Методический семинар

  1. Визитная карточка

Здравствуйте, уважаемые члены комиссии, коллеги. Меня зовут Савинова Вера Алексеевна. Я работаю учителем начальных классов в МБОУ «Большеокуловская СШ». Стаж педагогической деятельности 31 год. Имею высшее педагогическое образование, высшую категорию. Являюсь руководителем методического объединения учителей начальных классов сельских школ.

Эпиграфом своей работы я выбрала высказывания В.А.Сухомлинского «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

  1. Тема методического семинара

Тема моей работы «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»

  1. Цели и задачи педагогического опыта

Перед собой я поставила следующую цель «Создание условий для проявления и развития ребенком своих творческих интересов на основе свободного выбора». Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. Приобщать учащихся к творческой работе.
  2. Прививать интерес к поиску необычного, нового.
  3. Развивать навыки созидания, самореализации.
  4. Поддерживать и развивать творчество.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеокуловская средняя школа»





Методический семинар


«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста
на уроках и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»




Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ Большеокуловская СШ»

Савинова Вера Алексеевна


2019 год


  1. Визитная карточка

Здравствуйте, уважаемые члены комиссии, коллеги. Меня зовут Савинова Вера Алексеевна. Я работаю учителем начальных классов в МБОУ «Большеокуловская СШ». Стаж педагогической деятельности 31 год. Имею высшее педагогическое образование, высшую категорию. Являюсь руководителем методического объединения учителей начальных классов сельских школ.

Эпиграфом своей работы я выбрала высказывания В.А.Сухомлинского «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».


  1. Тема методического семинара

Тема моей работы «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»


  1. Цели и задачи педагогического опыта

Перед собой я поставила следующую цель «Создание условий для проявления и развития ребенком своих творческих интересов на основе свободного выбора». Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. Приобщать учащихся к творческой работе.

  2. Прививать интерес к поиску необычного, нового.

  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

  4. Поддерживать и развивать творчество.


  1. Актуальность

Я не случайно выбрала эту тему.

Развитие творческих способностей младших школьников является главной задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. При этом воспитание не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Над данной темой работали многие выдающиеся учёные, такие как В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, А. Эйнштейн, И. П. Волков. Паустовский К. Г. писал «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».  Ян Амос Коменский отметил «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».


  1. Ведущая педагогическая идея

Развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого, используя для этого урочную и внеурочную деятельность.


  1. Реализация идеи

Всю работу я разделила на несколько блоков:

1. Участие в олимпиадах

2. Участие в конкурсах и мероприятиях

3. Участие в проектах и акциях

4. Творческие уроки


1) Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития творчества детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой, они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации. Обучающиеся моего класса принимают активное участие в таких олимпиадах как ИНФОУРОК, «BRICSMATH.COM», «МетаШкола», «Плюс», «Русский с Пушкиным», «Заврики», «КОМПЭДУ», «Дино», «МИНОБР. ОРГ» и др.


2) Так же одним из самых действенных способов побудить творческую активность - это предложить участие в творческом мероприятии: концерте или спектакле, а также в фестивале или конкурсе. Детям хочется себя показать и на других посмотреть, им важно и само участие в творческом состязании, но не менее важно получить признание своей творческой деятельности, т.е. победить. Моя задача, как педагога, помочь в самореализации и так организовать свою работу, чтобы эта часть его творческого пути была успешной. Развитие творческих способностей ребёнка происходит в присущей ему деятельности: конструировании, изобразительной деятельности, речевой и игровой. Дети участвовали в таких конкурсах как региональный конкурс творческих работ «Как хорошо уметь читать», епархальные конкурсы детского творчества «Красота Божьего мира», «Свет Рождества Христова», «Пасха Красная», конкурс детского рисунка «Окская судоверфь глазами детей», «России верные сыны» «Новогодний серпантин», «Животные красной книги», «Моя семья», «Мир книги», «Мой день народного единства», Всероссийский Интернет-конкурс детского творчества «Природа родного края». Конкурс творческих работ «Колокола памяти», конкурс поделок «Открытка ветерану», конкурс кормушек для птиц. С удовольствием дети читали стихи на школьном конкурсе чтецов, посвящённому Дню матери «Самые дорогие слова». Неоднократно выступали с художественными номерами в ГБУ «КЦСОН». Каждый год ребята моего класса принимают участие в конкурсе Районных детских Рождественских чтениях. Нравится ребятам выступать перед родителями. Самый ответственный праздник - это праздник посвящённый мама и бабушкам. Дети показывают свои таланты, исполняя художественные номера, а также родители любуются выставкой «Наше творчество».


3) Цели использования метода проектов – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Результаты реализации проекта способствуют формированию коммуникативной и информационной компетентностей,   развитию целенаправленных поисковых способностей в работе с информацией, формируют презентационные умения детей, развивают речь малышей. Кроме того, решаются задачи формирования у учащихся положительного отношения к себе,  уверенности в своих силах.  Но главное - развивается способность работать творчески. Мы выполняли проекты, такие как «В гостях у буквы», «Страницы истории родного города», «Моя малая родина – моё село», «Дорога добра», «Я и моя семья», «Мои домашние питомцы», «Как я могу защитить природу» и др.


4) Социальные акции — одно из направлений позитивной социализации школьников. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький ребенок способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение. С помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества детей нужную идею, привлечь внимание к проблеме. Дети приняли участие в социальных акциях таких как «Вторая жизнь», «Добрые крышечки», «Книге – вторая жизнь», «Социальный погребок» и др.

 

5) Развитие творческих способностей осуществляется не только на внеклассных мероприятиях, но и на всех уроках. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу.  Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности. Дети сочиняют стихи, синквейны, рисуют рисунки на заданные темы, изготовляют книжки-малышки, орфографические и толковые словарики. Мы проводим различного вида уроки, такие как, проблемные уроки, уроки — игры, уроки-экскурсии, урок-исследование, урок-путешествие, урок — творческий отчет, урок-проект.


  1. Результативность

1) Показателем того, что данная работа не проходит даром, что она действительно необходима и интересна, являются победы моих учеников на различных конкурсах, олимпиадах. Дети находят применение своим творческим способностям. Они являются активными участниками школьных, муниципальных, региональных и федеральных конкурсов. Ребята — любознательны, инициативны, стремятся к самореализации своих возможностей, некоторые посещают по нескольку кружков, как в стенах школы, так и в учреждениях дополнительного образования. В нашем классе есть призёры и победители школьных, районных, региональных и федеральных конкурсов.


2) В процессе реализации комплекса внеклассных мероприятий и занятий, были заметны положительные личностные изменения у учеников. Дети стали более общительными - смогли расширить круг друзей и знакомых, перестали стесняться публичного выступления. Мы можем видеть, как изменились «Качества личности», «Уровень самооценки», «Уровень сотрудничества», «Межличностные отношения».


  1. Заключение

1) Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей каждого школьника через систему творческих заданий.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу — воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

2) Закончить своё выступление я хочу словами В.А.Сухомлинского

«Через сказку, фантазию, игру – через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребёнка».

Сохранить у себя:
Методический семинар

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки