень многие из них откровенно злоупотребляют теоретической составляющей, изложенной в тезисной форме и безо всякой связи с практической деятельностью. Нет конкретного описания используемых технологий, нет примеров, зато много общих слов, из которых трудно понять, насколько действительно полезными являются предлагаемые методические рецепты. Мне бы не хотелось впадать в подобную крайность, поэтому в своем семинаре я не буду использовать какие-то заумные технологии, не связанные с реальной жизнью, а расскажу о тех творческих способах, приемах и методах, которые я сам использую на уроках истории и обществознания и которые являются практически ценными в условиях работы с детьми в малокомплектной сельской школе. Изложение этих творческих приемов будет сопровождаться авторскими примерами из моей педагогической практики.
Чем отличается малокомплектная сельская школа от городской? Здесь можно выделить много отличий, но я назову только три из них, потому что они имеют непосредственное значение для понимания тех творческих технологий, которые я использую на уроках.
Первое положение: скромная материально-техническая база. Хорошо известно, что одним из главных столпов, на которых основаны новые стандарты, является широкое использование ИКТ в образовательном процессе. Это и наглядность, и информативность, и применение самых разных образовательных технологий. Однако в сельских условиях возможности использования ИКТ ограничены. Конечно, ситуация очень варьируется в зависимости от конкретного населенного пункта, но в целом по сравнению с городскими образовательными учреждениями сельские школы заметно уступают в своих технических возможностях. А это в свою очередь обуславливает необходимость применения особых творческих средств и способов обучения.
Второе положение: малочисленность учащихся. Кроме использования ИКТ еще одним коньком ФГОС считается групповая форма обучения. Мне кажется, что и в больших классах городских школ эта форма далеко не всегда является методологически адекватной, тем более затруднительно ее использование в малокомплектных школах, где учащихся немного и все они разные по своим способностям. Очевидно, что эта форма обучения и основанные на ней образовательные технологии, являются ограниченно годными или даже совсем невозможными в сельских образовательных учреждениях.
Третье положение: «особенные дети». Под словосочетанием «особенные дети» я не имею в виду «ограниченные в своем умственном развитии». Особенные они скорее в социальном или в семейном отношении: многие из них из неполных семей, многие являются не родными, а сводными братьями и сестрами, многие живут в очень скромных условиях, а их родители полагают, что главной школьной задачей детей является не всестороннее личностное развитие, а подготовка к экзаменам по главным предметам – математике и русскому языку. На остальные предметы при этом не уделяется должного внимания как «необязательным». Как в таких условиях заинтересовать детей своим предметом? Опять же, как и в двух первых случаях, только использованием особых творческих технологий.
Какие же творческие способы активизации познавательной деятельности учащихся я использую на занятиях? Прежде чем перейти к ним, охарактеризую организационную и методическую структуру урока, которая сложилась в моей педагогической практике.
Стандартный урок изучения нового материала состоит из трех этапов: этап определения темы и целей, этап изучения нового материала и этап обобщения знаний.
Первый этап включает в себя определение учащимися темы, целей и проблемного вопроса урока через создание проблемной ситуации на основе предложенного учителем материала в виде схемы, текста или устного вопроса. Определение учащимися одновременно темы, целей и проблемного вопроса не является обязательным условием. В зависимости от изучаемого материала учащимся предлагается определить тему и цели, только тему или только цели, проблемный вопрос и цели при заданной теме. Далее будут показаны некоторые примеры создания проблемных заданий в начале урока.
Этап изучения нового материала является вторым и самым большим этапом урока. В своей основе он сводится к рассказу учителя. Как наука история не может не быть повествовательной. История так и переводится с греческого – «рассказ». Поэтому, что бы там ни было записано в стандартах, на моих уроках роль учителя в изучении нового материала является не вспомогательной, а решающей. Это вызвано не только моей личной позицией, но и объективными причинами. Я постоянно использую на уроках большой дополнительный материал, который только в устной форме можно донести до учащихся, кроме того большое значение придается письменной работе: дети много пишут в тетрадях под диктовку.
При этом решающая роль учителя совсем не означает пассивной роли учащихся. И на уроках истории и на уроках обществознания, где дети гораздо активнее принимают участие в изучении темы, я использую наиболее подходящую для небольших классов – фронтальную форму обучения и связанные с ней способы обратной связи: фронтальный опрос, эвристическую беседу, проблемное изложение, иллюстративный метод, составление алгоритма по теме, работу с книгой, дидактические игры, а также – индивидуальную форму обучения, которая находит свое воплощение преимущественно в разнообразных практических задачах. Подробнее о некоторых используемых мной методах будет сказано ниже.
Третий этап – этап обобщения знаний – представляет собой проверку того, насколько полно и адекватно учащиеся усвоили тему. Обобщение проводится в форме выполнения какого-либо творческого задания, которое в той или иной форме возвращает класс к тем целям и проблемам, которые были поставлены в начале занятия и теперь ждут своего осмысления на новом уровне – с учетом тех знаний, которые получили учащиеся на уроке.
Урок начинается с определения темы, целей или проблемного вопроса. Формулируют перечисленные элементы сами учащиеся при содействии учителя и на основе проблемных заданий, им составленных. В качестве проблемных заданий могут выступать схемы, тексты, отдельные слова и словосочетания, вопросы, картинки, аудио-видео файлы. Приведу несколько примеров придуманных мной творческих проблемных заданий, которые я использую на уроках истории и обществознания.
Урок обществознания в 6 классе на тему «Образование и самообразование». Цель проблемного задания: учащиеся должны определить тему и проблемный вопрос урока. Описание: перед началом урока учитель записывает на доске известный афоризм Д. И. Писарева и просит учащихся внимательно его прочитать и сформулировать на его основе тему и проблемный вопрос занятия. Афоризм: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий». Учащиеся довольно быстро формулируют тему и проблемный вопрос: почем так важно заниматься самообразованием? Это сравнительно простое задание. А вот пример более сложного – проблемное задание в форме одного слова.
Урок истории в 6 классе на тему «Реконкиста». Цель проблемного задания: учащимся известно название темы (иностранное слово), но неизвестно его значение, они должны раскрыть смысл названия и тем самым понять, о чем будет идти речь. Описание: в начале урока учитель записывает на доске слово «Реконкиста» и просит учащихся догадаться, о какой стране сегодня пойдет речь на уроке. Несмотря на то, что слово детям не знакомо, его красивая южная окраска может навести некоторых из них на правильный ответ. В противном случае учащиеся начнут просто перебирать в памяти известные им страны: так методом исключения будет названа Испания. После этого учитель называет перевод «реконкисты» с испанского языка – «отвоевание» и предлагает учащимся вспомнить все то, что они знают об истории Испании и связать эти знания со словом «отвоевание», чтобы тем самым выяснить смысл названия «Реконкиста». В результате учащиеся вспоминают об арабском завоевании Пиренейского полуострова и таким образом приходят к нужному результату: реконкиста – отвоевание христианами земель, захваченных арабами.
Урок истории в 6 классе на тему «Князь Владимир и крещение Руси». Цель проблемного задания: учащиеся должны сформулировать проблемный вопрос урока. Описание: в начале урока учитель проводит в классе фронтальный опрос на тему «Русские князья в IX-X веках». По мере того как дети называют имена правителей, учитель оформляет генеалогическую схему на доске. После записи имени Святослава учитель сообщает учащимся новые для них сведения о детях русского князя, записывая на доске имена трех сыновей и подписи к ним: Олег (убит Ярополком), Ярополк (убит Владимиром), Владимир (Святой). После этого учитель, указывая на последнюю запись, предлагает учащимся сформулировать проблемный вопрос урока. Как правило, учащиеся быстро выделяют не один, а даже два проблемных вопроса: как стало возможным, что родные братья стали убивать друг друга и каким образом убийца был провозглашен святым?
После этапа «Определение темы и целей» начинается изучение нового материала. Учитывая решающую роль учителя на уроке, последнему необходимо поддерживать постоянное внимание, интерес, внутреннюю собранность учащихся. Каким образом достичь этого? Я использую следующие основные способы: художественное изложение материала, методы обратной связи и предметную наглядность в обучении. Рассмотрим их подробнее.
Художественное изложение материала. Наши учебники истории и обществознания (8-9 класс) написаны сухим, не всегда понятным языком, что делают их скучными, малоинтересными для учащихся. Эмоциональный стиль изложения, живые примеры из истории помогают преодолеть эту крайность, активизировать внимание учащихся. Подходящий материал я беру из следующих источников: сочинения историков прошлого (Геродот, Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и др.), учебники, книги для чтения и монографии современных историков (Н. Я. Эйдельман, Е. В. Анисимов, Н. А. Троицкий и др.), популярные исторические журналы, биографические выпуски («Военная история», «Загадки истории», «100 великих имен», «100 великих человек, которые изменили ход истории» и др.), материалы СМИ, случаи из жизни (на уроках обществознания).
Другим способом поддержания внимания учащихся и одновременно вовлечения их в работу является применение таких методов обучения, которые обеспечивают обратную связь с детьми: это фронтальный опрос, эвристическая беседа, проблемные задачи, дидактические игры и кроссворды.
Третьим способом активизации познавательной деятельности учащихся является использование предметной наглядности в обучении. Каким образом она создается в скромных условиях малокомплектной школы? Наглядность обеспечивается следующими средствами: использованием специального дидактического печатного материала, художественным оформлением ученических тетрадей и помещением в них цветных исторических карт и избирательным применением компьютера для демонстрации видеоматериалов.
Первым наглядным средством обучения, является использование специального дидактического печатного материала, содержащего портреты исторических лиц, карты, схемы (у каждого учащегося есть специальный личный конверт для хранения этих материалов). Кроме цветных пособий в эти конверты помещаются и некоторые тексты, содержащие дополнительную учебную информацию. Благодаря использованию этого средства обучения учащиеся быстрее запоминают необходимые данные, лучше ориентируются в учебном материале.
Еще одно средство – художественное оформление ученических тетрадей и помещение в них цветных исторических карт. На рисунках могут быть изображены корабль «Мэйфлауэр» («Английские колонии в Северной Америке»), элементы крестьянской избы («Быт русских крестьян»), замок феодала («В рыцарском замке») и т. д. На картах – различные историко-географические объекты и сопутствующие им явления: военные действия, размещение производительных сил и т. д. Использование этого средства не только украшает тетради и создает яркие запоминающиеся образы, но и помогает учащимся быстрее и проще усвоить учебный материал.
Третье средство наглядности – избирательное использование компьютера для демонстрации видеоматериалов. На уроках обществознания при обсуждении таких тем как «Моральный выбор», «Долг и совесть», «Право на различие» организуется просмотр короткометражных фильмов «Мост», «Страна игрушек», «Адажио». Главное достоинство этого средства – эмоциональный эффект от просмотра, которого не всегда можно добиться, используя устный рассказ. Например, тема «Моральный выбор» очень скучно изложена в учебнике, как подтолкнуть детей к осознанию всей сложности такого выбора? Таким толчком может стать чешский фильм «Мост» (2003), в котором проблема морального выбора поставлена безжалостно прямо. По сюжету картины работник железной дороги, разводящий мосты, должен принять страшное решение: спасти жизни незнакомых ему пассажиров поезда, но при этом раздавив своего сына, который застрял на путях, или спасти родного человека, пожертвовав сотнями чужих жизней. Герой фильма выбирает первый вариант, а учащиеся становятся свидетелями тяжелой эмоциональной драмы и уже по-другому воспринимают проблему урока.
Возвращаясь к активным формам обучения, хотелось бы рассказать о своем опыте использования кроссвордов, потому что их разгадывание – самое любимое детьми занятие. Кроссворды я составляю и по истории, и по обществознанию. По обществознанию мной составлены сборники кроссвордов ко всем классам основной школы, по истории Древнего мира я составляю кроссворды на каждый урок. Разгадывание кроссвордов проводится индивидуально каждым учащимся или коллективно всем классом. Во втором случае большой лист бумаги с изображенной на нем кроссвордной сеткой помещается в центре доски, учитель по очереди читает вопросы, учащиеся поднимают руки и в случае правильного ответа отгаданное слово заносится в сетку, а тому, кто назвал слово, зачисляется один балл.
Создание кроссвордной сетки происходит автоматически в компьютерной программе Homacosoft Crossword Creator, но слова и вопросы придумываю я сам. По уровню сложности кроссворды делятся на обычные, составленные по материалам параграфов и доступные для решения учащимися средних способностей, и особенные: предложенные в них вопросы отличаются не только повышенной сложностью, но и необычностью формулировок. Данные кроссворды адресованы талантливым и любознательным ребятам, хорошо усвоившим тему, способным мыслить логически и творчески. Покажу на примере, что представляют собой такие кроссворды.
В качестве примера использованы вопросы из кроссворда на тему «Древняя Азия». Вопросы: «Бык» + «дом» = (…) Укажите пропущенное слово (Алфавит). «Место, где нет ни земли, ни воды, ни воздуха, ни огня, ни солнца, ни луны, ни этого мира, ни другого мира. Оно не движется и не стоит, оно ни на чем не основано. Оно, по истине, конец страдания» (Нирвана). «Место, где живет снег» (Гималаи). По своей природе он невидим и неизобразим, и даже избранные слышали только его голос (Яхве). Она стала самым длинным кладбищем в истории (Стена). Как можно видеть на примерах, вопросы предполагают не только хорошее знание материала учащимися, но и использование ими логики, сообразительности, умения фантазировать.
На этом я бы хотел завершить свой семинар. Надеюсь, он был достаточно интересным и, хотя бы в чем-то полезным для присутствующих. Благодарю за внимание!